Остров Гавайи. Пуухонуа-о-Хонаунау. Джек Лондон

http://proza.ru/2022/12/17/534

Об этом национальном парке Джек Лондон ничего не писал - в его время его просто не было. Но в рассказах "Берцовыe кости"и "Кости Кахекили" он упоминает о древних традициях гавайцев.  Меня всегда интересует история и я с радостью поехала на экскурсию в Пуухонуа о Хонаунау - это целый комплекс археологических памятников и сооружений, в который входят сезонная королевская резиденция и убежище для нарушителей закона и пацифистов.

Королевская резиденция использовалась в определенное время года. Удивительно, что на Гавайях строгому распорядку подчиняется не только погода - в старину сезон посадки растений сменялся сезоном игр и развлечений, за которым следовал сезон сбора урожая, который сменялся сезоном войны. Гид утверждал, что Кук погиб только потому, что прибыл в сезон войны, о котором он, естественно, не подозревал. 

Все кто не мог или не хотел участвовать в боевых действиях собирались в священном  убежище Пуухонуа, которое отделено от королевских земель л-образной стеной, длинной 1000 футов (305 метров), высотой 10 футов (3 с лишним метра) и шириной  18 футов (5.5 метров).  Стена сложена из кусков лавы, настолько точно пригнанных друг к другу без всяких скрепляющих средств, что стоит уже много веков, несмотря на шторма, цунами и ураганы. Если преступник или отказавшийся воевать успевал добежать до стены и перелезть ее, то никто не смел его тронуть - обитатели убежища были табу. Преступник не оставался в убежище навсегда - его там встречал священник, который помогал ему осознать свои прегрешения и покаяться, и после церемонии отпущения грехов, он мог вернуться в общество.

Главным и наиболее частым преступлением было нарушение капу, священных законов, которые имели первостепенное значение для гавайской культуры. Капу (сравните это слово с табу) было много и нарушение любого из них каралось очень сурово, вплоть до смерти. Одним из капу был запрет на совместную трапезу мужчин и женщин, другим - ловля рыбы не в сезон. Простолюдины не могли подходить слишком близко к вождю, прикасаться к любому его имуществу, идти по его стопам, даже тень не смела падать на территорию вокруг королевской резиденции. Когда алия (вождь) появлялся, все простые поданные должны были лежать носом в землю и ни в коем случае не смотреть на его величество. 

Самое страшное преступление это кража костей, особенно костей вождя, в которых пребывала мана - сила. Кости предков иногда хранились в храмах, а иногда в тайных пещерах. Герой рассказа "Берцовые кости", принц Акули так рассказывает об экспедиции за костями предков:" Спустись в пруд в этом месте, — сказал он. — Спускаясь, ощупывай камень рукой, и на глубине десяти футов нащупаешь яму, пещеру. Войди в нее головою вперед, но войди медленно — края лавы остры и могут рассечь тебе голову и тело». «А потом?» — спросил я. «Ты увидишь, что ход расширяется, — был ответ. — Когда пройдешь по этому коридору шестьдесят футов, потихоньку начни подниматься, и голова твоя выйдет из воды в темноте. Там жди меня! Вода очень холодная!» Мне это не понравилось; я ожидал не холодной воды и не потемок, а костей. «Иди первым!» — сказал я. Старик стал уверять, что не может. «Ты алии, мой принц! — ответил он. — Нельзя, чтобы я вперед тебя вошел в священное хранилище костей твоих царственных предков!» То, что он увидел в пещере в глубине горы потрясло его: “У нас недаром самая высокая и древняя родословная на островах. Здесь было все, о чем я слыхал или мечтал, и многое, о чем я не имел представления. Пещера была изумительная! ...Здесь лежали все наши гавайские предки от начала гавайских времен, связки костей, бережно завернутые в тапа; ну, точь-в-точь посылочное отделение почтовой конторы!”

Королевская резиденция служила местом переговоров, размышлений, и отдыха. Алия прибывал сюда со своими советниками и священниками.  Звук пу (раковины) возвещал о его приближении, чтобы простолюдины успели подготовиться и не нарушить капу. В течение нескольких месяцев на платформах из лавовых камней проводили церемонии и собрания. Сюда могли прибыть другие вожди вести переговоры о войне или мире, встречаясь в тени халау (крытого травой навеса).  Во время Макахики, празднования древнего гавайского Нового Года, алия и приближенные играли в Хе’е хoлуа,  «катание на санях по суше» или «серфинг на санях». Горка холуа была сделана из камней, покрыта свежей грязью и тростником и смазана маслом орехов кукуи. Игроки спускались по склону на папа-холуа (длинных узких санях), сделанных из дерева и пальмовых листьев, которые могли развивать скорость почти 100 километров в час, а длина некоторых спусков превышала километр. Говорят, что гонка напоминала лаву, стекающую по горе, и рассматривалась как поклонение богине вулканов Пеле.

Рассказ о катанье на санях напомнил мне древний обычай славян, связанный с почитанием богини Мокоши - только горки были ледяные, и чем дальше улетали с них санки, тем довольнее была богиня и тем больше заботилась о том, чтобы лён у её почитательниц вырастал длинным. Любопытно, что в разных концах земли рождались похожие ритуалы.

В резиденции есть королевские пруды для разведения и содержания рыбы. Древние гавайцы строили несколько видов садков для разведения рыбы, как океанской, так и пресноводной. Они были средством объединения общества и демонстрацией выдающегося лидерства алии. Не всегда была возможность ловить рыбу в океане, и пруды на лавовых полях выручали. Доступ к рыбному пруду был привилегией: "Ты помнишь, как было у нас, да и у Паркеров — каждый день резали корову, скороходы доставляли свежую рыбу из прудов Ваипио и Кихоло, и всегда все самое лучшее, самое дорогое… ". В королевских прудах простолюдинам ловить рыбу не разрешалось - она шла на стол алии и его приближенных, а также использовалась для церемоний.

Свирепые ки’и, или деревянные идолы, охраняют Хейл о Кеаве Хейау, священный храм, в котором хранились кости 23 вождей. Храм был построен в Каилуа-Кона для вождя по имени Кахуна. Последним здесь был погребён в 1818 году сын Камеамеа И. В 1829 году оставшиеся кости вождей были перепрятаны из этого места в скалах соседнего залива Кеалакекуа. В 1858 году кости были переправлены в королевский Мавзолей в Гонолулу.
 
 От оригинальной постройки сохранился только фундамент, здание, частокол и идолы - реконструкция, причём мастера пользуются традиционными теслами, а не современными инструментами.  Интересно, что это не просто приманка для туристов, а место активного поклонения древним богам. Посетителей просят не входить в ворота на территорию храма и не трогать подношения - цветы, папоротник, или красную морскую соль. Цветы должны быть красного, белого или желтого цвета, любимого многими богами. Обычно такие подношения заворачивают в зеленый лист ти. 

Растение ти (Cordyline fruticosa) — вечнозеленое тропическое растение с яркими пальмовидными листьями, высотой до 4 м с листьями длиной 30-60 см (реже 75 см) и шириной 5-10 см на верхушке одеревеневшего стебля. Для древних гавайцев ти было так же полезно, как кокосовая пальма. Из корней делали крепкий алкоголь, известный как «околехао». Большие сладкие крахмалистые корни запекали и ели в качестве десерта. Ти имело множество лечебных свойств, либо само по себе, либо в сочетании с другими растениями. Из листьев делали успокаивающий чай, а аромат цветов рекомендовалось вдыхать при проблемах с дыханием. Большими листьями ти крыли крыши - все постройки в парке именно с такими крышами. Из них делали сандалии, юбки хула, леи и накидки от дождя, в них заворачивали рыбу и мясо для запекания в земляной печи, и они же служили тарелками.

У крытых листьями ти хижин нет стен, скорее это навесы, которые защищают от солнца и дождя. Зато таких навесов было много: отдельные "столовые" для мужчин и для женщин, "мастерская", где делали каноэ и другая, где женщины делали ткань "тапа" и плели циновки, и так далее. В парке, конечно, стольких навесов нет и выставлено совсем не так много предметов, сколько перечисляет Лондон устами принца Акули:"А какие предметы! Кахили от небольших кисточек, которыми отгоняют мух, до царственных регалий, огромных, как похоронные плюмажи, с ручками от полутора до пятнадцати футов длины. И какие ручки! Из дерева кауила, инкрустированные перламутром или слоновой костью с искусством, вымершим среди наших мастеров более ста лет назад! Это было королевское фамильное хранилище. Впервые я тут увидел вещи, о которых раньше только слыхал, как, например, пахоа, сделанные из китового уса, подвешиваемые за косички из человеческих волос и носимые на груди только самыми высокими вождями! Сколько тут было тапа и циновок самых редких и древних сортов, плащей, леи, шлемов, совершенно бесценных, кроме совсем обветшавших, из перьев самых редкостных птиц — мамо, иви, акакапе, иоо! " Подобные реликвии хранятся в музее в Гонолулу.

Но и в парке были интересные экспонаты из числа перечисленных в рассказе:" Резные тыквы и кубышки, скребки из раковин, сети из волокон олона, джонка из йе-йе, рыболовные крючки из всякого рода костей, ложки из раковин. Музыкальные инструменты давно забытых веков — укуке и носовые флейты — киокио, на которых играют ноздрей, заткнув другую. Табу — чаши для пои, для мытья пальцев, шилья божков-леворучек, резанные из лавы плошки, каменные ступки и песты. И тесла, целые груды их, от маленьких, в унцию весом, для тонкого ваяния идолов и до пятнадцатифунтовых для рубки деревьев, и все это с чудесными рукоятками.
Были тут каэкееке — эти наши древние барабаны: куски выдолбленного кокосового ствола, на одном конце обтянутые кожей акулы."

Согласно устным преданиям, первый каэкееке на Гавайях появился с полинезийцами из района, ныне известного как Маркизские острова, посетившими и заселившими Гавайские острова в период с 1000 по 1200 год нашей эры."Кила, сын Моикехи, привез его из далекой Райатеа на Южном океане. Сын Килы, Кохаи, приплыл оттуда же; его не было десять лет, и он привез с собой с Таити первые плоды хлебного дерева, которые пустили ростки и размножились на гавайской земле». По дороге я видела небольшие плантации хлебных деревьев, манго и авокадо - интересно посмотреть, как они растут.
 
По парку ходишь самостоятельно - дают карту с пояснениями, и несколько раз в день в большой беседке показывают фильм и читают небольшую лекцию. Гуляя по парку, ощущаешь особую ауру этих мест.  Белый песок контрастирует с черными лавовыми валунами и бирюзовой водой. Хочется сесть в прозрачной кружевной тени пальм и не шевелиться, любуясь красотой и наслаждаясь покоем.


Рецензии
Елена, я многое читал о Гавайских островах, связано было с моими моряками. Но Вы написали интереснее всех.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.12.2022 16:40     Заявить о нарушении
Какой замечательный комплимент! Но как минимум половина принадлежит Джеку Лондону:)

Елена Каллевиг   22.12.2022 07:31   Заявить о нарушении