Еще раз о всенародном покаянии за цареубийство

Еще раз о призывах к всенародному покаянию за свержение и убийство Государя Николая II


Год назад я написал статью «О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко»(здесь, на на Прозе,  я также выложил - http://proza.ru/2021/10/10/1504).  В этой статье я указал на некоторые пункты, с которыми я не согласен с известным публицистом В. Семенко, написавшим некоторое время ранее статью  «О патриотизме истинном и ложном». Эти пункты были связаны с отношением к Великой Отечественной войне. Но есть  и еще кое-что, в  чем я принципиально не согласен с известным публицистом, и это не связано с Великой Отечественной войной.

Я имею в виду отношение к событиям 1917 и 1918 года — свержению и убийству Государя Николая Второго. То, что это — беззаконие, это даже не обсуждается. Я не согласен лишь с тем, что мы, современные граждане России, никаким боком не участвующие в этих трагических событиях, должны каяться в этих преступлениях.  Собственно, я об этом уже говорил в своей статье «Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?» .  Хочу, однако, еще раз затронуть эту тему в связи со статьей В. Семенко.

В статье В. Семенко  «О патриотизме истинном и ложном» эта тема также проскальзывает. Вроде бы мельком, вскользь, но  подозреваю, что именно она была на самом деле главной, поскольку очень хорошо знаю отношение В. Семенко к данному вопросу.
 
Так, В. Семенко пишет: « Если спросят, почему великая Россия на протяжении своей истории одержала столько великих побед, то настоящий, христианский ответ будет очень простым и для многих очень страшным: так происходило потому, что она умела каяться. Один из самых известных примеров – это преодоление Смутного времени. Много тогда было попыток изгнать оккупантов, сидевших уже в самом Кремле. Но до поры до времени они оказывались бесплодными. И тогда сказал свое веское слово духовный вождь той будущей победы – патриарх Гермоген. Он говорил о преступлениях не захватчиков, а своих – об их отступлении от истинной веры и измене законному Царю. Напомним, кстати, что речь шла о самом слабом царе за весь доромановский период – о Василии Шуйском. И лишь осознание народом своих грехов, покаянный трехдневный пост стали необычайно трудной, но абсолютно необходимой духовной подготовкой победы.
О том же говорили и другие православные святые. Например, святитель Николай Сербский, недавно канонизированный. «Победа в будущей войне обусловлена покаянием, – говорит он, – Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи…»

Зная о взглядах В. Семенко, я просто уверен, что он прямо намекает на необходимость покаяния русского народа за свержение и убийство Николая Второго. Ведь в упомянутой моей  статье на эту тему «Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?» мною приводится комментарий Владимира Семенко на сайте «Благодатный огонь»: «Необходимо всенародное покаяние в грехе богоотступничества и предательства православного Царя, совершенного нашими предками, чтобы заслужить у Бога дарование нам Царя истинного».

Эта идея особенно популярна у приверженцев т. н. «цареискупительной ереси» (см. об этом статью протоиерея Петра Андриевского «Еще раз о «Царе-Искупителе»), считающих, что святой страстотерпец Николай Второй своей смертью искупил грехи русского народа. Как правило, эти же люди являются по совместительству еще и цезаропапистами, поскольку фактически считают царя главой Церкви, пусть и в земном смысле (не как Христа). (См. мою статью «Православие и цезаропапизм» http://proza.ru/2019/02/22/1681).

Владимир Семенко вроде бы нигде не высказывал идей о «царе-искупителе», но зато я имею серьезнейшие основания считать В. Семенко цезаропапистом, поскольку именно на его сайте «Аминь» (В. Семенко — главный редактор этого сайта) было опубликовано «Обращение к Архиерейскому Собору 2017 года», в коем в числе прочего было сказано следующее:

«Поместный Собор был созван после февральской революции 1917 года вопреки воле тогда ещё жившего Царя. Это обстоятельство позволяет говорить о каноническом нарушении в организации созыва и работы Собора.

Для того чтобы придать Собору статус желанной законности и каноничности, следовало (хотя бы формально) обратиться к Николаю Александровичу Романову за получением его одобрения на начало работы Собора. Очевидно, что именно Поместный Собор являл собой тот единственный компетентный и представительный орган, который был уполномочен официально обратиться к Государю.

Однако никакого обращения от имени церковной или народной полноты к Государю ни с вопросом, ни с заявлением, ни с прошением не последовало. Этого не произошло ни в период со 2 марта по 28 августа 1917 г., ни с начала открытия Собора до совершения зверской расправы над Святыми Царственными Страстотерпцами 17 июля 1918 года» (http://amin.su/content/analitika/9/5282/).

Т.е., по сути Владимир Семенко как главред этого сайта, опубликовав от имени сайта сие обращение, выступил здесь не просто с цезаропапистской, а с прямо с антицерковной позиции, объявив Поместный Собор Русской Церкви незаконным, поскольку он не был санкционирован тогда еще здравствующим (но уже отрекшимся от престола) Государем.

Но обращусь к его статье, а именно тех строк, которые касаются святителя Гермогена. Тут у В. Семенко есть некоторые исторические неточности, или, по крайней мере, недомолвки и упрощения, но не в этом суть. Важно то, что святитель действительно видел тяжкий грех в том, что некоторые (или даже многие) лица, обязанные служить русскому царю, восстали против него. И он действительно призывал изменников покаяться в этом преступлении, и что особенно важно, отпасть от своего изменнического дела и встать на защиту страны (собственно, в этом и должны быть плоды покаяния).

Интересно, что вслед за упоминанием имени св. Гермогена, призвавшему к покаянию за свержение законного государя Василия Шуйского, В. Семенко цитирует замечательные слова сербского святителя Николая (Велимировича) о покаянии. Слова правильные, но возникает вопрос: а почему В. Семенко не процитировал что-нибудь из проповедей этого святителя по поводу покаяния за убийство сербского короля Александра Обреновича? Убийство произошло 29 мая (11 июня) 1903 года. Был совершен заговор, вследствие которого на смену династии Обреновичей пришла династия Карагеоргиевичей. Вместе с королем были убиты его жена Драга, два её брата: Николай и Никодим (одного из которых Драга хотела сделать наследником престола), премьер-министр Маркович, военный министр Милован Павлович и некоторые верные королю офицеры.

Вот что писал по этому поводу русский журналист В.Н. Теплов:

«Сербы покрыли себя не только позором цареубийства (что уже само по себе не допускает двух мнений!), но и своим поистине зверским образом действий по отношению к трупам убитой ими Королевской Четы. После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями: они поразили Короля шестью выстрелами из револьвера и 40 ударами сабли, а Королеву 63 ударами сабли и двумя револьверными пулями. Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щёки, руки тоже порезаны, особенно велики разрезы между пальцев, — вероятно, Королева схватилась руками за саблю, когда её убивали, что, по-видимому, опровергает мнение докторов, что она была убита сразу. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтеками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны. Когда убийцы натешились вдоволь над беззащитными трупами, они выбросили их через окно в дворцовый сад, причём труп Драги был совершенно обнажён».

Напомню, что это случилось в православной Сербии, в отличие от Советской России, которая почти уже перестала быть православной (по крайней мере на государственном уровне), где были убиты члены Царской фамилии. Однако никаких проповедей у того же святителя Николая Сербского о необходимости покаяния сербского народа за это преступление мне лично неизвестно. Хотя он сам был современником этого преступления (на момент убийства короля ему было 23 года). Неизвестно мне также о подобных призывах со стороны других сербских святых того и последующего времени.

Призыв св. Гермогена к покаянию за беззаконное восстание на законного Государя, обращенный  к непосредственным участникам этого восстания, или, по крайней мере, к современникам и прямым свидетелям, имел целью объединение русского народа в борьбе со смутой и интервенцией. Никакого подобного смысла в требовании покаяния за убийство короля Александра Обреновича не было, и потому святитель Николай (Велимирович) не призывал к такому покаянию. В. Семенко (и многие его единомышленники) требует покаяния от нас, не имеющим никакого отношения к свержению и убийству царя Николая Второго. Либо это сознательное политическое лукавство, либо это религиозное заблуждение.




Иллюстрация: Заговорщики выбрасывают трупы короля и королевы из окна.
Рисунок из "Wiener Bilder"


Рецензии