Смысл и Фрески Жизни

Никакого нету смысла?
Смысла, в целом, нет ни в чём?
То ли, поздно, то ли, рано
Жизнь ударит кирпичом?

Не хотелось бы, чтоб рано.
Рано точно не хочу.
Поутру, открыв окошко,
- Жизнь прекрасна! – прокричу.

Все поднимемся на небо.
Нищий рядом с богачом.
Там печать поставят в паспорт
Ясным звёздным сургучом.

Протоплю сегодня баньку.
В снег ныряя голышом,
Помашу рукою небу.
Смысл в жизни есть во всём!

Мы рисуем фрески жизни.
Оставляем мы свой след.
След досадных поражений.
След свершившихся побед.




   Смысл жизни. Он где, он в чём? Вечный вопрос, волновавший десятки и сотни людских поколений.

   Давеча посетили мы с псковским экскурсоводом Алёной Ульяновой  Спасо - Преображенский собор Мирожского монастыря, что расположился в Пскове на левом берегу реки Великая,  аккурат напротив суровой Покровской крепостной башни, которая прочно вросла в землю на правом берегу реки.
   
 Преображенский собор датируется ХII веком и является старейшим сохранившимся до наших дней памятником архитектуры и истории в Пскове.
  Несомненно, наибольшую ценность представляет настенная роспись внутри собора. Все стены и своды ПОЛНОСТЬЮ расписаны сюжетами из Евангелия.
   Техника росписи традиционна для того времени – водными красками по сырой штукатурке. При высыхании штукатурки происходила химическая реакция, в результате которой на поверхности образовывался прочный защитный слой. В качестве пигментов использовались драгоценные и полудрагоценные минералы, например, лазурит, истёртые в порошок. Порошки везли со всего света.
 
   Потрясает всё. Сохранность фресок, лица святых, которые глядят на входящего, словно живые. Собор был возведён на месте языческого капища. В те давние годы в Пскове преобладало язычество, и собор был возведён, как средство пропаганды и распространения христианства в русских землях.
   В те далёкие времена ещё не были жёстко определены каноны для иконописцев и художников, расписывающих  храмы. И потому фрески собора представляют особый интерес.  Вот Иисус, освящая воды  Иордана, вступает в реку, полностью обнажённый,без традиционной набедренной повязки,  и на его теле тщательно прописан каждый мускул!  Сразу приходят на ум работы Микеланджело с его превосходным знанием анатомии.
   А вот сцена, в которой Спаситель попирает Ад. Классическое изображение этой сцены по поздним канонам  таково – по левую сторону от Христа – Адам. Справа – Ева.
   Но на фресках в Преображенском соборе всё совсем не так!  В правой руке Иисус держит посох, левой рукой он держит за руку Адама…а Ева стоит позади Адама, то есть, за спиною мужа, как происходило в жизни.

   Впечатляет оригинальное и неповторимое изображение Архангела Гавриила.  Этот образ для меня имеет особое значение.
   Прадед мой был Гавриил Васильев.

   Особо хочется отметить небольшой, но очень интересный фрагмент фресок.  Изображена лодка под белым парусом. В лодке – трое молодых мужчин. Понятно сразу, что это обыкновенные люди, изображённые как…обыкновенные люди. Над фресками собора работала большая группа художников. Но основными мастерами были трое. А из этих троих – один был  самым-самым!
   И вот есть все основания предполагать, что эта троица в лодке – те самые мастера. Впереди сидит главный мастер. Он с бородой и, явно, средних лет.
Ближе к корме лодки сидят два других мастера, один из которых безбородый и, судя по всему, совсем молодой.

    К сожалению, история не сохранила имён этих мастеров. Но они оставили свои портреты. Оставили для того, чтобы мы, далёкие потомки, могли всмотреться в их лица. Простые лица. Такие же, как наши.
   Я стоял, всматривался, и думал о смысле бытия земного и небесного. О пластах столетий. О сотнях поколений.

   Я всматривался в лики художников, сидящих в лодке. Я ведь тоже рисую, пишу строки. Я, конечно, не расписываю храмы, но мы с этими людьми…коллеги!  И пусть нас разделяют более тысячи лет, но я ощущаю их присутствие.

    Я прикоснулся  к истории. Смысл – во всём! В том числе и в том, чтобы:

    Полноценно жить
    И Фрески жизни
    Для потомков сохранить!


                Декабрь 2022г.
    На фото – фрагменты фресок Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков. Художники в лодке. Архангел Гавриил. Общий вид одного из приделов собора.

    Благодарность псковскому экскурсоводу Алёне Ульяновой (https://vk.com/aulyanova2020).


Рецензии
Валерий Павлович! Мир вашему дому! Все верно: живая встреча с духовным наследием народа даёт сил, открывает смыслы.
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   17.09.2023 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.