Смысл и Фрески Жизни
Смысла, в целом, нет ни в чём?
То ли, поздно, то ли, рано
Жизнь ударит кирпичом?
Не хотелось бы, чтоб рано.
Рано точно не хочу.
Поутру, открыв окошко,
- Жизнь прекрасна! – прокричу.
Все поднимемся на небо.
Нищий рядом с богачом.
Там печать поставят в паспорт
Ясным звёздным сургучом.
Протоплю сегодня баньку.
В снег ныряя голышом,
Помашу рукою небу.
Смысл в жизни есть во всём!
Мы рисуем фрески жизни.
Оставляем мы свой след.
След досадных поражений.
След свершившихся побед.
Смысл жизни. Он где, он в чём? Вечный вопрос, волновавший десятки и сотни людских поколений.
Давеча посетили мы с псковским экскурсоводом Алёной Ульяновой Спасо - Преображенский собор Мирожского монастыря, что расположился в Пскове на левом берегу реки Великая, аккурат напротив суровой Покровской крепостной башни, которая прочно вросла в землю на правом берегу реки.
Преображенский собор датируется ХII веком и является старейшим сохранившимся до наших дней памятником архитектуры и истории в Пскове.
Несомненно, наибольшую ценность представляет настенная роспись внутри собора. Все стены и своды ПОЛНОСТЬЮ расписаны сюжетами из Евангелия.
Техника росписи традиционна для того времени – водными красками по сырой штукатурке. При высыхании штукатурки происходила химическая реакция, в результате которой на поверхности образовывался прочный защитный слой. В качестве пигментов использовались драгоценные и полудрагоценные минералы, например, лазурит, истёртые в порошок. Порошки везли со всего света.
Потрясает всё. Сохранность фресок, лица святых, которые глядят на входящего, словно живые. Собор был возведён на месте языческого капища. В те давние годы в Пскове преобладало язычество, и собор был возведён, как средство пропаганды и распространения христианства в русских землях.
В те далёкие времена ещё не были жёстко определены каноны для иконописцев и художников, расписывающих храмы. И потому фрески собора представляют особый интерес. Вот Иисус, освящая воды Иордана, вступает в реку, полностью обнажённый,без традиционной набедренной повязки, и на его теле тщательно прописан каждый мускул! Сразу приходят на ум работы Микеланджело с его превосходным знанием анатомии.
А вот сцена, в которой Спаситель попирает Ад. Классическое изображение этой сцены по поздним канонам таково – по левую сторону от Христа – Адам. Справа – Ева.
Но на фресках в Преображенском соборе всё совсем не так! В правой руке Иисус держит посох, левой рукой он держит за руку Адама…а Ева стоит позади Адама, то есть, за спиною мужа, как происходило в жизни.
Впечатляет оригинальное и неповторимое изображение Архангела Гавриила. Этот образ для меня имеет особое значение.
Прадед мой был Гавриил Васильев.
Особо хочется отметить небольшой, но очень интересный фрагмент фресок. Изображена лодка под белым парусом. В лодке – трое молодых мужчин. Понятно сразу, что это обыкновенные люди, изображённые как…обыкновенные люди. Над фресками собора работала большая группа художников. Но основными мастерами были трое. А из этих троих – один был самым-самым!
И вот есть все основания предполагать, что эта троица в лодке – те самые мастера. Впереди сидит главный мастер. Он с бородой и, явно, средних лет.
Ближе к корме лодки сидят два других мастера, один из которых безбородый и, судя по всему, совсем молодой.
К сожалению, история не сохранила имён этих мастеров. Но они оставили свои портреты. Оставили для того, чтобы мы, далёкие потомки, могли всмотреться в их лица. Простые лица. Такие же, как наши.
Я стоял, всматривался, и думал о смысле бытия земного и небесного. О пластах столетий. О сотнях поколений.
Я всматривался в лики художников, сидящих в лодке. Я ведь тоже рисую, пишу строки. Я, конечно, не расписываю храмы, но мы с этими людьми…коллеги! И пусть нас разделяют более тысячи лет, но я ощущаю их присутствие.
Я прикоснулся к истории. Смысл – во всём! В том числе и в том, чтобы:
Полноценно жить
И Фрески жизни
Для потомков сохранить!
Декабрь 2022г.
На фото – фрагменты фресок Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков. Художники в лодке. Архангел Гавриил. Общий вид одного из приделов собора.
Благодарность псковскому экскурсоводу Алёне Ульяновой (https://vk.com/aulyanova2020).
Свидетельство о публикации №222122100923
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина
Альбина Алдошина 17.09.2023 23:42 Заявить о нарушении