Село Кулики Шацкого уезда - истоки
Не просто искать и находить материалы 16 или 17 века, относящиеся к историческим фактам нашего отечества, но, тем не менее, все же удалось найти некоторые документы, свидетельствующие об образовании села Кулики.
Надеюсь, представленные архивные раритеты помогут не только восстановить пробелы в истории Шацкого уезда, но и дадут кому-то полезную информацию о их малой родине.
Прежде чем Вы прочтете тексты, приближенные по орфографии к тому периоду, необходимо дать некоторые пояснения к этим уникальным документам, что является моим личным мнением относительно истоков образования села.
На мой взгляд, о названии села можно понять, обратив внимание на текст в писцовой книге Федора Чеботова: «Межа церковной земли и сенным покосам у куликовской дороги на которой ездят в село Новое…».
Видимо, как вариант, от названия той дороги и стало называться село- Кулики (в некоторых источниках- Куликово). Первоначально село не имело своего названия и именовалось временно как новое.
Итак, на мой взгляд, ранее на месте села была, как указано в источнике, «дикая земля», которая находилась во владениях Великой старицы иноки Марфы Ивановны. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна- царица, мать царя Михаила Федоровича Романова (умерла в 1631 году и погребена в усыпальнице Романовых- в Новоспасском монастыре). Она - дочь Ивана Васильевича Шестова, из захудалого, но «доброго» рода». В 1585 году вышла замуж за Федора Никитича Романова (патриарха Филарета). В 1601 году была насильственно пострижена в монашество с именем Марфы.
Как это записано в документах- образовано село Новое на «устье двух речек Тородей». Где это? По картам обозначения второй речки «Тородей» я не нашел, а первая, как нам известно берет свое начало и протекает как р. Тарадейка через село Кулики по ул. с местным названием «Зайцево, Жиды».
Все встает на свои места, когда читаешь оглавление списка с Кропоткинских писцовых книг 187 и 188 и 190 годов (авт.1679-1682гг) где имеется такая запись- «село Тарадей Кулики тож». Т.е., первоначально, Кулики и Тарадеи были одним поселением, а в последующем были разделены на два села.
Это объясняет и путаницу с названием церквей. В с. Кулики всегда существовала Богоявленская церковь (престольный праздник 19 января), построенная в 1822 году, однако в документе упоминается церковь с другим названием - «Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Праздник «Вознесение» православные празднуют на 40 день после Пасхи в четверг.
В «Окладных книгах монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии» (ГАРО.Ф.627.Оп.1.Д.1. Л. 622) в селе Тарадеи церковь на 1676 год именовалась Богоявленской. Однако в 1798 г. была построена гетманом Разумовским новая каменная церковь с новым храмонаименованием, так как главный престол в ней был освящен в честь Вознесения Господня, правый – во имя Успения, а левый – во имя великомуч. Екатерины. Следует иметь в виду, что и само село также меняло свои названия в зависимости от названия церкви- в свое время оно называлось Козьмодемьянское, Вознесенское.
Уже в так называемой «Азовской» ревизской сказке 1710 года указано: «в вотчине Александра Львовича и Ивана Львовича Нарышкиных село Вознесенское Тародей тож, где церковь Вознесения Господня. Во дворе поп Иван Никитин 51 году.»… «Села Куликов церковь Богоявления Господня...».
«Книга окладная монастырям и церквам и часовням Шаткого города и Кадома и всея Шатския и Кадомския Десятины дозору и окладу домовато Митрополита старца Никонора до домовых детей боярских Анкиндина Бохолдина с товарищи да казеннаго приказу подъячего Ивана Иосифова нынешнего 184 году» (1675 г. авт.)
Л.617 «Церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в дворцовом новом селе. У той церкви двор попа Никиты, двор просвирницы Стефаниды. А к той церкви земли и сенных покосов сказал- не дано.
К той церкви в приходе:
Двор великого государя конюшенный и скотский в нем живет приказчик подключник Ерофей Ивинской.
Двор винокуренного дозорщика шляхтича Ивана Сташкеева.
Конюхов и кузнецов и коновалов одиннадцать дворов.
Тяглых волостных крестьян шестьдесят три двора.
Три двора вдовьих.
Шесть дворов бобыльских.
И всего восемьдесят семь дворов.
И по сказке за рукой той церкви попа Никиты и по досмотру старца Никонора и детей боярских и подъячего и по новому окладу, доведется с той церкви дани рубль двадцать один алтын, две деньги, пошлин гривна, а прежде с той церкви дани не было, построено то село дворцовое внове по указу великого государя на дикой земле и церковь освещена в ноябре месяце нынешнего 184 года. К сим окладным книгам села Нового Вознесенской поп Никита руку приложил» …
Л.622 «Церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Шацком уезде Дворцовой волости в селе Тарадеи. У тое церкви двор попа Владимира, двор дьячка Ивашки Борисова, двор пономарский.
У той же церкви церковные земли десять чети в поли, в дву потомуж. Сенных покосов и иных никаких угодий- поп Владимир сказал- нет.
В приходе той церкви:
Шестьдесят два двора крестьянских, четырнадцать дворов бобыльских, двенадцать дворов вдовьих, и всего девяносто один двор.
И по сказке за рукою той церкви отца Владимира, и по досмотру старца Никонора и детей боярских, и подъячего, и по новому окладу доведется с той церкви дани рубль двадцать шесть алтын. Пошлин гривна.
А прежние дани с той церкви было рубль восемь алтын.
И перед прежним с той церкви дани прибыло осмнадцать алтын.
К сим окладным книгам села Толстых Ольхов Покровский поп Яков, вместо села Тарадеи Явленского попа Владимира, потому что я лист свой испортил, руку приложил».
Копии с Шацкой писцовой книги Федора Чеботова 131 года (1623 г. авт.) о владениях Великой старицы иноки Марфы Ивановны в Верхоценской волости
«В Шацкой писцовой книги Федора Чеботова 131 году написано:
Да в писцовых дворцовых книгах письма и меры стольников князя Василия и сына его Михаила Кропоткиных да подъячего Ивана Кудрявцева 187 и 188 и 189 и 190 годов написано: В Шацком уезде Великого Государя дворцовые села:
Село Новое на устье двух речек Тородей
Пашни церковные сорок четвертей, сенных покосов сто пятьдесят копен, итого пятнадцать десятин, а четвертми имеется десять четвертей.
Межа церковной земли и сенным покосам у куликовской дороги на которой ездят в село Новое по межевой от Тамбовца Карпа Курдина стоит столб по меже налево земля тяглых полянок направо церковная земля.
В селе же Новом Государевой десятинной пашни четыреста двадцать две десятины с полу десятиной, а четвертми имеется двести восемьдесят две четверти без третника.
Сенных покосов две тысячи шестьсот сорок десятин, а четвертми имеется восемосот восемьдесят четвертей.
Села же Нового под житным и под конюшенным и конскими дворы и под гумном и под всякими заводы и всяких чинов жителей под усадьбами двести десятин, а четвертми имеется шестьдесят семь четвертей без третника.
За десятинною пашней и за сенными покосы пашни и сенных покосов две тысячи четыреста пятьдесят семь десятин с полу десятиною, а четвертми имеется тысяча шестьсот тридцать восемь четвертей с третником.
Порослей и ржавцев и всяких неугодных мест две тысячи шесть десятин, тясяча триста семь четвертей с третником.
Межа села Нового дворовым и всяким заводам и усадьбам и пашням и сенным покосам у верхнева гумна подле вершины что в меже с шацкими служилыми казаками с Государевою с десятинною пашней той вершины от водотечи столб по меже направо десятинная пашня и сенные покомы, налево за речками за Шачейю и за Тарадеею земля и покосы Шацкого города разных чинов служилых людей.
В селе же Новом четыре выти с полу вытью по шестнадцати десятин на выть итого по сто по сороку по четыре четверти.
Завытной земли по сороку четвертей.
Под сенные покосы сто десятин, а четвертми имеется тридцать три четверти с третником.
На животинные выпуски пятьдесят десятин, а четвертми имеется шестнадцать четвертей без третника.
Межа животинным выпускам и тягловой и завытной земли и сенным покосам первому полю за речкой Тарадеей по зади огородов тяглых полянок против старого конюшенного двора от речки Тарадеи поставлен столб писано по урочищам.
Межа третьему полю и животинным выпускам подле проезжей дорог8и что ездят из села Нового в Шацк у дороги на левой стороне против гумна попа Никиты поставлен столб писано по урочищам.
Межа сенным покосам от столба что поставлен у речки Вопши в меже села Кривой Луки сенным покосам писано по урочищах.
Межа церковной земли третьему полю от речки Тарадеи поставлен столб писано по урочищам.
Межа сенным покосам что отведены села Тарадеи богоявленскому попу в манинову углу от дуба что стоит подле черного леса писано по урочищам.
В селе же Тородеи пятнадцать вытей с полу четвертью пашни по шеснадцати десятин на выть итого по четыреста по весемьдесят по четыре четверти.
Под сенные покосы двести сорок две десятины, а четвертми имеется сто шестьдесят одна четверть с третником.
На животинные выпуски сто восемьдесят десятин, а четвертми сто четвертей.
Завытной земли сто двадцать одна десятина, а четвертми имеется восемьдесят одна четверть без третника.
Лесов и всяких неугодных мест двести сорок две десятины, а четвертми имеется сто шестьдесят одна с третником.
Межа того села Тарадеи животинным выпускам и тяглой пашенной завытной земли и сенным покосам с правую сторону речки Тарадеи от речки Тарадеи подле городенской вершины в пашенной земле поставлен столб направо пашенная земля и животинные выпуски Тарадейска, налево села Нового церковная земля.
Черная Слобода в ней пашенной земли….
А межа тем сенным покосам от столба и от ямы что у сторожевой дороги в меже села Нового что смежна с шацкими служилыми казаки, и сторожевою дорогою до дорожки что ездят верхних сел крестьяне в село Новое и через тое дорожку и подле государевой десятинной пашни сторожевой дороги и тою дорогою и от той дороги пчелиною дорогою и через вислую вершину до столба что в меже криволуцких крестьян на праве Государева десятинная пашня и сенные покосы села Нового, а налево сенные покосы села Черной Слободы, а от того столба пчелиною дорогою через отвершек висловой вершины до дороги что ездят из села Кривой Луки, а налево сенные покосы Черной Слободы, а от того столба и от ямы чесноковскою дорогою по граням же до вочкаской вершины м вверх тою вершиною и до первого починного столба что у сторожевой дороги.»
(Выписано из дел Вотчинной Коллегии, по имениям Нарышкиных, кн. 10, № д. 4. Третник- треть какой-либо меры, Выть- пай или участок земли, Завытная- все что вне выти, за селом, за околицей. Десятина- старая русская единица земельной площади. Равна 109,25 соток или 1,09 га)
1779 год : «Описание учиненное Шацкого уезду вотчины его сиятельства, господина генерала-фельдмаршала, сенатора и разных орденов ковалера, графа Кирилла Григорьевича Разумовского нижеописанным селениям:
Загородного стана село Вознесенское, Тарадеи тож, в коем состоит церковь деревянная, крстьян муж.651, жен.646 душ. Село Кашеляево, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 204, жен.212 душ. Село Кулики, в нем церковь деревянная, крестьян муж.435, жен.446 душ. Село Кривая Лука, в нем церковь деревянная, крестьян муж.254, жен. 264 души. Деревня Печины, в ней крестьян муж.165, жен.156 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе ее императорского величества в С-Петербурге.
Крестьяне состоят у этого господина в разных его работах при состоящем в том селе Тарадеях винокуренном заводе. А дом господский состоит только в означенном селе Тарадеях. Винокуренный завод деревянный, состоящий об 22-х кубах, работаю на английский манер, из которого поставка вина бывает подрядная в Москву в каменно-москопитейный дом и в разные места, фабрик никаких не имеется. Скотоводством и хлебом той вотчины крестьяне не изобилуют. Недоимок на тех селениях никаких не состоит.
К тем селениям принадлежит земля господской четвертной дачи в поле, а в дву по тому-же, а именно: к селу Вознесенскому 576 четвертей, к Кошеляеву 194 четверти, к Куликам 484 четверти, к Кривой Луке 160 четвертей, к дерене Печинам 145 четвертей. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеются хлеба: рожь, овес, греча, просо, ячмень, семя коноплянное. Урожай в сем году имелся арженой весьма в малом, а яровой в среднем количествах. За недостатком землю нанимают города Шацка у однодворцев в расстоянии в десяти верстах. Излишнего хлеба в продажу не имеют. А для курения подрядного вина на означенный завод хлеб покупается разных мест подрядчиками, откуда кто поставить может. Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и к потреблению людям и скотине удобна.
В дачах оного господина протекают речки: первая через село Тарадеи, называемая Тарадейкою, которая вершиною взялася от села Куликов и впадает устьем в речку польную Шачу в дачах города Шацка однодворцев, на которой состоит при показанном винокуренном заводе мельница о 3-х поставах мучная; вторая через село Кашеляево, называемая польная Шача, которая вершиною взялася в лесу из родников и впадает устьем в речку в лесную Шачу, что под городом Шацким, на которой состоит в поле по проезжей из Шацка к селу Тарадеям большой дороге мельница о двух поставах мучная жъ, третья через село Кривую Луку, называемая Ворша, которая вершиною взялась из дач села Альхов, а впадает устьем в реку Серпь, состоящую в селениях Тамбовских дворцовых волостей.
Конных заводов не имеется. Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базаров и ярмарок никогда не бывает. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и рыбных ловлях того господина крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, кроме как для отвозу в показанные места того подрядного вина. Крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменного рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют.
Большая дорога обстоит только через показанное село Тарадеи, лежащая из Шацка к городу Переславлю в 200 верстах, а проселочные только обстоят через Кошеляево на Кулики в 3-х верстах, через Кулики на Кривую Луку в 8-ми верстах, через Кривую Луку на деревню Печины, а от Тарадея до оных Печин 18 верст. В дачах того господина по большой проезжей из Шацка дороге через речки обстоят партикулярных два моста, первый через Польную Шачу в расстоянии от села Тарадеи в 3-х верстах, второй через Тарадейку в показанном селе Тарадеях. А крутых и опасных мест к съезду топей и никаких для проезжих трудностей по предписанным дорогам не состоит. А инструментом крестьянским обрабатывается земля одними сохами.
К сему описанию той же вотчины показатель земской Иван Пермяков руку приложил.»
(ист. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии)
Для информации: граф Разумовский Кирилл Григорьевич - последний малороссийский гетман (1728 -1803), младший брат Алексея Григорьевича, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, возвысился за счёт брата. Он происходил из бедной семьи, мальчишкой пас скот. После обучения за границей был сделан действительным камергером. В 1746 г. он был назначен президентом Императорской Академии Наук.
Его жена Графиня Екатерина Ивановна Разумовская, урождённая Нарышкина. Дочь флотского капитана Ивана Львовича Нарышкина (1700—1734) и Дарьи Кирилловны Нарышкиной (1709—1730). Отец приходился племянником царице Наталье Кирилловне, то есть Екатерина Ивановна приходилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.
Мать скончалась, когда Екатерине был лишь год, а спустя ещё четыре года скончался и её отец. Росла и воспитывалась в доме дяди, Александра Львовича, пока цесаревна Елизавета Петровна не взяла её себе во фрейлины.
После вступления на престол Елизавета была рада сосватать близкую родственницу, богатейшую невесту в России за графа Разумовского, брата своего фаворита.
29 июня 1746 состоялось обручение, а спустя три месяца, 27 октября, и свадьба. Приданое Екатерины Ивановны составляло почти половину огромного состояния Нарышкиных: до 44 000 крестьян, с огромными вотчинами.
В 1806 году село Кулики с крестьянами куплено от графа Григория Кирилловича Разумовского (1759-1837) княжной Натальей Сергеевной Трубецкой, в девичестве Мещерская (1775-1852; ГАТО Ревизская сказка сентября 1811 года) .
В 1859 году село Кулики отписано ее сыну- князю, обер-гофмейстеру Николаю Ивановичу Трубецкому (1796-1874).
Географ Семенов Тянь-Шанский в описании Российской империи указывал: «в 16 верстах от города находится село Кулики Тарадеевской волости, и оно имеет до 3 тысяч жителей. В эпоху освобождения крестьян (1861) принадлежало князю Николаю Ивановичу Трубецкому, владевшему здесь 8.500 десятин».
Конечно, вопрос появления с.Кулики на карте Российской империи требует дополнительного изучения. Надеюсь, найдутся исследователи и будут еще найдены древние акты, отделяющие нас на многие века от истоков образования села Кулики.
См. Одноклассники, группа Кулики-13.04.2020 года
Виктор Панфилов (Гордев)
Свидетельство о публикации №222122100958