Красный капюшончик

Из цикла "Из истории нашей семьи"   
               
                Жизнь — Билайн.
               
                «Живи на яркой стороне»               

     На дворе  12 апреля. Установилась чудесная погода,  было уже очень солнечно, чуть-чуть тянул лёгкий ветерок. Солнце поднималось в чистом утреннем небе. Небо ясное, голубое-голубое, с утра ни одного облачка. И кажется, что именно от такого голубого неба идёт прохлада.   Нет! Уже не мороз... Прохлада... но всё же люди одеваются. А уж детей тем более одевают...

Вот с виду обычная деревенская улица, но  эта какая-то особенная... Она пошире других, песчаная наверно, и с уклончиком, так что вода после дождя быстро стекает и становится посуше и почти нет луж... ну одна всё-таки есть...

Дорога проходит чуть поодаль от домов, и вот на ней-то и есть лужа, почти в конце улицы, против границы между крайними двумя домами. Против крайнего дома — развилка дорог, одна пошла прямо  на  село Маяк, вторая круто направо — на выгон и на Чижи...
      Улица заканчивалась треугольным пустырём, образованным этими двум дорогами и с третьей стороны дорога вдоль большего поля, можно сказать бескрайнего, вдалеке, километрах в четырёх виднелись деревья и пруд, а за ними опять поле... Пустырёк этот был какой-то заколдованный. Это было самое низкое место, по нему боялись ездить, там были солончаки и там почти не росла трава, при том что везде вокруг были заросли полыня и лопуха выше метра...

У второго от поля дома перед двором два палисадника.
Посередине между палисадниками был въезд во двор. На въезде добротные  ворота и рядом калитка из шпунтованной доски, всё аккуратно  подогнано и покрашено в тёмно-красный цвет. Делал ворота Петров-вальский дедушка, а он был настоящий мастер.  Сверху ладно приделаны полукруглые надворотные доски, снизу подворотные. (Чтобы куры не разбегались). 

Возле левого палисадника на углу была скамейка, а штакетник  сзади скамейки был оббит чем-то непродуваемым и мягким... Сидеть было удобно и комфортно. Рядом стоял чан с водой.  Это было метровое железобетонное кольцо на кирпичном фундаменте и обмазанное хорошим цементным раствором с железнением. Чан был накрыт деревянной крышкой. Вечером, когда коровы возвращались из стада, крышку отодвигали и корова пила из чана, а   если он был не полный, то зачерпывали ведром и поили из ведра.

Вот утром из этой калитки, вприпрыжку, бойко перешагнув через доску, вышел мальчик лет эдак трёх. Одет он был в красивое ярко-красное пальтишко с капюшончиком. Похоже от старшей сестры сохранилось...Сестрёнка была аккуратная, об стены не обтиралась, по дровам и по заборам не лазила и поэтому плюшевая ткань сияла, как новая.  Свежевыстиранное, чистенькое, очень удобное.  Капюшончик завязывался, и ушки-то не продувало, и головку-то со свежепостриженным чубчиком не мочило, даже если бы и дождь пошел... но было солнечно и комфортно.
Улица была чистенькая, умытая, после вчерашнего дождя — просто загляденье.

Мальчик вышел радостный и довольный, и сразу стал искать, чем заняться. В  руке он держал кусок хлеба,  жевал  и тут же другой подбирал всё подряд.
Первой попалась ржавая гайка, толи от телеги , толи от мотоцикла, но видимо очень нужная.  Он постучал её об кирпич, подул на неё, посмотрел, повертел и бережно засунул в карман. Через два шага нашел гнутый гвоздь, лежал почти на дороге. Он быстро схватил его, размахнулся в сторону огорода, передумал, побежал за угол и засунул его под дрова...  Довольный тем, что спас колесо,  радостно поскакал дальше.

 Потом попалось стекло от разбитой бутылки, он поднял его, аккуратно обтёр... об штаны, долго крутил, рассматривал, смотрел через него на солнце. Потом ещё раз хорошенько обтёр об штаны и спрятал между чаном и скамейкой... И тут наткнулся на обод от велосипедного колеса, без спиц и покрышки...вот удача! И палочка рядом, которой этот обод удобно катать. Видимо старшие братья катали и забыли у ворот... Видел, как надо катать, взял палочку и погнал... да не тут-то было, не получается, роста не хватает...
Попробовал ещё — опять никак, отложил палку и стал катать просто так. Сначала упёрся в сарай, потом закатил в высокий густой полынь, еле вытащил, весело пробежался с ним по улице, потом оттащил этот обод опять к воротам, прибрал его и поскакал дальше на одной ноге.

 Погода была чудная, на вокзале весело тутукнул паровоз, и ещё присвистнул бойко и заливисто.     Эх и здорово...
 Потом привлекла внимание лужа, хорошая такая, глубокенькая. Была она на дороге, чуть в стороне от ворот, поближе к крайнему дому. С утра по ней никто не ездил, улица-то не очень оживлённая , и поэтому вода в луже отстоялась за ночь и была чистая и прозрачная. Мальчик  обошел лужу со всех сторон... Особенно понравилось с одной, где в воде отражалось небо, ясное и голубое, и если присесть, то солнце светило прямо из лужи! Он тихонько подошел и стал смотреть вглубь воды... там на дне, куда осела вся муть, ползали какие-то жучки, и от них оставался загадочный след, который петлял, подходил к краю, уходил вглубь и изображал какие-то замысловатые узоры. Очень интересно...   Но надо ж этого жучка посмотреть. В руках оказалась палка и пошла охота, но жучок никак не поддавался и замутил всю воду — ну и ладно. 

 Начались поиски нового занятия.   О! Дрова!  Брёвна и хворост были сложены напротив дома к штакетнику палисадника. Как хорошо на них залазить... Залез, уселся и стал  радостно смотреть по сторонам... «Высоко сижу — далеко гляжу». Что б ещё найти?     Иэх ты!    Эт что эт там дымит???  Напротив четвертого двора была в огороде баня, маленькая, с маленьким окошком и с низкой дверью. Крыша была глиняная и на крыше росла трава.   Вот эта баня и вызвала неподдельный интерес...
                От неё валил дым, прямо из двери. Он бегом туда, спотыкаясь и чуть не падая...  А там Плюхина бабка оказывается топит баню — а дым выходит в дверь, а трубы совсем нет. Эх как — печка есть, а трубы нет. Мальчик в недоумении, глаза круглые, по шесть копеек, что-то бабке лепечет. Ну она ему добродушно:
    - Цао спужалси? Печка така , по чОрному тОпю... Прагарить, дым выйдить, и можна мыцца. Вота как... Панял, ай нет?
     -Угу...
 (Пояснение: топить можно — «по черному» - дым от печи выходит внутрь помещения, и потом в дверь или окна, от этого все стены были в саже, черные...               
    или «по-белому» - дым уходит в трубу, и в хате чисто... )
А дым противный, густой, вонючий — и малый оттуда рванул назад.

А из двора вышли соседи, тётка Санька и дядько Яшка.    Она сходу начала:
   - Ой, якый гарный хлопчик! А якэ пальто красывэ! Бат-тюш-кы-ы!               
 И  дядько Яшка тоже согласно покивал головой...
Мальчик от радости оббежал их кругом, да ещё и что-то вроде восьмерки проскакал...

Тётка ещё что-то говорила и в это время подошел сосед с другой стороны, дядя Ваня.   Послушал, покосился на дом гарного хлопчика и говорит:
  -Валодя,, а чаво эт ты в дявчачьей кацавейке ходишь?
  -Ни... це моя.
  -Ды ты чаво? Красна — эт дявчачья...

  И  дядько Яшка тоже согласно покивал головой...
Гарный хлопчик надул губы и бегом домой.  Дома с выпученными глазами всё рассказал:
  -Це дивчача! Билш нэ пиду в ний...
  -Та хто тэби  сказав? Та нэ слухай их.
  -Дядь Ваня, а дядько Яшка тож  головой помахав...
  -Та нэ слухай ты их. Дывысь, якэ хароше!
  -Нэ пиду. А-а-аа...
Но потом тему сменили, стали «заговаривать зубы», обедать и ещё что-то...

   Прошло часов пять-шесть.      Снова та же калитка, та же улица.
Выходит тот же мальчик, в том же красном капюшончике...
С трудом перешагнул через подворотную доску и нехотя поплёлся мимо чана... Надутый, мрачный, лицо недовольное.
А за пять минут до того был тяжёлый разговор, уговоры, уже и ремешок лежал наготове...  В общем одели, застегнули и выпустили...

  Под ногами попалась какая-то ржавая гайка, он недовольно пнул её ногой и поплёлся дальше, даже не посмотрев, куда эта гайка покатилась.  Увидел велосипедный обод, нехотя подошел,  искоса посмотрел на него... и отвернулся. 
Погода испортилась, налетел холодный ветер, небо заволокло тяжёлыми, серыми тучами, временами даже срывались холодные капли.
 На вокзале противно и заунывно тутукнул паровоз,  и  ещё присвистнул так дрянно и с каким-то мерзким шипением.

Эх как скучно и пакостно.  Вся улица мрачная, грязная, вся в следах от коров, два раза даже чуть не вляпался...
Мальчик пошел к луже посмотреть жучков. Но перед этим проехал трактор с тележкой и всю воду перебаламутил, стояла просто жижа.
Эка незадача... пришлось вернуться.  Подошел к дровам, попробовал залезть, добрался почти до середины, но неудачно поскользнулся, уколол руку о сломанную ветку и стал спускаться. Случайно зацепился за сучок штанами и долго не мог отцепиться, чуть штаны не порвал... Наконец-то отцепился, вспомнил про стекло и пошел искать. Оно было на месте, достал, внимательно осмотрел его, потрогал острые края, размахнулся и со злостью закинул в густые заросли лопуха.

Холодно, ветер, промозгло...  Гарный хлопчик ещё покрутился и опять пошел искать жучков в луже. Подошел, посмотрел по сторонам, зашел в середину лужи и... лёг в красном пальтишке с капюшончиком прямо в жидкую грязь.  Быстро встал, посмотрел на себя...  Рукав и бок были в грязи, она стекала и ляпалась опять в лужу.  Хотел вытереть слёзы и грязной рукой мазнул по лицу... Э-эх...и слёзы ещё сильней потекли. Захлестнула обида, воды в луже уже было мало, её выплеснуло широкими тракторными колёсами и осталась только взбаламученная жидкая грязь. И он опять лёг в эту жижу. Лёг на спину, потом перевернулся на колени, упёрся руками и встал теперь уже окончательно перемазанный  «по уши»... Опять огляделся и поплёлся домой, громко чавкая водой в сапогах...И снова над улицей раздалось громкое:
 - А-а-а-а...
Но при всём при этом дядя Ваня всё равно остался авторитетом...
Ведь один он разбирался в моде... Знал кому что можно одевать...
А дядько Яшка выглянул из-за забора и опять покивал головой...
   Из тёмно-красной калитки сразу выскочило несколько человек...и ошарашенно остановились,  широко и недоумённо раскрыв глаза...

                2021г.


Рецензии