М. Моро. Повод жить! Выразительные средства языка

УРОК 2. ВВОДНЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В СТИХОТВОРЕНИИ МАКСА МОРО «ПОВОД ЖИТЬ!»

ШАГ - 1. ПРАКТИКУМ

ВНИМАНИЕ! Это обучающий урок. Учимся определять художественные приёмы в тексте.

Всем привет! Ну что, друзья, заждались? Представляю, как вы сгораете от нетерпения узнать еще что-нибудь полезное по художественно-выразительным средствам! Сегодня вас ждет очень и очень полезный урок!

Надеюсь, что вы насладились очарованием поэтических строк Макса Моро, зарядились оптимизмом, которым дышат эти стихи, и теперь мы можем приступать к детальному разбору художественных приёмов в стихотворении «Повод жить!».

Конечно, это кропотливая работа, и изучать этот материал будут только заинтересованные люди, но оно этого стоит! Потому что, научившись понимать художественные достоинства своих произведений, вы сможете самостоятельно их оценить, а так же использовать эти приёмы в своем творчестве. Ну и самое главное – написать или определить уровень написанной для вас рецензии! Но этот разговор еще впереди.

Чтобы сполна насладиться поэтическим словом, почувствовать все тонкости лирики, «расшифровать» смысл стихотворения и постичь его глубину, необходимо внимательно наблюдать над синтаксисом текста, учитывать стиховое деление строк, работать со значением отдельных слов.

Здесь важно все: любая мелочь, любая деталь! Ибо «художественное произведение – это зона обобщения, или зона, где все – символ!» (М. М. Бахтин). Именно поэтому для правильного, глубокого восприятия поэтического послания мы должны с ним «разговаривать» на «Вы», с «почтительным» вниманием к каждому Слову, знаку препинания, тропу, обладать умением чувствовать авторский стиль.

Литература как искусство слова через осознанное понимание пробуждает эмоции. И чем больше этого проникновенного чтения «между строк» – тем больше эмоций! И такое понимание – это основа, на которой и строится восприятие художественной литературы, это и есть главное условие адекватного восприятия поэтического или прозаического текста. После детального анализа произведения проще написать отзыв или рецензию.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ МАКСА МОРО «ПОВОД ЖИТЬ!»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЛОГО УРОКА: ЗАКРЕПЛЯЕМ ИЗУЧЕННОЕ

В прошлой статье мы рассмотрели несколько художественно-выразительных средств; давайте закрепим наши знания, а для этого проведем небольшой практикум: поучимся находить их в тексте. Для работы возьмём стихотворение Макса Моро «Повод жить», с которым мы познакомились в статье «Тайны художественного слова».
http://proza.ru/2022/12/19/1584      http://proza.ru/2022/12/14/600

КАК УДОБНЕЕ ВСЕГО ПРОДЕЛАТЬ ЭТУ РАБОТУ?

Если вы хорошо ориентируетесь в описанных ранее приёмах, то можете прочитать статью (ниже новая информация) и перейти к своим стихам: медленно перечитывая текст, сразу выписывайте для себя все знакомые тропы, которые вы увидели. Остальным читателям я предлагаю выработать алгоритм действия, который в начале обучения поможет качественно проработать текст и ничего не пропустить.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Порядок действий очень простой.
1. Скопируйте все описанные в прошлой статье приёмы.
2. Перечитайте материал (чтобы вспомнить).
3. Удалите примеры под каждым приёмом (чтобы сделать список короче и не путаться, когда будете выписывать тропы из своих текстов), пронумеруйте.
4. Если уверены, что все запомнили, можете удалить и сами определения художественно-выразительных средств, но я советую пока оставить, чтобы подсматривать.
5. Медленно перечитывайте свой текст и по порядку ищите выразительные средства.
• Ищем анафору – и выписываем примеры; далее переходим к следующему пункту: ищем инверсию – выписываем примеры и т.д.
• И таким образом под каждым пунктом запишите свои примеры (копируйте их один за одним).
• Не спешите редактировать, сделаете это потом, чтобы сейчас не отвлекаться, а вникнуть в текст. Так проработайте все пункты вашего «плана» работы.
6. Дочитайте статью до конца и разберитесь с информацией, которая дается далее. Там будут даны и другие тропы, которые встретились в тексте Макса Моро, с которыми мы еще не знакомы.

ПРИМЕР

Вот, как это делала я:
1) АНАФОРА (единоначатие) — повторение начальных звуков, слов, фраз.
Нет.

2) ИНВЕРСИЯ — перестановка, изменение обычного порядка слов.
Друзья, что значит, «обычный порядок слов»? Одного нашего музыкального слуха не хватит. Здесь нужно знать правила построения предложения.
Итак, примеры из стихотворения «Повод жить»:

В тексте Макса Моро:
(1) есть любовь, есть повод, укрывают ласки, согревает кострище, завершался поединок;
 (3) одеялом укрывают,
 (3) на опушке сражался, ветром войду, струной ворвусь, в водопаде растворюсь, шёпотом растворюсь
 (под вопросом! В предложении являются и дополнением, и обстоятельством образа действия. Но если включить музыкальный слух, то звучит непривычно, неправильно – значит, все же инверсия)

(6) войду на цыпочках (образ действия), завою волком (сущ., явл. обст.; как? каким образом? – образ действия), завершался всегда (образ действия).
(8) в страстей океане.

3) ПОЛИСИНДЕТОН (многосоюзие) — намеренное употребление сочинительных союзов между однородными членами или частями предложений.
Нет.

4) УМОЛЧАНИЕ — стилистическая фигура, представляющая собой синтаксическую конструкцию, в который автор сознательно опускает какие-либо члены предложения, предоставляя читателю возможность самому догадаться о том, что осталось не высказанным.
Есть: там, где многоточия.

В тексте Макса Моро:
Город в тёмных очках…
Ночь справляет сезон…
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…

Я, измотавшись в страстей океане,
Горько завою волком в капкане…

Шёлковым одеялом
Укрывают ласки…

Согревает кострище
Теплом ангельских крыльев…

Там на опушке шумного леса
Рыцарь сражался, спасая принцессу…

И завершался всегда поединок
Трепетной песней четы лебединой…

Эта мелодия в стужу согреет,
Даже когда мечта постареет…

5) ХИАЗМ — разновидность синтаксического параллелизма, обратное, крестообразное расположение членов предложения в соседних предложениях.
Нет.

6) ВОЗВЫШЕННАЯ, ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛЕКСИКА – это понятно, например, не глаза, а очи, не губы, а уста — для создания особой эмоциональности.

В тексте Макса Моро:
Вот он – наш рай наяву! (церковнославянская), +перифраз
ангельских крыльев.

7) АФОРИЗМЫ — яркие, легко запоминающиеся цитаты из литературных или исторических источников, получившие широкое распространение благодаря присущей им выразительности.
Общеизвестного нет. Но есть авторский афоризм!

В тексте Макса Моро:
Но есть любовь, а значит – есть повод жить!

8) ОКСЮМОРОН — сочетание слов с противоположным значением.
Нет.

9) НАПЕВНЫЙ СТИХ — стих, для которого характерна симметричная строфическая композиция, особенно в форме песни, в которой каждая строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершён, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим. (Это не выписывайте, а просто обратите внимание на строение строф).
Нет.

Несмотря на то, что перед нами текст песни и текст звучит мелодично (особенно 3, 4, 5 строфы), мы не можем формально говорить о напевном стихе, потому что не все строфы замкнуты, т.е. не завершаются точкой. 1 и 6 строфа заканчиваются многоточием, 4 строфа – двоеточием, и предложение переносится на следующую 5-ю строфу.

10) АССОНАНС — повторение однородных гласных звуков (в рифме или как стилистический прием).

В тексте Макса Моро:
Горько завою [о-о-о-у] волком [о-о] в капкане… (напоминают вой волка).

ИТОГИ

Итак, друзья! Подведем итоги: из известных уже нам приемов в тексте мы нашли 5 – инверсию, умолчание, возвышенную, торжественную лексику, афоризмы, ассонанс.


ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОБНАРУЖЕННЫМИ В ТЕКСТЕ МаАКСА МОРО

Но здесь обнаруживаются и другие художественно-выразительные средства. Давайте с ними разберемся и запомним:

11) АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение однородных согласных звуков.
Гремят кавалергардов шпоры,
Мелькают ножки милых дам (А. Пушкин).

В тексте Макса Моро:
Рыцарь[р-ц-р] сражался[ср-ж-с], спасая [сп-с]принцессу[пр-ц-сс]…
И завершался[з-рш] всегда[с-гд] поединок[п]… (напоминают скрежет и лязг оружия).

12) АСИНДЕТОН (бессоюзие) — намеренный пропуск сочинительных союзов между однородными членами, частями предложений.

Бьют часы на башне,
Подымается ветер,
Прохожие — в парадные,
Хлопают двери,
По тротуару бегут босоножки (А.Тарковский).

В тексте Макса Моро:
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…
В водопаде волос
Шёпотом растворюсь,
Новою песней, звенящей струной
В твою память ворвусь.

13) МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении на основе сходства. Очень похоже на сравнение. Но в сравнении есть союз, а в метафоре его нет, это «скрытое сравнение».
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин).

В тексте Макса Моро:
Ветром войду, в водопаде волос, ворвусь песней, ворвусь звенящей струной, завою волком, шёлковым одеялом укрывают ласки, согревает теплом ангельских крыльев, в страстей океане.

Сравните:
• Ветром войду – войду, как ветер;
• в водопаде волос – волосы, как водопад;
• ворвусь песней, ворвусь звенящей струной – ворвусь, как песня, как струна;
• завою волком – завою, как волк;
• шёлковым одеялом укрывают ласки – ласки согреют, как шёлковое одеяло;
• согревает теплом ангельских крыльев – согревает теплом, как ангельскими крыльями;
• в страстей океане – страсти, как океан.

14) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — разновидность метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевлённые.
И звезда с звездою говорит (М. Лермонтов).

В тексте Макса Моро:
Ночь справляет сезон… Эта мелодия в стужу согреет,
Даже когда мечта постареет…

15) МЕТОНИМИЯ — употребление слова в переносном значении на основе смежности.
Аудитория внимательно слушала. Свободное время люблю перечитывать Чехова.

В тексте Макса Моро:
Город в тёмных очках…

16) ПЕРИФРАЗ(А) (окольный оборот, иносказание) — описательная конструкция (троп), используемая вместо конкретного названия действия, предмета, лица, явления, их признаков и качеств и т. д.
Цветы жизни — дети, чёрное золото — нефть.

В тексте Макса Моро:
Трепетной песней четы лебединой (лебединая песня – любовь). 
Вот он – наш рай наяву! (рай на яву – счастье).

17) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — одинаковый порядок членов предложения в частях предложения или в соседних предложениях.
Светит солнце, тает снег, бегут ручьи.

В тексте Макса Моро:
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…
В водопаде волос
Шёпотом растворюсь,
Новою песней, звенящей струной
В твою память ворвусь.

18) ЭПИТЕТ — образное определение.
Роща золотая отговорила милым языком (С. Есенин).

В тексте Макса Моро:
усталый сон, звенящей струной, горько завою, шумного леса, предрассветной сказки, трепетной песней.

7. А теперь, друзья, откройте свой текст (свое стихотворение) и вот так последовательно выпишите все выразительные средства. Поделитесь своими стихами (отрывком прозы) в комментарии и укажите все художественные достоинства ваших произведений.

ИТОГИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В СТИХОТВОРЕНИИ МАКСА МОРО "ПОВОД ЖИТЬ!"

Ну что? Как вам? 18 приёмов выразительности во множестве вариантов! В относительно небольшом тексте! Это восхитительно!!! Макс Моро поражает своими гениальными текстами!!! Может, поэтому они так и цепляют нас, читателей? Макс Моро – и этим всё сказано! Гениально! Поздравляю, Макс!

Но и это еще не все! Это только малая часть нашего исследования, это только первый шаг! Но то, что вы, друзья, его сделали вместе со мной, уже приблизит вас к успеху! Потому что для вас, мои дорогие, это больше не тайна!

Но тема эта, конечно, достаточно непростая… Здесь есть много нюансов, о которые вы споткнулись, – и я об этом знаю; поэтому на ошибкоопасных местах мы остановимся в следующих наших статьях, которые позволят вам научиться отличать тропы друг от друга, потому что многие из них очень похожи.

А какой приём вызвал у вас затруднение? На каком из них, по вашему мнению, следует остановиться подробнее? Пишите, не стесняйтесь, для этого мы здесь и собрались сегодня). Надеюсь, теперь вы при создании своих стихов будете использовать эти приёмы)…

Удачи вам в творческом полете, побольше ярких нестандартных мыслей и, конечно же, вдохновения!
Милые мои, талантливые писатели, ученики и учителя, у вас все непременно получится! Иначе и быть не может!!! Я на связи!


Эта статья написана для канала Дзен: ФАН-КЛУБ "МаксМоро".
В статье рассматривается творчество Макса Моро и анализируются его стихи  с согласия автора. Публикации на Дзен и Прозе согласованы с Максом Моро.
(Все ссылки на моей странице).


Страница Макса Моро - "ПОВОД ЖИТЬ!
http://proza.ru/2022/12/14/600

Контакты в ВК:
https://vk.com/a.kupalinka
https://vk.com/maks.moro


Рецензии