Тайны художественного слова

УРОК 1. ВВОДНЫЙ
ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

Эта статья мегаполезна продвинутым читателям и жизненно необходима начинающим писателям и всем, кто хочет самостоятельно определить уровень и качество своих произведений, а также рецензий на свое творчество. Но это только начало, продолжение впереди. Следите за нашими выпусками.

ЧУВСТВО СЛОВА

Всем фанатам и тем, кто только собирается им стать, — яркий, пламенный и очень, очень горячий ПРИВЕТ от влюбленных в творчество замечательного писателя, поэта, композитора и музыканта — Макса Моро!!! Мы рады видеть вас в сообществе нашего фан-клуба!
И сегодня, скажу я вам, вы очень кстати и вовремя заглянули к нам на огонек, потому что мы будем говорить на тему, поднимающую нас до 7-х небес!.. Догадались?))) Да, верно… Это разговор — о Любви!.. Но не только! Обязательно затронем и весьма деликатную, тонкую, интимную тему — тему поэзии… Согласитесь, друзья, поэзия — это очень интимно, лично, это только для двоих)…
Но прежде чем начать такой разговор — разговор с самим сердцем и душой, мы должны подготовиться)))…  чтобы до конца почувствовать вкус тех самых таинственных слов, которые произносят, «шёпотом» растворившись «в водопаде волос»…
Почувствовать красоту сказанных слов, ощутить глубину мысли, проникнуться всеми оттенками сказанного, насладиться искренностью чувственных строк, наконец, раствориться в поэзии — можно только лишь понимая, зная, слыша, о чем говорят нам слова… А для этого мы должны стать грамотными и вдумчивыми читателями… понимать приемы, которые использует поэт, писатель для создания художественного образа… Вот этим мы и займемся… Начнем издалека…

СЕКРЕТЫ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ

ЗАДАНИЕ С РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Предлагаю вам проверить свою эрудицию и решить довольно сложное задание, которое было предложено 11-классникам на третьем этапе республиканской олимпиады по русской литературе. Не пугайтесь! Я с вами!)
Ни для кого не секрет, что нами лучше воспринимается информация, находящаяся во вступлении или заключительной части стихотворения.
Особая значимость начала и конца текста осознавалась и самими писателями. Так, А. Фет писал: «Стихотворение, подобно птице, пленяет или задушевным пением, или блестящим хвостом. Вся его сила должна сосредотачиваться в последнем куплете, чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука».
Узнайте программные произведения по их «блестящим хвостам» (назовите автора и заглавие стихотворения):
1) Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

2) И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звонит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

В чём «сила» приведённых в задании «последних куплетов»? Какие художественные средства авторы используют для эффективной концовки?


– Ну, как? Узнали авторов и их стихи?) Напишите в комментарии)

Это задание, зная русскую поэзию, не очень сложное. Тем более, что одно стихотворение уж точно – в школе вы учили наизусть)…
Хорошо, я вам немного помогу)!  Давайте используем наше право «подсказка друга»… Какую информацию вам дать? Название или имя автора?))) Давайте имя)… Напишу в комментариях, чтобы вы сразу не подглядывали, а немного подумали… Уверенна, что вы знаете). Но оставлю подсказку внизу, чтобы вы сверились, в нужном ли направлении думаете)… Вам осталось лишь дописать названия этих стихов).

ХУДОЖЕСТВЕННО–ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНОГО ЗАДАНИЯ

 А вот теперь самое интересное и важное! Это второй вопрос – о «силе» «последних куплетов»?
Какие художественные средства авторы используют для эффективной концовки? Ведь их задача максимально воздействовать на чувства читателей!

НАЧНЕМ С ПЕРВОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.

Автор использовал следующие приёмы: анафора, инверсия, полисиндетон, умолчание, хиазм; возвышенная, торжественная лексика; афористичность.
Давайте вспомним, что это такое.

АНАФОРА (единоначатие) — повторение начальных звуков, слов, фраз.
Ещё прекрасно серое небо,
Ещё безнадёжна серая даль.
Ещё несчастных, просящих хлеба,
Никому не жаль, никому не жаль (А. Блок).

ИНВЕРСИЯ — перестановка, изменение обычного порядка слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом (М. Лермонтов).

ПОЛИСИНДЕТОН(многосоюзие) — намеренное употребление сочинительных союзов между однородными членами или частями предложений.
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин).

УМОЛЧАНИЕ — стилистическая фигура, представляющая собой синтаксическую конструкцию, в который автор сознательно опускает какие-либо члены предложения, предоставляя читателю возможность самому догадаться о том, что осталось не высказанным.
Вдруг волны глухо зашумели,
И слышен отдаленный стон…
На дикий брег выходит он,
Глядит назад… брега яснели
И опененные белели;
Но нет черкешенки младой
Ни у брегов, ни под горой…
Всё мёртво… на брегах уснувших
Лишь ветра слышен лёгкий звук,
И при луне в водах плеснувших
Струистый исчезают круг (А. Пушкин).

ХИАЗМ — разновидность синтаксического параллелизма, обратное, крестообразное расположение членов предложения в соседних предложениях.
Ревела буря, дождь шумел (К. Рылеев).

ВОЗВЫШЕННАЯ, ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛЕКСИКА – это понятно, например, не глаза, а очи, не губы, а уста — для создания особой эмоциональности.

АФОРИЗМЫ — яркие, легко запоминающиеся цитаты из литературных или исторических источников, получившие широкое распространение благодаря присущей им выразительности.
Мы не для того живём, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ).

ВАШИ ОТВЕТЫ?

А теперь в комментариях приведите примеры из стихотворного отрывка тех художественно-выразительных средств, которые вы нашли:
анафора, инверсия, полисиндетон, умолчание, хиазм; возвышенная, торжественная лексика; афористичность.

ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЕМ КО ВТОРОЙ СТИХОТВОРНОЙ КОНЦОВКЕ.

Некоторые художественные приемы повторились. Вы заметили? Какие? Назовите их, записав в комментарии)… Внизу, в списке, я обозначила их многоточием.
Но есть и другие, с которыми мы еще не знакомы. Вот они:
сочетание восклицательной интонации и недосказанности, … ; оксюморон; … , … , напевность, ассонансы.

РАССМОТРИМ, ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ:

ОКСЮМОРОН — сочетание слов с противоположным значением.
Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой (А. Ахматова).

НАПЕВНЫЙ СТИХ — стих, для которого характерна симметричная строфическая композиция, особенно в форме песни, в которой каждая строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершён, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим. (Это не выписывайте, а просто обратите внимание на строение строф).

АССОНАНС — повторение однородных гласных звуков (в рифме или как стилистический прием).
Не жаль мне лет, растраченных напрасно (С. Есенин).
Найдите в стихотворении эти художественные приемы, запишите.

НАШИ ИТОГИ

Итак, друзья! Мы сегодня с вами узнали 7 + 4 приемов, которыми пользуются художники слова для создания поэтического образа.

МАКС МОРО "ПОВОД ЖИТЬ"

 А теперь, как и обещала, разговор о Любви… Предлагаю вашему вниманию новое стихотворение Макса Моро, написанное вчера)… Прямо из-под писательского пера – на ваш суд)))… Наслаждайтесь)…


МАКС МОРО
     ПОВОД ЖИТЬ

Город в тёмных очках…
Ночь справляет сезон…
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…

В водопаде волос
Шёпотом растворюсь,
Новою песней, звенящей струной
В твою память ворвусь.

Если забыла – не страшно, знаю –
В сердце твоём живу.
Люди блуждают в поисках рая…
Вот он – наш рай наяву!
Я, измотавшись в страстей океане,
Горько завою волком в капкане…
Но есть любовь, а значит – есть повод жить!

Шёлковым одеялом
Укрывают ласки…
Сколько не пей, всё равно будет мало
Той предрассветной сказки…
Согревает кострище
Теплом ангельских крыльев…
Как ни пытайся, вряд ли отыщешь
Мир тот, в котором мы были:

Там на опушке шумного леса
Рыцарь сражался, спасая принцессу…
И завершался всегда поединок
Трепетной песней четы лебединой…
Эта мелодия в стужу согреет,
Даже когда мечта постареет…
Но есть любовь, а значит – есть повод жить!

Город в тёмных очках…
Ночь справляет сезон…
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…

13.12.2022г.

Наши дорогие, умные, самые талантливые и продвинутые читатели, фанаты Макса Моро. Нам надо поговорить…

КАК ЧИТАТЬ СТИХИ

Вы должны забыть все, о чем мы только что беседовали. В тот момент, когда мы впервые читаем произведение, чтобы не потерять ту чарующую ауру, уловить этот ускользающий тонкий аромат чувственности, искренности, трогательности, откровения авторских слов, — в тот самый момент нужно несколько раз просто прочитать текст, осмыслить его, насладиться содержанием, красотой слов и слога, прислушаться к своим ощущениям, понять, как на эти строки откликается ваше сердце. Нужно полностью отдаться этому очарованию… и пребывать в нем, сколько пожелает ваша душа… И только потом перейти к оценке художественных достоинств произведения. Вы, наверное, уже заметили знакомые вам художественно-выразительные средства этого стихотворения. Но не спешите погружаться в них… И чтобы не перебить ваши ощущения, я заканчиваю статью… И продолжим разговор завтра… И напоследок – еще одна приятная новость: Макс уже написал песню на эти стихи… Как вам? Всем приятного вечера), поэзии и Любви…

КУПАЛИНКА

PS: Раз наш разговор закончился на творчестве Макса Моро, всем сегодня подарок – Календарь на декабрь 2022 года с фотографией поэта. Сохраняйте себе прямо со страницы. Можете распечатать и отмечать оставшиеся дни до Нового года.

Эта статья написана для канала Дзен: ФАН-КЛУБ "МаксМоро".
В статье рассматривается творчество Макса Моро с согласия автора. Публикации на Дзен и Прозе согласованы с Максом Моро.
(Все ссылки на моей странице)

Страница Макса Моро
http://proza.ru/2022/12/14/600


Рецензии