А Слава любил природу... бескорыстно!

Друзья!


Без омерзения не могу смотреть фильмы про кровавую охоту. Там до зубов вооружённые мерзавцы  с  садистским наслаждением убивают медведей, лосей, кабанов, глухарей  и другую "дичь". Пир дикарей! В то же время исчезают или совсем исчезли в  наших лесах многие "краснокнижники", уничтожаемые именно вконец зарвавшимся "царём природы".
Само понятие "фотоохота" в загоне, удел "дурачков". Ещё меньше увидишь в тайге человека с видеокамерой. За более чем треть века жизни в ХМАО-ЮГРЕ таковых никогда не встречал в Юганском Междуречье.
Зато злодейских выстрелов наслушался вдоволь в весеннюю и осеннюю охоту. Палили браконьеры  и день и ночь.
Моя книга "Песнь и плач Матери-Земли!" www.uralizdat.ru высокими дядями  и тётями отвергнута. Лишь некоторые мальчишки и девчонки в нефтеюганских школах ею интересуются ( бесплатно раздал книгу в прошлом году).
Увы, в сознании многих северян  ещё жив стереотип покорительства, наживы,разграбления "неиссякаемых" кладовых Природы.
А в нищего  чудака с видеокамерой или фотоаппаратом в руках открыто тыкают пальцем: мол, не умеет жить бедолага!
Вл.Назаров

*******************
1.Памяти ушедших друзей
Вячеслав Алиевич Белялов, 1936 года рождения - ушел 04.10.2004 года.

В память о себе кинодокументалист Вячеслав Алиевич Белялов оставил более 50 фильмов. Основная часть этого наследия посвящена природе и животному миру Казахстана - это научно-популярные картины снятые на киностудии «Казахфильм» в 1970-80 гг. по заказу Госкино и Центрального телевидения СССР. Они по праву составляют золотой фонд анималистического кино не только Казахстана, но и всего бывшего Советского Союза. Ещё до окончания операторского факультета ВГИКа, с начала 1960-х гг Вячеслав Белялов работал кинооператором, снимая различные сюжеты для телевидения. Но рамки операторской профессии, особенно в документальном кино, оказались тесными для воплощения его творческих планов. Чтобы создавать фильмы с собственным, авторским видением, он освоил профессию режиссёра и сам сел за монтажный стол. Многолетняя кропотливая работа дала результаты - каждый новый фильм привносил особые штрихи в общую картину цельного и романтичного образа казахстанской природы, где постепенно были представлены практически все ландшафты и населяющие их животные.
В начале творчества основными героями фильмов Вячеслава Белялова были люди и их взаимоотношения с природой. О жизни лесников в далёких горах Кетмень повествует пронизанная особой лиричностью картина «Край далекий. Ау» (1964). Тяжёлый труд промысловиков в дельте реки Или показан в фильме «Ондатра на Балхаше» (1970). А одними из самых сложных были съёмки фильма «Тигр снегов» (1970) о жизни профессионального ловца снежных барсов. Люди, посвятившие свою жизнь охране леса, были героями фильмов «Забытая песня» (1971) - о спасении реликтовых саксаульников Южного Прибалхашья и «Джунгарские встречи» (1973) - о хвойных лесах Джунгарского Алатау. Не осталась в стороне и тема кочевья, традиционного уклада жизни скотоводов. Суровый быт чабанов в киноновелле «Большая кочёвка» (1974) был показан настолько правдиво, что фильм не нашёл отклика у худсовета киностудии и «лёг на полку». В 1979 г был снят фильм «Беркутчи», где впервые была подробно показана почти утерянная к тому времени, древняя казахская традиция - охота с прирученным беркутом. Увлечение молодости - альпинизм, также оставило яркий след в его творчестве. Романтика гор и особый дух, присущий альпинистам тех лет, запечатлены в картинах «Горы и люди» (1963) - о работе гляциологов и «Идёт по кручам молодость моя» (1966) - о легендарном альпинисте Сарыме Кудерине, погибшим в горах Кавказа. Главным достижением оператора-альпиниста стал фильм «Восхождение», о покорении в 1972 г. казахстанскими альпинистами пика Коммунизма, высотой 7495 м. Вся команда несла по частям тяжёлую киноаппаратуру, помогая другу поднять её на высочайшую вершину Советского Союза, чтобы оставить память об их победе.

Но главной темой фильмов Вячеслава Белялова, принёсшей ему мировое признание, стала природа Казахстана. Начиная с середины 1970-х гг в сотрудничестве с лучшими зоологами, началась работа над циклом картин, связанных одной идеей. Первым в этом ряду стал фильм 1975 г. - «В горах и пустынях Казахстана». А уже на следующий год кинорассказ, посвящённый старейшему заповеднику страны - «Аксу-Джабаглы» (1976), был удостоен золотой медали ВДНХ СССР. Позже, заповедникам было посвящено ещё несколько картин. В 1977 г. природа Алматинского заповедника была показана в фильме «Нужны ли дали голубые». В 1985 г только что созданный Устюртский заповедник, стал съёмочной площадкой киноповести «Ожерелье голубки». В 1989 г, в Кургальджинском заповеднике была снята «Тенгизская пастораль».

В 1997 г вышел фильм «Алтын-Эмель», об уникальном национальном парке. Особое место в творчестве Вячеслава Белялова занимают киноленты, рассказывающие о редких животных, занесённых в Красную Книгу - «Беркуты» (1976), «Джунгарский тритон» (1978), «Дом для серпоклюва» (1980), «Устюртский муфлон» (1981), «Сурок Мензбира» (1984), «Красавчик Джек» (1988), «Фламинго» (1989), «Кудрявый пеликан» (1990), «Стрепет» (1991), «Стервятник» (199З), «Тугайный олень» (1995).

Были фильмы и о других не менее интересных представителях животного мира Казахстана: об ядовитом пауке - «Каракурт» (1979), о бабочках - «Бабочки высокогорья» (1986) г, о каспийском тюлене - «Каспия зимний мотив» (1984), о жизни реликтовых степных антилоп - «Сайгаки» (1987) и «Зов» (1990), о многообразии мира птиц - «Бакланы» (1991), «Там за облаками» (1992), «Райские птицы» (1993). Тема охраны природы звучит во всех фильмах, но особенно ярко, со своеобразным философским взглядом автора, она раскрывается в таких масштабных работах, как «Вечно зовущая природа» (1983) и «Солёные слёзы Турана» (1988).

Все фильмы Вячеслава Белялова обязательно транслировались в популярной передаче «В мире животных» на Центральном телевидении, и его творчество было высоко оценено общественностью и коллегами. Постановлением Центрального Комитета Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 9 декабря 1982 г. за цикл документальных и научно-популярных фильмов: «Устюртский муфлон», «Дом для серпоклюва», «Приметы осени глубокой», «Земля чудес» ему была присуждена Государственная премия Казахской ССР имени Куляш Байсеитовой. После развала Советского Союза, территории ранее недоступные для западных телекомпаний, стали очень притягательны - особенно наша природа. В 1990-е годы Вячеслав Белялов был приглашён в качестве оператора на проекты нескольких телекомпаний - «Царство русского медведя» (ВВС, Англия, 1992), «Семиречье» (NHK, Япония, 1994), «Устюрт» (NHK, Япония, 1995). - «Земля чудес» (ARD-1, Германия, 1998).

Роль творчества Вячеслава Белялова в воспитании бережного отношения к природе не потеряла своего значения и в наши дни.

http://www.mountain.ru/people/
**********
2.ПРИРОДА БЫЛА ЕГО МУЗОЙ

Надежда Беркова, киновед, доцент КазНАИ им. Т. Жургенова

Начало творческого пути В. Белялова совпало с обучением операторскому мастерству   в   главном   учебном   заведении   страны,   готовившем специалистов для кино – ВГИКе – Всесоюзном государственном институте кинематографии.   В.   Белялов   рассказывал   о   том   времени: «Я   снимал фильмы и про сельское хозяйство, и про заводы: все, что было положено,то и снимал…» [1]. Документалистика,   научно-популярные   фильмы,   учебное   кино   в Советском  Союзе играли значительную роль  в просвещении и агитации масс.   Все   кинопроизводство   продюсировалось   государством,   заказное не игровое кино  представляло собой один  из  важнейших  идеологических инструментов.   Основная   масса   фильмов  была   посвящена   достижениям человека-труженика, строителя коммунистического общества.В   многонациональном   Казахстане   особым   почетом   пользовались   чабаны,полеводы, целинники, шахтеры, металлурги. Согласно студийному плану, о них снимались  новостные сюжеты,  фильмы. Герои  документальных лент  должны были   служить   примером   для   подрастающего   поколения,   эталоном   человека нового общества.
Ранние фильмы В. Белялова и его коллег сделаны согласно сложившейся схеме:о   мыслях   и   действиях   героев  рассказывает   диктор,   читая   за   кадром   текст,написанный сценаристом. В   пору  «оттепели»  документалисты, представители ленинградской, киргизской, латышской киношкол шли на эксперимент, нарушая канон,   развивали   киноязык.   В   Казахстане   тоже   были   сделаны   интересные попытки,   это   были   фильмы   Арарата   Машанова   и   Юрия Пискунова,   но   в   целом   еще   долгие   годы   вплоть   до   перестройки   в документальном   кино   сохранялась   инерция.   Кинематографисты   строго следовали схемам, что обеспечивало стабильное существование в профессии.Показательный   пример   приводит   в   воспоминаниях   сын   режиссера   Олег Белялов: «Отец снял «Большую кочевку», где решил показать настоящую жизнь чабана-казаха, как тот кочует с отарой с зимних пастбищ в песках Прибалхашья в   Джунгарский   Алатау.   Весь   этот   путь   он   (Белялов)   прошел   пешком.Аппаратура грузилась на  лошадь,  когда надо было, он  организовывал  съемку.Фильм  получился  очень   душевный,   без  всяких   приукрашиваний.   Студийной комиссии   не   понравилось,   как   показана   жизнь   советских   людей.  Почему   в чабанских юртах нет холодильников, телевизоров и прочего? В общем, фильм не выпустили на широкий экран, положили на полку» [2]. Формированию   собственного   специфического   опыта   съемки   В. Беляловым природы способствовали регулярная работа, участие в выпусках киножурнала «Советский   Казахстан»,   в   частности,   в   создании   фильмов   о   людях,   чья профессиональная  деятельность  связана с  животными,  природой:  лесниками,егерями, чабанами. Фильм о кочевье принадлежал к их числу.
Опыт наблюдения за животными начал накапливаться с юношеских лет, еще в 1950-е годы, когда В. Белялов подрабатывал, ухаживая за лошадьми, птицами на площадке игрового фильма, присматриваясь к их естественному поведению. В работе   над   отдельными   документальными   лентами   с   большого   расстояния наблюдал  за  дикими   зверями  и   птицами.   «Носил  в   душе   заветную  мечту  –увидеть   животных   как   можно   ближе.   Нужно   было   найти   длиннофокусную оптику – самую мощную…» – перед специалистом вставали важные вопросы.Одна из  таких  съемок  станет   переломной в  биографии В.  Белялова. В  конце 1960-х   годов   он   делал   новостной   сюжет   о   переселении   промысловых животных. Встречался с организаторами этих транспортировок, специалистами-зоологами.   Один   из   них   посоветовал   начинающему   оператору:   «Что   ты снимаешь?!  Там без  тебя  столько  операторов делают  эти  сюжеты  о  съездах,партийных руководителях! Снимай животных!» [3].Наконец,  в  1969   году,  студия  одобрила  заявку   на  короткометражный  фильм «Тигр   снегов»   о   человеке   редкой   профессии,   ловце   барсов.   С   режиссером Марленом Ибраевым   в поисках ирбиса  группа провела полгода в  горах Тянь-Шаня.   Это   были   рискованные,   сложные   съемки   уникального   животного,возможно, первые в СССР.К середине 1970-х  годов В.  Белялов –  один из  лучших операторов студии,  и положение  режиссера  и оператора,  снимающего  кино  о героях  труда, его   все больше не устраивает. «Пришло понимание, что хочу снимать только животных.В том, как люди ведут себя перед камерой, все-таки есть какая-то неправда. А животные всегда естественны…», – делился на встрече со зрителями Вячеслав Алиевич.Таким  образом, в  основе  постепенной  смены  приоритетов  лежало  несколько причин. С одной стороны, В. Белялову, как документалисту, претили требования редакционного  совета,   выполнявшего  роль   контролера  от   власти  –   снимать,приукрашивая действительность. Руководящие установки не позволяли творить свободно,  выразить   собственную   точку  зрения   на   реальность.   В  фильмах   о животных,  действовать по принципу Дзиги  Вертова – «снимать  жизнь,  такой,как она есть», «врасплох» – было возможно.С другой стороны, схемы и штампы, принятые в документалистике, были в ходу и   в   учебном   кино   о   природе,   к   примеру,   в   фильмах,   популяризирующих результаты  экспериментов   с   переселением  и  разведением   животных.   Люди,работавшие на благо  природы, были немы, лишены возможности говорить от собственного   имени.   Самой   природе   лишь   изредка   предоставлялась возможность   прозвучать   голосами   птиц,   шумом   речки,   звоном   ручья.Избыточность   закадровой   информации,   необходимость   в   двадцать   минут экранного времени рассказать о десятках животных, делали фильмы трудными для  восприятия.  Нередко  комментарии  звучали  бравурно (и  даже   абсурдно!):«Коллектив   лесоохотничьего   хозяйства   бережно   охраняет   замечательную природу и активно вмешивается в ее жизнь». Эта схема проявлялась в работах коллег по цеху: «Тропой зоологов» (1966) режиссера Миры Олькиной, «Золотой бор» (1969) режиссера Алексея Кулакова [4].
В  начале  1970-х годов  В. Белялов  еще  участвует  в создании  подобных лент,поскольку уже  имеет опыт  съемки  редких животных.  Его  кадры включены в фильм-лекцию   «Животный   мир   Казахстана»   (1973)   режиссера   А.  Кулакова.Этот   опыт   В.   Белялова   способствует   выработке  собственных  режиссерских принципов:   показывать   суверенную   жизнь   животных   в   естественной   среде,сосредоточить внимание на съемках отдельного вида в его экологической нише.Затем,  подхватив  традиции   этой   школы,  создает   вместе   с   коллегами   нову форму   анималистического   экологического   кино.   Немалую   помощь   в подготовительный   период   и   на   съемках   фильмов   оказывали   казахстанские ученые  А. Ковшарь, А.  Иващенко,  Б.  Губин и  многие другие,  а  также егеря,охотоведы, работавшие в заповедниках.Основы традиции съемки животных были заложены в советском кино всемирно известным режиссером Александром Згуриди (1906–1998), старейшиной кино о  природе  [5].   У   А.   Згуриди  сложилась   своя   стилистика:  он   рассказывал  о жизни  животных добрые  истории:  в  пояснениях в  закадровом  тексте  лесные звери   представали   как   антропоморфные   существа.   Эта   манера   оказывала влияние на выпускников, закончивших его мастерскую во ВГИКе, слушавших лекции на Высших курсах режиссеров и сценаристов (Эльза Дильмухамедова,Лариса   Мухамедгалиева   и   другие).   Стоит   отметить,   что   нередко  излишней эмоциональностью,   досадными   неточностями   и   навязыванием антропоморфных  оценок  поведения  животных  страдал  и  закадровый  текст  в фильмах В. Белялова, который писала драматург Л. Мухамедгалиева.В   признании   за   животным   права   на   соб  ственную   жизнь   постепенно формировалось   кредо   В.   Белялова,   его   экологическая   этика,   связанная   с пониманием непреходящей ценности природы. Одной из важнейших  черт  его натуры  было   «чувственное   сознание»,   снимавшее   разделение   между   миром человека   и   миром   природы.   Чтобы   запечатлеть   животное,   съемка   методом длительного   наблюдения   велась   из   специального   укрытия,   палатки.Наблюдение за животными, созерцание красоты природы – гор, степей, пустынь стали основой многих лучших фильмов В. Белялова. В экспедициях проходили недели, месяцы. Замечательные моменты из жизни птиц и зверей запечатлены в его работах: «Зачарованный лес» (1977) – о своеобразной фауне пустыни, «Дом для   серпоклюва»   (1981)   –   о   птице   с   красным   изогнутым   клювом,  «Вечная зовущая природа» (1983) – о снежном барсе, гепарде, «Каспия зимний мотив»(1984)   –   о   самках   тюленей,   охраняющих   от   хищников   свое   потомство.Главными   персонажами   фильмов   становились   виды,   попавшие   в   Красную книгу   Казахской  ССР   (1978,   1982)   –   «Беркуты»   (1975),   «Сурок   Мензбира»(1984),   «Красавчик   Джек»   (1988),   «Тугайный   олень»   (1995).   Составлялся график съемок, зависевший от циклов жизни птиц, зверей. Для представителей фауны   важнейшими   периодами   являются   «пора   свадеб»   (как   говорил   В.Белялов), ожидание и рождение потомства и защита их от врагов, хищников.
В обычной практике документалистов звукооператор и редактор компилировали  музыкальный фон из классических или популярных мелодий, и значит, музыка не играла в таком кино серьезной роли. Как режиссер фильмов о природе, В.Белялов предъявляет к себе и к другим участникам группы высокие требования.Формировалась   своя   команда:   композитор,  звукорежиссер   –  профессионалы,разделявшие   с   режиссером,   негласным   лидером,   его   творческие   установки:музыку   надо   писать   для   каждого   фильма   специально,   звук   должен   быть подлинным или  искусно сымитированным.  Для фильмов  В. Белялова  Эдуард Богушевский   создавал   музыкальную   драматургию,   звукооператоры   Стефан Першин, Алим Байгарин и другие – яркую звуковую полифонию. И фильм мог рассказать  историю  о  редкой   птице  вовсе  без  слов,  языком  образов,  шумов,звуков, музыкальной темой.Вместе они сделали немало – около 60 фильмов! Из них более 40 посвящены природе   Казахстана.   Особую   прелесть   и   эмоциональность   лентам   придают закадровые тексты, которые читали московский журналист Аркадий Ревенко и народный артист СССР Михаил Глузский. Авторы (режиссер, драматург) вели в своих фильмах диалог со зрителем, наталкивая на размышления о нравственной ответственности человека за животный и растительный мир, о необходимости сохранения   природы   для   будущих   поколений.   Нередко   в   закадровомкомментарии звучали призывы о необходимости формирования экологической культуры, в основе которой уважение к животным.Фильмы В. Белялова и Л. Мухамедгалиевой привлекали внимание критики, их отправляли на фестивали, показывали по телевидению, но Вячеславу Алиевичу оставались  чужды   потребительские  ценности,  такие,   как  прибыль,  карьера  и нередко   демонстрируемая   в   творческой   среде   модель   поведения   как индивидуализм, позерство. Начинавший свой путь на «Казахфильме» в 1980-егоды режиссер Владимир Тюлькин вспоминает: «Это уже было имя известное в документальном   кино,   и   все   говорили   –   Белялов,   Белялов!   Многие рассказывали, что он  снимает  необычное кино. Когда мы  познакомились,  и  я начал присматриваться к нему: первое впечатление – мало с кем разговаривает,весь  в себе.  На киностудии  разные люди  работают,   и, как  правило,  высокого мнения о себе. А здесь такой адекватный человек: не особенно понятно, что он о   себе   думает,   непонятно,   считает   ли   он   себя   известным   режиссером   и оператором» [6]. В. Тюлькин с особым чувством благодарности и восхищения рассказывал,   как   Белялов   поделился   с   ним,   студентом,   снимавшим   свою курсовую работу, недостающими кадрами. Да и не только В. Тюлькин говорил о щедрости   В.   Белялова,   о   подобном   случае   поведал   оператор   студии «Казахфильм» Геннадий Ройтман [7].Очевидно, что В. Белялов как творческая личность представлял собой пример нравственного   выбора,   свободы   от   идеологического   диктата,   феномен «самоконструирования»   (Мераб   Мамардашвили),   своеобразной индивидуальной  свободы,  пример  самосозидания   посредством  определенных
усилий,   «второго   рождения»[8],   зависимого  от   целей   и   задач  деятельности.Эволюция   его   творчества   заключалась   в   совершенствовании   операторского мастерства. Затем с переходом от режиссуры заказного документального кино,где он уже тогда, на первом эта пе, осуществлял выбор героя, чья деятельность каким-либо образом была связана с природой, к режиссуре редкой не только для советской страны,  но  и  мирового  кино,  специализации  в  научно-популярном кино о животных. В течение более 20 лет работы В. Белялов с драматургом и сорежиссером,   директорами   фильмов   мог  планировать  свою   деятельность   и группы.   Казахстанский   режиссер-натуралист   Вячеслав   Белялов   изменил систему заказов, благодаря полноте проявления воли цельной личности, оказал на  нее  обратное влияние,  вопреки  устойчивой  системе  создал свою  систему,свои нормы сотрудничества с коллегами, студийным руководством. Главное –он стал создателем целого направления в казахстанском кино, заложив основы производства  кино  о животных.  Эти  основы,  его  творческие  и нравственные позиции оказались созвучны императивам экологической этики и экологической культуры.   В   наследство   потомкам   остались   путешествия   с   камерой   в   мир таинственный и удивительный. Фильмы эти не смотрятся как беспристрастная фиксация действительности. Они поэтичны, светлы, проникнуты благоговением перед   жизнью   и,   конечно,   привлекают   зрителя   этими   редкими художественными   достоинствами.   Научная   достоверность,   убедительность,внимание  к   деталям   –   отличитные   черты  профессионального  почерка  В.Белялова.   Ленты   демонстрировались   по   Центральному   и   республиканскому телевидению и выполняли высокую просветительскую миссию в обществе.Что бы не снимал В. Белялов, очевидно, что он не только хорошо знал предмет съемки, но бесконечно и беззаветно любил его. Музой его была сама природа.Вячеслава   Алиевича   отличала   завидная   преданность   избранному   делу,вызывавшая   уважение   товарищей  по   кинематографическому  цеху.   С  уходом этого   рыцаря   природы   закончилась   целая   эпоха   казахстанского   научно-популярного   и   документального   кино   о   вечно   зовущей   природе.В   начале   2000-х   годов   руководство   КазНАИ   им.   Т.  Жургенова  приглашало Вячеслава Алиевича открыть свою мастерскую, но он, к сожалению, был уже болен. В октябре 2004 года его не стало.В   декабре  2011  года  за  вклад  в   киноискусство  Казахстана  В.  Белялову  был присвоен   почетный   титул   и   памятный   знак   «Экран   шеберi».   Его   вручили старшему сыну Белялова Олегу Вячеславовичу.22 января 2016 года в честь 80-летия мастера в Академии искусств состоялось торжественное открытие выставки фотографий «Вечно зовущая природа» Олега Вячеславовича Белялова, встреча коллег, друзей В. Белялова. Завершились Дни памяти   мастер-классом   фотографа-натуралиста   О.   Белялова.   Вспоминая   о замечательном   кинематографисте,   собравшиеся   говорили   о   том, что  творчество выдающегося   режиссера   и   оператора   должно   быть   известно,   изучено,поскольку   фильмы,   оставленные   им   в   наследие,   чрезвычайно   важны   для формирования   экологического   мышления   молодежи,   экологического воспитания подрастающего поколения.Сегодня   во   время   экологических   угроз,   сокращения   биологического разнообразия   планеты,   сведения   лесов,   опустынивания,   обширный киноматериал   Вячеслава   Белялова   приобретает   значение   познавательного,просветительского   характера.   Еще   раз   напоминает,   как   много   значат экологические ценности для новых поколений ХХI века.

Литература
1. Белялов В. А. Все началось еще в юности. Вестник «Зеленое спасение». Вып.16.   «Непреходящая   ценность   природы».   Алматы,   2003,   с.   (Дата обращения – 12 апреля 2016 г.)2. Белялов О. К 75-летию Вячеслава Белялова (2011). Воспоминания об  (Дата   обращения  –12 апреля 2016 г.)3. Зайнутдинов Р. Интервью от 13.06.2010 г.4.   Беркова   Н.   Н.   К   вопросу   об   отражении   роли   человека   в   казахстанском неигровом кино о природе. Материалы Международного научного симпозиумав  КазНАИ  им.   Т.  Жургенова  «Тюрко-славянское  культурное   взаимодействие:взгляд   из   современности».   Алматы,   2011,   с.   (Датаобращения – 12 апреля 2016 г.)5.   Симанович   Г.   С.   Александр   Згуриди.   Портрет   режиссера.   М.:   В/О«Союзинформкино», 1983, 48 с.6. Тюлькин В. Интервью от 30.07.2012, с. 391.7. Ройтман Г. Встречи – опыт – содружество. Вестник «Зеленое спасение». Вып.20.   Творчество,   вдохновленное   природой.   Алматы:   2013,   с.  (Дата обращения – 12 апреля 2016 г.)8.   Мамардашвили   М.   Необходимость   себя.   Лекции.   Статьи.   Философскиезаметки. Под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996, с. 89.

www.greensalvation.org
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 декабря 2022 года.


Рецензии