Эпоха СССР

             ЭПОХА СССР – опыт и память нашей жизни.
Каждый кто родился в веке 20-м, может сказать, что  СССР - Союз Советских Социалистических Республик  - это моя Родина, моя жизнь, моя совесть. И будет совершенно прав. Само создание СССР почти после 4-х лет  февральской революции 1917 г. , когда к власти пришло Временное правительство, свергнув царский режим, а затем после Октябрьской революции того же 17 года, когда к власти пришли «большевики» во главе   Владимиром Ульяновым (Лениным) состоялось 30 декабря 1922 г. Как воссоединялись 15 республик – 15  «сестёр», как произошло становление могучего Государства СССР … Всё можно найти в исторических хрониках, в той же Википедии в интернете. Просуществовала страна до 26 декабря 1991 г. Как разрушалась наша страна старшее поколение ныне живущих помнит и по сию пору большинство из нас не может понять, как всю страну подвели к краю пропасти и столкнули…

Мой реквием по Великой стране СССР, называемой на западе «совок» - мои воспоминания. Идеологический патриотический посыл в умы своих маленьких и больших ТОВАРИЩЕЙ был огромным. Гражданином человек становился  тогда, когда был подсуден по своим тем или иным незаконным  деяниям. Я росла при советской власти в Казахстане, в одной из пятнадцати «сестёр»-республик.

Яркими пятнами в моей жизни сияют четыре вехи – принятие в «октябрята», в пионеры, в комсомол и в КПСС.

Мы – первоклашки стоим в ряд в большом актовом зале школы. Волнуемся до слёз. После торжественных речей директора школы, парторга, после литературного монтажа (это чтение патриотических стихов в разбивку на количество участников – напоминаю, если кто забыл) пионеров, нам наконец прикалывают на грудь красные звёздочки с портретом маленького Ильича. И вот октябрьской тёплой лиственно-заметающей осенью мы шли домой, выдвигая красную звёздочку на своей груди на всеобщее обозрение. Шли маленькие коммунары, поделённые на пятёрки – звёздочки, шли в светлое будущее из социализма к коммунизму…

В пионеры нас принимали в городском Доме культуры, в большом концертном зале. 19 мая на день рождения пионерской организации. Наш класс переживал кого примут, а кого нет. Тогда, чтобы стать пионером надо было иметь хорошую успеваемость и дисциплину поведения. Кому-то давали срок исправить и то, и другое до апреля следующего года и принимали штрафников уже на следующий год в день рождения Ленина 22 апреля. У нас в классе был такой паренёк, но мы писали, как будущие пионеры поручительства за него и отвечали за него по всей строгости. Нас таких поручителей было семь человек. И ведь работало! Этот наш провинившийся одноклассник окончил школу с золотой медалью. А тогда был принят весь наш класс. Мы удивили всех тем, что слаженно хором слово в слово дали пионерскую клятву и на призыв «Будь готов!» грянули своё «Всегда готов!»

А вот и юность – восьмой класс и нас самых лучших приняли в комсомол. Принимали в Горкоме в отдельном кабинете, где сидела целая комиссия и пытала каждого будущего комсомольца на знание устава комсомольской организации, политической обстановки в стране. Что такое «демократический централизм» в уставе Всесоюзного  Ленинского Коммунистического Союза молодёжи – формулировка отскакивала у нас от зубов. Политическую обстановку в СССР мы тоже знали и даже понимали, поскольку каждую субботу четвёртым или пятым уроком была политинформация, которую готовил один из нас, а затем её обсуждение. Так и воспитывался патриотизм. Знанием и осознанием.

Окончив школу, пошла работать на швейную фабрику, где меня приняли кандидатом в Коммунистическую Партию Советского Союза. Поработав год поступила на рабфак. Трудно в то время было поступить в институт сразу, предпочтение поступающим отдавали национальным кадрам будущей республики Казахстан. Да в то время тоже присутствовало некое неравенство, но оно было преодолимо. С рабфака уже поступила в педагогический институт им. Абая на факультет физики и математики. Уже на первом курсе меня рекомендовали  из кандидатов в партию КПСС. И вот настал тот день, когда нас семнадцать человек студентов привезли в правительственное здание в кабинет компартии КазССР. Это настолько было торжественно, значимо! Вызывали по одному и спрашивали очень строго. В огромном кабинете сидели партийные представители институтов, сам секретарь горкома партии, более двадцати человек по периметру всего кабинета, а за большущим столом сам секретарь. Волнение было запредельным. В том кабинете стена, в которой находилась тамбурная дверь в святая святых, была оформлена закрытыми шкафами так, что, выходя из кабинета надо было найти ту самую входную-выходную дверь. Зашла я сначала в тамбур, постояла трясясь как осиновый лист, толкнула дверь и вошла. Ответила на все вопросы и казалось уже всё…Но тут мне задали вопрос, даже не знаю по какой причине – «Веришь ли ты, будущий коммунист в Бога?» «Да» - был мой ответ, честный и непогрешимый… И я поняла, что вот и всё, меня не приняли. Развернулась на ватных ногах, рванула первую попавшуюся дверь на себя и вышла…Какое там вышла, я вышла? С ужасом поняла, что вошла в одёжный шкаф. Затихла. За дверью тишина… Выходить то надо, приоткрыла дверь, выглянула, увидела сидящих с красными от напряжения лицами членов комиссии и закрыла дверь. В кабинете раздался громовой шквал хохота. Потом дверь открылась и меня вывели из кабинета. В КПСС меня приняли, что для меня казалось чудом.

Была такая страна СССР и 30 декабря у этой незабываемой, прекрасной своим патриотизмом страны день рождения. От той моей Родины остались только даты: 30.12.1922 г. – 26.12.1991г. В той стране было всё и хорошее, и не слишком, но я счастлива что жила в ней.


Рецензии