Перспективы глобализации в XXI веке
пс. Теперь, надеюсь, понятно, почему я вынуждена была взять псевдоним для литературных и журналистских работ.
к.э.н.,доц.Федосеева Г.А.
кафедра МЭ и МВКО
Финансовая академия при правительстве РФ
Состояние и перспективы глобализации мировой
экономики в XXI веке
26 04 2001
В начале XXI века глобализация вопреки общему мнению не представляется чем-то неожиданным. Напротив, еще родоначальники английской политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо, заложив теоретические основы свободы торговли, предвосхитили объективный процесс создания единого глобального экономического пространства в пределах цивилизованного мира. С тех пор предприниматели высокого ранга не без участия маститых ученых и виртуозных политиков неустанно изобретают легитимные экономические и правовые механизмы и инструменты для освоения мирового экономического пространства, которое постепенно превращается из международного в глобальное.
Как известно, нет предела совершенству, и цепочка эволюции современного мирового хозяйства началась с осмысления сущности и значения международного разделения труда (МРТ). МРТ предполагает выгодную для данной страны по объективным причинам специализацию на производстве отдельных видов товаров или услуг, что в условиях его углубления и беспрепятственного развития международных экономических связей, а также стремления минимизировать издержки производства и обращения в погоне за прибылью (основная цель рыночных преобразований, поскольку экономическая теория и практика отодвинула на задний план соображения идеологического и социального характера), в более зрелый период ведет к необходимости кооперировать усилия хозяйствующих субъектов, а следовательно к возникновению и развитию международнооперирующего производства с высокой степенью обобществления труда. Высокий уровень развития интернационализации производства, не без активнейшего участия современных ТНК и ТНБ , в свою очередь неизбежно ведет к глобализации экономического пространства с целью ведения максимально выгодной хозяйственной деятельности. Если рассматривать современную мировую экономику как систему, основанную на рыночных принципах, то совершенно очевидно, что основным системообразующим фактором является, несомненно, капитал во всех его формах. Капиталопотоки иногда сравнивают с кровеносной системой, которая транспортирует питательные вещества ко всем органам единого тела, каковым является современная мировая экономика.
Проблема заключается в том, что капитал интернационален, поскольку, в большей части своей, представляет интересы крупнейших ТНК, которые, как известно, уже по сути своей и изначальному замыслу космополитичны по размаху экономической деятельности, но по происхождению представляет интересы правящей элиты конкретной страны. Имея интернациональную природу, капитал во всех его формах призван функционировать в хозяйственных комплексах, которые по сути своей национальны, специфичны и уникальны. А связи между ними – однородны и имеют в большинстве своем товарно-денежную форму. Они все более и более унифицируются международными правилами, соглашениями, конвенциями, выработанными не без руководства со стороны наиболее влиятельных и сильных в экономическом, политическом, военном плане субъектов международных экономических отношений. Более того, возникающие для управления процессом глобализации наднациональные институты (МВФ, ВТО, ОЭСР, МФК, МБРР и др.) постепенно ущемляют возможности и сферу применения основополагающих принципов мирового хозяйственного общения, в том числе уважения суверенитета, соблюдение не противоречащих международному праву межгосударственных обязательств, стандартов юрисдикции и т.д.
Естественно, что условием глобализации, а значит условием беспрепятственного функционирования интернационального капитала в национальных экономиках, называются либерализация внешнеэкономической политики всех стран, ликвидация торговых, инвестиционных и иных барьеров, создание на начальных этапах зон совместного предпринимательства и других пионерных площадок для последующего беспрепятственного внедрения капитала в еще обособленные и в разной степени защищенные правительствами национальные хозяйства. В этих условиях извечными дилеммами экономической политики отдельных стран становятся хорошо известные протекционизм и либерализация, импортозамещение или экспортоориентированное, конкурентоспособное производство, государственное или надгосударственное регулирование и свобода рынка.
Совершенно очевидно, что любое решение имеет свои плюсы и минусы. И если речь идет об объективном и неизбежном, по мнению многих ученых, процессе глобализации, то совершенно отчетливо нужно представлять возможные последствия, многие из них хорошо известны, и отчетливо проявились даже в экономике России, которая не вступив еще во Всемирную торговую организацию, уже ощутила некоторые прелести влияния внешнего мира. Итак, либерализация внешнеэкономической политики и последующая прозрачность национальных границ и открытость национальной экономики для всех стран – необходимое условие глобальной экономической деятельности наиболее сильных и конкурентоспособных во всех отношениях хозяйствующих субъектов. Их конкурентоспособность определяется фактором неравномерности развития научно-технического прогресса, а значит различным уровнем индустриального развития, и в конечном счете – неодинаковым уровнем технической вооруженности труда и степенью развития человеческого потенциала. Именно по данному критерию национальные экономики или их хозяйствующие субъекты отбираются, подходят под него или «выбраковываются». Последняя ситуация безжалостно считается «закономерной платой за отсталость». Учитывая современный этап информатизации общества, лозунг американских менеджеров, выдвинутый еще в 70-х годах, «кто владеет информацией, тот владеет миром, становится чрезвычайно актуальным.
Однозначно ответить на вопрос, что лучше: протекционизм или либерализация - невозможно. Функционирование такой сложной системы, как мировая экономика, предполагает чередование фаз и периодов в эволюции подсистем - национальных хозяйств. То есть переход от открытости и обратно (см. рис.1).
Рис. 1. Фазы эволюции национальных хозяйств
Однако, говоря об успехах стран с открытой экономикой, необ-ходимо помнить, что все они проходили первоначально стадию закры-тости, а впоследствии проводят выборочную политику протекциониз¬ма. Вопрос состоит в выборе определенной политики в соответствии с моментом, учетом всей совокупности внутренних и внешних факто¬ров.
В таблице 1 приводится сравнительный анализ стратегий внешнеэкономической политики.
Таблица 1.
Сравнительный анализ стратегий ВЭП
П Р О Т Е К Ц И О Н И З М
п р е и м у щ е с т в а (+)
н е д о с т а т к и (-)
Конкуренция на международных рынках не является ни чистой, ни совершенной.
Неравенство действующих сил – это правило.
Отсюда: проведение государст¬вом политики протекционизма дает возможность:
1) защитить молодые отрасли промышленности;
2) уменьшить воздействие негативных факторов внешней среды (колебания конъюнктуры мировых товарных рынков, политических);
3) обеспечить возможность осуществления комплексных программ развития национальной экономики;
4) обеспечить национальную независимость и экономическую безопасность страны в стратеги-чески важных секторах национального хозяйства (сельское хозяй¬ство, энергетика, производство стали, химия, крупная компьютер¬ная техника, необходимая для укрепления вооруженных сил и т.д.);
5) создать новые рабочие места и обеспечить занятость населения;
6) поддерживать определенную профессиональную структуру занятости и образовательный уро¬вень населения;
7) защитить наименее обеспе¬ченные социальные слои населе¬ния и гарантировать приемлемый уровень жизни работающих и его повышение на основе реализации социальных программ;
8) защитить традиционные для страны виды деятельности (металлургия, текстиль и т.д.) и национальных производителей от недобросовестной конкуренции;
9) обеспечить стабильность социально-экономического раз¬вития страны;
10) защитить культурные традиции внутренний психологи¬ческий климат страны;
11) эффективная защита экологической обстановки и обес¬печение охраны окружающей среды и внутренних санитарных норм потребления.
В долгосрочной перспективе протекционизм отрицательно воздействует на развитие нацио-нальной и мировой экономики в целом:
1) ограничение конкуренции создание системы льгот и привилегий ведут к:
- снижению эффективности процесса воспроизводства;
- застою в дальнейшем развитии новейшей техники и технологии;
- снижению качества производимой продукции;
- снижению стремления к его улучшению и минимизации издержек производства;
2) потребитель вынужден переплачивать за некачественные, но необходимые для жизни това¬ры и услуги в силу отсутствия выбора;
3) возможно возникновение товарного дефицита на внутрен¬нем рынке в условиях отсутст¬вия конкуренции и монопольного производства;
4) возможен риск цепной ре¬акции: принятия ответных протекционистких мер со стороны других государств;
5) замедление темпов роста и ограничение объемов междуна¬родной торговли;
6) снижает выгоды страны от МРТ и международной специали¬зации;
7) инициирование процесса экономического спада с глобаль¬ными последствиями для развития мировой экономики и сохранения мира.
С В О Б О Д А Т О Р Г О В Л И
п р е и м у щ е с т в а (+)
н е д о с т а т к и (-)
1) способствует международной специализации страны, соответствующей ее производственным и ресурсным возможностям;
2) способствует развитию меж¬дународной конкуренции;
3) дает возможность для расширения рынков сбыта продукции, а следовательно и для развития массового производства, выгод¬ного потребителям;
5) ограничивает монополию национальных производителей на внутреннем рынке;
6) способствует:
- расширению ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке,
- увеличению возможностей выбора и качества потребления для покупателя;
7) стимулирует развитие НТП;
8)способствует беспрецен¬дентному экономи-ческому разви¬тию мира в целом, социальному прогрессу в странах, подклю¬ченных к МТ.
Свобода торговли более выгодна для ПРС с развитой рыночной экономикой, но даже наиболее развитые в экономическом плане страны не практикуют ее в чистом виде.
1) усиливает неравенство между странами по уровню бо¬гатства;
2) ведет к свертыванию и исчезновению малоконкурентных и молодых отраслей промышленнос¬ти;
3) может способствовать при¬току дешевых и не всегда ка¬чественных товаров, что ведет к разорению национальных про¬изводителей и снижению качест¬ва потребления;
4) может вызвать приток де¬шевой рабочей силы, что может вызвать безработицу среди мест¬ного населения, снижение уровня благосостояния и, как следствие, увеличение социальной напряжен¬ности в стране;
5) способствует усилению зависимости страны от внешнего рынка,
6) бесконтрольное осуществле¬ние тотальной либеральной экономической политики может выз-вать угрозу национальной экономической безопасности страны;
7) существует опасность для развивающихся стран при сохра¬нении сложившейся общей сырье¬вой специализации экономики так никогда и не пройти через этап индустриализации.
П Р А Г М А Т И З М
Стратегия поведения:
1) Необходимо избегать перенасыщения национального рынка товарами, которые вызвали бы проблему занятости местного насе¬ления в традиционных отраслях промышленности, как рекомен¬довал А. Смит.
2) Необходимо обеспечить защиту молодым государствам (развивающимся странам) и зарождающимся отраслям промышленности, как предлагал Джон Стюарт Милль.
3) Поддерживать существование необходимых отраслей промышлен-ности по причинам экономической безопасности или национальной независимости страны, как рекомендовал Поль Леруа - Болье.
В начале XXI века в условиях развивающегося процесса глобализации стали очевидными перемены экономического характера, которые свидетельствуют о том, что мир изменился кардинальным образом:
1) Преимущество торговых отношений перед другими формами МЭО утеряно и «пальма первенства» перешла к финансово-промышленным и инвестиционным процессам с формированием вполне самостоятельной сферы – международной финансовой экономики. Существование и юридически правомерное функционирование последней признано практически всеми экономистами-международниками.
2) Несомненно, что основной движущей силой и руководящим эпицентром процесса глобализации являются ТНК и ТНБ, а также межгосударственные интеграционные объединения на региональном, субрегиональном и межрегиональных уровнях. Рабочими органами новой мировой правящей элиты являются наднациональные институты типа МВФ, ВТО, ОЭСР, МФК, конференции глав государств (G7+1) и т.д.
3) К началу XXI века сформировалась и достаточно четко функционирует глобальная хозяйственная инфраструктура в виде высокоразвитой международной транспортной системы, системы телекоммуникаций на базе информационно-технического обеспечения (спутниковые системы связи, Интернет, электроника, кибернетика и др.).
4) Информационная составляющая современного мирового пространства в начале XXI века играет весьма существенную роль в управлении процессом глобализации. Информация и информационное управление современным обществом посредством «мягкого» воздействия на умы людей путем широкомасштабного распространения легитимных версий происходящих в мире событий – это реализация на практике концепции т.н. «мягкой силы». Принципы американских менеджеров «Кто владеет информацией, тот владеет миром» и «Мыслить глобально, действовать локально» стали весьма популярными.
5) Произошел сдвиг системы регулирования мировой хозяйственной деятельности в пользу наднационально функционирующих международных экономических и финансовых институтов.
6) Дисбалансы в развитии рыночных отношений стали очевидны: темпы роста международного товарооборота превышают темпы роста мирового производства; темпы роста международных капиталопотоков превышают аналогичные показатели по товорообороту; внутрифирменные продажи ТНК превышают международный товорооборот.
Конечно, отмеченные проявления глобализации в масштабах мировой экономики имеют положительные черты. В частности, хозяйственное взаимодействие на всех уровнях стало более свободным и доступным, происходит стимулирование экономического роста, ускоряются и увеличиваются масштабы обмена достижениями НТП, в экономической и интеллектуальной сферах, что, несомненно, способствует мировому общественному прогрессу.
Но возникли и новые проблемы, в частности, распространение последствий локальных и местных рыночных сбоев на другие страны мира (азиатский финансовый кризис 1997-98 гг.), возросла опасность для национальных валютно-финансовых систем со стороны трансграничных переливов краткосрочных капиталов, целенаправленных действий международных финансовых спекулянтов; возрос приоритет исключительно рыночных стимулов и принципов без реальных сдерживающих механизмов в экономической и социальных сферах. Это, несомненно, ведет к усилению неравенства в мировом хозяйстве на всех уровнях (межгосударственном, национальном, личностном и т.д.), что вызывает рост международной и внутринациональной напряженности, угрозу возникновения всех видов конфликтов, нивелирование национальных конкурентных преимуществ перед международными финансово-промышленными гигантами. В этих условиях возможна деиндустриализация национальных хозяйств, банкротство национальных предприятий, уничтожение молодых отраслей промышленности, потеря рабочих мест, ухудшение условий для роста, образования и совершенствования национального человеческого потенциала, перерастание национальной организованной преступности в международную и т.д.. В рамках современного международного разделения труда дальнейшее развитие процесса глобализации грозит заморозить нынешнее положение бедных и отсталых государств в статусе в лучшем случае поставщиков сырья и дешевой рабочей силы для верхних этажей мировой экономики. Но все это справедливо лишь для отсталых национальных экономик и неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов. Наиболее развитые субъекты экономической деятельности видят в дальнейшей глобализации мирового экономического пространства дополнительные возможности для извлечения выгоды, придерживаясь принципа, что возникающие конфликты надо умело использовать, а при необходимости и создавать, выделяя в них отношения «соперничества» и «сотрудничества».
Таким образом, глобализация мировой экономики в XXI веке становится по настоящему реальной при условии, что все страны либерализируют свои внешнеэкономические режимы, что соответствует концепции свободы торговли как начального этапа либерализации ВЭД. Положительные и отрицательные последствия, исходя из вышесказанного, очевидны. Правительственные круги, принимая решение соответствовать объективному процессу глобализации мировой экономики, должны совершенно четко определить приоритеты национальных интересов, и в соответствии с ними строить концепцию взаимоотношений с мировым сообществом, учитывая, что по большому счету, в полной мере идет жесткая борьба за контроль и власть над всеми видами ресурсов в мировом масштабе. Учитывая вышесказанное, представляется, что суть внешнеэкономических связей постепенно сводится к борьбе за перераспределение мирового дохода между наиболее сильными и конкурентоспособными игроками на тщательно создаваемом глобальном экономическом пространстве. С учетом сложившейся расстановки экономических сил в мире, дальнейшее развитие процесса глобализации в XXI веке вполне закономерно. Человеческий фактор в этой борьбе, к сожалению, остается вне поля зрения правящей элиты.
С уважением, Галина Анатольевна Федосеева
Свидетельство о публикации №222122201206