Тропы и фигуры как средства языка

УРОК 3. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (РИТОРИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ.

СДЕЛАЙ СВОЮ РЕЧЬ КРАСИВОЙ!

 «О друг мой Аркадий Николаевич! — воскликнул Базаров: — об одном прошу тебя: не говори красиво» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (гл. 21)).

Конечно, мы все помним эту знаменитую фразу Базарова, которой тургеневский герой призывал Аркадия Кирсанова говорить по существу, оставив риторику!
Роман написан в 1862, прошло 160 лет! И что же изменилось? В последние годы популярность риторики только растет! И все это связано, конечно, с потребностями нашего времени – со сферами бизнеса и политики, поэтому так резко возникла необходимость научить людей общаться и думать самостоятельно. Это и стало главной задачей современности.

Литература как искусство слова отражает все процессы нашей жизни, все события и истории, которые происходят с человеком. Поэтому писатели и поэты, как никто другой, должны стоять в авангарде нового времени, идти на шаг, на десять, на сто шагов впереди, чтобы вести за собой читателя.

А для этого нужно в совершенстве владеть всеми секретами воздействия на читателя при помощи слова, и конечно, необходимо помнить, что человек, его судьба, его надежды, стремления, духовные поиски, пути к счастью – всегда стояли в центре произведений и являлись объектом пристального внимания русских писателей.

Поэтому на канале Фан-клуба «МаксМоро» мы начинаем цикл уроков в помощь всем желающим, которые хотят сделать свою речь яркой, красивой, запоминающейся.

ЭТОТ КУРС ПОДОЙДЕТ

• для писателей и поэтов,
• для литераторов, создающих рецензии и отзывы,
• для читателей, которые хотят поднять свой уровень восприятия и вдумчивого, осознанного прочтения художественных текстов,
• для старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, ЦТ и олимпиадам по литературе,
• педагогам, которые готовят старшеклассников к олимпиадам,
• для представителей бизнеса и политики, для всех людей, кто хочет научиться самостоятельно думать и уметь красиво излагать свои мысли, усиливая воздействие на партнеров или собеседников (этим целям и служат тропы и риторические фигуры, о которых сегодня пойдет речь).

ИНСТРУМЕНТЫ В РУКАХ ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА… КАКИЕ НУЖНЫ…

Привет, друзья! Ого, вы уже здесь?!) Значит, можно продолжить наш разговор о создании художественной речи. И это не просто милая беседа людей, которых объединяют общие интересы и любовь к литературе – это очень-очень серьезный разговор людей, нацеленных на высокий результат в создании своих художественных произведений, критических статей, победах на олимпиадах и желающих получить заветные 100 баллов на ЕГЭ, ОГЭ и ЦТ!

Мы с вами построили нашу беседу от частного – к общему, от примеров – к теории, и, чтобы написать серьезную критическую статью, нам нужно всесторонне рассмотреть и проработать текст. И прежде чем мы приступить к написанию уже самой рецензии (для критиков) или отзыва (для олимпиадников), мы должны овладеть определенными знаниями, которые необходимы нам для того, чтобы дать оценку художественному произведению или просто научиться красиво излагать свои мысли. Итак, приступим.

Чтобы понять, что же это за приёмы, делающие речь писателя уникальной, что же это за инструмент в его руках, которым он, подобно скульптору, ваяет свой текст, создавая неповторимую картину жизни, которая говорит с читателем, слушателем, зрителем своим неповторимым языком, основанном на авторском стиле?

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

Когда художник берет в руки кисти, у него есть краски, смешивая которые, он получает миллионы оттенков, и, нанося их на холст, создает поэтическую картину в цвете, вызывающую эмоциональный восторг у зрителя…

Когда музыкант берет в руки инструмент и перебирает клавиши или струны, добиваясь гармонии в звучании и подбирая нотный ряд, он создает неповторимое поэтическое произведение в звуке, способное разбередить душу, разбудить эмоции в глубине сердца, вызвать своей искренностью слезы на глазах у слушателей – у него есть звук… И этот звук проигран в множестве музыкальных оттенков: анданте – не спеша, модерато – умеренно, легато – связно, дольче – нежно, морендо – замирая, брилиантэ – с блеском… Или же сэмпрэ – постоянно, эспрессиво – выразительно, дур – мажор, молль – минор… Их огромное множество… Это они заставляют нас улыбаться или плакать, делают наше сердце живым…

У писателя тоже есть свои инструменты… И ключевой из них – это Слово… Но чтобы оно зазвучало, было услышано, чтобы его хотелось произносить, повторять, перечитывать много и много раз, его нужно употребить, использовать в тексте самым необыкновенным способом, самым нестандартным! Только тогда оно сможет создать запоминающийся образ, рисующий в сознании картину, которую мы видим в своем воображении и ясно представляем себе, словно эта картина сейчас прямо перед нашими глазами… И чем неожиданнее этот художественный образ – тем выше мастерство писателя!

ИНСТРУМЕНТЫ ПИСАТЕЛЯ, ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

Что же это за инструменты? Это и стихотворный размер (для поэтов; хотя и в прозе есть свой ритм и мелодика звучания), это и тропы, и стилистические фигуры речи, и сюжетно-композиционные особенности…

Если размер стихотворной строки, композиция строфы или всего произведения связано со структурой текста, то тропы и фигуры – это работа со словом, его значением и соединением друг с другом в синтаксические единицы, опять же имеющие свое смысловое звучание…

Вот именно с них мы и начали работу над выразительностью авторского произведения. И прежде, чем мы продолжим наш разговор, подведём итоги сказанному.

Как видим, эти три вида искусства непрерывно связаны, дополняют друг друга и идут рука об руку в эмоциональном воздействии на зрителя или читателя… И если картина показывает нам застывшее мгновение, то музыка покажет чувство героя этой картины, а литература опишет сразу все: и прошлое, и настоящее и будущее, – причем во пространстве, времени и развитии…

ТРОПЫ И ФИГУРЫ – В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Тропы и стилистические приёмы – это часть риторики (искусство красиво говорить и строить свою речь).

Многие читатели путают два эти понятия… И работая с текстом, пытаясь их обнаружить в нём, не всегда могут правильно их назвать.

Такое, кстати, задание есть в ЕГЭ, правильно решить которое помогает именно умение их различать… В вопросе указывается, что искать – троп или фигуру, а потом дается список приёмов, несколько вариантов которых являются правильными к примеру, указанному в задании. Но из нескольких правильных по тексту нужно выбрать именно одно правильное по вопросу задания. И умение выбрать из них троп или фигуру прибавит или отнимет у вас (я обращаюсь сейчас к старшеклассникам) первичный балл в тестах.

Различие этих приёмов – тропов и стилистических фигур – кроется в самой форме организации художественной речи. Обратите внимание, что эти приёмы называются выразительно-изобразительными художественными средствами, написаны через дефис, а значит, равноправны с своей роли в  авторском тексте.

ИТАК, НУЖНО ЧЁТКО СЕБЕ УЯСНИТЬ:

1)ТРОП – это работа со ЗНАЧЕНИЕМ слова, т.е. лексикой (изобразительное средство – краска, звук).

ТРОП - это слово, которые употреблено для создания яркого  «рисунка», образа, вызывающего в нашем сознании авторскую картину, (мы можем образно увидеть мысленным взором изображение, которое нарисовал художник словами), таким образом, троп используется в качестве изобразительных средств речи.

ТРОП – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ средство, связанное с разными способами образного употребления слова. ЗАДАЧА тропа - нарисовать, изобразить, создать образ.

ФИГУРА – связана с СИНТАКСИСОМ, построением предложения и места нашего средства в этом предложении или отношением с другими словами в этой синтаксической единице (выразительное средство – оттенки цветов, манера мазков нанесения краски, звуковые оттенки).

ФИГУРА РЕЧИ – это словесные обороты, которые употребляются в качестве усилительных средств речи.

ФИГУРА - это ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ средство, связанное с синтаксическим средством языка, ЗАДАЧА которого заключается в усилении эмоциональности (с помощью синтаксических возможностей).

2)ТРОП – строится на переносном значении слов, на ассоциации данного слова с другими.

ТРОП – это форма поэтического мышления, переосмысление слов и выражений, неожиданная образность, которую писатель обнаруживает в слове (эпитет, метафора, метонимия, гипербола и т.д.). ЗАДАЧА тропов – усиливать образность и изобразительность речи, расширять смысловой диапазон слов.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – возникают благодаря линейности или параллельности синтаксиса, построены на нарушении порядка слов.

Если ТРОПЫ - это отдельные слова в необычном употреблении, то ФИГУРЫ – это необычное употребление словосочетаний, необычные построения предложений или необычное расположение слов в предложении.

Среди стилистических приемов наиболее распространенными являются анафора, эпифора, градация, инверсия и др.


3)ТРОПЫ несут новую информацию, обогащают наше понимание предмета.

В стилистических фигурах смысл остается неизменным.

Ну и дам вам ОПРЕДЕЛЕНИЕ этих двух понятий из СЛОВАРЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ:

ТРОП – оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении для достижения большей художественной выразительности (точнее, изобразительности).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – особые синтаксические конструкции, используемые, как правило, в художественной речи для усиления выразительности высказывания.
Надеюсь, в чем разница между этими двумя понятиями вам теперь ясна.

Ну а СХОДСТВО тропов и фигур заключается в том, что они рождают у читателей образные ассоциации, тем самым вызывают интерес людей к рассказанной истории и помогают глубже проникнуть в её смысл.

Итак, друзья, на сегодня наша тема исчерпана. Следующие наши уроки будут посвящены более детальному разбору тропов и стилистических фигур, чем это было сделано в первых двух вводных уроках, на которых мы учились находить изобразительно-выразительные средства в своих текстах. Теперь еще раз внимательно перечитаем свои тексты и, шаг за шагом, проясним непонятные моменты, с которыми вы могли столкнуться на первых двух занятиях.
 
И ЕЩЕ ОДИН СОВЕТ:

Сразу сохраняйте себе теоретический материал из статей, так вы соберете для себя справочный материал, к которому можно вернуться при необходимости. Удобнее всего делать это в виде собственноручно составленных словариков.

Всем приятного, плодотворного и творческого дня!

Эта статья написана для канала Дзен: ФАН-КЛУБ "МаксМоро".
В цикле статей рассматривается творчество Макса Моро и анализируются стихи  с согласия автора. Публикации на Дзен и Прозе согласованы с Максом Моро.
(Все ссылки на моей странице).


Рецензии