Генеральные штаты промышленности. Опыт Франции
Материалы, привезенные мной из ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже) могли бы стать мощной информационной платформой для определения вектора экономического и социального развития западного общества и соответственно, коррекции экономической позиции страны ( при необходимости).
Кроме того, проблема для всех пишущих журналистов, ученых, писателей, поэтов - одна: книги, статьи, учебники за редким исключением нужно публиковать за свой счет. Деньги, естественно, на публикацию надо где-то еще добыть. А публикации в ВАКовских сборниках «надо или заслужить, или купить по высокой весьма цене. Надо еще пройти весьма жесткий отбор на предмет «научной ценности», чт о определяется весьма специфичным способом. Так было раньше. Думаю, ничего не изменилось.
Отследить публикации тоже весьма проблематично.
Поэтому, нашла мою весьма интересную статью, публикую 10 лет спустя. 22 12 2022, Москва-Париж. ЕВФ ( ГАФ)
К.э.н.. доц. Федосеева Галина Анатольевна
Каф. Мировой экономики и международного бизнеса
Финансовый университет при Правительстве РФ
Инициатива «Генеральные штаты промышленности» -
анализ опыта Франции по технологической модернизации национальной промышленности.
( начало статьи)
19 11 12, Мск-Париж
Франция несомненно относится к разряду высокоразвитых стран мира, одновременно являясь еще и ядерной и космической державой. По общему объему экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку лидеров.
Традиционной особенностью французской экономической политики считается ставка на значительную долю государственного сектора, особенно в стратегически важных областях экономики , в частности, в нефтегазовом секторе промышленности, а также в транспортной отрасли. Во Франции существует система планирования экономического развития, однако она носит не нормативный, а индикативный характер. Это означает, что намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий. Характерной особенностью экономики страны является довольно значительная доля иностранного капитала в промышленность (до 40 %), в недвижимости ( около 27,5 %), в торговле ( 20 %) и в сфере услуг ( 9 %). На предприятиях с участием иностранного капитала работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях новейших технологий (свыше 50 %).
Значительную часть ВВП страны обеспечивает промышленное производство ( примерно 20 %), оно дает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций и 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых, в частности, железными и урановыми рудами, бокситами, калийными солями и др. Это создает базу для развития горнодобывающей и тяжелой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основными отраслями экономики Франции являются машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объеме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Франция - одна из ведущих стран в области развития атомной энергетики. Свыше 75 % энергии в стране получают за счет АЭС.
Что касается сельского хозяйства, то оно является отраслью, развитию которой государство уделяет особое значение в силу стратегически важного значения для обеспечения национальной экономической безопасности страны, а значит и наиболее опекаемой государством. Хотя основа сельскохозяйственной отрасли, как известно, — частное землевладение. Подавляющую долю продукции дают крупные фермерские хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние фермеры. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Страна является крупнейшим европейским производителем пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции сельскохозяйственной продукции дает животноводство, в частности, скотоводство. Традиционно во французском экспорте высока доля вин. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически измененной продукции в Европе, так как французская продукция традиционно является высококачественной и по этому показателю весьма ценится не только в Европе.
Кроме того, Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов страны связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей. Такая же скоростная железнодорожная ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Во Франции одна из самых высоких в мире степень социальной защиты населения. Примерно 30 % ВВП страны расходуется на социальные нужды. В 1998—2008 гг. во Франции была официально установлена 35-часовая рабочая неделя, которая была самой короткой в Европе. Однако в 2008 году ее отменили и в настоящее время работодатель вправе заключать индивидуальные соглашения с профсоюзами и определять количество рабочих и сверхурочных часов.
Однако, несмотря на достаточно позитивную характеристику экономики страны в целом, в промышленности, в частности, наметился ряд проблем, что вынудило правительство Франции наметить ряд мер по структурному реформированию национальной промышленной политики.
В марте 2010 года вице-президент Франции Н. Саркози объявил о начале крупномасштабной дискуссии по спасению французской промышленности, постепенно теряющей свои позиции на международной арене. Эта инициатива получила название «Генеральные штаты промышленности» (;tats G;n;raux de l’Industrie) . В Программе, подготовка которой началась еще осенью 2009 г., была поставлена задача - выявить слабые и сильные стороны французской промышленности и сформулировать предложения по быстрому переходу ее на платформу технологической модернизации. Сущность Программы заключалась в организационной процедуре в формате т.н. «съезда» представителей государства, различных отраслей промышленности и отдельных предприятий для принятия коллективного решения по дальнейшему развитию экономики.
Н.Саркози поставил следующие задачи:
1. Повышение промышленного производства на 25% в период до 2015 года.
2. Стабилизация занятости в промышленности Франции на долгосрочную перспективу.
3. Возврат к устойчиво позитивному торговому балансу в промышленности (без учета энергетики) к 2015 году.
4. Повышение доли Франции на 2% в промышленном производстве Европы (речь шла о ЕС в составе ведущих 15 стран без учета 12 стран Центральной и Восточной Европы).
Интересны комментарии некоторых европейских аналитиков по данному вопросу , в частности, были высказаны сомнения относительно реальной возможности достижения поставленных целей и задач, а именно:
; исходя из текущего объема промышленного производства (по состоянию на март 2010 г.), увеличение его объемов за счет роста позволит достичь лишь докризисного уровня промышленного производства 2008 года;
; неоднозначное восприятие задачи «стабилизации занятости» в связи с тем, что с 2008 г. Франция потеряла 535 тыс. рабочих мест в промышленности, или 15% по состоянию на март 2010 г.;
; слишком короткий срок для достижения «устойчиво позитивного» торгового баланса с учетом того, что уже до кризиса, в 2007 г., торговый баланс в промышленности был негативным;
; при неуклонном сокращении промышленного производства на протяжении последних 15 лет Франция, тем не менее, с долей 12% занимает в европейской промышленности 4-е место после Германии (28%), Италии и Великобритании (14%).
Необходимо отметить, что Программа «Генеральные штаты промышленности» базируется на 5 основных направлениях деятельности, состоящих из 23 мер, часть которых к середине 2010 г. уже были реализованы.
По состоянию на февраль 2011 г. были реализованы 11 мер Программы, в частности:
Мера 1. 8 июля 2010 г. в соответствии с Декретом № 2010-595 от 3 июня 2010 г. был образован новый консультативный орган под руководством Премьер-министра Франции, получивший название Национальная конференция по промышленности (CNI – conf;rence nationale de l’industrie). Национальная конференция по промышленности (НКП) заменила Постоянную комиссию для промышленности (Commission permanente de concertation pour l’industrie). Конференция призвана объединить всех «актеров» французской промышленности с целью достижения консенсуса в отношении роли и места промышленности во французской экономике.
Национальная конференция по промышленности призвана в период действия программы «Генеральные штаты промышленности» наблюдать за воплощением положением промышленной политики на местах.
Национальная конференция по промышленности (НКП) также может высказывать свои замечания и предложения по таким вопросам, как:
; меры, направленные на развитие промышленности Франции, и их реализация;
; контроль за состоянием занятости в промышленности, за адекватностью требований к подготовке кадров в соответствии с потребностями промышленности;
; контроль за осуществлением промышленной политики по отраслям в контакте с отраслевыми комитетами;
; проекты законодательных документов, могущих оказать воздействие на промышленность;
; оценка государственной помощи промышленности.
Члены Национальной конференции по промышленности были назначены Постановлением Премьер-министра от 6 июля 2010 года. В состав НКП, помимо представителей государства и выборных лиц, вошли три коллегии:
; коллегия промышленных предприятий, состоящая из 15 членов;
; коллегия наемных работников промышленных предприятий, состоящая из 10 членов (по 2 представителя от 5 французских профсоюзов );
; коллегия известных деятелей, назначенных на должности в силу своей компетенции или опыта работы в промышленности, состоящая из 7 членов.
В состав этой коллегии вошел Жан-Франсуа Деэк (Jean Fran;ois Dehecq ), участвовавший в разработке положений программы «Генеральные штаты промышленности» на национальном уровне, назначенный также на долж-ность вице-президента Национальной конференции по промышленности.
Мера 2. Для оживления взаимодействия со странами Европы в целях содействия развитию «промышленной Европы» (Pacte pour une Europe industrielle) 30 июня 2010 г. назначен «посол (представитель) промышленности» (ambassadeur de l’industrie). На эту должность сроком на 2 года назначен Ивон Жакоб (Yvon Jacob) . В его обязанности вошли вопросы взаимодействия с европейскими и национальными промышленными федерациями, с институтами Евросоюза и с другими европейскими партнерами; продвижение французский идей осуществления благоприятной промышленной политики в Европе.
Мера 3. Подготовка закона о признании торговой марки «Сделано во Франции».
Мера 4. Подготовка к проведению Недели промышленности (запланирована на 4-11 апреля 2011 г.) с многочисленными мероприятиями во всех регионах Франции.
Мера 5. Усилить взаимосвязь между промышленностью, национальным образованием и высшим образованием. В процессе разработки.
Мера 6. Переоценить «промышленную» роль государства в качестве акционера. В процессе разработки.
Мера 7. Содействие новому витку индустриализации и продвижению вопросов занятости.
8 июля 2010 г. начало работу специальное подразделение по продвижению вопросов занятости в промышленности. Согласно публикации в газете «Les Echos» , пока усилия по возобновлению процесса индустриализации не принесли плодов. Что касается занятости, то в 2010 г. лишь около десятка промышленных предприятий Франции создали порядка 200 новых рабочих мест.
Мера 8. Передача опыта работы в стратегически важных отраслях промышленности от старшего поколения молодежи.
Мера 9. Объединить управление вопросами занятости и полномочиями на территориальном уровне. В процессе разработки.
Мера 10. Улучшение оценки, эффективности и условий осуществления государственной помощи промышленным предприятиям. Префектам округов Франции был разослан циркуляр, предусматривающий обязательность информирования руководства предприятий о объемах государственной помощи.
Мера 11. Создание стратегических комитетов по отраслям промышленности. Основная задача таких комитетов – усиление конкурентоспособности отрасли, в частности путем установления длительных партнерских отношений между различными предприятиями отрасли (от предприятий, занимающихся сырьем, до предприятий, занимающихся выпуском конечного продукта для потребителей); подготовка «дорожных карт» по разным отраслям промышленности; проведение в жизнь конкретных действий (или подготовка предложений) по стратегической поддержке промышленности, по образованию, акциям в поддержку экспорта и инноваций и т.д.
( окончание статьи следует)
К.э.н.. доц. Федосеева Галина Анатольевна
Каф. Мировой экономики и международного бизнеса
Финансовый университет при Правительстве РФ
Инициатива «Генеральные штаты промышленности» -
анализ опыта Франции по технологической модернизации национальной промышленности.
( продолжение статьи)
К настоящему времени образовано 11 отраслевых Стратегических комитетов:
4 статегических комитета в области транспортных средств и оборудования:
; автомобильный транспорт ,
; аэронавтика ,
; железнодорожный транспорт,
; водный транспорт (ремонт и строительство, включая платформы в оффшорных зонах (plates-formes off shore);
3 комитета по потребительским товарам:
; предметы роскоши, моды и – под эгидой министра, отвечающего за вопросы промышленности,
; потребительские товары и товары для благоустройства,
; товары агропромышленности и продукты питания (без учета т.н. зеленой химии ) ;
1 комитет по технологиям и услугам в сферах информатики и связи (включая комплектующие и электронику);
1 комитет по химической продукции и материалам (с учетом зеленой химии) ;
1 комитет по производству товаров [медицинской промышленности] и технологиям сферы здравоохранения ;
1 комитет по «эко-индустрии» .
Реализация оставшихся 12 мер программы по состоянию на февраль 2011 г. выглядит следующим образом:
Мера 12. Президентским декретом от 8 апреля 2010 г. учреждена должность «посредника по субподрядам» («m;diateur de la sous-traitance» ), в задачи которого входит координация взаимодействия между малыми и средними предприятиями (МСП) и крупными промышленными группами, в первую очередь разрешение конфликтных ситуаций между заказчиком и субподрядчиком в промышленности. Таким посредником по «межфирменному» взаимодействию и по субподрядам назначен Жан-Клод Воло (Jean-Claude Volot) .
Он призван участвовать в воплощении в жизнь т.н. Хартии общепринятой практики во взаимодействии специальных уполномоченных (приказодателей) с малыми и средними предприятиями , подписанной в Министерстве экономики Франции 11 февраля 2010 г. под эгидой Министра Кристин Лагард и содержащей 10 обязательств.
В октябре 2010 г. Хартия была ратифицирована представителями 64 предприятий с общей покупательной способностью в 340 млрд. евро.
В целях контроля за выполнением обязательств, перечисленных в Хартии, как минимум дважды в год под сопредседательством Посредника по субподрядам и Ассоциации руководителей предприятий и покупателей Франции (CDAF) . должен собираться комитет.
30 июля 2010 г. Ж.-К. Воло представил министру, отвечающему за французскую промышленность, и государственному секретарю, ответственному за торговлю, ремесленное производство, малые и средние предприятия, туризм, услуги и потребление, «Доклад о юридическом регулировании отношений между промышленными предприятиями и о посредничестве в субподрядах» .
В своем интервью газете «Les Echos» от 24 февраля 2011 г. Ж.-К. Воло заявил, что его службы за последние месяцы выявили 36 основных видов нарушений закона – от недопустимых сроков нарушений поставок до разрыва договорных отношений вопреки условиям действующего договора. По словам Ж.-К.Воло, малые и средние предприятия опасаются сообщать о фактах нарушений со стороны своих партнеров из-за боязни быть бойкотированными крупными предприятиями, а крупные промышленные группы навязывают своим «мелким» поставщикам нелегальные торговые практики. При этом он настоятельно рекомендует руководству промышленных МСП обращаться в органы коллективного посредничества в случаях нарушений со стороны крупных промышленных предприятий. При этом Ж.-К.Воло подчеркнул, что нет необходимости менять законодательство, т.к. проблема лишь в том, чтобы его правильно использовать .
Важным моментом является тот факт, что самое большое количество нарушений законодательства – в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Посредник по субподрядам отметил, что крупные промышленные компании регулярно присваивают себе инновации своих поставщиков, ставя, например, в условия конкуренции нескольких поставщиков по одному и тому же проекту. В итоге, малое или среднее промышленное предприятие, выигравшее проект, пользуется всеми инновационными идеями своих конкурентов .
Мера 13. Приступить к реализации проектов структурирования отраслей промышленности в регионах. В процессе разработки.
Мера 14. В целях решения проблем в финансировании промышленных предприятий инициирована мера предоставления т.н. «льготной зеленой ссуды» . По мнению экспертов, несмотря на то, что на реализацию этой меры в распоряжение Государственной компании по развитию инноваций и поддержке малых и средних предприятий «ОЗЕО» (OSEO) было выделено 300 млн. евро, оказалось затруднительно найти малые и средние предприятия, заинтересованные в получении таких ссуд, в основном из-за сложности их оформления.
Мера 15. Упрощение регулирования промышленности. 27 октября 2010 г. Кристиан Эстрози (Christian Estrosi), в то время министр, отвечающий за вопросы промышленности Франции, объявил о серии мер по упрощению регламентации и повышению конкурентоспособности французской промышленности.
Мера 16. Унификация процедур информирования и ориентации малых и средних предприятий в регионах. Для рассылки по префектурам разработан циркуляр по взаимодействию с МСП на региональном уровне.
Некоторые эксперты считают эту меру практически бесполезной. Так, например, на интернет-портале французского региона Овернь (Auvergne) есть страничка, озаглавленная «Вы – руководитель предприятия и у Вас есть вопрос? Государство Вам отвечает!» . Далее перечислены номера телефонов и дана ссылка на один адрес электронной почты.
Мера 17. Создание стартап-фонда (fonds start up) для университетов и высших школ. Данная мера пока не обсуждалась.
Мера 18. Сделать постоянно действующей меру налогового стимулирования инвестиций в научные исследования и развитие – меру предоставления налогового кредита на научные исследования малым и средним предприятиям Франции.
Закон о бюджете на 2011 год (Loi de finances 2011 ) формализовал эту меру.
Мера 19. Ввести во Франции поощрительное налогообложение использования патентов. В процессе разработки.
Мера 20. Создать инвестиционный фонд французских патентов (fonds d’investissement France Brevets). Утверждена структура фонда.
Следует отметить, что многие эксперты полагают, что данная мера может негативно сказаться на развитии МСП.
Мера 21. Ориентировать систему накоплений и банковского кредитования на промышленность. В процессе разработки.
Мера 22. Создать наблюдательный комитет за финансированием промышленности под управлением Посредника по кредитам (M;diateur du Cr;dit). В процессе разработки.
Мера 23. Обеспечить финансирование промышленности через банковские учреждения на фазе выхода из кризиса. Данная мера находится в процессе разработки.
Таким образом, мы можем констатировать факт наличия во Франции весьма эффективной Программы конкретных мер по выявлению слабых и сильных сторон французской промышленности, которая также предполагает выработку мер и предложений по быстрому переходу экономики страны на платформу технологической модернизации с целью повышения конкурентоспособности страны в современной ировой экономики с учетом инновационного вектора развития.
Ссылки на использованные источники информации и некоторые пояснения к основному тексту:
Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг. Их предшественниками были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.
2 По данным издания «Промышленный вестник» (Le Courrier Industriel), 8 марта 2010 года.
3 D;cret n° 2010-596 du 3 juin 2010 relatif ; la conf;rence nationale de l'industrie.
4 CGT – Conf;d;ration G;n;rale du Travail, CGT-FO - Conf;d;ration G;n;rale du Travail - Force Ouvri;re, CFDT – Conf;d;ration Fran;aise D;mocratique du Travail, CFE-CGC – Conf;d;ration Fran;aise de l’Encadrement –Conf;d;ration G;n;rale des Cadres, CFTC – Conf;d;ration Fran;aise des Travailleurs Chr;tiens.
5 Ж.-Ф.Деэк с 1988 г. Почетный президент компании «Санофи-Авентис». Также выполняет следующие функции: Президент Комитета стратегической ориентации Стратегического инвестиционного фонда, Председатель Административного совета Национальной высшей школы искусств и ремесел, Председатель Административно-го совета Национальной ассоциации исследований и технологий и многие другие. Ж.-Ф. Деэк входит в административные советы нескольких крупнейших предприятий Франции. Является Президентом Национального совета «Генеральных штатов промышленности».
6 Yvon Jacob – Председатель Группы промышленных федераций (GFI – Groupe des federations industrielles).
7 Во Франции традиционно к «национальному образованию» относят только начальное и среднее образование.
8
9 Новый комитет стал преемником существовавшей Комиссии по подрядам (субподрядам) в автомобильном секторе (Commission sur la sous-traitance automobile).
10 Стратегический комитет по аэронавтике будет управляться под сопредседательством министра, отвечающего за вопросы промышленности, и министра, курирующего вопросы транспорта.
11 Зеленая химия (chimie verte, в английском написании – Green Chemistry) – научное направление, возникшее в 1990-е годы. Подразумевает отбор исходных материалов, исключающий использование вредных веществ, и
изготовление продукции таким путем, который не наносит вреда окружающей среде на всех стадиях производства. Направления развития Зеленой химии – новые пути синтеза, возобновляемые исходные реагенты и замена традиционных органических растворителей, а также использование достижений биоинженерии.
12 Этот стратегический комитет будет управляться под сопредседательством министра, отвечающего за вопросы промышленности, и министра, курирующего вопросы сельского хозяйства.
13 Этот комитет заменяет и расширяет деятельность существовавший Комитет стратегической ориентации химической промышленности (COSIC – Comit; d’orientation strat;gique de l’industrie chimique).
14 Сюда относятся: производство медикаментов, ветеринарная промышленность, медицинские приборы, диагностическое оборудование и др.
15 Эко-индустрия (;co-industries) – экологически чистые отрасли промышленности, охватывающие производство товаров и услуг, направленное на:
- защиту окружающей среды: сбор и обработка отходов, обработка (переработка) воды, воздуха, земель, шума;
- на энергоэффективность и энергосбережения (строительство, транспорт, промышленное производство),
а также производство оборудования, товаров и услуг, связанное с возобновляемыми источниками энергии.
16 См. сайт Министерства экономики, финансов и промышленности www.mediateur.industrie.gouv.fr
17 Во Франции субподряд регулируется законом № 75-1334 от 31 декабря 1975 г., определяющим субподряд, как операцию, при которой один предприниматель поручает по договору передачи обязательств и под свою ответственность другому предпринимателю, именуемому субподрядчиком (или субпоставщиком), полное или частичное выполнение заключенного с заказчиком договора или части государственного заказа. Таким образом, одно промышленное предприятие (субподрядчик) выполняет заказ за счет средств друго или других промышленных компаний, называемых заказчиками, и по треб последних. Этот заказ может быть представлен работами или деталями, системами или подсистемами, просто отдельными операциями или договором на производство. То есть субподрядчик выполняет промежуточные операции, обеспечивая заказчика в соответствии с его спецификацией соответствующими элементами для конечного производства. Субподрядчик не имеет выхода на рынок готовой продукции, он связан только с заказчиком и отделен от потребителя.
Закон о субподряде также устанавливает меры защиты интересов субподрядчика.
Пример промышленного субподряда во Франции – деятельность в авиационной промышленности компании «Эрбюс» (Airbus), заказы для которой выполняются не только во Франции, но и в других странах мира.
18 Жан-Клод Воло – бывший предприниматель, возглавлял группу «Dedienne», компании «Dedienne A;rospace» и «Dedienne Sant;», президент Агентства по созданию предприятий (APCE – Agence pour la cr;ation d'entreprises), член Группы французских производителей авиационной и космической промышленности (GIFAS – Groupement des industries fran;aises a;ronautiques et spatiales) и ее представитель в Национальном комитете экспорта (Comit; national de l'exportation).
19 Общепринятая, добросовестная или лучшая практика (по-французски – bonnes pratiques, по-английски – best practice) – формализация уникального успешного практического опыта. Согласно идее лучшей практики, в любой деятельности существует оптимальный способ достижения цели, и этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом. В литературе по менеджменту английский термин часто переводится на русский как передовой опыт.
Во Франции существуют своеобразные своды (гиды) лучшей практики: Лучшие сельскохозяйственные практики (Bonnes pratiques agricoles), Лучшие практики производства (Bonnes pratiques de fabrication), Лучшие медицинские практики (Bonnes pratiques m;dicales) и многие другие. В 2006 г. Министерство экологии Франции выпустило Гид лучшей практики для осуществления исследований по оценке окружающей среды (Guides de bonnes pratiques pour la mise en oeuvre des ;tudes de valorisation environnementale).
20 Хартия была разработана организацией «Посредничество по кредитам» и Ассоциацией руководителей предприятий и покупателей Франции (CDAF).
21 Charte de bonnes pratiques entre donneurs d’ordres et PME.
22 CDAF – Compagnie des dirigeants et acheteurs de France.
23 Rapport sur le dispositif juridique concernant les relations interentreprises et la sous-traitance. 24 По материалам журнала «Le Monde», статья «Посредник по субподрядам: крупные группы «грабят» МСП», 24.02.2011 г.
25 По материалам газеты «Le Figaro», статья «Sous-traitance: les grands groupes «pillent» les PME», 24.02.2011 г.
26 «Pr;t vert bonifi;».
28 «Vous ;tes chef d’entreprise, vous avez une question? L’Etat vous r;pond!» - www.auvergne.pref.gouv.fr/ l_etat_vous_repond.php
29 CIR – cr;dit d’imp;t recherche.
30 «Journal officiel», 29 декабря 2010 года.
Свидетельство о публикации №222122201324