Психологический анализ лирического героя

УРОК 4.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ДИНАМИКА ЧУВСТВ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

ШАГ - 2. ПРАКТИКУМ

ВСЕМ ПРИВЕТ!
Ну, как друзья, вы там еще живы после прошлого урока? Или все еще копаетесь в тексте в поисках сокровищ? Отложите в сторону свои лупы, бинокли и подзорные трубы – научимся обходиться без них! Но прежде хочу сделать небольшое лирическое отступление!

Мы уже с вами поняли, как воздействовать на читателя, но что, собственно, он испытывает после нашей литературной магии?)
Он уже захлопнул книгу и отложил ее сторону?
Все еще читает, погрузившись в текст и забыв обо всем?
Или путешествует по далеким, придуманным вами мирам – и вернется не скоро?

Если читатель уже там, целиком и полностью поглощен сюжетом, уверенно преодолевает поэтические виражи чувств или путешествует по улицам далеких городов, то все – он ваш! Теперь вам придется писать продолжение ваших замечательных историй!)))

КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗЫВАЕТ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

«Как слово наше отзовется»?

Но как понять, какие чувства вызывает литературное произведение, что испытывает читатель, соприкоснувшись с вашей историей?

Этот вопрос интересен не только вам, писателям и поэтам, но и, в первую очередь, издателям ваших будущих книг (от этого зависит их решение – быть или не быть), и, конечно же, обязательно критикам для написания рецензий.

Не остаются в стороне от важности вопроса бизнесмены и политики (о силе воздействия слова – здесь все понятно, поэтому без комментариев).

Полезен он и школьным учителям с их талантливыми учениками –  олимпиадниками по литературе, которым необходимо написать отзыв.

А отзыв – это дело серьезное и далеко не простое… Это почти та же рецензия, только упор больше сделан на личное восприятие текста, свое отношение к нему, свои чувства, которые вызвало заданное произведение.

Вы сейчас мне скажете: «Ну а что здесь такого трудного? Каждый может написать, что он чувствует, прочитав книгу». Ну ок, напишите… или скажите. Прямо сейчас произнесите себе вслух, что чувствует ваш читатель, в результате прочтения вашей книги? Или что испытываете вы сами, прочитав чью-либо историю?

Задумались? И все же? Каков итог? Одно, два, три предложения… А если нужен развернутый текст? И не забывайте: вы – писатели, умея работать со словом, вам легче сформулировать мысль. А что делать остальным?

Приведу простой пример.

Каждый сегодня ведет страницу в соцсетях, и вы, конечно же, - не исключение. Вы публикуете свои произведения, их активно читают, у вас более 10 тысяч подписчиков, а у кого-то и миллионы… Много вам оставляют комментариев? А ведь комментарий – этот тот же мини-отзыв! Вот… вот и ответ…. А знаете почему? Потому что не умеют! В лучшем случае, оставят хлопающие ладошки или сердечко)… Ну и за это спасибо). Исключение составляют продвинутые читатели, грамотные, начитанные, но их не так уж и много – им некогда сидеть в соцсетях…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Что же тогда делать? Как написать развернутый ответ?

Есть один интересный и надежный способ – провести психологический анализ лирического героя (в прозе то же самое, просто мы будем рассматривать на примере поэтического текста), а для этого необходимо составить ПАРТИТУРУ ПЕРЕЖИВАНИЙ лирического (или литературного) героя.

Характеризовать будем каждую строфу, причем, таких характеристик-оценок в рамках одной строфы может быть несколько. Такой анализ позволит нам проследить развитие чувств героя, как они меняются в процессе его размышлений (жизни, под влиянием жизненных обстоятельств, поступков других персонажей) и почему, сравнить точки состояния героя «до» и «после», сделать вывод, к какому итогу пришел герой или какое решения для себя принял…

Проанализировав это, мы сможем детально описать, что чувствует сам герой и что чувствуем мы после чтения произведения. Назовем это психологическое исследование так: «Динамика чувств лирического героя».


1.ДИНАМИКА ЧУВСТВ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

Возьмем для работы в качестве примера уже хорошо знакомый нам текст Макса Моро «Повод жить».

Текст здесь или здесь:
https://dzen.ru/a/Y5nON__hjUm5RRe5
http://proza.ru/2022/12/14/600

(Скопируйте его себе в документ, чтобы удобнее было работать).

1. Прочитаем текст еще раз.

Читая поэзию Макса Моро, мы видим, насколько она наполнена разнообразными чувствами, поэтому для постижения коммуникативной системы (читатель — автор — лирический герой) используем прием психологического анализа (в форме партитуры).

2. Составим партитуру переживаний лирического героя и выскажем впечатление о динамике чувства.

СОВЕТ: Создайте таблицу (смотрите на Дзен, здесь не могу выложить фото или разместить таблицу; ссылка на моей странице), в каждую строку скопируйте одну строфу стихотворения, а в столбцах справа пронумеруйте эти строфы (для удобства описания) и опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает герой.
 
3. Вот как это и понимаю я:
 
ТЕКСТ                СТРОФА          ЧУВСТВО ГЕРОЯ
«Повод жить»
13.12.2022г.

Город в тёмных очках…   
Ночь справляет сезон…                1строфа           Надежда на счастье
Ветром войду на цыпочках
В твой усталый сон…


В водопаде волос                2строфа              Любовь
Шёпотом растворюсь,                Нежность, теплота
Новою песней, звенящей струной
В твою память ворвусь.                Желание быть рядом


Если забыла – не страшно, знаю –                Уверенность в любви
В сердце твоём живу.
Люди блуждают в поисках рая…                3строфа
Вот он – наш рай наяву!
Я, измотавшись в страстей океане,                Горечь и отчаяние от
Горько завою волком в капкане…                пережитого, но еще не зажившего
Но есть любовь, а значит – есть повод жить!                Вера, окрылённость

      
Вера, окрылённость                Любовь
Шёлковым одеялом
Укрывают ласки…                4строфа             
Сколько не пей, всё равно будет мало                Тоска от расставания
Той предрассветной сказки…                По любимой,
                по человеческому счастью

Согревает кострище                Тепло               
Теплом ангельских крыльев…               
Как ни пытайся, вряд ли отыщешь                Сожаление по
Мир тот, в котором мы были:                утраченному счастью 


Там на опушке шумного леса                Надежда на счастливую судьбу
Рыцарь сражался, спасая принцессу…
И завершался всегда поединок                5строфа 
Трепетной песней четы лебединой…                Единение   
Эта мелодия в стужу согреет,
Даже когда мечта постареет…                Доверие
Но есть любовь, а значит – есть повод жить!                Вера, окрылённость 

 
Город в тёмных очках…                Вера во взаимную любовь Решительность               
Ночь справляет сезон…                6строфа         Надежда наладить            
Ветром войду на цыпочках                отношения и вернуть 
В твой усталый сон…                любовь


(Друзья, извините, но  отредактировать что-то вроде таблицы - для меня задача невыполнимая. Если кто знает, как это сделать, подскажите в комментариях). Пока она так и остается кривой))).


2.ЧУВСТВЕННЫЙ ПОЛЁТ, ИЛИ ПО СЛЕДАМ ЧУВСТВ ГЕРОЯ…

Теперь СДЕЛАЕМ ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ ГЕРОЯ, исходя из полученных нами результатов, и запишем. Вот, что получилось у меня:

ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЕТ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (ОПИСАНИЕ-ВЫВОД)

Анализируя динамику чувств, мы видим, что лирический герой испытывает целую гамму переживаний: от первых неуверенных шагов, которые все же окрашены робкой надеждой на счастье, герой, пройдя через тоску, сомнения, горечь и неуверенность в себе, все же приходит к выводу о взаимной любви, а значит, к вере, что все устроится так, как надо, недопонимание и разногласия с любимой преодолеются – ведь порукой этому является любовь, и поэтому он будет счастлив.

Стихотворение несет в себе жизнеутверждающий характер и уверенность в завтрашнем дне, наполненном счастьем. К этому выводу мы приходим, сравнивая чувства, испытываемые героем, в 1-й и последней строфе. Как видим, композиция кольцевая – стихотворение начинается и заканчивается одними и теми же словами, но чувства при этом разные: сначала робкие ожидания в надежде (на прощение, может быть, разрешение каких-то недомолвок, прояснение недопонимания), а потом уверенность и решительность в том, что он делает все правильно, что в итоге все будет хорошо.
Итак, мы видим, что получается конкретный детальный анализ гаммы чувств, а не набор слов, взятый с потолка, где вы «мыслью растекаетесь по дереву». И это описание чувств героя.

ТЕПЕРЬ, НА ОСНОВАНИИ НАПИСАННОГО, ПЕЕРЕХОДИМ К ОПИСАНИЮ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ВПЕЧАТЛЕНИЙ:

То, что испытывает лирический герой, переживает каждый человек, потому что в отношениях между людьми могут случаться как взлеты, так и падения. Поэтому эти стихи волнуют каждое сердце, близки каждому из нас, никого не оставляют равнодушным… Оно глубоко проникает в сознание и заставляет вспомнить о чем-то своем (а это и есть влияние лирики и ее цель – вызвать сопереживание, такие же мысли и чувства, чтобы читатель мог понять психологическое состояние героя).

Мы, читатели, можем отметить, что стихотворение вызывает неоднозначное чувство.
С одной стороны, это тоска по любимой, по человеческому счастью, гармонии, любви – всему тому, без чего человек не может жить, но что герой, видимо, утратил, расставшись с любимой… Эти чувства осложняются и тяжёлыми обстоятельствами жизни – перенесенные испытания, удары судьбы заставляют героя сомневаться в себе, в том, что всё в его жизни наконец-то будет хорошо и счастье возможно…

Но с другой стороны, жизнь мудра – ничто не вечно, и страдания тоже… И каждый человек достоин счастья… Поэтому герой интуитивно стремится к лучшему, к гармонии, к свету – и делает попытку, хотя бы во сне, поговорить с любимой, чтобы разбудить ее сердце, напомнив о счастье, которое они пережили вместе… Герой уверен, чтобы ни случилось, все можно изменить! Жизнь человека в его руках, и на этот раз он не упустит своего счастья. Он не сдается, не соглашается с расставанием, не опускает руки, а делает все, как умеет, чтобы вернуть любимую, оживить чувства и преодолеть недомолвки и обиды…  Он черпает силы в уверенности в том, что он тоже любим, а значит, счастье будет, оно уже есть - следовательно, и есть повод жить.

Состояние героя поддерживается и описанием почти сюжетных картин города и природы…
Прежде чем мы узнаём историю любви и чувств героя, мы видим безрадостную, мрачную городскую картину, предваряющую повествование и предсказывающую грусть и тоску на сердце героя… Герой один в ночном городе…  Ночь – это трудные времена, символ печали, тупика, под покровом которой не видно ни света, ни дороги, ни выхода из создавшейся ситуации… И ночь эта торжествует! Ночь "справляет сезон"! Она празднует победу, отчего состояние героя кажется в еще более тяжелой и запутанной ситуации… Но и этого мало… Ночной город с его темными и опасными переулками еще и в темных очках… (Здесь каждый увидит свои ассоциации – либо мрачный город – это сам герой в темных очках, который не видит выхода из создавшегося положения, либо черный город – это то, что в душе лирического героя, тогда сила тоски и тяжести на сердце вдвойне усиливается, ведь город и ночь вместе празднуют победу, с двух сторон навалившись на героя и еще больше подавляя его сознание. Чем больше ассоциаций увидит читатель, тем он талантливее!)

Но вот мысли героя проясняются, он наполняется верой в хороший исход, верой в счастье – и картина природы тоже меняется (и наоборот).
Но, что интересно, даже и в самих изменениях чувств и природы можно проследить эволюцию.

Сначала вера эта еще слабая – и в природе показаны только первые отголоски хорошей погоды – ночь, видимо, прояснилась, дело идет к рассвету: мы видим картину «предрассветной сказки», согревающего ангельскими крыльями костра…
Это уже первые предвестники изменений в мыслях героя к лучшему, к надежде…
А потом и вовсе звучит гимн любви, здесь переплетаются и картины природы, и мысли-выводы, к которым приходит наш герой: мы видим пейзаж шумного леса, на фоне которого идет поединок – рыцарь спасает принцессу! Т.е., герой словно убедил себя, что надо действовать – и спасать, отстаивать свою любовь… Только в этом случае счастье возможно! Потому что этот поединок всегда завершался трепетной песней пары лебедей…

Герой всегда будет помнить об этом… И эта песня любви лебединой четы всегда будет греть, не смотря на то, сколько бы ни минуло лет … Герой готов спасать и беречь свою любовь всю жизнь…

После этих вывод уже совсем по-другому воспринимается описание мрачной ночи и города. Теперь герой больше не подавлен, он знает, что ему делать, он бросает вызов мраку ночи и идет в «усталый сон» любимой, чтобы и ее вырвать из объятий этой ночи и «города в темных очках…»

КАК ВИДИМ, получился уже целый текст, а не 2-3 предложения, которые пришли в голову изначально. Я написала его с ходу, по наитию, но если с ним поработать, то можно довести до совершенства. Но моя задача сейчас не в том, чтобы написать образец художественного или критического текста, а показать, алгоритм аналитической работы с чужим текстом и результат этого процесса, показать, откуда можно «вытащить» мысли для описания чувств лирического героя. Но это еще не все.


3. ДОБАВИМ ЦИТАТЫ

Теперь добавим в наш текст несколько цитат, они так и просятся в критический монолог – с опорой на автора как доказательства.
Скопирую получившийся текст на другую страницу, чтобы ничего здесь не испортить, переработаю, а потом вставлю уже готовый «кусок».

ПРОЦИТИРОВАТЬ ТЕКСТ МОЖНО ДВУМЯ СПОСОБАМИ:

1)Либо просто, не заморачиваясь, поставить цитату в текст.

Например, так:

Эти чувства осложняются и тяжёлыми обстоятельствами жизни – видимо, перенесенные испытания, удары судьбы заставляют героя сомневаться в себе, в том, что все в его жизни наконец-то будет хорошо и счастье возможно:

Я, измотавшись в страстей океане,
Горько завою волком в капкане…

2)Либо вплетая отрезки цитат в канву своего повествования.

Приведу несколько наглядных примеров, как это делаю я:

1)Поэтому герой интуитивно стремится к лучшему, к гармонии, к свету – и делает попытку, хотя бы во сне, «ветром» войдя «на цыпочках в… усталый сон» любимой, поговорить с ней… чтобы «шёпотом» растворившись «в водопаде волос», разбудить ее сердце, и, «в память» ворвавшись «новою песней, звенящей струной», напомнить о счастье, которое они пережили вместе…

Но предложение получилось тяжелое для чтения и восприятия.

• Поэтому разобью его на три части, разделив точкой (хотя нет – оставлю многоточие – применю прием «умолчание», предоставив возможность читателю домыслить мои слова).

• Для усиления смысла и, чтобы не потерять линию мысли, использую повтор слов «поговорить», «чтобы» (еще один художественный прием) – теперь текст зазвучал намного легче, избегая нудность в изложении и тяжесть восприятия:
Поэтому герой интуитивно стремится к лучшему, к гармонии, к свету – и делает попытку, хотя бы во сне, «ветром» войдя «на цыпочках в… усталый сон» любимой, поговорить с ней…  Поговорить, чтобы «шёпотом» растворившись «в водопаде волос», разбудить ее сердце…  Чтобы, ворвавшись «в память» «новою песней, звенящей струной», напомнить о счастье, которое они пережили вместе…
Можно еще поработать с этим отрывком, но, думаю, вам понятно, как действовать.

2)Он черпает силы в своей уверенности в том, что он тоже любим, а значит, счастье будет, оно уже есть: «Вот он – наш рай наяву!»  А если есть счастье - следовательно, и есть повод жить… Не случайно автор рефреном дважды повторяет жизнеутверждающую фразу: «Но есть любовь, а значит – есть повод жить!»

Я показала три наглядных примера, как обычно работаю над статьями. Вы можете работать по-своему, как привыкли, ведь главное – результат.

И еще хочу добавить, что, выполнив партитуру чувств лирического героя, мы теперь можем бесконечно говорить о тексте и цитировать каждое свое слово авторскими фразами. А иначе и быть не может, ведь все наши выводы и взяты из этих самых цитат. Но при этом не нужно слишком и перегружать текст, добавив две-три авторские фразы – и достаточно (это уже смотрите по своей работе, но все должно звучать легко, гармонично, доступно для восприятия – даже при чтении).


4. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ПРОИЗВЕДЕНИИ (ОБОБЩЕНИЕ)

Теперь обобщим наш отзыв общим впечатлением, которое остается после чтения и в какой-то степени формирует позицию читателя, подсказывая ему то, что же делать в такой ситуации.

Мы можем сказать, что у человека есть два пути – либо смириться с судьбой, либо бороться за счастье. Но для того, чтобы найти свое место в мире, полном страданий, избежать одиночества, преодолеть безверие, завоевать любовь, нужны силы, помогающие человеку жить, напоминающие ему о быстротечности жизни, о том, что ее нельзя откладывать на потом.

Стихотворение звучит жизнеутверждающе, пронизано верою в завтрашний день, наполненный счастьем. У читателя остается желание идти вперед, добиваться своих целей, беречь свою любовь, преодолевать трудности и решать все вопросы, которые ставит перед нами жизнь.


Ну, как-то так… На этом месте пока можно остановиться. Это еще не отзыв, а только часть его. Это «заготовка», которая будет использована нами при составлении своей критической статьи. Если статья выльется в отзыв, то останется только этот "рабочий" материал художественно переработать, написать неповторимым красиво-возвышенным языком – и вуаля... часть отзыва готова, а он, между прочим, тоже воздействует или на издателя, или на члена комиссии олимпиады.

Таких «заготовок, мы подготовим достаточно много, постепенно всесторонне исследуя свои тексты. Поэтому я советую всем, кто присоединился ко мне и учится работать с текстом, анализировать один и тот же текст – стихи или прозу (для обучения возьмите пока одну главу).

ИТОГИ

Итак, подведем итоги. Проведя психологический анализ-исследование при помощи партитуры переживаний лирического героя, мы убедились, что этот способ действительно помогает в работе, являясь основой и опорой в правильном описании чувств лирического героя.

На сегодня всё, урок окончен. Надеюсь, изложенный материал оказался вам полезным и понятным. Теперь вам остается только проработать свой текст по приведенному мною примеру. Творческих успехов и нестандартных находок и решений вам, друзья! Удачи!

ВНИМАНИЕ: на Дзене в статье в помощь читателю опубликованы картинки-карточки с перечислением чувств, которые может испытывать лирический герой. Вы можете их скачать и пользоваться.

Все уроки вы найдете в подборке-рубрике «Для писателей» на Дзене (Ссылка на моей авторской странице)


Эта статья написана для канала Дзен: ФАН-КЛУБ "МаксМоро".
В статье рассматривается творчество Макса Моро и анализируются стихи  с согласия автора. Публикации на Дзен и Прозе согласованы с Максом Моро.
(Все ссылки на моей авторской странице).


Рецензии