Романовы. Мифы

Валентин Михайлович Сальников













Романовы. Мифы


















Краснополье-Фрязино
2022г.


Романовы.

     Июль 1918 года. Екатеринбург. В подвале дома инженера Ипатьева были расстреляны Император Николай II с семьёй и прислугой. Само по себе убийство членов царской семьи было ритуальным. Следствия и суда над Николаем II не было. Могли ли большевики предотвратить эту расправу? Конечно могли. Ленин как глава Правительства и Свердлов как председатель ВЦИК должны были дать указание Уральскому совету обеспечить безопасность семьи и доставить их в Москву. Видно, было дано другое указание.
    Народная молва разнесла эту новость по всей бывшей Империи, несмотря на строжайшие меры секретности, предпринятые большевиками. Надо сказать, что для огромных масс населения это было потрясением. Простые люди не представляли, как можно было жить без Императора, Царя батюшки. Отсюда очевидна была надежда у населения на то, что некоторые члены семьи живы, как можно расстреливать ребёнка, наследника престола, - Алексея. От одного населённого пункта к другому пошли слухи о появлении кого -  то из Романовых. В основном молва сообщала о царице с наследником. Было это скорее от жалости к ребёнку, в надежде на продолжение династии.
    Не обошла стороной молва о членах царской семьи и Хлыстовку. В суматохе гражданской войны, восстановлении разрушенных хозяйств, началом новой жизни, в обещаниях светлого будущего, об этой молве почти забыли. Но вот началась очередная волна закрытия храмов и коллективизация. Не подтверждённая никакими фактами молва превратилась в обвинения в адрес односельчан арестованных и осужденных в 1930 году. Я напомню их имена: Священник Виктор Европейцев, Фёдор Стольников, Афанасий Долгочов, Иван Сальников, Михаил Сальников, Тимофей Сальников, Иван Козеняшев, а также жительницы г. Краснослободска Фелицита Ремезова и Акулина Седина, бывшие монахини Успенского женского монастыря в Краснослободске. После непродолжительного следствия первые трое были расстреляны, а остальные отправлены в концлагеря на различные сроки.
    Надо сказать, что духовенство в своём отношении к Советской власти разделилось. Некоторые формально стали поддерживать новую власть. Было ли это искренне, трудно сказать, скорее срабатывал инстинкт самосохранения. Часто это выражалось в оговорах  своих бывших коллег во время следствий.
    Вернёмся к мифам. Бывшая монахиня Успенского женского монастыря Янюшкина на следствии характеризуя регентшу Матрёну Таранкину отметила её враждебное отношение к новой власти. В частности она заявила органам следствия, что Матрёна Таранкина вместе со священником Виктором Европейцевым, укрывали какую – то женщину с мальчиком,  выдавая их за царицу и царевича. В Краснослободске эта женщина скрывалась якобы у Матрены Таранкиной. Иногда они увозили эту женщину по селам для показа нашему «тёмному крестьянству». Поп Виктор Европейцев, с её слов, служа в Хлыстовке, наездами бывал у Таранкиной и увёз от неё «эту царицу». Правда, где он её укрывал, она не уточнила. Но это было уже не важно, учитывая юридическую подготовку  следователя того времени. Донос, конечно, примитивный. Человек духовного сословия никогда не назовёт священника попом. Скорее безграмотный следователь для сокращения текста сделал такую запись. Тем не менее, это фантазия превратилась в одно из существенных обвинений Виктору Андреевичу. Надо сказать, и сам Виктор Андреевич оказался причастным к таким сплетням. На одном из допросов он показал, что у кулака Стольникова в 1921 году скрывалась какая - то женщина с мальчиком. Которых, он Стольников, выдавал за царёву мать с мальчиком.
    А вот другой вариант этого события. Показания давал Константин Дмитриевич Козеняшев, как секретарь Сельсовета. Вот что записал следователь с его слов. В 1921 году он демобилизовался из армии и вернулся в родное село. От односельчан он слышал, что по селу ходила молва о том,  что у Фёдора Стольникова жила женщина с мальчиком, якобы это царица с царевичем. Ему, мальчику, сшили морскую форму, для чего использовали мундир его брата, бывшего моряка. Опять же следователь, ничего не проверяя предъявил эти, грубо говоря, сельские сплетни, в качестве обвинения Фёдору Стольникову и Виктору Европейцеву. Конечно, оба они такое абсурдное обвинение в их адрес не признали, а попросту отвергли. Следователь не оперировал доказательствами, их попросту не было. Другими словами никто, никогда, никого из членов царской семьи в Хлыстовке не видел. Само следствие шло всего около двух недель. Вот так народная молва, а точнее сплетни превращались в обвинения.
    Надо сказать, что Хлыстовка оказалась не единственным населённым пунктом в Краснослободском уезде, в которых, якобы появлялась царица с царевичем. И там были свои потерпевшие. А сколько было таких на просторах бывшей Империи. Только со временем стало известно, что из подвала дома Ипатьева живыми никто не вышел. А сами тела подверглись чудовищному уничтожению, а места захоронения останков скрывались.
    И что ещё хотелось бы отметить. Первую комиссию, которая расследовала убийство царской семьи, возглавлял Николай Алексеевич Соколов. Долгое время он работал следователем уездного суда в Краснослободском уезде. Накануне революции стал следователем по особо важным делам при Пензенском окружном суде. В феврале 1919 года адмирал Колчак поручил Соколову расследование уголовного дела по убийству Николая II и его семьи.
    Что побудило меня поделится такой информацией? Всё дело в родственных связях. Моя бабушка по материнской линии Анна Михайловна Козеняшева в девичестве Зубарева родом из деревни Тумсово. Её отец Михаил Павлович Зубарев. Мать Фёдора Алексеевича Стольникова, - Екатерина Павловна родом из того же Тумсова, она сестра Михаила Павловича. А следовательно Фёдор Алексеевич и Анна Михайловна двоюродные брат и сестра. С другой, стороны мой дед Пётр Дмитриевич Козеняшев во время Первой мировой войны действительно служил матросом на Балтике на линкоре «Гангут». А его младший брат Константин во время Гражданской войны служил в Красной армии.
    Хозяйство Михаила Павловича в Тумсово было весьма зажиточным. Не мудрено, что после революции семья подвергалась гонениям. Со слов бабушки, я припоминаю её воспоминания о том, что члены семьи Михаила Павловича и он сам некоторое время скрывались в Хлыстовке. Супруга Михаила Павловича с сыном на самом деле какое - то время проживали у Фёдора Алексеевича, конечно скрывая сам этот факт по известным причинам. Отсюда и молва о царице и царевиче. Со временем всё это забылось, да и говорить о таком факте было до поры до времени опасно.

Литература.
1.Архивное уголовное дело № 8312.
2.«Красная Слобода». НИИГН. Саранск. 2008г.
3.«Охота на венценосца». Родина. 2005г. № 2.
4.Соколов Н.А. «Убийство царской семьи». Москва. 1990г.
5.Савин О.М. «Судебный следователь из Пензы». Наша Пенза. 1991г. № 9 16 мая.
6.Шамбаров В.Е. Свердлов. Оккультные корни Октябрьской революции. Москва.
  Алгоритм. 2013г.


Рецензии