Воспоминания об Ольге Панчишкиной

Написано в 2020 году для туапсинского альманаха "Черноморская звезда".


В 1985 году я училась на втором курсе Туапсинского педагогического училища. Однажды на классный час к нам пришла молодая симпатичная темноглазая женщина и спросила, есть ли среди нас начинающие поэты. Я подняла руку — стихи я начала писать ещё в школе. Одновременно со мной подняла руку и моя подруга Света Борунова.
Женщина представилась:
— Меня зовут Ольга Панчишкина. Я приглашаю вас в субботу к 19 часам в редакцию газеты «Ленинский путь».
В назначенный день мы со Светой пришли в редакцию. Кроме Ольги, там уже сидели блондинка в лисьей шапке и высокий молодой человек с пышными каштановыми кудрями. Мы познакомились. Женщина в лисьей шапке была Виктория Рожкова, журналист и поэтесса. Молодой человек — Андрей Тодорцев работал корректором в Туапсинской типографии.
Ольга объяснила нам, что по поручению городского комитета комсомола было принято решение организовать молодёжный творческий клуб и мы можем в него вступить.
Я сказала:
— А моя старшая сестра Лена тоже пишет стихи. Можно и ей прийти?
Ольга ответила:
— Конечно. Зовите всех своих пишущих знакомых.
Она сказала, что клубу нужен председатель и, обратившись к Вике, предложила:
— Вика, попробуешь?
Председателем молодёжного клуба назначили Викторию Рожкову.
После этого всем было предложено подумать над названием клуба, его эмблемой и девизом, и, конечно, принести на следующее заседание свои стихи.
После новогодних праздников, в феврале 1986 года, Ольга и Вика собрали нас в фойе Дома культуры нефтяников. Пришли только мы с сестрой, Света Борунова, Андрей Тодорцев. Остальные члены клуба в тот день не появились, хотя список желающих присоединиться к нам был уже солидный. В него входили Ира Попова, Елена Запатрина, Алексей Качура, Павел Дворжецкий, Юлия Зубова, Оксана Дрозд и ещё несколько человек, о которых мы тогда ничего не знали.
Ольга предложила назвать клуб «Пролог». После непродолжительных споров все согласились с ней. Название и вправду было отличное.
Первые заседания «Пролога» проходили в редакции «Ленинского пути». Ольга обратилась к известному туапсинскому поэту, члену Союза писателей Семёну Ефимовичу Лившицу с просьбой стать нашим литературным куратором. Ознакомившись с творчеством молодых, Лившиц назвал нас «плачущим Прологом», потому что, как многие начинающие поэты, мы все писали о несчастной любви, смерти, разочаровании в окружающей действительности и прочих «мировых проблемах».
— Это не «Пролог», это «Эпилог», — смеялся Лившиц, посмотрев музыкально-поэтическую постановку, которую мы сделали под руководством главного режиссёра народного театра Амбарцума Семёновича Карабашьяна.
Наверное, мы и вправду выглядели забавно с точки зрения мэтра советской поэзии.
Нашим куратором и фактическим руководителем осталась Ольга. Её не смутили насмешки Семёна Ефимовича, и она отправила подборку наших стихов в Краснодарское отделение Союза писателей.
Постепенно клуб сформировался. У него появилась эмблема, девиз и членские билеты. Количество членов увеличилось почти до тридцати человек. Были среди нас не только поэты, но и барды, и прозаики. Не было только своего постоянного помещения, где мы могли бы собираться. Все попытки Ольги и Вики найти хоть что-то натыкались на чиновничью тупость и страх — как бы чего не вышло. Особенно боялись Алексея Качуру, киноведа и журналиста, знаменитого тем, что в своё время он сделал большое интервью с Владимиром Высоцким, которого, как известно, советские чиновники не жаловали. Времена были смутные, Перестройка только начиналась, новые веяния с большим трудом пробивали себе дорогу. Папку со стихами членов «Пролога» неоднократно просматривали в КГБ на предмет лояльности к Советской Власти.
Только благодаря усилиям Ольги нас до поры до времени терпели в редакции, но печатать, естественно, отказывались. Вообще с публикациями художественных произведений в те времена было сложно. Редакторы газет и журналов работали под пристальным надзором цензуры и очень неохотно рассматривали произведения молодых неизвестных авторов. Зато Туапсинский народный театр принял нас охотно. Мы выступали на вечерах в учебных заведениях и в домах отдыха.
Осенью 1986 года мужа Ольги Панчишкиной перевели в Майкоп, и мы остались без своего куратора. В ноябре, когда нас официально пригласили в Краснодар, в Союз писателей, мы поехали уже без неё. В отличие от Лившица, краснодарцы отнеслись к нам очень серьёзно, сказали, что наш «Пролог» — самое сильное среди молодёжных литературных объединений в крае и пообещали взять над нами шефство. Обещание они сдержали. В последующие месяцы к нам в Туапсе приезжали поэт Кронид Обойщиков и писатель Александр Стрыгин, читали наши работы, редактировали, давали советы.
Тем временем «Пролог» сменил не только помещение, но и председателя. Из редакции «Ленинского пути» нам пришлось перебраться в Дом культуры железнодорожников. Нашим новым председателем стала Елена Запатрина, член Союза Журналистов. К сожалению, «Пролог» вскоре прекратил своё существование. Основной причиной послужило отсутствие интереса к нам крупных изданий и толстых журналов, а следовательно, возможности напечататься. В ту пору типографии ещё не принимали частных заказов, поэтому мы расстались до лучших времён. Они наступили только через десять лет.
В 1997 году Елена Запатрина и Ирина Попова решили собрать бывший «Пролог» заново. Первый туапсинский альманах «Волшебная шкатулка» вышел летом 1998 года. Так родилось литературное объединение «Логос», включившее в себя как бывших прологовцев, так и многих других творческих людей.
Огромная заслуга Ольги Панчишкиной в том, что именно она заложила основу современной туапсинской литературы. Именно её «Пролог» собрал поэтов и писателей нового времени. По сей день, почти сорок лет спустя, бывшие прологовцы считают себя ядром городской литературы. Слова «был в “Прологе”» являются лучшей характеристикой.


Рецензии