Ballade de la Fеconductrice

 
Всякий раз, когда человек пытался вообразить себе земной рай, получался очень неплохой ад.

Поль Клодель




Эта рецензия написана и посвящена фильму Лорана Буттона 1979 года "Ballade de la Fеconductrice", фильму очень специфичному в плане утончённой и ядовитой экспрессии неофилософизма и эстетического "рваного", муторного, затяжного экспериментализма и нигилистического мрачного максимализма с оттенками "мягкой" жестокости и садо мазохизма, порой порождающим рвотный рефлекс, фильму своего рода кошмару в чёрно белых тонах, но это конечно же творение человека, который создал фильм "до 16".... в то время, когда режиссёру Лорану и самому ещё не было 16 лет...  Что это? Самозапрет? Запрет "законный"человеку,создавшему сиё произведение?... Ответа нет... Эта андеграундная авторская лента совсем юного Лорана Бутонна напомнила мне чем то картину режиссёра Эдмунда Элиаса Мериджа "Порождённый", снятой в 1990 году.

Не буду описывать сюжет, сценарий и визуал, всё это зритель найдёт по своему. Просто выражаю свои чувства после просмотров и попыток анализа этого фильма.

Вы хотите узреть самый настоящий Ад? Пожалуйста - Смотрите эти 75 минут! Увидеть нечто столь запредельное, невыносимое и невыразимое, что любой ночной кошмар будет подобен невинной детской сказке? Утвердительный ответ предполагает многое и поэтому сейчас перед Вами будет разворачиваться дикий и страшный хаос из комбинаций и коллабораций нескольких весьма специфических сюжетов визуальности...

В кадре - уродливые, искаженные гримасами невыносимой боли, разные "птичьи", вроде "человеческие" лица, с размазанной мимикой, с блуждающим в никуда взглядом пустых, ничего не выражающих глаз с окаменевшими чёрными зрачками. Агония человеческой ничтожности. Резкие смены этого печального плана - неудержимые потоки ненависти и злобных рвений к убийствам, вперемешку со гнусными страхами и унылой отчаянностью.Кошмарные прелюдии. Очередная ломка кадра - крупный план, медленная расфокусировка - заливаясь густым чёрно белым смардом непонятности и абсурда, корчась в болезненных конвульсиях, человеческие лица и маски буквально растворяются в каком то странном потустороннем мире, алогичном,смертельно танцующим, безнадёжном,дурманящий запах свежей крови бьёт в нос, ударяет своей терпкой сладостью, но это лишь начало.

Но что присутствует вне этих нелицеприятных кадрах? Кажется, что столь с наслаждением демонстрируемое кровавое месиво, испачканное для вящей мерзости максимальным количеством зла и ненависти, отрицает вообще любые предпосылки не то что к предыстории, но даже к внятному нарративу. Минимизировав внутреннее, притаенное, лишь упомянутое вскользь перед тем как экран зальется ну уж совсем избыточно насильственной начинкой,Буттона упирает на сугубо внешнее, обессмыслив нарратив в угоду всему дионисийскому, хтоническому и в сущности нигилистически отрицающему любые рамки обыденного кинематографического пространства. То есть назвать "Ballade de la Fеconductrice" фильмом тяжелее всего, так как режиссером попраны все основы киноязыка, его бесхитростный вокабуляр обсценен, антикультурологичен за счет тотального диктата гуро. Всеобщая смерть кинематографа произошла именно здесь, на фоне десадианской резни, сублимировавшей хаос в нечто не поддающееся никакому осмыслению. Креативность или психотика, революционность или ничтожность - бескомпромиссность мнений вокруг сего кинематографического выродка всего лишь подчеркнула тот факт, что "Ballade de la Fеconductrice" довела эстетику хоррора до тотальной низменности, а ведь это 1979 год! это фильм-перевертыш, в котором от искусства ужаса не осталось ни искусства, ни ужаса, а сартровское понятие отвращения, социальной "тошноты" стало настолько физиологически зримым, что фильм в итоге лишь дико кривозеркалит той таящейся в недрах маргинального междумирья реальности, что она срастается плотью своей с вощеной лощенностью показного "большого мира". Проститутствующий расчлен от "недосатаниста" Бутонна играет адом в ещё больший ад, что существует на задворках общества, сводя весь экстремальный и экстремистский метанарратив к тривиальным десяти заповедям, нарушать которые, само собой, чревато и не сулит ничего доброго и хорошего, это как занятия чёрной магией...

Та кинематографическая эстетика, на которую опирается в своём скандальном режиссерском дебюте "Ballade de la Fеconductrice" 1979 года юный Лоран Бутонна, по сути своей столь очевидно иррациональна и экстремальна, что нуждается в определённых интертекстуальных прояснениях, без которых это отчасти лубочное вомитопорно будет восприниматься как исключительно неадекватная провокация, истинная цель которой не то что неясна, но и совершенно непонятна.

Очистившись от шелухи чрезмерной выразительности,"Ballade de la Fеconductrice" кажется эдакой весьма нетривиальной попыткой передачи языка венского акционизма и ситуационизма на не лишенный нарочитой абстрактности язык радикального gore и извращенного БДСМ. Доведя эстетику кровавейших акционистских дивертисментов до уровня абсурда, Лоран Бутонна тесно увязывает своё творение как с японской манерой кинематографической трансгрессии, непрямо отсылая к агрессивно-перверсивным кунштюкам Шодзина Фукуи и Тамакичи Анару, их, впрочем, не превзойдя, так и с европейскими психоделическими шмурдяками Берроуза, Пи Орриджа и Monte Cazazza, ведь в общем-то кардинальных различий между псевдодокументальной дилогией данной картины практически нет. А значит нет и особой ценности по гамбургскому счету даже для андеграунда,неприкрытый анархизм Бутонна становится патологически инфантильным, а кроваво-сексуальный кошмар отдельно взятой феи оплодотворительницы из опустившихся институток вызывает во рту кислый привкус гаженной вторичности, преподнесенной в эстетике хтонически изощренного и хронически извращенного понимания самого шаблонного жанра из всех существующих.

 22.12.22.


Рецензии