Какие люди служили в подплаве до революции

Мои постоянные читатели знают, что я по окончанию Хабаровского медицинского института был распределен, как еще почти полсотни моих сокурсников,  служить в военно-морской флот. Это случилось в 1971 году, в нашем ХГМИ была в те годы военно-морская военная кафедра.  Моя служба течение 3-х лет проходила на подводной лодке 19-й бригады Тихоокеанского флота. Поэтому больше всего о флоте я знаю о службе на подводных лодках.

Сам я служил на дизель-электрической подводной лодке, где условия службы были далеко от тех, которые есть сейчас на атомных субмаринах. Но еще суровее они были на подводных лодках времен Первой и Второй мировых войн.  Поэтому к здоровью будущих подводников подходили очень строго.

Вот по каким критериям отбирались в подпалав во времена существования российского  императорского военно-морского флота.

"Каждый человек, выбранный на службу на подводных лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело" - такие требования предъявлял к направляемым в Учебный отряд подводного плавания первый русский подводник,ставший контр-адмиралом, Эдуард Николаевич Щенснович.

Уже в 1907 году вышли руководящие документы по отбору личного состава, в том числе и по состоянию их здоровья. Особые требования предъявлялись к офицерам. Они должны были полностью знать устройство лодки, уметь обслуживать все механизмы, уметь управлять электрическими станциями гребных электродвигателей, двигателями внутреннего сгорания, рулями, клапанами балластных цистерн.

Но не только это. Вот выдержки из характеристик подчинённых офицеров, написанных начальником дивизиона подводных лодок Черноморского флота в 1911 году Александром Оттовичем Гаддом:
- "Дела по хозяйственной части корабля вести не любит, но умеет".
- "Как подчинённый хорош, но требует постоянного строго обращения".
- " С начальством держит себя несколько развязно, с сослуживцами немного заносчив, отношение к нижним чинам - строг и часто несправедлив".
- "Здоров, но очень нервен, настроение его очень переменчиво, вспыльчив и не всегда собой владеет".
- "Очень развит, с хитрецой, хладнокровия маловато, горяч. Как строевой офицер хороший - всегда на месте. Может держать команду в руках".
-"К нижним чинам относится свысока, с некоторым пренебрежением; занимается рукоприкладством (за что был дважды наказуем в приказах), поэтому недолюбливаем. Для службы вполне пригоден. Для должности старшего офицера благодаря такой тактике не готов".

В "Положении о прохождении службы в Подводном плавании" указывалось: "Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с неё". Так что приведённые отрывки из характеристик - не пустое марание бумаги. Быть списанным по такой причине считалось позорным.

На заставке мотористы в своём отсеке

В подводники дозволялось брать исключительно добровольцев. Матросов привлекали увеличенное денежное содержание, как у специалистов кораблей 1 ранга и возможность ускоренного производства в унтер-офицеры. Немаловажно было и качество питания. О червях в мясе тут речи быть не могло. Ещё в 1905 году в паёк входило сгущённое молоко, сухофрукты, мясные и рыбные консервы.
Высокие требования предъявлялись к санитарии и поддержанию здоровья. Поддерживалась образцовая чистота, хранение грязной одежды и мусора запрещалось. О курении и речи не шло, перед выходом в море и после возвращения экипаж непременно посещал баню.

Особое внимание к подводникам уделялось и со стороны императора. Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К.Беклемишева :
В 1909 году им был проведён смотр подводникам-черноморцам и объявлено "высочайшее благоволение" офицерам и "царское спасибо" с денежным вознаграждением нижним чинам. Смотр повторился в 1911 году, потом в 1913, царь изъявил монаршее благоволение начальнику дивизиона и командирам лодок "Карась", "Карп", "Судак" и "Лосось" за блестящее состояние судов, порядок на них, бодрый и молодцеватый вид команд".

Как выглядел подбор в подводники в наше время, я испытал на себе, а о службе на советских лодках написано вполне достаточно мемуаров, художественных произведений, а также комментариев.  Сказать, что с этим вопросом у нас в советское время было вполне благополучно, не могу. Мне как-то пришлось списать на берег пришедшего из учебного отряда матроса, у которого не было во рту 11(!??) зубов. Он шутил: «У других мясо во рту застревает между зубами, а в меня компот», имея в виду сухофрукты. По приказу к службе в подплаве не допускались люди с отсутствием 5 зубов.  Выявлялись и другие состояния, по которым служба на подводной лодке была противопоказана.

Во время моей службы вышел другой приказ министра обороны, ужесточающий требования к здоровью подводников. Раньше я со своим зрением на правый глаз 0,2 и на левый глаз 0,1 и с диоптриями очков 2 и 3  был годен к службе в подплаве, то по новому приказу только к службе на берегу.

А вот что касается денежного довольствия, то к должностному окладу и доплате за звание полагалось 30% «морских» и 20% за службу на подводных лодках, которые назывались  у моряков «гробовыми».  И еще одна привилегия была у подводников Тихоокеанского флота. Всему личному составу флота  денежное довольствие выплачивалось 14 числа, а подводникам на день раньше — 13.  И в этот день в ресторанах Владивостока и других военно-морских баз гуляли только подводники, потому что у любого уважающего себя офицера  ВМФ денег за сутки до получки уже не было.


Рецензии