Штрихи к портрету

В начале 1990-х годов начинающее дубненское телевидение загорелось идеей сделать репортаж о жителях исторически первого микрорайона институтской Дубны. Походили, посмотрели, выбрали двухэтажный коттедж в готическом стиле. Навстречу интервьюерам с крылечка спускается хозяин, продолжает говорить по мобильнику:

 - Лёлик, я тебе перезвоню, ко мне пришли.    

- Что-то мне ваше лицо знакомо, - вступает в диалог молодой телевизионщик. - Вы где работаете?  

  - В Институте.    

- Да-а? А мы думали, здесь новые русские живут! И кем?    

- Директором.   

 Немая сцена, как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, а Антон Павлович Чехов добавил бы, что все были приятно ошеломлены.    

Так дубненское телевидение познакомилось с Владимиром Георгиевичем Кадышевским. А я познакомился с ним в феврале-марте 1971 года; у нас незадолго до этого прошло распределения по кафедрам, и в начале 6-го семестра к нам на физфак пришли три молодых лектора из Дубны: Кадышевский, Матвеев и Филиппов. Кадышевский читал теорию групп, Матвеев - теорию рассеяния, что читал Филиппов, не помню.

Кадышевский покорил всех сразу. Хотя слово "читал" в данном случае - это неточно. Он размышлял, приглашая нас к своим размышлениям. Может быть, отчасти и изображал, но делал это талантливо. Артистическое начало в нём было.   

 Это напоминало беседы о науке. Кадышевский приобщал нас к романтике научного познания. Говорил, тщательно подбирая слова, как будто пробуя их на вкус; стараясь выразиться предельно лаконично и, я бы сказал, прецизионно точно.   

 Дистанция между нами, конечно, была. Но беседовал он с нами не как ментор со школярами, а как потенциально со своими будущими коллегами, и это подкупало. После летних каникул он пришёл с бородой, и первое, что он сказал, было: "Не знаю как вы меня, а я вас узнаю!"   

Один раз  он опоздал. Это случилось 12 апреля 1971 года. Ненамного, мы ещё не разошлись. Вошёл, извинился, сказал: "Умер Игорь Евгеньевич Тамм. Слышали про такого? Прошу почтить его память минутой молчания". Мы встали, помолчали, после чего Кадышевский произнёс обязательную в таких случаях дежурную фразу: "Прошу садиться" - и всё занятие говорил о Тамме.    

В 1995 году в журнале "Природа", в 7-м номере, полностью посвящённом 100-летию со дня рождения Игоря Евгеньевича, были опубликованы его воспоминания, которые он назвал "Что бы вы хотели спросить у академика Тамма?" - взяв это с объявления, которое увидел в общежитии МГУ весной 1958 года. В опубликованных воспоминаниях есть почти всё, о чём Владимир Георгиевич рассказывал нам тогда, но кое-что не вошло. Мне запомнилась его фраза: "У меня, как у всякого четверокурсника, была уже своя теория элементарных частиц..." Ну да, подумал я, как же, как всякого!    

Так что что спросить у академика Тамма ему было что, но свой вопрос он так и не задал, не решился, а вот поговорить с академиком в тот вечер переходящий в ночь, ему удалось. Они ехали по ночной Москве, и четверокурсник Кадышевский рассказывал, а академик Тамм слушал, время от времени задавал вопросы, уточнял, поправлял, указывал на слабые места, а когда такси остановилось у его дома, неожиданно предложил: 'А давайте прогуляемся ещё полчаса!' И они ходили вокруг его дома и разговаривали о науке, и вспоминая об этом через много лет, Владимир Георгиевич сказал, что ему самому теперь трудно в это поверить, но это было, было!    

Случай ли определил дальнейшую судьбу Владимира Георгиевича, или сама судьба послала ему этот случай, но именно в тот вечер, переходящий в ночь, Кадышевский услышал о квантованном пространстве-времени Х. Снайдера - красивой теории, которая, как сказал Игорь Евгеньевич, "почему-то не пошла". Зерно упало на благодатную почву...    

Они снова встретились через три года на семинаре Тамма; выпускник физфака МГУ Владимир Кадышевский делал свой доклад. Игорь Евгеньевич был приятно удивлён тем, что теория Снайдера получила развитие. И после семинара спросил: "Можно я буду работать вместе с вами?" Кадышевский мог бы сказать: "Не знаю, как вы, но я вас узнаю!" Он, конечно, так не сказал. А Игорь Евгеньевич, конечно, не узнал бывшего четверокурсника - ведь перед ним стоял по сути дела уже состоявшийся учёный. Когда тот напомнил ему о полуночном такси и прогулке по ночной Москве, Тамм воскликнул: "Так это были вы?!"    

И они стали работать вместе. Со временем теория раздробилась на множество вариантов, и каждый выбрал свой. Достигнув возраста, в котором человек начинает подводить промежуточные итоги, Кадышевский назвал своими учителями Ландау, Тамма и Боголюбова. Он не сделал акцента ни на одном из них, но ближе всего ему, конечно, был Тамм. Они оба были романтиками в науке. Кадышевский бывал у Тамма дома, они обсуждали новости, обменивались идеями и результатами, потом играли в шахматы. В последние годы Игорь Евгеньевич был прикован к дыхательной машине, и Владимир Георгиевич - это не вошло в канон, но нам он рассказывал, как однажды заметил, что больше не проигрывает Игорю Евгеньевичу в шахматы, хотя играет на прежнем уровне, ничуть не лучше...    

И ещё штрих к портрету. Не один Тамм смотрел на своего молодого коллегу как на восходящую звезду советской теорфизики. 2 декабря 1965 года директор ЛТФ Д. И. Блохинцев записал в дневнике: "Сегодня у меня был В. Г. Кадышевский - молодой учёный со светлыми глазами, чистым, правильным лицом и ясным умом. Такими бывают гении..."    

 Начало: Забытая мелодия для скрипки http://proza.ru/2015/07/24/1522


Рецензии
Здравствуйте, Александр Александрович!

Прочитал с большим интересом. Спасибо!

А мой преподаватель физики после пятиминутной беседы со мной за два дня состарился и стал инвалидом. А я всего-то "толкнул" ему своё видение вечного водородоподобного атома и за пять минут на атомном уровне объяснил всю электротехнику (доктор наук, профессор Попов был автором лучшей в те годы "Электротехники" для нетехнических вузов). Не повезло мне... и ему - тоже.

С большим уважением и наилучшими пожеланиями,
Виктор.

Виктор Бабинцев   22.12.2022 15:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Спасибо за отклик. А где состоялась эта судьбоносная беседа с Виктором Степановичем? Неужели на экзамене?

Александр Расторгуев   22.12.2022 15:55   Заявить о нарушении
Попов Виктор Степанович? Увы, имени-отчества не помню. А история тут довольно занятная. При поступлении в Кировский сельхоз на факультет охотоведения сорвал письменный по физике (решил задачи повышенной сложности для всех вариантов и дал списать, и запланированного отсека не получилось). Меня, конечно, вычислили... и стали агитировать учиться очно (декан очного факультета сам был физиком). Экзамен за курс физики, как потом оказалось, сдал с первого захода только я. Сдавал не Попову. И вот как-то сижу на лекции, прибегает секретарша и зовет меня в деканат. Прихожу. А там весь красный профессор Попов, перепуганный заочник Кульбашный и злой декан Дубинкин. Оказывается, этот Кульбашный пришел к Попову на пересдачу с бутылкой коньяка, палкой колбасы и коробкой дорогих конфеток. Мол, это вам за экзамен. Ну, Попов его за шиворот и в деканат. Там давай его пытать - кто посоветовал. Он и указал на меня. А ведь и в самом деле как-то стоим, курим с ребятами и подходит этот самый Кульбашный с совершенно глупым ко мне вопросом: мол, как ты физику сдал? А у меня, между прочим, еще в седьмом классе грамота была от ректора МГУ за отличные ответы телевизионной олимпиады и приглашение на собеседование. Ну я Кульбашному и сказал про коньяк и конфеты. Все только посмеялись да и забыли. А тут, в деканате, я признался... и сам же наехал на Дубинкина: мол, принимаете разных идиотов... И сам же предложил выход: дескать, как пишу сейчас на лекцию, да как расскажу сейчас всю эту историю - то-то смеху будет.

Получилось так, что с Поповым мы вышли из деканата вместе. И тут он меня спрашивает: "Что-то я не припомню - как вы сдали экзамен?". А я ему и в самом деле не сдавал. А дело было так. Мы пришли на экзамен, но к нам вышел не Попов, а какой-то преподаватель. Он сказал, что у Попова заболела мама и он срочно выехал к ней; мол, кто чувствует себя очень уверенно, может сдать экзамен и ему. Это я и рассказал Попову. И он вспомнил, что года три назад так оно и было... и что сдал экзамен один студент, хотя он просил того преподавателя никому оценку не ставить. И тут меня дернуло сказать ему: мол, я и сейчас могу сдать Вам экзамен, причём легко. Он, конечно, удивился и заинтересовался. Ну мы и присели с ним на подоконник - прямо тут же, в коридоре. Он слушал молча, всё больше словно уходя в себя. А потом сказал: "Дайте зачётку, я поставлю вам "хорошо". И тут я нагло возмутился: мол, почему хорошо-то, а не "отлично"?! И он мне объяснил: мол, Вы мне объяснили уже известное, но ничего не доказали. Как Вы собираетесь это доказывать? А я говорю: мол, объяснил я всю электротехники очень просто; дескать, вот простотой и буду доказывать. И тут он мне сказал то, что я не сразу и понял: мол, если у Вас есть своя физика, то к ней должен быть и новый оригинальный практикум. Но всё же согласился со мной и снова попросил зачётку, чтобы поставить "отлично".

Прошло, два дня. Мы стояли с ребятами в коридоре у стенда с расписанием лекций. Вдруг кто-то прохлопал меня по плечу. Я обернулся. Это был профессор Попов. Я его узнал, конечно, но это был дряхлый старик. А он пожал мне руку и сказав "Вы правы; вы, скорее всего правы" повернулся и пошёл.

Вот такая история. Больше я его не видел. Пройдёт, наверное, лет десять и я начну нарабатывать новый практикум для новой физики.

Напикивал с телефона. Извините, если что.

Виктор Бабинцев   22.12.2022 16:54   Заявить о нарушении
Ещё. Сам разговор с Поповым был в январе 1985 года.

Виктор Бабинцев   22.12.2022 17:00   Заявить о нарушении
Шикарная история.

Александр Расторгуев   22.12.2022 17:11   Заявить о нарушении