Сочинения по роману Булгакова Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита»

Свита Воланда.

После прочтения романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова начинаешь всерьёз верить в существование нечистой силы, но честному, правдивому и доброму человеку нечего бояться этой нечисти, потому что силы тьмы в романе на стороне справедливости и правды, а все кто были черны душой, получили по заслугам.
Произведение просто кишит различными мистическими и фантастическими происшествиями, виновником которых является Воланд со своей свитой. Они могли с лёгкостью лишить человека головы, например как Берлиоза с Жоржем Бенгальским. Степу Лиходеева чудом телепортировали из столицы в Ялту, а кто-то вообще просто исчезал, познакомившись с этой шайкой. Благодаря похождениям этой компашки многие сошли с ума и отправились в психушку. А какое представление они показали в театре Варьете, после которого по улицам города бегали голые женщины. Их чудесные фокусы с превращением рублей в иностранную валюту тоже заставляют нас улыбнуться. Мало кто верил, что причиной этих необъяснимых беспорядков является сам сатана, а это было действительно так, ведь он поселился со своими помощниками в обычной московской квартире. Конечно, не сразу поверишь, что дьявол «по виду-лет сорока с лишним», причём у него «рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». Такая внешность мало подходит под описание сатаны, вот люди и думают, что Воланд - это просто иностранец. Рядом с ним почти всегда можно увидеть большого, толстого, чёрного кота. Его зовут Бегемот, он умеет разговаривать, ходить на задних лапах и очень любит вкусно поесть. Неразлучным другом Бегемота был Фагот - Коровьев, на носу которого всегда находилось пенсне с одним треснувшим стеклом, второго же стёклышка не было вообще в оправе. Он носил клетчатый пиджак и жокейскую шапочку. Немало дел натворила эта парочка в Москве. Поджег «Дома Грибоедова» - это дело их рук. Странноватый вид имел и четвёртый представитель нечисти - Азазелло. «Маленький, прихрамывающий, обтянутый чёрным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с жёлтым клыком, с бельмом на левом глазу», - таким описывает автор этого героя. Воланд посылает его на более ответственные задания, например, передать Маргарите волшебный крем и приглашение на бал. Есть в свите дьявола и девушка, ее зовут Гелла, перед нами она появляется в обнажённом виде с белой наколкой на голове и багровым шрамом на шее. «На ногах, впрочем, были золотые туфельки». Эта служанка сатаны стала Маргарите верной подругой и помощницей. Свита Воланда перетрясла всех критиков и литераторов Москвы за то, что они не пропускали в печать произведения по-настоящему талантливых людей, таких как Мастер. Не сложно догадаться, что и сам Михаил Афанасьевич Булгаков столкнулся с этой стеной цензурного хамства и невежества. Его фантазия разгулялась в романе, и мы ясно увидели, что бы он сделал с такими как Латунский, Лаврович, Берлиоз, Ариман и Лапшенникова.
Нам полюбились Воланд, Бегемот, Фагот - Коровьев, Азазелло и Гелла, хоть эти необычные персонажи и являются силами тьмы, но мы всё равно на их стороне, потому что они наградили Мастера за его талант бессмертием, свободой и вечным покоем, где он будет жить со своей верной, любимой Маргаритой.

Свита дьявола.

Все ужасы и мистику «Мастера и Маргариты» Михаил Афанасьевич Булгаков немного присыпал лёгким комизмом. Особенно это заметно во внешности и поступках гостей из потустороннего мира, решивших наказать весь союз литераторов города Москвы за их лживость и скудоумие.
Первыми с этой компанией познакомились Миша Берлиоз и Иван Бездомный, после чего молодой поэт оказался в психушке, а Михаил Александрович и вовсе лишился головы. Встреча произошла на Патриарших прудах, где Воланд просил их обоих поверить в существование Бога и дьявола, рассказав им, правдивую историю о Понтии Пилате. Но эти люди приняли его за иностранного шпиона, потому что внешность у него была довольно подозрительной. Высокий брюнет, гладко выбрит, одет в дорогой костюм, вот только  «рот какой-то кривой»,в котором «с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые»»"Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». Не поверив таинственному незнакомцу, Берлиоз с Бездомным сильно поплатились. Дальше в романе появляются и другие представители нечистой силы. Фагот - Коровьев, так называемый переводчик Воланда, никогда не расставался со своим смешным, треснувшим пенсне, был очень худ и носил клетчатый пиджак. Немало удивления испытываешь при знакомстве с Бегемотом. Это огромный, чёрный, а самое главное говорящий кот. Эти друзья вместе спалили «Дом Грибоедова» и поставили на уши всю Москву. Позже появляется Азазелло, это он ударил господина Поплавского курицей по голове и одним только своим видом мог довести человека до истерической паники. «Маленький, прихрамывающий, обтянутый чёрным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с жёлтым клыком, с бельмом на левом глазу». Но Маргарита не испугалась такого страшилу и с радостью приняла от него приглашение на бал к Воланду. Почётное место в свите дьявола занимает Гелла.  «Девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове». «Дефектом в её внешности можно было считать багровый шрам на шее», а  ножки украшали «золотые туфельки». Вся эта чудная компания появилась в Москве не случайно, кому-то надо было разворошить этот гадюжник под названием МАССОЛИТ, где расплодились одни доносчики, взяточники, трусы и вообще люди недалёкого ума, которые запрещали печатать историческую правду. Мастер не мог писать под чью-то диктовку и создал свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га - Ноцри. После многократных попыток опубликовать своё произведение он отчаивается и сдается, а затем попадает в психиатрическую больницу. Но он там чувствует себя легко и свободно, потому что здесь можно говорить то, о чём думаешь на самом деле. Вскоре его оттуда вызволяют силы тьмы, Мастер снова вместе со своей Маргаритой. Они мечтают, как будут счастливо жить в своём уютном подвальчике, реальность же рисовала совсем другое. Им всё равно бы не дали жить спокойно в этом мире при этой власти. На помощь снова приходит Воланд со своей свитой, он дарит им вечность, где в полной тишине они будут наслаждаться любовью друг к другу и пересказывать самые интересные места из романа.
Совсем пропадает улыбка с лица читателя, когда вся свита, возвращает себе истинный облик. Внезапно со страниц романа повеяло чем-то холодным и страшным, но в то же время очень манящим и загадочным. Только настоящий мастер, как Михаил Афанасьевич Булгаков мог добиться такого эффекта.

О любви в романе.

Уже из названия романа «Мастер и Маргарита» можно понять, что эта книга о любви. Двое влюблённых противостоят настоящей орде неверующих безумцев. Главные герои вместе отстаивают истину, которой они так хотели поделиться с миром.
О первой встрече главных героев мы узнаём из уст Мастера в палате Ивана Бездомного. Из его рассказа становится ясно, что это была любовь с первого взгляда. Двое одиноких людей разглядели друг друга в огромной толпе. Словно маяк, Маргарита несла небольшой букетик мимоз, сжимая цветы у себя в руках. Страх потерять эту незнакомку потянул Мастера вслед за ней. А когда их глаза встретились, то он «вдруг, и совершенно неожиданно, понял», что «всю жизнь любил именно эту женщину». Все, что было до этой встречи, уже не имело никакого значения. Бывшая женитьба Мастера и прежнее замужество Маргариты теперь стали не важны. Эти события прошлого казались просто глупыми недоразумениями и не помешали им тайно встречаться. Вечерами, под треск дров в печке, от которой исходило ласковое тепло, они вспоминали свою первую встречу и спорили о любви. Мастер сравнивал это чувство с убийцей, внезапно выскочившего из - под земли и убившего обоих сразу наповал, а Маргарита говорила, «что это не так, что любили мы конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга». Уютный подвальчик влюблённых наполнялся запахом печёной картошки, благодаря мастерству автора этот аромат может почувствовать даже читатель. Также нас завораживает долгое, томительное ожидание Мастера, с раннего утра подстерегавшего свою подругу жизни. Он прислушивался к каждому стуку калитки во дворе и очень огорчался, если это была не Маргарита. Не только любовь связала этих двух человек, роман Мастера о Понтии Пилате стал для Маргариты настоящей библией. Она с жадностью перечитывала творение своего возлюбленного и в знак признания его гениальности связала ему шапочку с буквой «М». Тихое счастье влюблённых внезапно потревожил ужас реальной жизни. Пытаясь донести своё произведение до читателя, Мастер столкнулся с чудовищным хамством и беспределом, на него вылилось целое море грязной клеветы, обмана и критики. Так, в первые годы строительства социализма, отучали думать талантливых и одарённых людей. Заряд надежды, который каждый день дарила Маргарита Мастеру, постепенно угасал и, в конце - концов, он сжигает свой роман. Но этого новой власти оказалось мало. Чтобы окончательно вытравить «пилатчину» из головы Мастера, к нему подсылают шпионов и доносчиков, а затем и вовсе похищают неизвестно куда. Не трудно догадаться каким пыткам подвергся главный герой, его просто вынудили поселиться в психиатрической лечебнице. А Маргарита всё это время была в отчаянии от неизвестности, наверное, они бы так и не увиделись, если бы не помощь тёмных сил. За необычную услугу, которую Маргарита оказала Воланду на балу, он возвращает ей Мастера. Больше никто не в силах их разлучить, даже смерть не помешала им быть вместе. За верность и преданность друг другу сатана дарит им вечный покой.
Пусть эта сказочная история любви Михаила Булгакова и является выдумкой, но в ней есть одно драгоценное правило и напутствие для всех влюблённых, - «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

Магия безграничной любви.

«Мастер и Маргарита» Булгакова читается очень легко и свободно, Михаил Афанасьевич всё быстрее и быстрее увлекает нас к развязке романа, но когда мы закрываем книгу, то понимаем, что всё-таки чего-то недопоняли из сказанного автором и надо бы в этом разобраться поподробнее.
Роман отображает пороки и недостатки не только новой власти, но и общества, которое успело к ней приспособиться. Булгаков пишет о том тяжёлом времени для нашей страны, где правда выдавалась за ложь, а безверие грязным осадком плотно оседало в  умах миллионов людей. Но прежде всего это роман о любви. Золотые слова Воланда подтверждают это: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Мастер и Маргарита остались верны друг другу несмотря ни на что. Их любовь не сломили гадкие унижения и мерзкая клевета. Даже мучительная разлука с глубоким отчаянием и разочарованием не смогли задушить любовь Мастера и Маргариты. В своих мыслях они всегда были вместе и этому помешать никто не мог. Не только эту красивую историю любви рассказал нам Булгаков, есть в романе и другая любовь, намного ценнее и выше крепких взаимных чувств мужчины и женщины - это безграничная любовь к людям, проповедником которой был Иешуа Га - Ноцри. Даже своего палача он называет «добрый человек», для этого бродяги «злых людей нет на свете». «Как же это возможно?» - удивляемся мы вместе с прокуратором Иудеи. Но если глубже вдуматься в слова Иешуа, то мы поймём их великий смысл, ведь если бы все люди стали как он, то зло на земле просто перестало бы существовать. А значит, не нужны будут армии, оружие и власть. Станет незачем от кого-либо обороняться или хуже того, нападать на кого-то. Исчезнут границы между государствами, все люди будут любить друг друга как братья и сестры. Наверное, такие мысли мелькнули у Понтия Пилата в голове, глядя на чудного оборванца перед собой. Прокуратор знал, что этот человек намного свободнее его самого, а «власть императора Тиверия» показалась ему просто ничтожной, по сравнению с тем, что он увидел в глазах арестованного. За смелость, прямоту, доброту и честность он полюбил Га - Ноцри, но его трусость не смогла побороть страх перед смертью и он казнит Иешуа. Лёгкие попытки исправить свою ужасную ошибку ничего не дали, в результате чего Понтий Пилат обречен, мучатся вечно. Но каждый, кто прочитал роман, прощает прокуратора, вместе с автором и главными героями мы отпускаем его на свободу, где они вместе с Иешуа будут гулять по «лунной дороге» и тихо беседовать о царстве любви, истины и вечного счастья
После прочтения «Мастера и Маргариты» приходит такое чувство, как будто ты сделал очень доброе дело. Наверное, это от того, что мы смогли простить даже такого жестокого человека как Понтий Пилат. Мало того, автор заставил нас полюбить прокуратора! Теперь хочется любить и прощать всех своих врагов, после чего понимаешь, что их вовсе и не существует, а есть одни «добрые люди» как и я сам. Вот она, магия безграничной любви!

Всякая власть является насилием над людьми.

Под некоторыми словами и фразами «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова иногда проглядывает совсем другой текст, лишь только слегка выползающий наружу. В своём сочинении мне бы хотелось поделиться тем, что я увидел и прочитал под завесой автора.
Никто не успел опомниться, как великое зло проникло в нашу страну и стало переделывать на свой лад не только прежний уклад жизни, но ещё и пыталось попасть в умы людей. Социалистическая власть насильно установила тотальный контроль и всеобщую уравниловку везде и повсюду. Люди должны были быть похожи как внешне, так и внутренне. Многие смирились и приспособились так жить. Все это оказало огромное влияние на культуру и искусство нашей родины. В литературе стало модно и выгодно прославлять политику власти, которая считала, что такой политический строй является верхом совершенства. С этой гигантской железной машиной решил побороться Михаил Булгаков, он ударил по ней своим талантом, фантазией и юмором. Во всех его произведениях, а особенно в романе «Мастер и Маргарита» он пишет, что каждый человек уникален, и вправе сказать то, о чём думает на самом деле. Устами своего героя Иешуа Га - Ноцри Булгаков говорит всем нам: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Такие мысли всячески пресекались как во времена Понтия Пилата, так и во время коммунистического режима. Человеку не хватало смелости высказать своё мнение вслух, за это всех наказывали физической расправой. Но Иешуа не беспокоится за своё тело, потому что для него оно всего лишь оболочка, где спрятана настоящая сущность человека. Он смело говорит Пилату, что трусость является «одним из самых страшных пороков». Прокуратор испугался расправы над собой и казнил Га - Ноцри, хотя его совесть говорила обратное. Историческая правда в романе Мастера также напугала весь литературный мир города Москвы, вследствие чего он подвергся жестокой травле и оказался изолированным от общества в психиатрической больнице. Как и свои герои, Булгаков тоже хлебнул немало горя в борьбе за истину. Его старания оказались ненапрасными, своим творчеством он расшатал каждый винтик этой бездушной железной машины, которая, в конце - концов, с грохотом развалилась.
Замаскированная усталость автора передаётся нам при чтении романа, мы чувствуем, что силы отстаивать свои творения у Михаила Афанасьевича иссякают. Как и Мастер, Булгаков хочет теперь только покоя. Они оба выжали себя до конца, исполнив главный долг человека, как можно больше принести в этот мир света и добра, а это и есть наше истинное предназначение.

Что вдохновило автора создать «Мастера и Маргариту»?

Для настоящего гения и творца как Михаил Булгаков то время, в котором он жил и работал, было, сущим адом. Новая, бестолковая власть пыталась исказить истинное предназначение человека. В борьбе за правду великий писатель создаёт свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита».
Уже с первых строк произведения становится ясно, какие люди тогда руководили литературой и журналистикой страны. Это далеко невыдающиеся писатели, а обычные проходимцы и карьеристы, которым должны подчиняться по-настоящему оригинальные и талантливые мастера слова, такие как Мастер. Под маской главного героя можно разглядеть лицо самого автора. Легко догадаться, с чем им обоим придётся столкнуться, защищая своё уникальное творчество в стране с тоталитарным режимом. Новая власть поручила «Берлиозам» воспитать молодое поколение, научить их как правильно писать и о чём думать. Роман Мастера вызвал настоящий переполох в верхушке редакторов Москвы. Такое произведение, где говорится про Понтия Пилата и есть слова: «Что всякая власть является насилием над людьми», - было просто обречено на гибель в то время. Струсили потерять своё место не только бездарные литераторы, но и сам Понтий Пилат испытывает страх в романе. Его пугает смелость бродяги Иешуа, проповеди и речи которого могли пошатнуть великую «власть императора Тиверия». Прокуратор решает казнить Га - Ноцри, хотя понимает, что сам он не прав. Допустив страшную ошибку, Понтий Пилат обрекает себя на вечные муки. Так автор пытается сказать нам о том, что надо жить и совершать поступки только прислушиваясь к своему сердцу, ведь там находится истина, которая не желает тебе зла. Очень оригинально Булгаков наказывает всех лживых и неверующих людей, выпустив из своего воображения дьявола со свитой прогуляться по улицам города. При встрече с этой компанией из потустороннего мира каждый грешник получал по заслугам, а таких набралась большая часть Москвы. Таким необычным образом Михаил Афанасьевич заставил общество поглядеть на себя со стороны, но никто не хотел смотреть на свои пороки и недостатки. Вернее будет сказать, что многие всё понимали, но боялись выделиться из общей массы. Мужеством высказать своё мнение обладали только единицы, так как власть запугала свой народ. В литературе, музыке, кино и театрах шла пропаганда Социализма, мысли людей направляли в одно русло, а непокорных подвергали жестокой травле. Одним из таких изгоев оказался Булгаков, он только раздражал своим творчеством современное общество, то есть тех, кто уже успел приспособиться к новой власти. Пытаясь проповедовать истину, как Мастер и Иешуа, Михаил Афанасьевич просто выбился из сил. Сколько бы ещё замечательных произведений могло выйти из - под его пера. Нападки критиков и мерзкая клевета журналистов привели к смерти Булгакова, но своим уникальным творчеством великий писатель проложил себе путь к бессмертию, а его имя запомнила вечность.
Если посмотреть на те тяжёлые испытания, посланные судьбой Михаилу Афанасьевичу, совсем с другой стороны, то можно увидеть не только плохое. Ведь благодаря им он создал «Мастера и Маргариту». Жизнь может часто выдавать зло за добро и наоборот, поэтому не надо ненавидеть те жестокие перемены в стране, потому что «всё, что не делается, - к лучшему!»

Секрет оригинальности «Мастера и Маргариты».

Создав своего духовного двойника вместе с остальными действующими лицами и вдохнув в них жизнь, Булгаков сотворил нечто необыкновенное. «Мастер и Маргарита» - это роман в романе. Очень интересно читать о проделках Воланда со свитой, но ещё более разжигают интерес те главы, где речь идёт о Понтии Пилате.
Имя пятого прокуратора Иудеи всегда упоминается рядом с именем Христа. Все человечество знает их уже более двух тысяч лет. Но ведь бессмертие тоже может быть разным. Если Иисуса мы всегда вспоминаем добрым словом, то наши мысли о его палаче не так уж и добры. Чтобы во всём разобраться автор забрасывает нас в далёкую древность, где каждая деталь и предмет становятся в нашем воображении как настоящие, все это свидетельство долгой, кропотливой работы самого Булгакова. Мы оказываемся во дворце прокуратора и становимся очевидцами уж больно знакомой сцены, только вот вместо Иисуса перед Понтием Пилатом стоит Иешуа Га - Ноцри. Вспомним, как грозный Игемон делал знаки арестанту, чтобы тот солгал и сохранил себе жизнь, но Иешуа не сделал этого. Прокуратор почувствовал, какая огромная сила духа у этого человека, наверняка ему захотелось всё бросить и стать его учеником как Левий Матвей. Но страх расправы за измену власти не отпускал Пилата, и он был вынужден казнить этого «доброго человека». Как только роспись прокуратора появилась в смертном приговоре Иешуа, так сразу его имя появилось в вечности. Теперь он «более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу». Сцена мучительной смерти Га - Ноцри заставляет вздрогнуть каждого читателя, ну а дальше всем известно, что было. Конечно, поступок Пилата ужасен, но ведь если бы не он, тогда бы мало кто узнал и про Иисуса. В тот день мировая история познакомилась с новой религией-христианством, повернувшей человечество в сторону созидания. Она до сих пор верно служит миллиардам людей на земле, где каждый верующий человек, читая молитву, вспоминает имена Иисуса и Понтия Пилата. Булгаков сделал одну очень оригинальную вещь, одним из персонажей «Мастера и Маргариты» становимся мы сами, автор не отпускает нас без прощения, посланного прокуратору, говорит, что роман «к сожалению, не окончен». Наша жизнь, как и роман, никогда не будет полной без прощения, ведь оно является основой христианства. Большинство из нас уже испытало это необыкновенное чувство легкости, когда мы от чистого сердца прощали самых ненавистных нам людей. Булгаков ещё раз помог нам испытать его и напомнил, что неограниченное прощение-это ключ от земных оков.
Отпуская и благословляя жестокого прокуратора Иудеи, мы смотрим ему вслед, провожая взглядом. «В белом плаще с кровавым подбоем» он идёт по «лунной дороге» к сверкающему, «необъятному городу», где его давно уже ждёт Иешуа Га - Ноцри.

Причины создания «Мастера и Маргариты».

Не секрет, что события далёкого прошлого определяют исход всего в будущем. А для того чтобы не жалеть в будущем о прошлом надо делать что-то хорошее в настоящем. Булгаков предостерегает новую, самоуверенную власть от катастрофы, после её безумных, бездарных действий и создаёт свой бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Но прочитав творение мастера, правительство только посмеялось над Михаилом Афанасьевичем и назвало его «богомазом», потому что в стране уже вовсю насильно распространилась другая «религия» - Социализм, основанная на безверии.
Не могла же та бездушная власть резко возникнуть из ниоткуда, ясно ведь каждому, что причиной возникновения таких дурных мыслей является человек. Возможно мы, школьники, ещё не доросли до того, чтобы узнать тех, кто скрывался за причудливой внешностью слуг дьявола. Но чувствуется, что это какие-то знаменитые люди, взбаламутившие умы всего человечества, а расплатой за их безумие стало вечное служение сатане. Шайка людей, одухотворенная этим новомодным учением решила сделать грандиозный эксперимент над  людьми  огромной страны, но в итоге время само посмеялось над этими новаторами. Булгаков предупреждал об этом ещё в самом начале царствования коммунизма. В романе «Мастер и Маргарита» великий автор говорит, что любая власть всегда будет бояться своей гибели, поэтому она вынуждена бороться с непокорными. Перед глазами читателя возникают две очень похожие картины. Одна из далёкого прошлого, где правила жестокая «власть императора Тиверия», а другая реального времени, в котором жил сам писатель. И там, и там мы увидели извращённые способы борьбы власти с истиной. С помощью страха правду пытались выполоть из человеческих умов, но она снова прорастала. Вспомним, как удивлялась и разочаровывалась толпа, глядя на бесстрашные лица первых христиан, приговоренных к смертной казни. Их сжигали заживо, приколачивали к крестам, хищные звери драли их тела на части в стенах Колизеев. Но, несмотря на все, глаза мучеников светились верой в единого Бога. Распространение этой религии не смогли остановить чудовищные пытки и издевательства. Не таким смелым выглядит Мастер, настроение Булгакова передаётся нам через его главного героя и мы чувствуем страх и отчаяние автора. Его шокируют люди, допустившие насилие над собой. Неужели социалистическая идеология настолько сильна, что вера в Бога пошатнулась в человеке? Он пытается всё исправить и сам становится мессией. В «Мастере и Маргарите» Михаил Афанасьевич говорит читателю, что люди потеряли голову и им за это ещё воздастся.
Переплетая древность со своим временем, автор не забывает и про будущее, где находимся все мы. Сквозь время слышен голос писателя, зовущий на борьбу с самим собой. Действительно «верно, что трусость - самый тяжкий порок», полностью преодолев который встаёшь на дорогу, ведущую к бессмертию. Это будет первый, самый трудный шаг на этом пути, а вторым, станет бесконечное прощение всех людей, после чего мы перешагнём в совсем другую реальность, наполненную светом и безграничной любовью ко всему. Вот такие подсказки оставил нам сын церковного профессора истории Михаил Афанасьевич Булгаков, следуя которым при жизни, можно попасть в вечность после смерти.

Образ Маргариты.

Увлёкшись похождениями Воланда со свитой, мы немного подзабыли о главной героине произведения. Маргарита появляется перед нами далеко не в начале романа, но зато потом автор поместил её в самую гущу событий. А первое впечатление об этой девушке нам помог создать её возлюбленный, находившийся благодаря своему историческому роману о Понтии Пилате в психиатрической больнице.
Из рассказа Мастера мы узнаем, что он единственный разглядел в Маргарите «необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах». Но ведь у неё же был муж, который любил и обожал ее, а жили они на верхнем этаже шикарного особняка с видом на прекрасный сад. Значит, их семья не нуждалась в деньгах. «Она была красива и умна», не обременена хлопотами по хозяйству, потому как всем этим занималась прислуга. Жалко только, что у Маргариты не было детей. Очень подробно автор передаёт внутреннее состояние главной героини. Становится понятно, «что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек». Несмотря на внешний достаток и наличие мужа Маргарите не хватало внутренней близости, душевной теплоты любимого человека, ей не с кем было откровенно поговорить, поделиться своими тайнами и секретами. Ее супруг больше любил свою важную работу, а Маргарита измучалась обыденностью и старалась  разнообразить  свою скучную жизнь небольшими прогулками по улице. И вот однажды Маргарита повстречала настоящую любовь, связавшую её навечно с истинным гением. Она была счастлива в уютном подвальчике Мастера, где они, сидя на ковре,  слушали треск дров в печке. В благодарность за создание необыкновенного произведения, Маргарита стала называть своего любимого Мастером и связала ему шапочку с буквой «М». Но его роман стал причиной разлуки влюблённых. Пытаясь донести правду до людей, Мастер сильно пострадал, его измотали критика и клевета, после чего он вообще исчезает, и не сложно догадаться куда. А Маргарита всё это время переживает и чувствует себя виноватой перед Мастером, ее ненадолго успокаивает чтение нескольких обгорелых страниц романа, которые она спасла из огня. Знакомство с силами тьмы раскрепощают Маргариту. Намазавшись волшебным кремом Азазелло, она становится невидима. Написав прощальную записку мужу, главная героиня улетает на половой щетке, покинув этот «особняк и прежнюю свою жизнь навсегда». По пути на бал к дьяволу Маргарита немного отомстила за Мастера, но разбитые стёкла с залитыми полами - это ничто по сравнению с изломанной судьбой человека. Воланд просит Маргариту побыть на балу королевой и там она видит огромное количество мёртвых людей, совершивших при жизни тяжкий грех. В награду за помощь Воланд возвращает ей Мастера, теперь они снова мечтают о своём подвальчике. Но там их счастье будет в опасности и тогда сатана нашёл им самое тихое и безопасное место-вечность, где их не достанут Ариманы, Латунские и Лавровичи.
Необычайной силы художественный вымысел автора заставляет пробежать дрожь даже у самых несуеверных людей. Из раскрытой книги, как через стекло, разделяющее наш мир и фантазию Булгакова, на нас смотрит молодая женщина дьявольской красоты, а иногда слышен её смех, холодящий душу каждого читателя.

 Образ Мастера.

Историю о необыкновенном человеке, имя которого для нас так и осталось загадкой, написал великий выдумщик и фантазер, замечательный писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
Одно только слово «мастер» говорит нам многое о главном герое романа. Под покровом темноты в палату Ивана Бездомного прокрался странный незнакомец. Это был «бритый, тёмноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Перед нами он появляется в больничном халате и туфлях «на босу ногу». Первым впечатлением о «таинственном посетителе» было то, что это просто обычный псих, но оказывается перед нами стоит главный герой романа Мастер. История его прибытия в такое нехорошее заведение очень печальна. Он оказался лишним в мире заблудившихся и запутавшихся людей, которые сбились с верного жизненного пути. Мастер хотел всего лишь напомнить им, в чём истинный смысл человеческого существования и написал свой правдивый исторический роман о Понтии Пилате и Иешуа Га - Ноцри, проповедовавшего новую веру в единого Бога. Вся верхушка литераторов Москвы оказалась в шоке от прочитанного, но признать гениальность Мастера они не хотели, ведь тогда бы их ничтожность выползла наружу. В отличие от бездарных критиков и редакторов Мастер был очень умным, начитанным человеком, он знал более пяти языков и долгое время «работал в одном из московских музеев, а кроме того занимался переводами». Историк по образованию, да плюсом ко всему хороший писатель, обладающий невероятным вдохновением. Удача помогла приобрести уютный подвальчик с печкой, где никто не мешал ему работать. Закончить роман помогла любовь, внезапно ворвавшаяся в жизнь Мастера. Это была чудесная встреча, после которой главный герой без памяти влюбился в Маргариту. Он почувствовал, что «всю жизнь любил именно эту женщину», а имя бывшей жены просто исчезло из его головы. Прочитав роман Мастера, Маргарита признала в нём настоящего творца и связала ему шапочку с буквой «М», которой он очень дорожил и гордился. Главная героиня пророчила своему возлюбленному великую славу, но вместо этого он оказался в психиатрической лечебнице рядом с Иваном Бездомным. Пытки, клевета и доносы вынудили Мастера прийти сюда, здесь ему намного легче и спокойнее, чем на свободе, потому что тут можно говорить то, о чём думаешь на самом деле. Из его романа мы знаем немногое, но зато всем понятна основная суть творения Мастера-это любовь к своему ближнему и борьба с человеческими пороками. Правдивость произведения опиралась на святую истину из библейских сюжетов, а «Берлиозы» доумились даже её подвергнуть жестокой цензуре. Хорошо, что этих безумцев наказал Воланд со свитой, но справедливость всё равно не восторжествовала как в романе Мастера, так и в романе самого автора. Иешуа распят, а Мастер с Маргаритою отравлены Азазелло, для того чтобы поселить их в вечности.  Они не испугались смерти и были только благодарны тому, кто помог им покинуть этот грешный мир.
Мастер стал для нас не просто выдуманным персонажем, а настоящим учителем и духовным наставником, ведь за кем стоит правда, на того смотрит бессмертная слава. Истину не надо доказывать со сжатыми кулаками, или хуже того - убивать за неё, истину надо просто нести в себе, показывая другим!

Хотите рассказать о своём творчестве или увлечении на весь мир, и при этом хорошо заработать!? Ссылку найдёте внизу моей главной страницы.


Рецензии