Я помню чудное мгновенье часть вторая

    
   Уже много тысяч лет назад люди изобретали разные игры, математические головоломки, которые, казалось бы не имели практического применения. На всех континентах находят развалины лабиринтов, древние шахматные фигуры. Т.е. и в древности люди понимали пользу от тренировки мозга. Они развивают в нас логическое мышление, закономерность следующих друг за другом событий.     Конечно, в прошлом люди не знали, что в ответ на жизненный опыт, а также опыт, приобретенный с помощью тренировки, мозг изменяет свою структуру. Даже небольшая, несложная тренировка полезнее для мозга, чем ее отсутствие.
   Всем известно, что с возрастом наши мыслительные способности ухудшаются. Динамику этого процесса мы можем фиксировать сами, и результаты медицинских обследований это подтверждают. Если серьезно уделить внимание различным тренировкам мозга, которые уже достаточно известны, то этот процесс можно затормозить. Если в более молодом возрасте тренировки служат для улучшения показателей, то в пожилом возрасте отсутствие ухудшений памяти, навыков само по себе может считаться хорошим результатом. Тренировки памяти – это бесплатный и безвредный способ поддерживать свой мозг в тонусе.

   Ну-с, с чего начнем?
   Тренировка «меняйте свои привычки». Каждый день делайте что-нибудь из предложенного списка.
   1.Почистите зубы не той рукой.
   2.Выйдите из транспорта, не доезжая своей остановки или проехав ее.
   3.Сделайте непривычную для вас домашнюю работу.
   4.Купите продукты в другом магазине.
   5.Пообщайтесь с коллегой, с которым вы долго не общались.
   6.Запомните номер телефона родственника или знакомого.
   7.Вспомните таблицу умножения.
   8.Поработайте на компьютере, используя мышь не той рукой.
   9.Лягте спать немного раньше, чтобы почитать книгу в постели.
   10.Приготовьте блюдо по новому рецепту.
   11.Смените привычный маршрут следования куда-либо (на работу, в магазин, к другу).
   12.Поднимитесь домой без лифта (если это вам не трудно).

   Казалось бы, пустяк, но вам на первых порах придется прилагать значительные усилия, чтобы заставить себя это делать. Мы уже привыкли жить «на автопилоте» и наш мозг разленился и не хочет напрягаться. Хотя меняя привычный маршрут или выходя не на той остановке, мы тренируем навык пространственной ориентации, а выполняя работу не той рукой, помогаем развивать другое полушарие мозга.
   Наверное, вы помните наизусть номер своего сотового телефона. А номер сына, друга, родственника? Соседа, даже если вы с ним общаетесь каждый день? Предположу, что они у вас идут в списке вашего телефона под именами. Это оправдано, зачем терять время, набирая каждый раз номер. Но если нужно срочно позвонить кому-то, а вы забыли телефон дома или он неисправен?
 
   Вы попросите кого-нибудь предоставить вам эту услугу, и тут окажется, что вы не помните набор цифр нужного номера. Конечно, необязательно держать эту информацию в памяти, просто запоминание цифр служит отличной тренировкой мозга. Для этого существует методика разбивки длинного ряда цифр на блоки – трехзначные и двузначные и связывать их ассоциативно.
   Например: случайный номер (может быть его и не существует)
9184180790
   Разбиваем на два блока с тремя цифрами и два блока с двумя цифрами.
   918 – 418 – 07 – 90
   918 – в 1918 году закончилась первая мировая война;
   418 – здесь повторяется число 18, а цифра 4 – это 8/2;
   07 – 90  можно объединить по принципу: числа 7 и 9 окружают нолики, а цифра 7 меньше, чем цифра 9 на цифру 2
   Вам кажется это надуманным и сложным? Возможно, но попробуйте запомнить чисто механически, может быть это для вас легче. Большое количество номеров механически запомнить очень сложно.

   Многие жалуются, что испытывает сложности с запоминанием лиц и имен людей.  Это потому, что при первом знакомстве ваше внимание сконцентрировано на других деталях: одежда, поведение, социальный статус и пр.
   Чтобы помочь себе, сделайте следующее:
   1.Повторите названное вам имя про себя несколько раз.
   2.Что это имя обозначает? (в случае древнерусских и христианских имен сложностей не возникает: Виктор – победитель, Людмила – милая людям)
   3.Дайте человеку характеристику: строгий, энергичный, улыбчивый.

   Японский невролог Рюта Кавашима предложил исключительно простую, но эффективную методику для поддержания хорошей работы мозга и тренировки памяти. Согласно исследованиям, человек в состоянии бодрствования заставляет свой мозг работать с разной интенсивностью, в зависимости от вида деятельности. Из них одной из самых низких является состояние разных частей мозга при просмотре телевизионных развлекательных программ, При этом активны затылочная  доля (зрительное восприятие) и височная доля (восприятие звука).  Далее по нарастанию активности идут виды деятельности: вы пишите; вы читаете про себя; вы читаете вслух; вы решаете арифметические примеры «на время». При решении арифметических примеров «на время» активными являются обширные области обоих полушарий.
   Р. Кавашима предлагает на регулярной основе тренировать свой мозг, уделяя не более пяти минут в день. Сюда входят: ежедневное решение определенного количества арифметических примеров и раз в пять дней оценка работы префронтальной коры мозга, т.е. ваши достижения на этом пути. Эта проверка включает в себя: счет от ноля до ста двадцати вслух, засекая время по секундомеру; запоминание как можно большего количества слов из предложенного списка за две минуты; и, так называемый, «тест Струпа» - на произнесение вслух правильного цвета написанного слова, которое окрашено другим цветом.  Например: слово «синий» будет окрашено красной краской, при этом вы должны произнести: «синий». Это тоже делается на время. Постепенное сокращение времени на выполнение этих заданий будет служить признаком прогресса на избранном пути.
   Должна предупредить, что, начав решать арифметические примеры, вы рискуете сильно удивиться, так же, как удивился автор статьи: как много я сделал(ла) ошибок в простых вычислениях! Конечно, если по роду деятельности вам приходится иметь дело с числами, такого не будет.

   В книге в качестве примера описывается, что среднестатистический школьник из списка предложенных тридцати слов за две минуты может запомнить всего восемь.
   Я начинала с пяти слов, после месяца занятий мой результат составляет четырнадцать слов. Правда, я схитрила – применяю мнемотехнику.
   Мнемотехника (mnemonika) – совокупность приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
   Я познакомила вас с некоторыми популярными методиками тренировки мозга. Если вас они заинтересовали, литература в конце статьи. Не пытайтесь читать их в электронном виде – это бесполезно. Не поленитесь сходить в библиотеку.
   Я рассчитывала ограничиться двумя частями статьи, но не получилось. Поэтому, сообщаю, что будет еще третья часть под тем же названием. Есть еще кое- что о сохранении хорошей работы мозга, что необходимо знать. Если кому-то будет интересно, может прочитать третью часть, когда она будет опубликована.



   Литература
   1.Кайя Нордерген  Держи мозг в тонусе    Питер  2019
   2.Рюта Кавашима   Японская система развития интеллекта и памяти. Питер    2022


Рецензии