Чтобы вспомнить какими мы были...

НОВЫЙ  ГОД МОЕГО ДЕТСТВА

В репертуаре Эдиты Станиславовны Пьехи была замечательная песня:
Ах, чего только не было с нами!
Первый шаг, первый класс, первый вальс
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом.
Я заглянула

 Сколько и каких новогодних праздников встретили читатели - прозаряне?
Надеюсь, что какой-нибудь особенный вспомнится при чтении моих заметок.

Как все дети того времени, мы ждали Ёлку.
Почему в нашей семье не принято было называть этот праздник Новым годом, я не знаю. Может взрослые так и говорили, но мы, дети, всегда ждали именно  Ёлку!
Начну немножко издалека.
На моей Партизанской улице стоял одноэтажный домик с историей.  И она была богата на перемены. Вначале там размещался первый детский сад.
После войны ребятишек много народилось. И старенькая школа на берегу реки Антоновки уже не могла вместить всех учеников.
Из- за  этого в помещении  д/сада стали учиться  дети  из 3 и 4 класса. А малышей к началу уроков разбирали по домам.  Со слов моей двоюродной  сестрёнки Людмилы  Петровой ( Миловской)  в то время третьеклассницы, занятие для них начиналось в16 часов и заканчивалось в 19. Учились при свете керосиновой лампы.
Люда вспоминает:, что самыми трудными были зимние дни. Оповещения по радио, как сейчас, об отмене уроков из-за сильного мороза не было, а ребятишки сами шли в школу.
В то время и уличного освещения не  было. Тускло светились окна от керосиновых ламп и свечек. Часто она приходила домой с обмороженными щеками или носом.
Проблему решили, построив новую школу  в 1959году, а в этом здании разместился книжный магазин .
В памяти моих сверстников это " Когиз". (Книготорговое объединение государственных издательств).
Именно он, этот магазин, был для меня началом праздника.
-В этом книжном магазине было много радости.  В первую очередь - это были "Мои первые книжки" , так называлась серия тонких книжек в половину формата А-4. С чёрно- белыми иллюстрациями. Но  они были такими интересными и доступными!
  На школьный чай мама давала 1 рубль ( потом это стало 10 копеек). Если, например, купить два раза пирожок без чая, то потом хватит на книжку за  6 копеек.
     А перед Новым годом прилавок начинал сиять, притягивая взгляд сверканием ёлочных игрушек. Я не помню чтобы их покупали родители. Мама выдавал мне небольшую сумму и я стояла перед восхитительным выбором. Надо было вспомнить все оставшиеся "в живых" игрушки прошлого Нового года. И купить новые, не повторяя запас.
Мы уехали с Камчатки. Игрушки моего детства остались там.
Но ведь в СССР  все они были похожи! И я нашла старых знакомых в картонной коробке . Только это были игрушки другого человека - мальчика, ставшего моим мужем.  В Ленинграде.
     Эти игрушки уже не таили того волшебства  нашего детства.
 Амальгамма потускнела… Теперь все эти домики, часики, шишки, кукурузины, парашютисты, настольные лампы и стручки гороха не кажутся нашим внукам прекрасными. У них  другие предпочтения.
  Но старых друзей не предают и не забывают:  мы находим местечко ветеранам на ёлке для наших ребятишек. Тогда они молодеют и сверкают рядом с модными светодиодными гирляндами.

-- Про ДЕДА  МОРОЗА
Когда тополя моего детства еще не состарились, а только подрастали, было принято устраивать Ёлку на работе родителей.
Папа работал на аэродроме. Елка с профсоюзными подарками там  была всегда, и я очень ждала эти гостинцы от праздничного Деда Мороза.   Припоминаю теперь, что конфеты, печенья, яблоки и маленькая шоколадка были простодушно  нафасованы в «гигиенические» пакеты из жёсткой хрустящей бумаги зеленоватого цвета с диагональной надписью АЭРОФЛОТ.
  В старом бараке аэропортовского общежития была пустующая комната.  Именно там  стояла ёлка. Дети сотрудников, все разновозрастные, вставали в хоровод и пели традиционную песню "В лесу родилась ёлочка..." , играли в "Кошки- Мышки". А потом звали Деда Мороза.
Конечно этот Дед Мороз был главным и щедрым гостем! Но я так его боялась! У меня холодело в животе при его появлении!  Потому что этот Дед всегда брал меня за руку, даже если я тихонько перемещалась от него подальше.  Ну всегда!  И ещё непременно скажет, что Галочка Санарова мне сейчас стихотворение расскажет.
Я с замирающим сердцем подходила на безопасное расстояние и начинала:
   "Под голубыми небесами,
     Великолепными коврами,
     Блестя на солнце, снег лежит...."

Когда доходила до конца, с трудом делала шаг за подарком, получала его, и наконец успокаивалась.
Чего я так боялась, даже не знаю... может  ватной  бороды?  А может верила что он заморозит.
И только спустя 2 праздника я поняла, что это мой папа! Я выросла!

--НОВЫЙ ГОД В СЕМЬЕ
  Ёлку в доме стали устанавливать когда мне было 8 лет.
 Пахнущее морозной смолой  и дальним лесом деревце привозил мамин брат, дядя Влас.  Ёлка приезжала откуда- то со стороны Долиновки. Это теперь на улицах села Мильково много елей и сосен.. А во времена моего детства в лесу только начали высаживать крохотные сосенки.
  Мамин день рождения - 27 декабря. И ёлку мы всегда наряжали в этот день. Было ощущение праздника. Пахло морозной свежестью. Сверкали в наших ладошках игрушки.  Волшебство было  в размещении стеклянных игрушек на колючих ветках так, чтобы не разбить их - хрупкие , сверкающие и такие красивые!
Я самая старшая, 8 лет, и младшие: брат Саша 6 лет, а сестрёнке Танечке всего 4. Надо уследить за ними. Игрушки   разбиваются от усердия помощников. Но когда коробка пустеет, наступает самый чудесный момент. Мама выносит на тарелке шоколадные конфеты  с нитяными петельками в фантиках. И яблоки, к которым я привязываю нитки сама. Яблоки зелёные, китайские.  Это великолепие развешивается среди колючих лап, но не высоко.  Потому что самое приятное наступит потом, когда игрушки снимут и снова уберут в картонную коробку. А нам достанется волшебная игра

Волшебная игра.
Завязав глаза повязкой, мы, ребятишки, срезали ножницами оставшиеся висеть на ёлке яблоки и конфетки.
Я  направляла своих младших на точную  цель с раздвинутыми ножницами.  Ну и сама , после них, соблюдая справедливую очерёдность, тоже охочусь за конфетой или яблоком. А младшие мне подсказывают направление.
   Подарков под  домашнюю ёлочку Дед Мороз не приносил. Наверное ,торопился к другим детям с нашего Дальнего Востока на Запад .  И дарил подарки где- то там, далеко на материке.
    Но всё равно радостными были эти новогодние времена. Согревало меня всегда новое фланелевое платье, мягкое и тёплое. Сшитое к празднику. И пускай фасон моих обновок ко Дню рождения, к Майским и Новому году был всегда один -  мама шила как умела.   Счастливые  ощущения при этих воспоминаниях от сладких дней остались.
Потом я уже подросла и пришли  другие Новогодние впечатления. Тогда возникло слово  маскарад.  Но из этого слова возникает уже другая история.
--


Рецензии
Замечательные воспоминания.
Вспоминается запах мандаринов в новогоднем подарке, конфеты и почему-то вафли, которые я очень любила. И Дед Мороз со Снегурочкой.

С наступившим Новым годом вас и Рождеством!
С самыми наилучшими пожеланиями ваша почти полная тёзка,

Галина Санорова   08.01.2023 21:18     Заявить о нарушении
Замечательные слова вы мне написали, Галина! Всякий раз радуюсь нашей встрече! Где-то мы всё равно одного роду- племени!
А вафли и в моём мешочке лежали. И я их любила. Но как-то переела вафель " Артек".
И любить их перестала надолго, лет на двадцать!))
С дружеским теплом.
Г.С.

Галина Санарова   08.01.2023 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.