Лейтенс Гейсбрет зимние пейзажи
Примерно 1586 год - 1643 - 1656 год.
Имя этого Мастера зимних пейзажей буквально по крупицам восстановили из забвения искусствоведы в 20 веке.
А началась эта история в киевской картинной галерее Богдана Иванович Ханенко — промышленника, коллекционера, мецената,
которому завещал одну из картин Гейсбрехта Лейтенса петербургский коллекционер Василий Александрович Щавинский.
Её авторской атрибуции способствовали труды зарубежных искусствоведов Петруса Реелика и других: "В списках мастеров гильдии
антверпенских живописцев — гильдии св. Луки исследователь разыскал сведения о художнике, начальные буквы имени которого совпадали
с монограммой.
Это имя — Гейсбрехт Лейтенс.
Учитывая наличие подобных по стилю картин в европейских музеях и частных коллекциях и характерные детали авторского почерка,
указанные В.Щавинским, П.Реелик высказал предположение, что Мастер зимних пейзажей и Гейсбрехт Лейтенс — один и тот же
художник.
Список аутентичных произведений мастера исследователь расширил от трех, указанных Щавинским, до восемнадцати.
В 1973-м упорные архивные поиски и сравнительно-стилистический анализ позволили немецкой исследовательнице Эдит Грейндл
назвать уже сорок четыре достоверные картины загадочного Мастера зимних пейзажей.
Однако факты из биографии Гейсбрехта Лейтенса, которые исследовательнице удалось к тому времени установить, были чрезвычайно
скудны.
Художник родился в 1586 году в Антверпене, учился и был подмастерьем у известного только по имени живописца Жака Вролика.
В 1611 году Гейсбрехт Лейтенс получил квалификацию самостоятельного мастера в гильдии св. Луки и с 1617-го по 1627 год имел
нескольких учеников в собственном ателье.
Кроме того, в архивах гильдии художник упоминается как капитан гражданской вахты.
Для окончательной уверенности в тождественности монограммиста «Г.Л.» и антверпенского Мастера зимних пейзажей этих
документально подтвержденных фактов было недостаточно.
И вот в 1988 году в журнале «Ди Кунст» немецкая исследовательница Урсула Хертинг опубликовала типичную по стилю картину
«Зимний пейзаж с сокольничим и замерзшим ручьем».
Произведение было подписано уже не монограммой, а полным именем художника — Гейсбрехт Лейтенс!
Между тем в киевском музее, где хранится именно та картина художника, с которой и началось возвращение имени Гейсбрехта Лейтенса
из небытия, об искусствоведческом расследовании ничего не было известно.
В 2006 году благодаря международной организации исследователей искусства Нидерландов (CODART) выяснилось, однако,
что ни один из зарубежных коллег киевское произведение не видел и не анализировал.
Принадлежность этой картины — не только без подписи, но и без монограммы — кисти Гейсбрехта Лейтенса
еще нужно было доказать.
В музее Ханенко началось комплексное исследование произведения. Сочетание стилистического анализа с изучением
его технико-технологических характеристик позволило наконец вернуть жемчужине киевской коллекции настоящее имя ее автора."
(с)
"Гейсбрехт Лейтенс — фламандский художник-пейзажист эпохи раннего барокко.
Прославился изображением зимних пейзажей, хотя рисовал и другие. Считается одним из самых малоизученных фламандских
художников Антверпенской школы."
(с)
Википедия
Таковы реальные факты о талантливом живописце Гейсбрехте Лейтенсе.
Он не числится в российских реестрах и номинациях.
Но, как это ни странно, популярен во всех секторах интернета.
Этой популярности, несомненно, способствовал оригинальный авторский стиль художника.
Мне понравились его картины.
И я решил представить творчество Гейсбрехта Лейтенса, мастера живописи, воскрешённого из небытия трудами многих
историков живописи, любителям изобразительного искусства.
Стиль: раннее барокко антверпенской школы. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, дерево, медь.
Жанр: преимущественно зимний пейзаж.
Палитра: разнообразная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/post497110133/
66036094_1288599682_PICT1600 (640x480, 316Kb)
10-05-02-043 (640x490, 167Kb)
Зимний пейзаж с цыганской стоянкой (587x700, 603Kb)
(700x423, 348Kb)
_Круг. Зимний пейзаж с бегством в Египет_92.7 х 148.8_х.,м._Частное собрание (700x430, 390Kb)
Зимний пейзаж с женщиной и фигурами на дороге_35.4 x 51.4_х.,м._Частное собрание (700x483, 439Kb)
Зимний пейзаж с женщиной на лошади и охотниками_55.5 х 89.7_х.,м._Частное собрание (700x430, 401Kb)
Зимний пейзаж с замерзшей рекой и фигурами_Частное собрание (700x488, 513Kb)
Охотники в зимнем пейзаже_24 х 34_д.,м._Частное собрание (700x501, 416Kb)
Gijsbrecht_Leytens_-_Winter_Landscape_with_Wood_Gatherers (700x473, 631Kb)
_Круг. Зимний пейзаж с бегством в Египет_31.2 x 49.5_д.,м._Частное собрание (700x412, 316Kb)
Зимний пейзаж с крестьянами и конькобежцами_85.8 x 120.5_х.,м._Частное собрание (700x496, 393Kb)
Зимний пейзаж с крестьянами и конькобежцами_114 х 141_д.,м._Частное собрание (700x560, 462Kb)
Зимний пейзаж с лесорубом и путешественниками_44.8 x 72.8_д.,м._Частное собрание (700x423, 362Kb)
Пейзаж лесистой реки с пастухами на отдыхе_40 х 57.8_д.,м._Частное собрание (700x476, 442Kb)
Зимний пейзаж с лесорубом_23,1 x 32,2_медь, масло_Частное собрание (700x499, 443Kb)
Р—РёРјРЅРёРёМ† пейзаж_1620-1640_72 С… 89_Рґ.,Рј._Санкт-Петербург, Ррмитаж (700x561, 560Kb)
Лесистый горный пейзаж с водопадом и путешественниками_68 х 101_д.,м._Стокгольм, Национальный музей (700x473, 432Kb)
Gijsbrecht_Leytens_-_Winter_landscape_with_gypsies (700x544, 359Kb)
Gijsbrecht_Leytens_-_Winter_Landscape_with_Woodcutters (700x560, 649Kb)
Leytens_Winter_landscape (700x483, 467Kb)
(700x490, 806Kb)
156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №222122301018