Беловодье на Южном Урале?!

Аннотация.

Представлена ботанико-геологическая гипотеза о южноуральской горной зоне от, преимущественно, Таганая до Иремеля как легендарном "Беловодье" – альтерантива "алтайской", "памирско-тяншанской" и "гималайско-тибетской" гипотезам.

------------------------------
«На море-окияне, на острове Буяне, на горе крутой  растёт дуб святой.
Вкруг дуба пояс златой, Света Рода перуны блещут, на ветвях птицы вещут.»
(Из русских народных сказок

Введение.

Много веков путешественники и религиозные деятели не только России ищут легендарное «Беловодье» – место, страну, близкую к небу, где, – по легендам, – живут праведники, нет болезней и преждевременной смерти, текут «молочные реки с кисельными берегами», где не докучают людям комары, мухи, мошка и прочий гнус, где в изобилии водится рыба, растут ягоды и грибы, где растёт «мировое дерево», на котором живут птицы Сирин (солнечная) и Алконост (ночная), где летом тепло без духоты, а зимой холодно без слякоти, где растут яблони с «молодильными яблоками», есть места, где земля сама родит с неодолимой силой, растёт всякий плод, опыляемый медоносными пчёлами, течёт из ключей живая и мёртвая вода, место, которое открывается не всякому, ведёт туда путь узкий и полный опасностей. И неспроста путь предназначен не для всякого: об этом мы узнаем далее.

Можно, конечно же, усматривать в этой легенде всего лишь эстетические морально-религиозные мечты народа – мол, если бы да кабы, но якобы не бывает нигде и никогда. Можно построить новое Беловодье в стране своей – но это трудно, и ещё труднее удержать алчущих от разграбления и разрушения общенародного достояния, мол, «давай приватно поделить мнеее, меее, бееее». Можно искать старое Беловодье в неблизких и недалёких краях Земли, что и делали вышеупомянутые путешественники, преимущественно из числа православных старообрядцев («староверов»).

Искали его везде и давно, с переменным успехом. Проследим такие искания с древнейших времён.

----------------------
«Разум есть способность из хаоса сделать космос.»
(А.В.Г., конец 1980-х – начало 1990-х)

Похождения Заратустры и критика «Кавказской гипотезы».

По древним легендам и писаниям, известный реформатор одной из древних религий (а именно, маздеизма) – Зороатушторат («Заратустра», «Заратуштра», «Зороастр») [7] родился где-то невдалеке от Каспийского моря, детство провёл в Персии и Закавказье; в юности на много лет ушёл куда-то на север, откуда вернулся с твёрдым убеждением в том, что, хотя в мире много зла и хаоса, так много, что, наверное, мир произошёл из хаоса и зла, но в мире ныне есть всё-таки и добро; причём, поскольку добро не антагонистично самому себе, а зло антагонистично, то добро ближе к совершенству, к истине; а поскольку нет высшего предела совершенному благу (на санскрите слово «благо» звучит так: «бхога», сокращённо «бога»; не путать это понятие с санскритским словом «бхага» – «высшее существо»), но есть наинизший предел абсолютной, всеразрушающей низости и ненависти (подобно абсолютному нулю температуры или «последнему кругу ада» Данте Алигьери), то, невзирая на первоначальный численный перевес хаоса и зла, добро по идее своей сильнее, борьба добра против зла целесообразна, чтобы зло в конце концов приняло бы частицу истины от добра, прозрело бы и превратилось бы тоже в добро. Такой вариант маздеизма получил позже наименование «зороастризм», и в письменной форме оставил не только древние книжные памятники, в том числе «Авесту», но и живущих доныне последователей (Персия, Закавказье).

Символ зороастризма, как и закавказского маздеизма, – вечный огонь, светлый, спасительный и очищающий (РИС горшок с огнём, ФОТО вечный огонь.), а также пятиконечная звезда. Пятиконечная звезда как символ была унаследована от зороастризма и христианством (ФОТО Вифлеем храм рождества Христова). Философ-гуманист Иешуас (Иисус, Джезус, Иешуа) бен-Иосиф бар-Дауыд по прозванию «Христос» (рождён в семье палестинского плотника, еврея Иосифа и жены его Марии около 4 г. до н.э.), один из лучших в Палестине знатоков не только иудейской Торы (с детства), но и (в более зрелом возрасте) фрагментов Авесты, египетских и греческих, шумеро-вавилонских, персидских, индийских и китайских мифов, религий и этических учений, пытался реформировать религию – иудаизм – своих соплеменников, но был обвинён иудеями в якобы «ереси» и «богохульстве» (за то, что назвал людьми, рождёнными от легендарных Адама и Евы, не только евреев, но и все народы мира; за то, что признал моральные нормы относящимися не только к евреям-иудеям, но и ко всем народам и религиозным конфессиям мира; за то, что отказал иудеям в «богоизбранности»; за то, что отверг притязания иудеев на мировое господство; за то, что разогнал торгующих из храма; и за кое-что ещё) и казнён в 33 м г.н.э. чудовищно жестоким способом. Но всё-таки именно Зороастр был, пожалуй, первым, на много веков раньше Будды, Кун Фу-Цзы, греческих философов-гуманистов и Христа, кто в эпоху засилья стадной вельможно-государственной злобы и эгоизма логически доказал возможность и даже неизбежность победы добра надо злом. Было это  (биографам Заратустры слишком неточно известны даты его жизни), по различным мнениям исследователей, от 12-го до 6-го века до н.э.

Где к нему пришли такие идеи? Да, там, где он провёл многие годы – судя по текстам «Авесты», где-то в лесах к северу от Каспия, где в достатке и вода, и пища, и вернулся со своими мыслями реформировать мораль и идеологию Закавказья и Персии.

Зороастр по возвращении в Персию был убит [7] одним из своих старых личных и идеологических врагов.

------------------------
«Все знали это настолько твёрдо, что понимать даже и не пытались.»
(А. и Б. Стругацкие)

Путешествия Будды и критика «Индостано-Алтайско-Саянской гипотезы».

Жил-был, не тужил, сын правителя одного из индийских царств, тщательно оберегаемый от неприятных эмоций. Но случайно он всё-таки узнал, что есть в мире и старость, и болезни, и голод, и увечья, и многое другое, что не радует человека. И отрекся молодой раджа Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни [7] от престола, ушёл из дому, скитался по свету в поисках истины, неведомо, нашёл или нет, но стал проповедовать избежание материальных благ, почестей и сопротивления злу силой, избежания вообще всяческих не только страстей, но и желаний, … ради чего?! Ради избежания других желаний, избежания страданий и ради «просветления» (буддхи) как отсутствия всяческих желаний и покоя, мол, всё равно всё пройдёт, за что и получил прозвище «Буддха».

Можно, конечно же, усматривать в этом и реакционную функцию буддизма – эгоизм, отказ и отвлечение от борьбы за права человека, против несправедливости и зла и т.п. Но, с другой стороны, в буддизме есть и элемент прогрессивного: Будда вновь открыл соплеменникам и соседям глаза на то, что не только ради хлеба лишь насущного жив человек, есть блага и нематериальные – достоинство человека, здоровье, знания, добро и справедливость. Было это в 5-м в. до н.э. Но, увы, Будда не успел осознать, что «добро должно быть с кулаками, чтобы мочь защититься и защитить», поэтому его религия полна логических противоречий. Хотя она во многом всё же лучше брахманизма, страдающего неким расизмом (хотя и неагрессивным, в отличие от тоже расистских иудаизма и западнохристианского, особенно англо-американского, протестантизма).

По легендам, Будда не сидел на одном месте, а обошёл Гималаи и Тибет, Куньлунь и сияющий Алтай («Солнечные, или Золотые Горы»), в т.ч. совершил восхождение на гору Белуха. По легендам, Будда даже дошёл до Южного Урала, во всяком случае, регулярно, раз во много лет делегация буддистов в определённый день зачем-то поднимается на Таганай [1], что-то там делает и без лишних слов уезжает обратно. Умер Будда где-то там, где растут дикие сливы, абрикосы, урюк, миндаль – в Средней Азии, на Кавказе, в Персии или в той же Индии.

Символика буддизма включает в себя культовые сооружения двух видов: пагоды (ФОТО пагода) и «ступы» (ФОТО ступа). Заметим, что пагоды выглядят как «разлапистые» древовидные, как ёлка или, точнее по форме, пихта (ФОТО ёлка, пихта) деревянные строения – даже в тех местах, где не растёт ничего подобного (Юго-Восточная Азия, Тибет, Монголия). «Ступы» же представляют собой шапкообразное (ФОТО ш.Мономаха) или, точнее, классически-русское колоколообразное (ФОТО колокол) сооружение из камня или глины, как правило, монолитное, не имеющее никаких внутренних помещений. Ступа бывает «многоступенчатой», вершина ступы, как правило, украшена сложной шарообразной или султанообразной, пикообразной композицией, нередко включающей в себя золотые изделия и драгоценные камни.

Происхождение именно таких форм культовых сооружений объяснить, опираясь на ботанико-геологический, этнографический и др. материал лишь Индии, Гималаев, Тибета, ЮВА, Монголии, Бурятии невозможно. Для всех они столь привычны, что (см. эпиграф) не вызывают никаких ни подозрений, ни сомнений в тамошнем происхождении наималейших… А зря.

Староверы пытались найти Беловодье преимущественно на Алтае и в Саянах, кто-то добирался аж до Тибета и Гималаев. Казалось бы, многое похоже – и «белая» вода бурных горных рек (р.Белая, р.Ак-Кем, и т.п., к примеру), и белые горные вершины (ФОТО Самокотин, Ольга), и дикорастущие сибирские ягодные яблони («ранетки»), и целебные минеральные источники (см., например, всесоюзный детский курорт Белокуриха). Но что за загадочные «молочные реки с кисельными берегами»?! Не похожи что-то скалы брегов саянско-алтайских рек на кисель, ну никаких ассоциаций.

----------------------
«Дождь над Иссык-Кулем сплошной пеленой,
И дождь чернилами льётся с вершин,
И серой горной курчавой стеной
Весь мир на части Тянь-Шань раскрошил.»
(А. Васильев, Г. Иващенко)

«Ледниковая» и «Памиро-Тянь-Шанская» гипотезы.

Непросто взойти на трёх-пятитысячные перевалы Памира. Невозможно жить никому, кроме сильнейших охотников, презревших свою собственную жизнь, в горно-ледниковой стране Хан-Тенгри («Царь неба») – если такие и бывали, имён их не осталось. Зато остались легенды об обители богов, горных снежных быках-турах, гигантских архарах, снежных барсах. Трудно жить земледельцу и пастуху в горах Тянь-Шаня… Трудно, но можно.

Величайшие путешественники Евразии древних времён пытались подойти к неприступным областям «Крыши Вселенной» – Па-Мир, пересечь необитаемую пустыню Такла-Макан, в которой днём на солнце сам печётся хлеб, а ночью замерзает вода, взойти на высшие пики Гималаев – Джомолунгму, Канченджангу и другие, но неизменно терпели неудачу.

Лишь экспедиции русских путешественников Федченко, Пржевальского, Семёнова (получившего почётный титул Тянь-Шанский) открыли человечеству тайны предвершинных районов Тянь-Шаня и Памира, впервые мир узнал о гигантских ледниках и горных пиках в области Хан-Тенгри, лежащей на шести-семикилометровой высоте. Впервые не легендой, а достоверным фактом географии стали благодатные долины, зажатые со всех сторон высокими скальными стенами – у рек Фан-Дарья, Чуй, Сыр-Дарья, Аму-Дарья и других. В долине Фан-Дарьи благодаря подземному горению пластов угля сложился своеобразный микроклимат и атмосфера, минерализованные тёплые источники; впрочем, соседство с источающими соединения углекислого газа и аммиака для растений и человека трещинами и пещерами бывает не только полезно, но и смертельно опасно, особенно при выбросах соединений серы, азота, угарного газа, ртути, мышьяка. В районе Алма-Ата («Отец яблок») – превосходнейшие условия для выращивания фруктовых деревьев, особенно яблок; именно из местных крупных дикорастущих и культурных форм, завезённых в Древнюю Русь путешественниками по Великому Шёлковому пути, берут своё начало многие среднерусские сорта яблок.

Люди увидели белые «реки», сложенные льдом, текущим века и тысячелетия – ледники длиной в десятки и сотни километров. Допустим, что это и есть «молочные» реки… Но где же «кисельные берега»?! Даже если учесть, что кисель был в старину и на основе кислого молока («молочное желе»), и ледяные обрывы похожи в чём-то на трепещущий срез такого молочного киселя, не похож нынешний Памир на рай земной. Может, в старину?

И где же там «земля сама родит», в такой выси, на таком холоде?! Да не всегда там холодно! Летним днём там просто жарко (а ночью – лютый мороз). И экспедиция Вавилова 1916 года опровергла мнение Марко Поло о Памире как «стране мрачной и пустынной», индийцев о Па-Мир как «Пай-Мур» – «Подножие Смерти», научно установив, что именно на этих крохотных пятачках земли, обрабатываемых земледельцами – родина пшениц и многих других всем известных ныне растений. На высотах от 2000 до 2500 метров совокупное действие особого спектра ультрафиолетового излучения в особо чистом и сухом воздухе и ночного холода оказывается стимулирующим [2] растения. Гигантская полутораметровая рожь, с толстым, неполегающим стеблем, необыкновенно крупными колосьями и зёрнами, необычно большими пыльниками и пыльцой. Черешня (это на Памире, а не под Киевом!) толщиной ствола более метра. Тридцатиметровые пирамидальные тополя. Двухкилограммовая морковь. Яблони, плодоносящие дважды за лето! Дуб в возрасте 7-8 лет вырастает не на полметра, а 3 метра, и плодоносит вдвое раньше, чем на равнине. Урожай картофеля и лука 400(четыреста)..700(семьсот)..1000(тысячу) центнеров с гектара! Всё торопится жить: у лука вместо   семян образуются маленькие луковочки. Чудо природы!! Впрочем, как-то раз я видел такое явление и на Южном Урале, в нашем саду, в год особо жаркого и сухого лета.

Аналогичные стимулирующие условия есть в горах с сухим климатом Эфиопии и Абиссинии, Передней и Средней Азии, Китая, Индии, в Кордильерах. Там Вавилов тоже обнаружил родину многих видов ныне культурных растений. В горах же Европы холод и спектр ультрафиолета, прошедшего через влажный воздух, подавляет рост растений, что в 19-м веке открыл Бонье [2]. Следовательно, искать «сельскохозяйственную прародину человечества» в Северной, Центральной и Южной Европе, на Приполярном Урале бесперспективно. Разве что во время Великого Оледенения, когда влаги в воздухе не было, случились на Приполярном Урале какие-нибудь тектонические явления – извержения вулканов, гейзеры – и в долинах Приполярного Урала микроклимат стал временно благоприятен для сельского хозяйства и вообще для жизни. Но пока таких геологических особенностей нам там не известно.

Я бы рискнул выдвинуть гипотезу, что одной из прародин сельхозрастений, в доледниковый период, могут быть ныне почти бесплодные Верхоянское нагорье, область Оймякона, Яны, Индигирки. Да и сами якутские археологи на основе своих находок орудий древнего человека считают, что именно Якутия – двух-трёхмиллионолетняя прародина человечества [3], их исследования продолжаются и уточняются, пока рано говорить об этой гипотезе как о достоверном факте. Может быть, что первичное распространение сельхозрастений в больших областях Памира и Тибета, тем более на Оймяконо-Верхоянском «полюсе холода», началось в доледниковый период?

Особо хорошо на холодном Памире растут сорта растений не только местной селекции, но и  привезённые (для опытов на научную станцию) [2] из жарких стран – Абиссинии, Палестины, Аравии.

Растения Памира отличаются повышенной сахаристостью [2], – в сене (!) памирского ячменя содержится сахарозы до 40%. Это и объясняет успешную морозостойкость (-5, -10, -15 градусов) памирских растений. Необыкновенна эффективность памирских пастбищ. Преступления сепаратистов и «рыночных демократов» времён 1991-го – 1993-го года лишили нас возможности беспрепятственно изучать памирское чудо природы и обеспечивать изобилие продовольствия нашей Родины, во всём нашем Союзе. Феноменальны урожаи завезённых на Памир в ХХ веке абрикосов. Итак, причину памирского чуда – совокупное влияние холода и ультрафиолета с особым, характерным для сухого высокогорного воздуха спектром, нашли советские учёные А.В. Гурский и Ю.Л. Соколов [2]. В 90-е годы ХХ века их работы перестали финансироваться государством. Причина понятна: всё хорошее в России должно быть, по замыслу политических реформаторов, уничтожено. Жизненно необходимо скорейшее восстановление.

Скандинавские (норманнские) саги двухтысячелетней давности по итогам анализа сводятся к истории о том, что вождь племени «асов», обитавшего на северных предгорьях то ли Копет-Дага, то ли Памира (район Хан-Тенгри), то ли Кавказа,  которого звали Один, зачем-то повёл своих соплеменников на северо-восток и довёл до Скандинавии, где они смешались с местными финно-угорскими и саамо-лопарскими племенами. Быть может, пра-норманны однажды они не смогли (предположительно, из-за ухудшения климата или нашествия захватчиков) вырастить урожай, накормить домашний скот? Или были соблазнены чьими-то рассказами о краях земли, где полгода солнце светит в небе, не заходя, которые кажутся благодатными вечно?

«Велесова книга» [4] (к сожалению, подлинность её происхождения пока не доказана), обычно относимая к творчеству древних славян, повествует в первых своих главах о происхождении наших предков из горных долин, благоприятных для скотоводства, охоты и земледелия (судя по дальнейшим событиям, описываемым в ней, географически это могла быть область от Гималаев и Каракорума, Тянь-Шаня, Памира, Копет-Дага до гор Персии, Закавказья и Кавказа), затем произошло откочёвывание этих племён за Дон, Днепр, на Дунай, в Карпаты и на Адриатическое побережье Балкан.

Итак, «Памиро-Тян-Шанская» гипотеза о Беловодье обоснована гораздо лучше предыдущих. А может быть, это какие-то местности Кавказа (Минеральные Воды), Карпаты (тоже районы минеральных источников) или Балканы (и там этого добра хватает)?

-------------------------
«Север! Воля, надежда, простор без границ.
Снег без грязи – как долгая жизнь без вранья.
Вороньё вам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.»
(В. Высоцкий)

Краткое упоминание о «Гиперборейской» гипотезе.

Искали староверы Беловодье на Русском Севере. Нашли и белые по полгода воды, и вечный день, и вечную ночь по полгода, и белую, и чёрную, и чудо небесное – полярное сияние. Но не всё там по легенде...

По упомянутым выше причинам (неблагоприятные условия для земледелия) пока нет достаточных оснований считать подлинным легендарным Беловодьем Скандинавию, Беломорье, Архангельский край, Великую Пермь и Югру (Северный и Приполярный Урал, особенно интересна для исследования горная долина, путь в которую преграждает хребет Неприступный), плато Путорана, Верхоянское нагорье, Оймякон, Колыма. Но, тем не менее, исторический факт – острова Белого Моря (Соловецкие), невзирая на далеко не курортный климат, многовековым тяжким трудом человека были превращены в очень плодородную местность.

Общее происхождение индоевропейской («индоарийской») группы языков, бывшее в 19-м веке лишь гипотезой, ныне доказано научно на основе и анализа языков народов от Индии до Скандинавии, археологическими находками (например, южноуральской страны городов пра-ариев – Аркаим, Синташта и др.), тождественными мегалитами от Южного Урала до Скандинавии по долготе и от Беломорья до Индии по широте, обнаружение общего древнего типа письменности – «черты и резы», «рузы», «рыны», «руны» – у древних племён от Южного Урала до Скандинавии.

Много общих слов есть у народов, кажущихся, на первый взгляд, разными. У индийцев, славян, западноевропейцев, зырян, марийцев, финнов, венгров: «мать», «жива», «вода», «свой», «ночь», «суровый», «туман», «сварога  (небо)», «веять», «сам», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «десять», «грива», «шустрый», «мара, мор», «бхога (благо, бог)», «агни (огонь)», «вякать», «ведать», «конда (исконное, родное, кондовое)», «гов (говядо, бык)» и др. У палеоазиатских народов – памирцев и у ненцев, коми, хантов, манси, якутов, эвенков (например, «пай» – подножие, «мур», «хой», «нара», «га», «лама», «ляна (лена, яна)», «ёр».
Есть считающийся ныне достоверным факт значительных перемещений народов по Евразии, за много тысяч километров: пра-арии  – как минимум с Южного Урала до Северной Индии, предки жителей Северного Кавказа, а также калмыков и жителей Поволжья – из Средней Азии, Индо-Памира или даже Алтая и Гоби на Кавказ, где они смешались с пра-армянскими (хеттскими, хурритскими, мушкенскими и др.) племенами, предки норманнов – из горного пояса Азии в Скандинавию, предки славян – как минимум с Кавказа (а то и Индо-Памира) через Балканы на север (где они смешались с тевтонскими и саксонскими племенами), северо-восток (где они смешались с финно-угорскими и само-лопарскими племенами) и восток (где они смешались со скифо-сарматскими племенами), предки венгров – как минимум с Поволжья на Балканы, где они смешались со славянскими племенами, предки американских индейцев – из Северо-Восточной Сибири. В последние 2 тысячи лет перемещения известны гораздо лучше. Гунны, аланы, авары, обры, тевтоны, булгары, хазары, скифы, славяне, племена, подвластные Чингизхану, Тамерлану, и многие другие.

---------------------
«Урал – опорный край державы.»
(А.Твардовский)

«Южно-башкирская» гипотеза.

Некоторые лингвисты Башкортостана [5] на основе сравнения языков различных народов мира в окрестностях Каспийского моря, а также сравнения текста башкирского народного эпоса «Урал-Батыр» с шумерским эпосом о Гильгамеше выдвигают чрезвычайно интересную и весьма обоснованную гипотезу, что южная часть нынешних башкирских племён пришли на Южный Урал и смешались с местными более коренными древними племенами. Откуда пришли южные башкиры? По мнению исследователей [5], из Междуречья через Кавказ. Башкирские лингвисты [5] находят чрезвычайно много общего в диалекте южных башкирских племён и древних шумеров, хеттов, урартийцев, армян, туркмен. Не исключают и расположение исторических прототипов библейских «Содома и Гоморры» вовсе не в Палестине, а где-нибудь в нефтегазоносных местах Кавказа – от современной Чечни до Азербайджана, а также Кувейта, где грязевые вулканы, истечения чёрной нефти, возгорания, «пламя и запах серы» – нередкое явление. Легенда "Урал-батыр" имеет более 5-ти сюжетных аналогий с легендой о Гильгамеше. Там и битва доброго и злого гиганта, и гибель обоих (Урал-батыр превратился то ли в гору Иремель, то ли в хребет УралТау, а его демонический противник – в «тёмную гору» ЯманТау), и землетрясения, и «всемирный потоп», и многое другое. С хребта Уралтау (как из библейского «рая», древнеславянского «ирея, ирья, вырия») вытекают во все четыре стороны света четыре реки: Урал (на юг), Уй (на восток), Ай (на север) и ещё какая-то (забыл, какой-то приток реки Белой) на запад. Башкирские исследователи находят аналогию между "рериховским гималайским" треугольником из трёх кругов и тремя вершинами горы Иремель; они же видят в этом  символе Урал, Алтай и Тибет.
Иремель – это «ИрьеМель»? «Ир», "рай", "ирей", "вырье"– на разных языках мира – санскрите, всех славянских, в т.ч. русском, на арабском – означает "высокое, лёгкое, светлое, горнее". Название хребта НурАли – в переводе вроде бы не нуждается: "свет добра", "свет божий". Есть и хребет НурГуш...
В «кабинетном» стиле нагло сопоставим ряд слов: МахаУрРаЛяна («Великая Земли Солнца Река») – МахаУрРаЯна – МахаУрьяна (Великий Змей, Великое Высокогорье) – Маурьяна – Маурья – Марья – Арья – Ирья, Ирей – Рай ; MahaUriana – Уриана (Ариана). Также имена:  Марья, Ария, Арьяна, Арьюна, Arjuna (Арджуна, Аргуна, Архуна, Арсуна), Marjana (Марьяна, Марджана); а также редукцию слова «МахаУрРаЛяна» в «УрРаЛ». Словосочетание «УрРа» на языках хеттов, хурритов, башкир, каракалпаков, северных индийцев означает «Великий Змей», «Высокая Земля», «Земля Солнца».

Сопоставим в фонетический ряд слова: Угр (Хуннгар, Джунгар, Суннгар, Хинган), Югра (Югора), Егора, Егоза, Гроза, Гюрза, Юрюзань, Ёрза. Получается нечто извилистое, острое, грозное. Хуннгар – Хуннгвар – Хингвар – Ингвар – Игорь – Егорий, Георгий, Юрий; такой ряд – аргумент в пользу хуннского происхождения племени Одина – пра-норманнов, «ассов, аскеманнов, финнгаллов», вероятно, предков или потомков, короче, родственников «азов», пра-осетинов.

У тюркских народов Поволжья змееобразного злого демона подземного мира зовут Юха (Ювха) [7]; у славян – южных, западных, восточных – он крокодилообразен, двухголов (спереди и сзади) и его зовут [8] Ящер, Яже, Яша, Яше, Ежа, Яха; «баба-яга, костяная нога» с примкнувшим к ней «кощеем» (скелетом) бессмертным. Вот и выяснилось, откуда происходит «бабка-ёжка, костяная ножка». А что за «ступа», на которой она «летает», и почему она именно «баба»?
Тут, по-моему, дело не в женском поле, а в тюркском и других языковых корней слове «баба», «бабай», означающем вовсе не большую или пожилую женщину, а «дед», «старик», «идол», «изваяние».

«Ступа» её – это либо гора с выемкой наверху, по-видимому, вулкан, либо пень, старый ствол могучего дерева, из которого выдолблен этот идол, либо пустой пень-колода, в который вставлен скелет какого-нибудь большого страшного животного (см. новгородский «Коркодил» [8], так его назвали, не «крокодил»). В начале извержения вулкана (а на Урале, на склоне хребта Уреньга, недавно обнаружили жерло потухшего вулкана) вылетает, с диким рёвом и грохотом, грибовидно-змеящееся дымно-огненное облако, течёт, как огненный змей, магма… (ФОТО вулкан, ФОТО ядерный взрыв, РИС Кецалькоатль мочит молотом огненного змея). Зрелище редкостное, да и земля трясётся, ни дать, ни взять, битва гигантов. Когда, интересно бы знать, в последний раз извергался тот вулкан? Фантазия полудикого кочевника могла увидеть в нём и огромного грозного лохматого бородатого старика со змеевидным телом, впридачу мечущего молнии в клубах сухого вулканического пепла (ФОТО молнии в вулканическом облаке и ФОТО молнии в ядерном взрыве)
Ну, а «Яга», «Ляхва», «Лихо» – это один из вариантов звучания «Лиейяхоуат», «Иейяхоуа», «Юхва», «Иегова», «Яхве», «Лягва», «Яже»,  «Яше», «Ящер», «Ежа» – имя повелителя злобы и подземного мира у самых разных народов Евразии – от финно-угров, славян и татар до индо-иранцев.

Итак, «баба-Яга» – это означает просто «идол демона подземного мира зла», а «костяная нога» – естественна  у этого «кощея». Итак, одна из возможных реконструкций жертвенника этого идола выглядит так: некая вулканообразная «ступа», сложенная из земли, камня, или выдолбленная в стволе дерева (колоде), в ней – гигантский многометровый скелет убитого некогда великими предками-охотниками или попавшего в западню запоздавшего к вымиранию прибрежного или болотного пожирателя падали и нерасторопной живности  – тираннозавра, с колоссальным черепом и зубками. Вероятно, такие «коркодилы» потихоньку плодились, размножались и вымирали, а последние, возможно даже, «огнедышащие» в смысле с горячим, смрадным дыханием, возможно, воспламеняющимся от искр при ударах меча о зубы или камни  (из-за высокой температуры [9] при быстром движении живого гиганта и выдыхания фосфорсодержащих, спирто- и ацетоносодержащих продуктов разложения пищи и обмена веществ в организме) экземпляры – убиты древними героями (которые решили пресечь его явления мирным жителям или тем более человеческие жертвоприношения ненасытному чудовищу) где-нибудь в колоссальных болотах Юго-Восточной и Южной Азии (Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Брахмапутра, Ганг, Инд), Междуречья, Нила, Каспия (дельты Волги и Урала, бывшая дельта Амударьи, реки Южного Каспия), Колхиды и вообще Причерноморья (дельты Дуная, лиман Днепра); а также украинского и белорусского Полесья, польской Мазовии, поймы рек Великой, Березины, Одры, Лабы, Рейна. Настоятельно рекомендую поискать скелеты тираннозавров в соляных пустынях и болотах Пакистана, Средней Азии, Ирака, Гоби, Такла-Макан, Невады, Калифорнии, Юты. Нынешнее обнажение дна Аральского моря и залива Кара-Богаз-Гол открывает российским, казахстанским, узбекистанским, туркменистанским палеонтологам уникальные возможности для поисков скелетов и даже засолённых туш древних животных.

По [9], у крупных тиранозавров могли в ходе мутаций и естественного отбора, развиться, как приспособление к водному образу жизни – передние ласты [9] (ФОТО антарктический морской леопард, РИС плезиозавр), а для среднеразмерных и мелких сухопутных, как у плащеносной ящерицы (ФОТО плащ. ящ.) – кожные выросты, пронизанные кровеносными сосудами (для охлаждения головного мозга во время бега) [9], напоминающие крылья или петушиные гребни (ФОТО китайский дракон). Вот и полюбуйтесь на окончательный предполагаемый вид якобы «летучего» «кощея» «бабы-яги», засунутого в «ступу» (РИСУНОК) – типичного страшного зубастого «крылатого» («ластатого») «одноглазого» (с разложившимися мягкими тканями области носа) идола «Лиейяхоуат» по кличке-заменителю «Одноглазый» или даже «Слепой».

-----------------------------
"Дождь! Звонкой пеленой наполнил небо майский дождь!"
(Ю. Шевчук)

То, что меня удивило летом 2006 года.

Итак, ближе к основному тезису. Мы с друзьями из Копейска и Челябинска посетили Таганай. Нам повезло: мы шли под дождём. Грязи и пыли не было, тропинки бурлили из-под камней родниками свежей, чистой воды. Рыжие полевые шпаты и граниты, аплиты. Белый, сверкающий под дождём камень кварцит и белый полевой шпат альбит... Со вкраплениями белой слюды мусковита... Спрятанный от невнимательных глаз полуметровыми пятнами невзрачного твёрдого лишайника... Он растёт в год по доли миллиметра, есть у нас по чему калибровать скорость роста, за 25 лет – 1 см. Полметра в диаметре – это, наверное, около 1000 лет... Вот это живая древность! Не всякое дерево растёт столько лет! А по ней ногами ходят по недомыслию... Курумы (каменные реки), нанесённые в долины сползшими с гор ледниками. "Каменная река" на десять-двадцать километров, с "притоками". Рассказывают [6], что поутру над ней вздымается текущее вверх облако тумана, как над рекой из парного молока...

Розовый, красный, фиолетовый кварцит. Со вкраплениями гематита и мусковита.  Вздымаются стены вверх на сотни метров. Вот они, берега цвета фруктово-ягодного киселя! С как бы золотоцветными прожилками слюд. Да и ягод (брусника) по берегам курумов растёт видимо-невидимо, есть из чего кисель варить!

Когда несколько тысяч лет тому назад (наверное, позже, чем на равнине) ледник освободил вершины гор Южного Урала, земля там была "безвидна и пуста", но не совсем! Ярко-белые, как сахар, или с манной желтизной курумники, наваленные между пламенеющими на солнце, сверкающими блёстками берегами, которые, как ладони Бога, несут в себе ежеутренне струю поднебесного парного молока.

От долины реки Миасс (300-400 м.) до перевалов Таганая (900-1000 м.) по вертикали метров 600. За сколько лет тайга (сосны, выше – ели, ещё выше – пихты, ещё выше, над перевалами – реликтовый, доледниковый можжевельник) могла подняться от речных долин до перевалов? Лесом горы зарастают (экспертная оценка по аналогии со скоростью зарастания хребта Аракульский Шихан за 30-40 лет) на 20-30 см. в год. Значит, эти 600 м. зарастали тайгой 2-3 тыс. лет. Совпадает!
Время ЖИЗНИ древнейших легенд, по нашей оценке, от 2 до 3 тыс. лет. Потому что 1 тыс. – это ещё не легенда, а история, а 4 тыс. лет – легенда уже умирает, как это произошло с легендами шумеров и египтян, ставшими ныне невнятными, разрозненными, но имеющими массу "деток". Например, "наследники" шумерского эпоса о Гильгамеше стали легенды Вавилона и Урарту (и тоже успели состариться и умереть), от них он перешёл к армянам, арабам, евреям, иранцам, башкирам, каракалпакам, и у них живёт в своих вариантах.

Как раз приблизительно 2500 лет тому назад жили известные ныне философы-гуманисты Кун Фу-цзы, Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, и, не исключено, Зороатушторат.  По легендам, Будда бывал не только в Тибете, но и на Алтае, и на Южном Урале. А Заратустра явился в район нынешнего Азербайджана и Ирана с Южного Урала.

При редких землятресениях (например, в Златоусте несколько лет тому назад) в колодцах Южного Урала вода становится тёплой и минерализованной. Для сравнения, полвека тому назад, на Аляске было колоссальное землетрясение, и около 15-ти лет действовало много горячих гейзеров. Это на Аляске-то!

Пагода буддийская удивительно похожа на пихту – типичное дерево высокого пояса Таганная, и непохожа на растения Юго-Восточной Азии. Воды полно, ручьи текут везде, но комаров просто нет почему-то. Запах пихты не любят, или хищники здешние личинок комаров очень любят? Есть ли в юго-восточной Азии деревья, похожие на пагоду? Мне неизвестны, предполагаю, что таких нет и поэтому прообраз пагоды – пихта Урала (или Алтая).

Вот на Откликном гребне нависает остаток скалы, размером с многоэтажный дом,  в форме гигантских крыльев птицы (ФОТО скала). Может, то и есть прототип «Сирина»?
Гора Круглица – предположительно, потухший и разрушенный однократно действоваший вулкан или купол вспучивания, прорванный магмой лишь посередине, затем, по мере остывания, осевший дважды, тоже очень аккуратно, симметрично. Купол, заросший ныне лесом. Над ним – купол поменьше, безлесный, усыпанный камнями, свалившимися откуда-то ещё выше – предположительно, с "языка" или "башни" из кварцево-слюдяной магмы. Судя по размерам лишайников на Круглице, камням этим единицы сотен лет. Значит, Будда и Зороастр, да и староверы могли видеть эдакий колокол или "ступу" (см. буддийские храмы), с высоким тонким каменным белым, с красного тона жилами, языком или гребнем, вздымающимся над двумя последовательными куполами, возможно, лотосообразной формы (как застывший всплеск магмы) (РИСУНОК). Такой формы буддийские "ступы" (ФОТО) и православные колокола (ФОТО). Проекция Луны могла иногда совпадать с этой высокой острой (ныне разрушенной) вершиной Круглицы, дав название Таган-Ай ("подставка, треножник Луны" – башкирское, татарское).

Время от времени (раз в несколько лет) Таганай посещают буддистские монахи. Почему? Зачем? Отмалчиваются.

Дождь… Именно после дождя гипотетическое Беловодье – Таганай (ныне национальный парк России, близ г.Златоуст) – одну-две тысячи лет тому назд являлось путнику поднебесной драгоценной долиной, сверкающей лазурью неба, ало-солнечным златом и бриллиантовой слюдой и кварцем, изумрудом и малахитом пихтовой тайги, чистейшей водой, выжатой Откликным гребнем из облаков.

Ур Ал – "змей золотой" на санскрите, "земля золотая" по-башкирски и по-татарски, "земля под солнцем" или "высокая земля" по-шумерски и по-хеттски [5], перекликается со словами Арал, Урарту, Арарат.

Здесь в 5-м в. до н.э. могли встретиться два человека с разных краёв Земли. И понять: раз есть такое место на Земле – значит, непременно ясное добро одержит победу над злом, а тёмное зло либо погибнет, либо прозреет и станет добром.
От Иремеля и Ямантау до Таганая и Юрмы. Где-то, наверное, ходили эти люди... След простыл на камнях давно, но живы их идеи. Мы живём здесь и сейчас. Мысленно мы с ними.

------------------------
«Короче, Склифосовский!»
(Из фильма «Кавказская пленница»)

Люди! А поехали летом на Южный Урал, по маршруту Ямантау–Иремель–Нургуш–Уралтау–Нурали–Уреньга (и Зюраткуль) – Таганай (и Тургояк) – Юрма – Шихан (и Аракуль) – Иткуль, с чисто научной целью, на поиски признаков легендарного "Беловодья". Искомые признаки: молочные реки, кисельные берега, отсутствие комаров и др. докучливых насекомых, тёплые минерализованные источники, дикорастущие яблони, дикие пчёлы, истинные праведники (снаружи это незаметно).

Маршрут пешеходный, нужны крепкие ноги. И надёжные дружеские руки. Крепкая обувь, чтобы ходить по камням (рекомендуются армейско-милицейские ботинки). По маршруту 2-3 раза встретятся населённые пункты, там можно заправиться консервами. Места дикие, небо на вершинах ночью чёрно-синее, как в Средней Азии. Туманности Андромеды и Ориона видны невооружённым глазом. Звездопады (в мой день рождения их два одновременно).

Для любителей скалолазания – сказочное раздолье, возьмите снаряжение. Вода везде течёт сама почти везде, чистая. Можно параллельно по Юрюзани сплавиться до Ая. На хребте Уреньга недавно обнаружили потухший вулкан.

Южные башкиры считают, что они в древности пришли на Южный Урал из Южного Кавказа и даже из Междуречья. На восточных склонах – лесостепи "страны городов" пра-ариев. По всему маршруту – реки, водопады, пещеры, скалы, стоянки древнего человека. На северо-западе от Южного Урала – земли северных башкир, волжских булгар (татар), древнего народа марийцев, коми-пермяков, удмуртов и др.
Ягоды: черника, земляника, костяника, брусника, голубика, малина, вишня. Грибы: все, в т.ч. белые и маслята. Рай земной? Змеи, волки, рыси, медведи, бешеные ёжики :) тоже есть.

Как говорили великие древние, «Дорогу осилит идущий».

---------------------
Ссылки на источники:
[1] Светлана Владимировна Косолапова. Частное сообщение.
[2] Чирков Ю. Памирский феномен. // Наука и жизнь. 1998. №9. С.22-28.
[3] Иван Александрович Иоголевич. Частное сообщение.
[4] «Велесова книга». (Её происхождение пока не доказано)
[5] «Урал-Батыр». (Научно-популярный телефильм)
[6] Светлана Ефремова. Частное сообщение.
[7] Мифы народов мира. Энциклопедический словарь.
[8] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.
[9] Горшков А.В. К вопросу о среде обитания и образе жизни крупных тиранозавров – физические оценки скорости их перемещения по суше и в воде.  23.09.2005. С.5. // Фан-Томъ, 2005, №5 C.4-17. Изд. ФМЛ №31, г.Челябинск.

----------------------
21.11.2006


Рецензии