Записки о поэзии стихосложение

   «Для всех поэтов – Бог судья,
  Есть в этом истина своя!»
  В. Порядочнов

   Начнём с фраз определяющих настоящую поэзию
«Стихотворная речь не всегда значит поэтическая, и ни важность предмета, ни сила чувства, которыми она вызвана, ещё не делают её поэзией»               
   Владислав Ходасевич

«Рифм благородный пансион проституировало время»
   Игорь Северянин

   «Преобладающий вкус толпы - до сих пор реалистический. Художественный материализм соответствует научному и нравственному материализму»               
   Дмитрий Мережковский

   «Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков – грешно».               
   Валерий Брюсов

   «Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения – нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве – нет искусства». Для кого все в мире просто, понятно, постижимо – тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновенье за грань, где порывание за пределы познаваемого в жажде почерпнуть хоть каплю «стихии чуждой запредельности».                В. Брюсов. «Ключи тайн»

Пожалуй достаточно фраз.

С самого начала должен сделать не большую, но важную оговорку.
Речь пойдёт о классическом построении стихов, без учёта прочих: белых, свободных, верлибров, образцов футуристического направления. В этой статье не делается открытий из области литературоведения, но сконцентрированы некоторые личные знания автора из этой сферы, так сказать некий  дайджест.

Поэзия, друзья мои, - вечна! И это не преувеличение.
Давненько читаю стихи, и «перлы», которыми забавляют нас авторы в сетях и в книжных, брошюрных изданиях.

   Некоторые даже скатываются до непотребства, нецензурных слов.  А за ними числятся звания, дипломы, они руководят поэтическими клубами, литературными обществами, региональными отделениями!

   Авторам, что пишут, 30, 40, 50 и более лет. У некоторых уже возраст солидности.
А поэзия, как я успел заметить, - вечна!

   Одним из первых, известных считается древнегреческий Пиндар, его наследству в этой области около 30 веков!
Хорошо или частично нам известны: поэзия Древнего мира,- Греции, Китая, Японии, Рима.

Средневековье также принесло своих Орфеев: Мишеля Нострадамуса, Данте Алигьери. За ними - целая плеяда других имён. Здесь я должен ограничить свои знания и не стану дальше перечислять имена известных поэтов.
Но это всё не о русской поэзии.

   Как известно Кирилл и Мефодий считаются основателями нашей письменности. Хотя в глубине души, позвольте мне это, считаю, что известные этим вышеупомянутые монахи лишь собрали по крупицам письмена ранних времён, берестяные грамоты, обрывки записей русичей, славян в единую систему, названную кириллицей. Но это моё мнение…
   А дальше дело было так.

Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский заложили основы русской поэзии на все предстоящие века! Таланты взяли эти знания на "вооружение". Перечислять не станем.
 
   Суть следующая: силлабо-тоническая гармония техники стихосложения!
Силлабо-тоника (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на регулярном сочетании и группировании ударных и безударных слогов в стихе.
Куда проще.
   И основатели позаботились о характерных образцах для нашей с вами поэзии у потомков, создав двусложные (двухслоговые) и трёхсложные (трёхслоговые) рифмы в строках, определив их на греческий манер.

Вот такие стихотворные размеры:

Хорей и Ямб – двусложное стихосложение со своими стопами,
Дактиль, амфибрахий, анапест – трёхсложное стихосложение.

Хорей,- в нём ударение идёт на 1, 3, 5, 7, … слоги в строке.
Пример:    «Терек воет, дик и злобен,
            Меж утёсистых громад.
            Буре плач его подобен,
            Слёзы брызгами летят»    М. Ю. Лермонтов

Ямб, в нём ударные слоги  - чётные, то есть 2, 4, 6, 8,… в строке.
Пример:    «Белеет парус одинокий
            В тумане моря голубом…»

   О дактиле, амфибрахии и анапесте распространяться не стану.
Если вас заинтересовала теория, продолжите для себя, набрав в поисковой строке фразу «силлабо-тоническая система стихосложения».

   В поэзии с давних веков существуют придуманные гением мысли твёрдые формы стихов. К ним относятся сонеты, причем со строгой рифмой на итальянский или французский манер. Современные авторы сонеты часто перевирают, отступая от твёрдой рифмовки. Безусловно, это грубый недостаток, но многие на сей факт закрывают глаза. Есть ещё условный английский вид сонета, пример в творчестве английских поэтов и переводов их стихов на русский язык.
   Верхом поэтического мастерства считается «венок сонетов». Примеры можно найти в поэзии Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина.

   Примером английского сонета могут быть все сонеты Шекспира в переводе Самуила Маршака.

   К твёрдым формам также относятся стихи: триолеты, рондо, ронделины и прочие.

   Отдельно следует упомянуть так называемую «онегинскую строфу», именно этой, состоящей их 14 строк строфой был написан роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

   Строфа состоит их трёх четверостиший с повторяющейся рифмовкой и еще двух строк. Пример – В Онегине!

   Различные стихотворные формы распространялись на лирические, одические, эллинские темы. Отдельно в русской поэзии с XVII века существуют православные стихотворные молитвы, сонеты и подражания псалмам. Авторов таких стихов много: Ломоносов, Сумароков,  Полоцкий, Державин, Долгоруков, Глинка,  Вяземский, Жуковский…
На этом наш краткий экскурс в теорию и историю поэзии закончим.

23 декабря 2022 г.


Рецензии