Только что говорил об обиде… Вот как надо относиться к тем, кто нас обижает. (Молиться за них.) Обижают те, кто погибает. Кто действительно несчастен. Тем, что он наносит обиду, он как бы транслирует сигналы «сос». «Пожалейте меня!.. Я такой несчастный!.. Даже вот – не могу вас не обижать…» (Снова читаю) Вот Силуан Афонский - такой святой, который жил, ну вот, 80-90 лет назад – так вот, достаточно новый, который очень важное слово для современного человека сказал – мы с вами обязательно его почитаем, Силуана Афонского – вот он говорил, что если нет в человеке, христианине, любви ко врагам, значит, у него вообще нет Господа, в его жизни. Вера – она познается, как он говорил, по тому, любит ли человек своих врагов или нет. Почему, опять же? Ну вот почему? «Откуда такой мазохизм?» - скажете вы. Любовь, когда тебя мучают. А это не мазохизм. Это вера. Вера в то, что эти люди несчастны. Это раз – что они Бога не знают. Что они находятся под воздействием бесовским. И эти бесы – они толкают в ад! Как другой святой говорил, что ненавидеть человека, несущего тебе зло, злиться на него в ответ – это всё равно что стоящего на краю пламени толкать туда, в пламя. Он и так уже на краю, а ты его своей злобой толкаешь совсем туда. Вот что это вот, по-духовному. Это акт, во-первых, милосердия, к погибающей душе… Никакой он, естественно, не правый, если он приносит тебе страдание. Значит, это несчастный, несчастный грешник. Который гибнет, на твоих глазах. И ты должен пожалеть его, если ты Бога знаешь – это во-первых. А во-вторых, он, своей злобой и своей неправотой, сам того не желая и сам того не зная, приносит тебе великую пользу. Потому что если ты потерпишь его вот эту вот вредность, ты резко к Богу приблизишься. Безвинное, всякое безвинное страдание, особенно незаслуженная клевета, неблагодарность, предательство – если всё это правильно, по-Божиему, перенесено, резко приближает к спасению души, к Богу, к вечному блаженству. Запомните это. Запомните! Это так оно и есть. Это высвобождает из нас то святое начало, которое в нас заложено, которое так сидит, загрязненное чем только хошь, одними только нашими удовольствиями ежедневными, всякими радостями неправедными нашими, а вот этот вот человек, понимаешь ли, добрый, который злой, он вот этим вот воздействием своим – он, с болью, да! не просто так, а с болью, но высвобождает в нас наше святое начало. Вот что они делают, эти люди. И вплоть до того, что чем больше зло, с которым мы встречаемся, тем, с точки зрения духовного мира, бОльшая польза, нами получаемая. Тело может претерпеть вред. А душа – никогда. Если ты не пустишь в себя зло. Если не окрысишься. Если сохранишь доброту. Получишь пользу. И потом, даже в мире ином, ты поблагодаришь этого человека. Чьими руками тебе, по сути дела, Бог принес спасение… А так оно и есть! Если почитать страдания мучеников, там есть такие моменты. Когда мучаемый благодарил мучителей. За то что они освобождают их безсмертную душу от плена вот этого смертного тела. Что они, их руками, отправляются они к Богу, в вечное блаженство. Разве они могли позировать так? Они чувствовали это, и они так говорили. Вот она какая – духовная логика. Там всё наоборот! У этих духовных. У них всё наоборот!
Из вечерней беседы с детьми 13.04.2021
http://proza.ru/2022/10/26/1058
https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/