Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 3 Гл. 2

 Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.3 Гл.2
   Глава  вторая «Осенняя молитва вместе с Мирозданием Божиим».
 Есть пора святая в жизни деревенской —
Осени прозрачной тихая пора.
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра.
Лишь с долин росистых волны фимиама
Возлетят навстречу утренней заре,
Для молитв открыты на просторе храма
Всюду алтари.
На холме высоком, и под скромной ивой,
И в лугу безмолвном, где стоят стоги —
Алтари повсюду, где благочестиво
Остановит путник взоры и шаги.
Паутиной чистой серебрятся жнивья;
Нивы в изумрудный облеклись наряд;
Как паникадила, стройные деревья
Золотом горят.
Произведение с красивым и мудрым названием «Святая пора». Мы уже беседовали                о нём однажды, говоря о Лете Господнем, «в ритме» которого живут не только благочестивые русские люди, но и само Мироздание Божие. (См. также «Лето Господне русской природы». Очерк второй, часть 2).
Сейчас же беседа наша о творчестве русского поэта А.М.Жемчужникова, видящего,                по словам Иеромонах Романа, «таинственную оживляющую силу» «в любой букашке и в любом листе, в мерцанье звёзд, и на земле унылой» - иначе не увидеть, не ощутить, не изобразить Красоту Мироздания Божьего…
К строкам хорошо известно многим автора, Церкви принадлежащего,  будем ещё по мере необходимости обращаться,  а пока возвратимся к поэту, о котором беседу начали...
Красота русского осеннего пейзажа стала, конечно,  источником вдохновения, предметом изображения для многих русских писателей - но в произведении А.М.Жемчужникова самое главное – Святость, к которой прикасается через красоту русской осени лирический герой, а вместе с ним и читатель, если обладает внемлющим слухом и зрением. 
 Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной –
Дыханье созидающего Духа –
 сказал упомянутый уже Иеромонах Роман. И лирический герой поэта 19 века, внимая тишине осеннего деревенского пейзажа, видит прежде всего Красоту Мира Духовного, без которой и красоты земли не было бы. Потому что для христианина природа – Нерукотворный Храм Творца – и, наверное, русский пейзаж – ранней осени особенно -  более всех зримо Храм этот воплощает. Наверное, заметили многие, что золотые листья словно сами «свет излучают»  - и вокруг светло становится, даже если солнца нет и небо пасмурное…   
    Мыслитель Н.М.Тарабукин назвал Софию – Премудрость Божию «Художницей», мир создающей – и родилась эта мысль тоже в пору «осени прозрачной» - времени удивительной красоты пейзажа, что только в России – на Руси Святой  узреть возможно. И вспоминает философ известные всем строки Ф.И.Тютчева:
 Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
 (Книга называется «Смысл иконы»).
  «Дивная пора» и «день хрустальный» отражены и А.М.Жемчужникова – только для него пейзаж словно первая ступень богопознания.  Литургия только начинается…
    Словно кадит  над холмами и лугами, над  ивами у ручья и стогами незримый священник - Сам Творец Неба и земли – открывается Алтарь вселенский -                и начинается Литургия всего мироздания.
И причастны ей те, что «остановят… взоры и шаги», а не пройдут мимо. Те, что ищут Создателя – и внемлют Ему…
И, может быть,  «ясный день», когда небо расчистилось от серых туч, грустные мысли наводящих, подчёркивает, усиливает образ  прояснившегося сознания. И образ души, соблазны преодолевшей, -  подобно тому, как очищается небо от туч – и яркой синевою сияет. Оттого стал видеть человек в Мироздании Божиим «всюду алтари» - и  с Мироздании Божиим в единстве молитву Творцу возносить…
А стихотворение словно из трёх частей состоит – потому беседу в следующей главе продолжим…   
  (Продолжение следует...)


Рецензии