Феномен Калниня или пустые пространства философии
Не так давно состоялся подобный спор, который был мной практически дословно приведён в "Философской пьесе "Мыслитель и философ" - спор "обычного человека" ("Мыслитель") с профессиональным философом ("Философ"). Спор о необходимости и пользе изучения философии.
Фамилия Мыслителя - Калнинь, и он утверждал, что философия неинтересна, поскольку ничего нового чтение философских трудов не даёт, большинство из них есть самопиар, а те немногие, которых считают выдающимися, мыслят так же, как и он.
Если предположить, что Калнинь лжёт, и с целью самопиара намеренно принижает профессиональных философов, ситуация становится тривиальной - такого рода мудрецов у нас предостаточно.
А если не лжет и искренне так полагает? Тогда он либо добросовестно заблуждается, либо он прав. Оба этих предположения схожи по своим последствиям - "профессиональная философия", то есть, философия как массив специальных знаний, разрабатываемый множеством профессионалов, ему не нужен. Все свои потребности - личные, семейные, профессиональные - он удовлетворяет и без философии:
- Я не могу читать книги по философии. Там как будто повторение для меня очевидного или бред. Или я просто вижу психотип автора и понимаю, что это не философия, а просто записанные им свои мысли, в которых его субъективности больше, чем смыслов… …я и не очень понимаю смысл читать философов, если можно просто думать.
И вот здесь возникает также весьма распространённое явление, когда "философия не нужна, если можно просто думать". Субъективно не нужна. А объективно? Если поверить Калниню, то и объективно не нужна:
- Алексей Лосев - вроде близок по мыслям. Книга "Самое само". Полистал, пробежался. Но читать так и не стал, просто потому что примерно так же как он, я сам мыслю. А от того нет ощущения открытия.
Нет ощущения открытия! Вот он, момент объективной истины! А если нет "ощущения открытия", тогда что такое философия для Калниня, человека образованного и несомненно умного? Может быть, не единственный, но очевидный ответ таков: философия для Калниня есть наукообразная систематизация того жизненного опыта, который есть у него самого и который существует в виде набора его собственных понятий и определений.
- Я с детства постоянно о всяком думаю. Мне всегда интересны соотношения явлений. А они повсюду. А чья-то философия, она не своя…С Флоренским и Лосевым, я бы распил винишка и поболтал. Это приятно, но в этом нет открытия. А их требует любопытство…Я не считаю себя философом. Этот термин слишком оброс "великими", забурел и погряз в измышлизмах. Потому при всех моих мыслях, никакую "новую философию" я и не хотел бы создавать. Я считаю себя любопытным.
И собственное осмысление персонального и мирого бытия Калниня устраивает, больше, чем чьё-то другое, "философское". А как же философия? Ей приходится смириться с такими вот умными калнинями, не нуждающимися в ней и даже презирающими её.И не только с ними. "Калниней" не так уж и много, может быть, единицы, а может быть, он и есть единственный в своём роде - умный, выдающийся, дерзкий враг философии. А вот "недокалниней" - очень, очень много - и мучаются они, как от "синдрома Калниня", так и от собственной недоразвитости, помноженной на то, в чём Калнинь был, несомненно прав:
-Потому я ищу книги, в которых написано что то мне интересное, но совершенно новое или даже не доступное. Культовые, в кавычках, книги по философии, в их число не входят.
Свидетельство о публикации №222122301491