Об exit poll. Я верю в Бога, страну и У. Митофски

Exit poll – опрос избирателей непосредственно после голосования, Уоррен Митовски – автор этого изобретения.
Настоящий текст был опубликован в 2007 году в серьезном и богато иллюстрированном журнале «Социальная реальность», который издавал Фонд «Общественное мнение» в 2006-2008 годах. Здесь приводится лишь фрагмент статьи Докторов Б. Прямые продолжатели дела отцов-основателей: Уоррен Митофски и Джозеф Ваксберг (Социальная реальность. 2007. №1) // https://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-220.pdf. Конечно, за прошедшие 15 лет многое изменилось в методологии и организации exit polls, постараюсь проанализировать произошедшие изменения летом-осенью 2024 года, когда борьба за Белый дом вступит в решающую фазу.


Ниже будет рассмотрен генезис предложенного Уорреном Митофски (Warren Jay Mitofsky, 1934–2006) и широко применяемого во всем мире метода опроса – exit poll, или опроса избирателей непосредственно после того, как они проголосовали. В российской специальной литературе и в прессе этот опрос называют “exit poll”, “экзитполл” или “опрос на выходе”. Митофски не любил этот термин, не считал его адекватным (it’s imprecise) и предпочитал говорить об “опросах в день выборов” (“Election Day surveys”) [1]. Впрочем, согласно замечанию Анны Андреенковой, участвовавшей вместе с Митофски в работе Комитета по стандартам качества проведения exit poll Международной организации исследователей общественного мнения (WAPOR), он выступал против расширительного толкования термина “exit poll”, предлагая отличать его от понятия “предвыборный опрос”. Он отмечал, что при предсказании исхода выборов необходимо учитывать как результаты опроса на выходе с избирательного участка, то есть собственно exit poll, так и данные других исследований; в частности – данные телефонных опросов среди тех, кто досрочно принял участие в голосовании, а также простого опроса избирателей на дому после выборов и т. п. По словам А. Андреенковой, Митофски постоянно употреблял термин “exit poll” и ничего не имел против него.


Уоррен Митофски родился в Бронксе. Тогда, в 30-е годы прошлого века, это был один из наиболее криминальных районов Нью-Йорка, в основном населенный выходцами из Польши и Италии. Можно предположить, что родители Митофски – во всяком случае, по отцовской линии – вместе с тысячами евреев эмигрировали в начале века из Польши или одной из стран Австро-Венгерской империи. А. Андреенкова сообщила мне, что его дед погиб в годы Второй мировой войны в концлагере в Чехословакии.


В 1957 году Митофски окончил Гилфордлледж (Guilford College), расположенный в городе Гринсборо (Greensboro), штат Северная Каролина. Затем учился в университетах Северной Каролины (1957–1958 годы) и Миннесоты (1958–1960 годы). Трудно сказать, по каким дисциплинам он получил степени бакалавра и магистра, но скорее всего он имел хорошую подготовку по математике и статистике, иначе не смог бы работать в команде выдающихся статистиков и математиков, сложившейся в конце войны в Бюро переписи населения США. Митофски собирал материалы для написания докторской работы, но не закончил работу над ней.


Небольшой фрагмент мемуарного характера я нашел в статье Митофски 1999 года, в которой он рассматривал особенности выборки при проведении онлайнового опроса. Митофски вспоминал, что четыре десятилетия назад, скорее всего это был период его обучения в Университете штата Миннесота, он подрабатывал в отделе маркетинговых исследований “General Mills” – известного в Америке производителя различных пищевых продуктов. Ему было поручено проанализировать деятельность двух организаций, которые проводили почтовые опросы по выборкам, создаваемым на базе огромных панелей. Он показал, что эти панели не репрезентировали никакой генеральной совокупности и потому не моли дать надежной информации [2, P. 24]. Таким образом, с основами выборочного анализа он был знаком еще в студенческие годы.


В 1967 году Митофски был приглашен в компанию CBS для решения задачи максимально быстрого получения информации о прошедшем голосовании. Первые опросы для CBS делал Луис Харрис (Louis Harris, 1921-2016), однако руководство компании не устраивали его методы выборки и анализа, поэтому при организации новой службы они отдали предпочтение специалисту в области математики и статистики. Вопрос о победителе выборов, особенно президентских, всегда интересовал американских избирателей, и поиск приемов, которые позволили бы ответить на него до завершения официальных подсчетов, имеет долгую историю. Следует помнить, что еще в начале XIX века подсчет голосов в ходе общенациональных выборов занимал несколько недель, и все это время политики и журналисты пытались дать свои прогнозы, обращаясь к быстрейшим на то время способам передачи и переработки информации.


Так, в 1824 году газета “New York Post” использовала почтовых голубей для получения информации об итогах голосования вне Нью-Йорка. В конце первой половины XIX века “Associated Press” передавала сведения о голосовании по телеграфу, но должно было пройти еще два десятилетия, чтобы эта система охватила всю страну. В 1883 году ветеран Гражданской войны, политик и генерал Чарльз Тейлор (Charles H. Taylor, 1846–1921), редактор известной “Boston Globe”, предложил новый по тому времени прием сбора информации. За день до выборов он направлял в тщательно отобранные ключевые избирательные округа своих наблюдателей и по итогам голосования в этих “точках” делал вывод о голосовании в штате.


В известной книге Дэвида Мура (David Moor) история возникновения exit poll изложена по материалам, опубликованным Митофски, и по записям их личных бесед [3, P. 255]. В ней говорится о схеме опроса, реализованной за три года до Митофски Бадом Льюисом (Irwin “Bad” Albert Lewis, 1921), руководившим в то время электоральными опросами телевизионной сети NBC, затем работавшим в “The Roper Organization” и завершившим свою карьеру директором опросной службы “Los Angeles Time” (Los Angeles Times poll).


В 1964 году на первичных выборах в Калифорнии конкуренция была очень высокой, и потому было решено осуществить исследование по схеме, восходившей к Тейлору и применявшейся Харрисом. Однако руководство ряда избирательных участков отказалось от сотрудничества с исследователями, не пожелав представить им результаты подсчета бюллетеней. Тогда студентам, которые, по первоначальному плану, должны были забрать итоги подсчетов с избирательных участков и передать их для дальнейшей обработки, предложили опросить избирателей после того, как они проголосуют. Согласно полученным Льюисом результатам, количество голосов в пользу ведущих кандидатов было настолько близким, что NBC воздержалась от ночного прогноза и объявила имя победителя лишь следующим утром, когда официальный подсчет бюллетеней был почти завершен.


Митофски полагал, что работу студентов колледжей на десяти избирательных участках с трудом можно классифицировать как реальный exit poll. Эти участки не представляли случайной выборки, результаты опроса не использовались для прогнозирования выборов и не применялась специальная процедура репрезентативного отбора избирателей. По словам Митофски, NBC провела свой первый exit poll только после 1973 года. В некрологе, опубликованном в главном для всех поллстеров мира журнале “Public Opinion Quarterly”, Митофски сказал много хорошего о Баде Льюисе (другими именами его никто никогда не называл), но не отметил его вклада в рождение опроса на выходе.


Иную версию рождения идеи exit poll приводит поллстер и обозреватель газеты “Washington Post” Ричард Морин в заметке памяти Митофски [1]. Согласно Морину, методика Тейлора была использована Харрисом и статистиком Дэвидом Нефтом (David Neft, р. 1936), но их подход к отбору ключевых избирательных участков не был статистически обоснованным. Руководство CBS обратилось к Митофски, чтобы он разработал более надежную процедуру раннего определения победителя избирательной кампании.


В 1967 году проходили выборы губернатора в штате Кентукки, и Митофски должен был обеспечить своей телесети первенство в сообщении имени победителя. Он обратился за помощью к аналитику рынка Джорджу Файну (George Fine), и в ходе предварительных обсуждений тот рассказал Митофски об одном из своих исследований для киноиндустрии. Ответственные за прокат хотели знать реакцию зрителей до выхода нового фильма на широкий экран. “Джордж, – вспоминал Митофски, – решил интервьюировать людей при выходе из кинотеатра… Я не могу сказать наверняка, его ли это идея или мы дошли до этого вместе. Но мы сказали: «А почему бы не интервьюировать избирателей Кентукки при выходе с избирательных участков?»” [1] 


Время и дополнительные исследования покажут, в какой мере две эти версии могут сосуществовать, но они сходятся в том, что первый exit poll был проведен Митофски почти сорок лет назад, в 1967 году, в Кентукки. Избирательные участки выбирались случайным образом с учетом количества зарегистрированных на них избирателей. Участок с двумя тысячами потенциальных избирателей имел вдвое большую вероятность войти в выборку, чем с одной тысячей. В целом можно сказать, что отобранные участки репрезентировали электорат.


Интервьюеры встречали избирателей у выхода с участка и просили их заполнить анкету. В зависимости от того, какое количество избирателей с каждого участка следовало опросить, вопросы задавались каждому третьему, пятому или десятому избирателю. Заполненную анкету респондент опускал в специальную “голосовательную” урну CBS. Первые опросы были короткими, но позже количество вопросов в них постепенно увеличивалось.


В соответствии с графиком интервьюеры высылали собранную информацию в центр обработки, так что после закрытия участков можно было быстро получить картину голосования по штату. При этом Митофски звонил в вошедшие в выборку избирательные участки и сравнивал их результаты подсчетов с теми, что получались у него при анализе ответов проголосовавших избирателей. Если все сходилось, он мог объявить имя победителя.


В 1968 году состоялись президентские выборы, exit poll был проведен в 20 штатах, опросный документ фиксировал не только то, за кого голосовали избиратели, но их пол и расу. Многое обрабатывалось вручную интервьюерами и передавалось по телефону, тогда еще не было возможности ввести все в компьютер за один вечер. Имя победителя определялось после сравнения результатов exit poll и подсчета голосов в отобранных избирательных участках.


Конкуренция за то, чтобы первыми назвать имя победителя президентских выборов, была очень высокой. Поэтому Митофски в период подготовки опроса пытался понять, чему отдать предпочтение: скорости или правильности, то есть верному определению имени победителя? Однажды он спросил своего руководителя Уильяма Леонарда (William Leonard, 1916–1994), много сделавшего для становления технологии exit poll: “Если бы у Вас было сто долларов, как бы Вы их разделили между скоростью и правильностью?” [3, P. 257]. Тот ответил: “Я хочу иметь сто долларов на скорость. И сто долларов – на правильность”. Правда, за неделю до выборов он сказал, что не беспокоится по поводу скорости, но хочет, чтобы все было верно. Тема скорости проведения опроса была надолго закрыта. За годы работы Митофски было многое сделано для совершенствования процедуры построения вы борки и проведения интервью, к тому же он научился выдерживать паузу, многократно проверяя свои выводы.


Первые интервью на выходе были короткими, всего несколько вопросов о том, за кого человек проголосовал и почему. Затем объем опросного документа стал увеличиваться. Так, интервью 2004 года, проводившееся службой Митофски на первичных демократических выборах в штате Нью-Хэмпшир, представляло собой две страницы, содержащие 26 вопросов. Первый блок – электоральные установки и поведение: отношение респондента к каждому из демократических кандидатов, его сегодняшний выбор, когда он принял решение, за кого он голосует обычно: за демократов или республиканцев. Второй блок – отношение к политике президента Дж. Буша и деятельности его администрации. Наконец, “паспортичка”: пол, возраст, раса, доход семьи. Это уже ценнейшая информация для построения прогнозных электоральных моделей.


Пример: организация поздних опросов Митофски дает отчет о выборке, которую использовали при изучении голосования на президентских выборах 2004 года. Опрос проводился на 250 избирательных участках и охватил 11 719 проголосовавших. Кроме того, в 13 штатах в ходе телефонного опроса было опрошено 500 человек, не участвовавших в голосовании, и/или проголосовавших досрочно. На избирательных участках опрашивался каждый N-ый избиратель (величина N зависела от численности избирателей, которые должны были на нем голосовать), затем выборка “взвешивалась” на основе специальной двухфакторной технологии.


С 1963 по 1990 год Митофски был исполнительным директором подразделения CBS по опросам, а также отвечал за опросы в день выборов. В 1975 году он организовал службу (poll) “CBS News/New York Times” и руководил ею 15 лет. С 1990 по 1993 год Митофски руководил созданной им организацией по изучению избирателей (Voter Research & Surveys), которая действовала в интересах четырех ведущих американских телевизионных сетей: ABC, CBS, CNN и NBC. Позже она стала называться “Служба новостей об избирателе” (Voter News Service,VNS).


В статье Митофски, опубликованной три года назад, отмечается, что в интервале с 1967 по 1988 год он допустил всего пять ошибок в предсказании имени победителя выборов в штатах и в первичных выборах. В течение последнего десятилетия XX века им было проведено свыше 2000 опросов в день выборов и лишь один – в 1996 году на выборах в сенат в Нью-Хэмпшире – дал ошибочные результаты. Определенные ошибки в exit poll были и на президентских выборах 2000 года – и этот факт получил огромный резонанс. Вместе с тем, вспоминает А. Андреенкова, “ошибки Уоррена всегда вели к тому, что он вновь и вновь переосмыслял сделанное и всегда находил лучшее решение. Его ошибки были двигателями его новых достижений. Он умел их признавать и принимать и справедливо считал, что исследователи – не боги, они могут ошибаться; важно то, что эти ошибки служат во благо развития науки и совершенствования метода. Уоррен верил в статистические методы и методы опроса, он ненавидел свои ошибки, но умел их признавать и учиться на них”. Известный и весьма авторитетный американский обозреватель Дэн Ратер (Dan Rather), насторожен# но относящийся к опросам общественного мнения, однажды сказал, обращаясь к многомиллионной аудитории: “Я верю в Бога, страну и Уоррена Митофски” [1].


В 1993 году Митофски основал фирму “Mitofsky International”, которая провела exit polls во многих странах мира, в том числе в России. Владимир Андреенков, основатель и руководитель московского Института сравнительных социальных исследований, сообщает на своем сайте http://www.cessi.ru, что вместе с Митофски провел опросы на российских выборах 1993, 1995, 1996, 1999, 2000 и 2004 годов. В 2005 году они успешно работали на президентских выборах в Азербайджане.


На сайте AAPOR представлена серия воспоминаний ряда известных поллстеров, посвященных памяти Митофски. В них кратко охарактеризованы многие аспекты его деятельности как исследователя и одного из лидеров профессионального сообщества. В словах прощания Владимира Паниотто, украинского аналитика общественного мнения, отмечается, что, хотя Митофски не принимал непосредственного участия в изучении электората в Украине, с 2002 года он помог в проведении пяти опросов на выходе. Мне представляется крайне важным заявление известного аналитика общественного мнения профессора Филиппа Мейера (Philip Meyer) о значимости вклада Митофски в сохранение истории американской поллстерской ассоциации. Речь идет о том, что именно благодаря Митофски была издана книга “Место встречи” [4] и тем самым для истории сохранена ценнейшая информация о деятельности отцов основателей и пионеров изучения общественного мнения.

Литература

1.Morin R. The pioneer pollster whose credibility you could count on [online]. Date of access: 08.12.2006 http://www.washingtonpost.com/

2. Mitofsky W.J. Pollsters.com // Public Perspective. 1999. June/July [online]. Date of access: 08.12.2006 http://www.ropercenter.uconn.edu/
 
3. D.W. The superpollsters: How they measure and manipulate public opinion in America. New York: Four Walls Eight Windows, 1992.

4. A meeting place. The history of the American association for public opinion research / Ed. by P.D. Sheastsley, W.J. Mitofsky. Ann Arbor: AAPOR, 1992.


Рецензии