Звездинка
На Доске почета читаю:
-Сегодня флаг социалистического соревнования поднят в честь Анастасина Александра Валентиновича, намолотившего семнадцать бункеров овса. Мне, семикласснику, конечно, непривычно, чтобы меня называли по имени и отчеству. Но, разумеется, приятно.
Все точно, все правильно.
Сегодня я победитель. Намолотил больше всех. Овес – самая легкая из всех зерновых культур. Бункер овса весит примерно девять центнеров, пшеница – где-то 11 центнеров, горох потянет на 13. Вот, девять умножить на семнадцать получается 153 центнера.
Если суточная норма для рабочей лошади составляет 12 килограммов овса, то по Малинину-Буренину выходит, что этим количеством, которое я намолотил за день, можно одну лошадь кормить 1275 дней, или три с половиной года.
Отец всегда меня испытывал на прочность. Так и в это раз.
-Завтра на Звездинку,- сказал он накануне вечером,- овес напрямую.
Он знал, что я уже больше месяца работаю один, без комбайнера, который заболел. Ему было интересно, струшу я или нет. Дело в том, что спускаться на это поле предстояло с очень высокого правого берега реки Свияги. На спуске есть в двух местах крутые повороты – настоящий горный серпантин.
Итак, с утра два комбайна пошли на Звездинку. Дядя Юра, матерый комбайнер, старший в этой небольшой команде, поинтересовался, в каком состоянии находится моя машина. Заставил меня подтянуть ходовые ремни и подрегулировать тормоза.
Сам он пошел впереди, я за ним. Спускаться на самом деле несложно. Главное, не свалиться в Свиягу на поворотах. Правильную траекторию надо выбирать заблаговременно. У комбайна управляемые колеса находятся сзади. В этом и состоит главная особенность поворотов.
Спускаюсь, прижимаясь левой стороной к глинистой горе. Жатка немного цепляет, скребет по откосу. Пускай. Главное, не свалиться вправо.
Иду медленно, на первой передаче. Дядя Юра уже спустился и наблюдает снизу за моими маневрами.
Спуск прошел благополучно. Начинаем работу. У дяди Юры что-то с утра не заладилось. Поломка за поломкой. Зато у меня не возникло ни одной проблемы. Убирать напрямую овес – одно удовольствие. Никакой грязи, никаких противных остей, которые лезут в волосы, за шиворот, попадают в глаза. Они бываю у ржи, пшеницы и, особенно, у ячменя. Вот и намолотил, разогнавшись до второй повышенной, семнадцать бункеров.
Вечером, закончив уборку, начинаем подъем в гору. Дядя Юра снова подходит к моему комбайну, все проверяет. Подъем, на самом деле, опаснее спуска. Двигатель у комбайна стосильный, мощный, вытянет куда угодно. Опасность в другом, если начнут буксовать ходовые ремни, комбайн остановится. Удержать его тормозами от скатывания назад не удастся.
Тормоза на СК-4 ленточные. Они устроены таким образом, что при движении вперед держат как бешеные. Можно тормознуть так, что задние колеса, как у игривого жеребенка, подскакивают, отрываясь от земли. В этом случае лента навивается на барабан и тормоза держат прочно. При скатывании машины назад, барабан работает в обратную сторону и не натягивает на себя ленту. Назад тормоза не держат почти никак. Остановишься, комбайн полетит с крутого склона прямо в реку.
…
Этим летом съездил в Казань. Проезжаю мост через Свиягу, которого в те времена еще не было. Сразу за мостом, справа, именно то поле, которое и называлось Звездинка.
Поле уже застроено дачами. Место просто шикарное. Для дач.
Колхоза больше нет. Все разворовано, разграблено. И земля распродана. Как говорится, овес нынче дорог.
Таковы реалии сегодняшнего дня.
2022
Свидетельство о публикации №222122301648