Белые и пушистые

Выступает аспирантка факультета международных отношений. В беленькой блузочке, очень красивая и умненькая. Хорошо поставленная речь. Приятно на нее смотреть.

Белая и пушистая, так и хочется сказать о ней.

Но о чем она говорит? И как она говорит об этом?

Санкт-Петербургский Госуниверситет. Уже на протяжении нескольких лет подряд я являюсь участником международных конференций, которые организует ректор университета Вербицкая Людмила Александровна, крупный ученый, филолог. О ней можно говорить много и восторженно, но не о ней сейчас речь. Мне приходилось представлять на этом форуме позицию Минобороны России.

У белых и пушистых девочек совершенно необъяснимая влюбленность в блок НАТО, который, они уверены в этом, несет нам цивилизацию.

Рольф Вельбертс, директор Информбюро НАТО, с которым приходилось многократно пересекаться на разных форумах, сидит довольный. Все идет по его плану.

Девочки агрессивно атакуют собственное Министерство обороны за, как они утверждают, нежелание идти на диалог с НАТО. Я им объясняю, что такой диалог мы ведем на постоянной основе. Более того, мы уже провели большую совместную конференцию прямо в здании Генерального штаба.

Вот, Рольф Вельбертс, киваю я, подтвердит, так как в подготовке и проведении этой конференции мы оба принимали активное участие. Рольф, как и принято у англосаксов, улыбается как кот, объевшийся вискаса, и ничего подтверждать не собирается.

Мне тогда пришлось выполнять роль эксперта от Минобороны России. Ситуация сложилась неожиданно. От блока НАТО роль эксперта выполнял трёхзвездный генерал Майерс. С нашей стороны планировался генерал-лейтенант Клименко Анатолий Филиппович, двухзвёздный, стало быть, генерал. Но он в последний момент заболел, и Балуевский Юрий Николаевич, начальник Генштаба, сказал мне:

-Будешь тогда сам в роли эксперта.

Задача экспертов заключалась в необходимости прокомментировать каждое выступление, дать свою оценку идеям, содержащимся в них. Это достаточно интересная миссия.

Так мы и сидели в президиуме конференции слева направо – генерал Майерс, лорд Робертсон (Генеральный секретарь блока НАТО), Иванов Сергей Борисович (Министр обороны России) и я, ваш покорный слуга.

Поэтому, объясняю белым и пушистым девочкам, что я все-таки нахожусь в теме. Мне известны основные идеи наших «партнеров», и те, которые были озвучены ими, и те, которые они держат «за пазухой». Все равно, полковник Генерального штаба для них – как красная тряпка для быка. Они меня просто не слышат.

Ничем рациональным невозможно объяснить эту странную идею, которая буквально овладела неглупой, казалось бы, молодежью. Они мечтают о том, чтобы Россия вступила в НАТО.

-А вам известно, что НАТО - это военный блок?- задаю я риторический вопрос, упадающий в пустоту,- а вам известны цели этой военной машины по отношению к нашей стране?  А вам известно, что всего лишь четыре года назад натовская авиация разбомбила мирную страну с ее прекрасной столицей – Югославию? Некоторые натовцы не скрывали, что испытывают удовольствие, наблюдая, как плачут славянские женщины.

Поразительна эта безоглядная ориентированность на Запад, сильно ощущаемая в Питере вообще и в университете, особенно.

Наталия Алексеевна Нарочницкая, мы в перерыве обсуждаем с ней ход дискуссии, возмущается, комментируя происходящее. Из всех выступавших на конференции только двое – она и я представили каждый свою точку зрения, шедшую вразрез с общим университетским подходом.

Наталия Алексеевна – совершенно выдающийся ученый, историк, настоящий патриот. У нее множество работ, посвященных разным этапам истории России, взаимоотношений нашей страны с Западом. Ее усилиями написаны большие толстые книги. А теперь она говорит мне, что молодежь эти книги читать не станет. Они получают информацию из других источников и формируют свое мировоззрение под влиянием вредоносных англо-саксонских идей.

С Наталией Алексеевной мы были знакомы еще до этих конференций. Встречались на разных форумах в Москве. Позднее даже проводили совместный круглый стол в редакции газеты «Красная звезда» по проблемам глобализации [1]. По всем основным вопросам моя точка зрения полностью совпадает с мнением Наталии Алексеевны.

-Напишу тоненькую книжечку, - говорит она, - и коротко изложу там, за что мы воевали. Аспирантки и студентки не имеют даже малейшего представления об этом.

На очередной конференции Наталия Алексеевна презентовала эту острополемическую, богато аргументированную книгу, написанную в стиле натянутой струны. Мне она тоже подарила один экземпляр. Важнейшей задачей современного этапа развития страны она считала «преодоление мировоззренческого хаоса» и неустанно трудилась в этом направлении.

Рекомендую всем почитать ее труды или хотя бы эту «тоненькую», как она сама сказала, книжечку, в которой менее восьмидесяти страниц [2].

А белые и пушистые девочки, будущие ученые, будущие политики, будущие журналисты, редакторы газет и журналов, будущие телеведущие, будущие судьи и прокуроры, они остались при своем мнении. Я остался при своем. Мы друг друга не услышали и не поняли друг друга.

После конференции декан факультета международных отношений СПбГУ Константин Константинович Худолей, ответственный за выпуск материалов конференции, позвонил мне в Москву и сообщил, что мое выступление все-таки, несмотря на чьи-то возражения, будет опубликовано  с небольшими, как он выразился, сокращениями [3]. Спасибо ему за это.

    2006

PS. Чтобы не быть голословным, я привел ссылки на источники, чего обычно не делаю в своих литературных работах.
__________
  [1] Глобализация: военный аспект. // Красная звезда. –2004. –20 марта. –С.5., 24 марта - С.3. [Материалы «круглого стола» в редакции газеты «Красная звезда»].
  [2] Нарочницкая Н.А. За что и с кем вы воевали. –М.: «Минувшее», 2005. -79 с.
  [3] Анастасин А.В. Взаимоотношения России и НАТО: Рецидивы старых проблем и возможности их преодоления. // Материалы международной научной конференции в Санкт-Петербургском Гос. ун-те 7-8 февраля 2003 г. «Россия и Организация Североатлантического Договора после Рима: перспективы партнерства» /Под ред. К.К. Худолея.–СПб.: Изд-во СПГУ, 2003. –С.21-29.


Рецензии