Глобализм, как высшая стадия империализма

                ГЛОБАЛИЗМ,  КАК  ВЫСШАЯ  СТАДИЯ  ИМПЕРИАЛИЗМА 
               
                Чумаков В. А.
               
                г. Дзержинск, НН обл.

Аннотация. В докладе представлен капитализм и его развитие в виде империализма и глобализма, а также советский социализм и его контрреволюционный демонтаж возвратным капитализмом. Показаны критерии государственной и планетарной устойчивости. Компьютерные модели будущего, прогнозируют отсутствие перспектив у капитализма. Предложено создание обновлённого, справедливого общества по образу ноосферного социализма. Высказано мнение о соединении социальной  философии и практики ноосферы в единое научное образование – ноософию. Справедливое мировое устройство связано с установлением обновлённого социализма в нескольких крупных, экономически развитых странах.
Ключевые слова: капитализм, империализм, глобализм, неоколониализм, возвратный капитализм,  социализм, конвергенция, критерии устойчивости, ноософия, объединение социалистических государств.
Annotation. The report presents capitalism and its development in the form of imperialism and globalism, as well as Soviet socialism and its counter-revolutionary dismantling by return capitalism. The criteria of state and planetary stability are shown. Computer models of the future predict the lack of prospects for capitalism. It is proposed to create a renewed, just society in the image of noospheric socialism. The opinion is expressed on the connection of social philosophy and the practice of the noosphere into a single scientific education – noosophy. A just world order is associated with the establishment of a renewed socialism in several large, economically developed countries.
Keywords: capitalism, imperialism, globalism, neocolonialism, return capitalism, socialism, convergence, criteria of sustainability, noosophy, unification of socialist states.

Развитие общества происходит в результате естественной смены социально-экономических формаций, начиная с первобытно – общинного строя, последовательно выходя на  его заключительные этапы: капитализм и придуманное марксизмом, свободное от эксплуатации, искусственное, справедливое состояние – социализм и его высшее продолжение – коммунизм. Капитализм, став в начале 20 столетия монополистическим, превратился, по словам В. Ленина, в своё высшее состояние – империализм, со своими характерными чертами экономического и политического насилия, выразившееся, в частности, в организации мировых войн. Империализм, продолжая свою колониальную политику в отношении развивающихся стран, перешёл в свою следующую стадию, получившее общемировое название в виде глобализма. Это проявилось в экономическом и политическом вмешательстве западных  монополий, и особенно США, в деятельность прочих стран, свидетельствуя о наступлении нового неоколониального «мирового порядка», захватнические действия которого ограничивало лишь присутствие Советского Союза. Появление социалистической страны, быстро приблизившейся к мировым лидерам, резко снизило возможности империализма.

 Для гашения социалистического пламени, стараниями империалистов был взращен немецкий фюрер, сориентированный против СССР, и была спровоцирована мировая война. После второй Мировой Войны, значительно выросли технологические возможности транспорта, связи, радио и телекоммуникаций, существенно сблизившие страны и возможности установления прямых и косвенных воздействий на их экономические, социальные и политические реалии.  Произошло обострение антагонистических противоречий ведущих стран Запада с Советским Союзом, который на основе общественной собственности на средства производства обеспечивал основные социальные права трудящимся многонациональной страны: право на труд и отдых, бесплатную медицину и образование, доступное жильё, развитие национальных культур, создавал уверенность в завтрашнем дне. Социалистическое устройство поддерживало единство, дружбу и взаимопомощь разных национальностей, являющиеся выражением принципа пролетарской интернациональной взаимопомощи разных стран, народов и наций. Интернационализм составлял основу, как внутренней, так и внешней политики СССР.

В третьем мире сложилось отрицательное отношение к этому процессу, связанное с тем, что глобализм воспринимался массами, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах как выражение американских амбиций на управление всей планетой, не вписывающихся в понимание устойчивого сосуществования суверенных государств. В СССР послевоенная история связана с подрывным, информационно – идеологическим воздействием глобализма и его экономическим проявлением – холодной войной, заставляя всё больше средств направлять на рост ВПК – военно-промышленного комплекса, снижая материальное снабжение и благополучие народных масс.  Достижения социалистического строя стояли костью в горле буржуазии западных стран и в первую очередь капиталистов США и основных организованных проводников глобализма: МВФ и ВТО, а также военной структуры НАТО. Мировой империализм, во главе с США, основное острие своих задач направило на разрушение СССР и мировой социалистической системы.
                ************************
Рассуждая о воздействии глобального империализма на другие страны необходимо выяснить их способность к сопротивлению негативным влияниям. Степень способности к сопротивлению воздействиям внешних и внутренних условий на сохранении основ государства определяются критериями социальной и планетарной устойчивости.

Отражение желаний большинства трудящегося населения – справедливое распределение национального продукта, исключение эксплуатации человека человеком, достойные рабочие места, которые объективно ведут к устойчивости государства можно считать за национальную идею, которую так безуспешно разыскивают современные политтехнологи, прислуживающие российской буржуазии. Нельзя же за национальную идею принять один патриотизм, необходимый для защиты родины во время агрессии, но не годный для неизменного сохранения капиталистической власти с целью получения растущего процента прибыли. Некрасиво выдавать лозунг «Обогащайтесь» за национальную идею, хотя он и стучит в каждом сердце доморощенного олигарха. Противостояние намерений обеих социальных групп определяет неустойчивость социального развития, ведущую к деградации общества, к революционной ситуации, исследованной в регулятивно-диалектическом материализме (РДМ) [3, с. 31-38].

Эти соображения позволяют сформулировать критерий социально - экономической устойчивости государства (КГУ). Общественная устойчивость определяется степенью близости и совпадения желания большинства трудового народа, его национальной идеи с желаниями, которыми руководствуется властная, имущая часть общества. Как показывает существование естественно - развивающихся  рыночных социально – экономических  формаций (СЭФ) [2, с. 57], подобное сближение неосуществимо, что и вызывало периодический революционный переход социального устройства на его более совершенный вариант [4, с. 125-126]. Этот же вариант противостояния может реализоваться и в условиях возвратного капитализма, бытующего ныне в РФ.

И только социалистическое общество, исключающее частную собственность и эксплуатацию человека человеком, смогло максимально возможным образом сблизить национальную народную идею с основами государственного устройства, с его естественными требованиями патриотизма. Основные необходимые условия устойчивости социалистического государства в рамках КГУ состоят в неуклонном соблюдении партийного курса на сохранение верности идеям коммунизма, а также в минимально обоснованном оборонном потенциале, способном не допустить агрессивных действий противника из-за неминуемого ответного удара. Достаточные условия устойчивости заключаются в экономическом самообеспечении страны, коммунистическом воспитании трудящихся масс, и постоянном росте их  материального благополучия, убеждающие людей в правильности выбранного компартией курса.

История  Советского Союза показывает  регулярное отступление партийной и советской власти от этих разумных условий, что неизбежно сказывалось на устойчивости социалистического государства, его, т.с., чернового варианта осуществления. Основными причинами разрушения советской страны явились субъективные решения властных органов, связанные с отсутствием разумного, продуманного в деталях механизма планомерного, сбалансированного управления государством, основанного на анализе информации, поступающей от общественного бытия, вызывающем необходимую корректировку финансовых и производственных вложений. Теоретически это выражается в необходимости подчинения государственного управления методике ИРДМ – информационному регулятивно-диалектическому материализму  [4, с. 111-127].

Развитие межгосударственных отношений стран, населяющих Землю, оценивается понятием планетарной устойчивости. В неё входит, в первую очередь, необходимость безопасного и мирного сосуществования государственных образований, определяемая политической волей  власть предержащих основных мировых держав. Вслед за этим стоят социально - экономические проблемы конкретных стран в условиях ограниченных земных ресурсов: борьба с бедностью и безработицей, потеплением климата, экологическими и прочими бедствиями. Решение указанных проблем, составляющих основу критерия планетарной устойчивости (КПУ), зависит от слаженных интернациональных позитивных действий международного сообщества. Планетарное развитие, исходя из благих побуждений устойчивости, должно сопровождаться позитивными явлениями в отношении различных этносов, обеспечивать мирное обще планетное существование государств и помощи в их социально - экономическом развитии, ведущее к планетарной устойчивости всех стран, населяющих Землю. Для этого необходима только политическая воля и укрощение хищнических экономических интересов наиболее продвинутых западных монополий.  Могут ли эти условия реализоваться при повсеместном сохранении капиталистического способа производства? С высокой степенью вероятности следует негативно отнестись к такой возможности. Наличие империализма в форме глобализма ведёт к политическому и экономическому вмешательству монополий США в деятельность прочих стран, свидетельствуя о наступлении нового «мирового порядка», не вписывающегося в понимание устойчивого сосуществования суверенных государств.
                **************************
  Обращает внимание существенная разница планетарной устойчивости во времена двух полярного и ныне существующего, после разрушения Советского Союза, в основном однополярного мира. Одновременное существование социалистических и капиталистических стран, несмотря на свои антагонистические противоречия и начавшееся вскоре после Второй Мировой войны противостояние двух социальных систем, в виде «холодной войны», обеспечивало, при всех трудностях, стабильное, устойчивое и безопасное сосуществование. Оно было связано с реальным могуществом социалистического лагеря, основанного на ядерном щите Советского Союза. Несмотря на балансировании противостоящих стран на грани третей мировой войны западные страны были вынуждены сдерживать свои политические и экономические устремления. Благодаря СССР была разрушена колониальная система, капиталистам западных стран пришлось улучшать материальное положение своего пролетариата, чтобы у него не создавалось желаний для смены капитализма, беря пример с советского народа.
 
Конечно, вмешательство монополий в экономику и социальную жизнь третьих стран происходило постепенно, мозаично меняя привычную, размеренную жизнь государства, осуществляя конвергентный процесс замещения традиционного социально – экономического существования на некий западный  манер. Иногда такое замещение приветствовалось, но в большинстве случаев конвергентное вторжение вызывало возмущение людей. Конечно, люди не в счёт, политику играет власть. Если она противилась подобной замене существующего быта, то главные экономические структуры глобализма, а это были МВФ – международный валютный фонд и  ВТО – всемирная торговая организация, в которых основную роль играли монополии США, организовывали замещение мешающих властных органов на необходимые силовым путём, или просто подкупали существующие власти. Сохранение естественности социума в ответ на конвергентное вторжение инородных монополий определялось твёрдостью и силой воли власти, поддержанные народным движением.

Впервые, практически конвергентное состояние было опробовано в 1921 году, в советской России, когда его теоретическое название ещё не было использовано западными экономистами относительно вмешательства в дела развивающихся стран. Введённый, по инициативе В. Ленина, НЭП – новая экономическая политика, допустившая элементы частной собственности в экономическую жизнь советского государства, способствовала восстановлению, разрушенной Гражданской войной экономики, создавая задел для дальнейшего развития страны.

Допуск капиталистических отношений  во многом разрешил хозяйственные проблемы и уже через несколько лет привёл экономику страны к довоенному уровню.  Однако большинство членов компартии относились резко отрицательно к разгульному поведению непманов и возвращению эксплуатации человека человеком. Восстановив экономику, новые собственники не торопились вкладывать средства в развитие тяжёлой промышленности, основы обороноспособности страны. Поэтому уже с 1925 года советское правительство начало последовательное наступление на частнособственническую экономику, которая с 1929 года прекратила своё существование. Твёрдая власть компартии не позволила новоявленным капиталистам взять верх над социалистической экономикой. Началась ускоренная индустриализация страны. Труд стал почётной обязанностью граждан нового социалистического общества.
                *****************************
История, в лице первых коммунистов, предоставила России шанс показать всему миру истинное направление развития к счастью и процветанию человечества. Соблюдение необходимых и достаточных условий оптимальности критерия социальной устойчивости, наличие единой цели власти и народа, должно было обеспечить продолжительное существование советского социализма. Это могло вызвать неминуемый рост числа стран, вставших на путь строительства социализма, что, в пределе, окрасило бы весь Земной шар в красный цвет социальной справедливости. Интернациональная коммунистическая идеология отбросила бы все распри и разногласия, установив абсолютную планетарную устойчивость на долгие времена. Человеческий фактор – субъективные ошибки советских руководителей дорого обошлись советскому человеку, и ещё долго будут негативно влиять на последующие поколения.

После контрреволюционного возвращения капитализма в Россию на планете установился однополярный мир, исчезла идеологическая причина противоречий России и стран Запада. Казалось, что прочность такой однородной социально - экономической системы должна была возрасти. На деле случилось обратное. Это показало силовое расчленение Югославии, военные действия американцев в Ираке, пробудившие исламское государство ИГИЛ, неурегулированные события на Украине, фашизация Прибалтийских стран, события в Сирии и многое другое. Отсутствие могучего СССР развязало руки властям западных стран и владельцам крупных монополий, усилив глобальный, захватнический натиск на слаборазвитые районы планеты.
 
К этому добавилась слабость РФ, связанная с развалом приватизированной экономики. Необыкновенно быстрое появление долларовых миллионеров и миллиардеров, означающее коррупционную составляющую их доходов; некая «суверенная демократия», обеспечившая постоянное пребывание во власти одних и тех же лиц, более соответствующая авторитарному правлению, чем свободному демократическому волеизъявлению граждан; забвение развития науки, что вызвало бегство творчески одарённых людей из страны; помещение крупных капиталов за границей и многое другое, характеризующее однобокое,  и подчас недопустимое критерием социальной устойчивости управление страной, что создало в мировом сообществе негативное отношение к РФ.
 
Это привело к тому, что западные страны начали проводить экспансионистскую политику по отношению к России и её сырьевому богатству, добавляя к ней экономические санкции. Войска НАТО заняли рубежи восточных границ бывших стран народной демократии, угрожая безопасности и существованию РФ. Осуждающее отношение западных стран к РФ усилил факт легитимного возвращения Крыма, а также добровольное отделение юго-восточных областей Украины от основного государственного образования. Политическая и экономическая составляющая планетарной устойчивости России стала менее прочной.

Рассуждая о глобализме, нельзя не остановиться на текущих военных событиях, происходящих на территории Украины. После возвращения Крыма в РФ и долгих лет борьбы за выполнение минских соглашений, а также непрекращающихся обстрелов территорий Донецка и Луганска, власти России объявили СВО – специальную военную операцию. В представлении обычного человека, операция - это ножичком «чик и готово». Однако российская операция длится с 24 февраля 2022 года и её конца не видать. Желательное прекращение обстрела территорий, вошедших в состав РФ, не произошло. Взятый нашими войсками Херсон был, через какое-то время оставлен. Такое впечатление, что наши военные тянут время и только. А западные страны гонят на Украину военную технику,  миллиардной стоимостью, поток которой никак не могут остановить наши войска. К этому вскрылась «спец. операция» западных руководителей, которые за разговорами о соблюдении «минских соглашений» просто тянули время, в течение которого вооружалась Украина. Об этом поведала коллега Путина по высокопоставленным беседам – бывший канцлер Германии - фрау Меркель.  Первоначальные жёсткие требования по «денацификации и демилитаризации»  сейчас употребляются всё реже. На всё «политическая воля», как об этом как-то высказалось радио «Комсомольская правда» в передаче  полковника В. Баранца «Военное ревю». Остался интересный вопрос – кто её осуществляет?

Наши западные враги, объявившие уже 9-е экономические санкции на экспорт товаров и наложившие дополнительные социальные ограничения на юридических и физических лиц РФ, получают, однако газ по трубе, идущей через Украину, а она не так давно получала и электроэнергию из России (сейчас неизвестно). Как понять это снабжение врагов стратегическим сырьём?  Опять «политической волей» неизвестных лиц, диктующих сохранение «дружеских, партнёрских» отношений с западом? Можно только предполагать, что кому-то из наших олигархов выгодны эти поставки. Недаром говорят – «Кому война, а кому мать родна!». И во всём этом виноват возвратный капитализм, наличествующий в российской жизни.
 
Существующие на планете государства, руководствуются своими эгоистическими интересами, слабо согласующиеся с интересами и пожеланиями других стран. Справедливое управление таким конгломератом разнонаправленных составляющих в капиталистических условиях практически невозможно. Функционирование международных организаций типа МВФ и ряда других также не способствует консолидации и единению стран. Наоборот их узконаправленные блоковые цели способствуют ещё большему разъединению государств. Существование некоего тайного мирового правительства, даже при его наличии, никоим образом не сказывается на повышении устойчивости, безопасности и прогрессивной эволюции мирового сообщества.

Разобщённость территориально и экономически связанных государств обязана существующим капиталистическим социально - экономическим отношениям. Их движущей силой является алчность капиталистов, которые, по словам К. Маркса, при большом проценте прибыли не пожалеют и мать родную, а что тут говорить о чужих странах с чуждым этносом. Упование на возможное понимание проблемы планетарной устойчивости крупными странами, за которыми могут пойти остальные, как показывает практика, весьма утопично.
 
Что надо сделать, например, в РФ для повышения её уважения в мировом сообществе? Установить пропорциональное налогообложение, отказаться от суверенной демократии, независимой от народных масс, отойти от авторитаризма, перейти к действительному народовластию, которое способно отсечь коррупцию, поднять материальный уровень жизни населения, что характерно социальному государству. Вплотную заняться внутренними проблемами, восстановить советскую экономику, достичь звания социального государства. Но на это существующие в России власти пойти не хотят.
                ******************************
Развитому западному капитализму, несмотря на благостную, в общих чертах, картину взаимоотношения власти и основных масс населения свойственна недопустимая социальная обстановка моральной деградации, что наблюдается и в РФ. Не прекращается погоня за максимальной прибылью, происходит рост эксплуатации человека человеком не только своей страны, но и тех стран, куда глобальным образом проникают западные монополии; а также омертвление выпускаемых бытовых товаров, ведущих к пополнению мусорных свалок, и экологическим бедствиям.

Не нужда простых людей в гармоничном развитии, а максимальная прибыль довлеет над капитализмом. Отсюда и его страшный принцип: «человек человеку – волк», свидетельствующий о распаде общества, его неизбежном конце. Согласно регулятивному пониманию истории (РПИ) капитализм встретит неизбежный социальный, экономический и экологический барьер, который человечество сможет преодолеть, только встав на путь ноосферно – социалистического общественного устройства [4, с. 111-127]. Об этом говорят и компьютерные модели будущего, выполненные группой  Донеллы и Денниса Медоузов, в соавторстве с Йоргеном Рандерсом, осуществлённые по заказу Римского клуба [1, с. 3-15].

Уже первые результаты их футурологических сценариев будущего развития, описанные в книге «Пределы роста», выпущенной в 1970 году показали достижение к концу XXI столетия экономического и экологического коллапса [1, с. 3]. В следующей книге «За пределами роста», вышедшей в 1990 году, авторы показали, что: «человечество по многим позициям вышло за пределы потенциальной ёмкости Земли и находится вне зоны устойчивости, т. е. за пределами роста» [1, с. 8]. В 2004 году авторы в третьей книге «Пределы роста. 30 лет спустя» обосновали более глубокий тезис «о принципиальной конечности ресурсного потенциала биосферы Земли», связанный с капиталистической сущностью исследуемого общества [1, с. 13].
 
Авторы предполагали выпустить четвёртую  книгу о своих прогнозных исследованиях будущего человечества, но один из авторов - Деннис Медоуз признался, что: «нет смысла снова описывать сценарии будущего, поскольку при всех разумных допущениях, это сценарии коллапса…» [1, с. 15]. Этот анализ развития капитализма, осуществлённый в недрах буржуазного общества, недвусмысленно подписал смертный приговор частнособственническому устройству социума. Негласный результат прогнозных исследований группы Медоузов заключается в отказе развитых стран от капиталистических социально – экономических отношений, что может составить основу планетарной устойчивости Земного шара.

Появление и существование капитализма противоречиво сочетает бурное промышленное развитие, с нарастающей и неустранимой социальной и планетарной неустойчивостью. Капитализм как общественно - экономическая формация нужна истории только как промежуточный этап перехода от дикости, невежества и суеверия феодализма к цивилизованному и справедливому устройству общества, в котором могут быть достойно развиты способности каждого человека. В этот период происходит, по словам того же Маркса, переход от предыстории человечества к подлинной его исторической сущности. Мечта людей о действительно свободном от насилия, справедливом в социально - материальном плане, чистом в нравственном отношении, социально устойчивом обществе должна в перспективе сбыться, не позволив оборвать цивилизационное  развитие планеты ядерным коллапсом.
 
Для этого, согласно научно – обоснованному регулятивно – диалектическому механизму общественного развития, необходимо накапливать в общественном сознании потенциал сопротивления эксплуататорскому классу, чтобы в некоторый момент времени составляющая общественного сознания эксплуатируемого класса превзошла составляющую эксплуататорского класса и появилась возможность, путём классовой борьбы, изменения социально – экономических отношений, основы социально – экономической формации [4, с. 125-126].
               
                ************************
Однако создавать «повторный социализм» по старым советским лекалам нельзя и неблагоразумно. Основные социалистические принципы: «общественная собственность на средства производства; от каждого по способностям, каждому по труду; кто не работает, тот не ест» и некоторые другие, должны быть оправлены в разумные рамки, отличные от существовавшего в советское время социального насилия. Известное понятие ноосфера, сфера разума,  первоначально относящееся к рациональному воздействию общества на природу, создавая ей оптимальные условия, должно быть переориентировано на разумное отношение человека друг к другу, на ответственное отношение человека к обществу, а его к человеку и только после этого к природе.

К сожалению, ноосфера представляла собой слабо связанное, как бы отдельное от других составляющих общества прогнозное учение, затрудняющее его исследование, по крайней мере, никаких прямых связей с основными социально-экономическими показателями, отражёнными в понятии социально-экономической формации (СЭФ) не имелось. Ноосфера необходимо нуждалась в некоторой научной проработке, становления нового витка своего развития, которую автор видит в соединении её с философией, совместная научная деятельность обоих должна исследовать и разумно изменить общество, названное автором НООСОФИЕЙ. Пересматривая свои философские сочинения, в порядке подготовки данного доклада, автор понял, что почти все они были подспудным выражением ноософии, решая задачи развития идей марксистско – ленинской философии, одновременно предлагая разумные меры по деятельностному установлению  справедливого и равноправного общества, характеризуемого понятием ноосферного социализма.
 
Исходя из предполагаемых свойств, ноосфера может быть реализована в условиях относительного равенства людей по материальному состоянию,  в отсутствии эксплуатации и частной собственности на средства производства, что означает невозможность её существования в реальностях капиталистического способа производства. Возможности появления ноосферы, генезис её развития имеет не только теоретический, но главное - практический интерес. Как произойдёт её становление, случайным образом, как когда-то человека выручила генетическая эволюция, подарившая ему членораздельное голосообразование - зачатки сознания [5, с. 247-257], или вполне осознанно, в силу революционного движения по свержению буржуазного строя и установлению материального равноправия – белового варианта обновлённого социализма.  Свержение в современных условиях возможно вполне мирным путём, в результате выбора достойного своего народа человека, а не таких тщеславных и самолюбивых людей, вроде Горбачёва, Ельцина и иже с ними.

Нужно создание не просто социализма, а ноосферного, разумного, долговременного и устойчивого обновлённого общества социалистического типа, а впоследствии и разумного коммунизма. Коммунизм на планете возможен при наличии нескольких стран, готовых перейти к коммунистическому устройству общества. Такое содружество крепких и экономически развитых государств может в полной мере обеспечить критерий планетарной устойчивости, что создаст благоприятную почву для дружеского развития многих государств Земного шара. Разумность и ответственность должна начинаться с первых шагов строительства справедливого и равноправного общества и сохраняться до появления новых тенденций мирового общественного развития.

                ЛИТЕРАТУРА
1. Данилов - Данильян В.,  Рейф И.  За пределами роста // Наука и жизнь, 2015, №10.
2. Чумаков В.А. К вопросу закономерности развития общественно-экономических формаций //Система экономической сферы общества. Материалы 40 академического симпозиума, 15 ярмарки идей. Н. Новгород, 2012
3. Чумаков В.А. Регулятивное развитие социальной материи  /Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. Научный журнал. 2014, №2, с. 31-38.
4. Чумаков В.А.  Исследование проблем исторического развития // Система экономической сферы общества. Материалы 50 академического симпозиума, Н. Новгород, 2022, с. 111-127.
5. Чумаков В.А. Некоторые вопросы происхождения человека  //Науки о человеке в современном мире. Философский век. Альманах, выпуск 23. Материалы международной конференции. Часть 3. С-П, 2002, 427 с.


Рецензии