Японские минисубмарины. Часть 1

Уже не первый раз я обращаюсь к теме подводной войны в ХХ веке.  Она началась в годы Первой мировой и показала, что подводные лодки имеют преимущество в скрытности при атаках даже на большие надводные корабли, что приводило к гибели последних. Это оружие войны на море  совершенствовалось все межвоенные годы, и продолжилось тогда, когда вовсю шли боевые действия на морях и океанах.  Сегодня речь пойдет о японском военно-морском флоте в части развития в нем небольших подводных лодок, которые отнесены к категории мини-субмарин.

Японцы начали их применять с первого дня войны против США, а потом и других стран. Попробуем оценить соотношение ресурсов, потраченных на их создание и достигнутые результаты.

Начнём с лодок Ko-hyoteki "A". Вот лодка этого типа Ha-19, захваченная в ходе нападения на Пёрл-Харбор (фото на заставке)

Водоизмещение 46 тонн, длина порядка 24 метров, подводная скорость до 19 узлов. Привод был только электрический, два винта на одном валу, вращавшиеся в противоположные стороны. Могла пройти 100 миль при 2 узлах, 80 миль при 6 узлах, 18 миль при 19 узлах. Экипаж 2 человека, вооружение - две 450-мм торпеды и заряд взрывчатки весом 140 кг.

Доставлялись они к месту применения специально оборудованными подводными лодками-носителями, всего их было построено порядка 60 единиц.

Далее я постараюсь скомпоновать описания событий из различных источников, нередко приводящих отличающиеся друг от друга факты.

Итак, пять Ko-hyoteki Type A, вооруженных торпедами Type 97, были запущены с пяти материнских подводных лодок Type C1 в рамках атаки на Перл-Харбор. Им было приказано атаковать любые корабли, которые попытаются покинуть гавань.

Вход в гавань ночью 7 декабря патрулировал эсминец USS Ward:
В 03:57 тральщик USS Condor световым семафором сообщил эсминцу, что заметил перископ подводной лодки вблизи военного транспорта USS Antares. До нападения японской авиации оставалось ещё несколько часов.

Транспорт то ли ждал буксир с базы , чтобы передать ему приведённую им баржу, то ли собирался сам входить в гавань. Эсминец тут же начал шнырять вокруг в поисках лодки, но до поры безуспешно. Неясно, подбиралась ли лодка именно к транспорту или пыталась вслед за ним преодолеть боновое заграждение на входе в базу.

В 6:30 вахтенные на мостике "Антареса" также заметили перископ и уведомили эсминец, а в 06:37 он сам обнаружил его и пошёл в атаку. Он обстрелял место нахождения лодки снарядами и сбросил несколько глубинных бомб. В 2002 году остатки лодки со снарядной пробоиной в рубке были найдены. Обе торпеды оставались в аппаратах. Это была I-20tou. Командовал ей энсин Сакамаки. Вторым членом команды был старший уоррент-офицер Аннагаки (по крайней мере так звучит его фамилия в ролике из американского музея)
Они стали первыми японцами, убитыми американцами во Второй мировой войне.

I-24tou (Ha-19) сбилась с пути из-за неисправного гирокомпаса, дважды наткнулась на рифы и, наконец, оказалась на пляже Вайманало на восточном берегу Оаху. Подлодка была захвачена с обеими торпедами в аппаратах, а ее командир стал первым японским военнопленным на войне с американцами.

I-22tou вошла в Перл-Харбор и выпустил обе торпеды в сторону USS Curtiss и USS Monaghan сразу после начала воздушной атаки. Одна торпеда выскочила на мель у острова Форд, а другая попала в пирс у Перл-Сити. Монаган протаранил подводную лодку, а затем добил ее глубинной бомбой.

Обломки лодки были обнаружены вскоре после нападения, а позже во время войны использовались в насыпи во время расширения базы подводных лодок Перл-Харбор. Корпус был выкопан из неё в 1960-х годах, но почти сразу же перезахоронен. Согласно некоторым источникам, останки ее экипажа остаются на борту.

I-18tou, запущенная с материнской подводной лодки I-18, была уничтожена глубинной бомбой в лагуне Кихи за пределами Перл-Харбора между входом в гавань и Гонолулу, теперь это место под расширенными взлетно-посадочными полосами международного аэропорта Гонолулу. Водолазы ВМС США подняли ее обломки 13 июня 1960 г. с обеими торпедами на борту.

I-16tou передала по радио сообщение с кодовыми словами, указывающими на то, что её атаки были успешными, но она так и не вернулась ни на одну из материнских подводных лодок. Действия подводной лодки в тот день и ее последующее местонахождение долгие годы оставались полной загадкой. Анализ фотографий, проведенный независимыми исследователями и опубликованный Военно-морским институтом США в 1999 году, показал, что она могла успешно запустить торпеды по USS West Virginia и USS Oklahoma во время воздушной атаки; но это продолжает вызывать споры.

Дальше история достаточно тёмная. Якобы ещё во время войны она была обнаружена на дне океана к югу от Оаху в виде обломков, похоже, что был взорван заряд взрывчатки на её борту. Не осталось свидетельств, находились ли там же и остатки торпед или всё-таки они ушли в цели ещё до её гибели.

Итак из пяти лодок только одна, возможно, отстрелялась по американским кораблям, но это, как говорится, неточно.
***
В 03:00 30 мая 1942 года одна из пяти больших японских подводных лодок запустила разведывательный самолет к северо-востоку от Сиднея, Австралия. Облетев гавань, самолет вернулся, сообщив о «линкорах и крейсерах» в гавани. На самом деле самым большим из присутствующих кораблей был тяжелый крейсер USS Chicago.
Следующей ночью около 04:30 были выпущены три сверхмалые подводные лодки типа А.

Первая запуталась в противоторпедной сети, подвешенной между мысом Джорджс-Хед и Грин-Пойнт. Прежде чем HMAS Yarroma смог открыть огонь, два члена экипажа подводной лодки уничтожили свое судно подрывными зарядами и покончили с собой.

Вторая подводная лодка вошла в гавань и направилась на запад в сторону Харбор-Бридж. Примерно в 200 метрах от Гарден-Айленда подводная лодка была обстреляна USS Chicago. Затем она выпустила две торпеды по крейсеру. Одна торпеда вылетела на берег острова Гарден, но не взорвалась.  Другая прошла под голландской подводной лодкой K9 и ударилась о дно гавани под кораблем HMAS Kuttabul. В результате взрыва погиб 21 моряк. Завершив свою миссию, подводная лодка выскользнула из гавани и исчезла (её обломки были обнаружены в ноябре 2006 года примерно в 20 милях к северу от гавани; сейчас они охраняются как воинская могила).

Третья подводная лодка была замечена HMAS Yandra у входа в гавань и получила глубинную бомбу. Примерно через четыре часа, устранив повреждения, она вошла в гавань, но впоследствии была атакована глубинными бомбами и потоплена в заливе Тейлор кораблями Королевского флота Австралии. Оба члена экипажа подлодки покончили жизнь самоубийством.

***
Японские подводные лодки I-10, I-16 и I-20 прибыли к берегам Мадагаскара 29 мая 1942 года. Самолет-разведчик с I-10 обнаружил 31000-тонный линкор HMS Ramillies, стоявший на якоре в гавани Диего Суарес, однако самолет был замечен, и Ramillies сменил место стоянки. 30 мая 1942 г. I-16 и I-20 спустили на воду две сверхмалые подводные лодки типа А, одна из которых сумела войти в гавань и выпустить две торпеды, находясь под атакой глубинными бомбами двух корветов. Одна торпеда серьезно повредила Ramillies, а вторая потопила нефтяной танкер British Loyalty (впоследствии снятый с мели). Позже Ramillies был отремонтирован в Дурбане, Южная Африка, и Плимуте, Англия, прежде чем с отличием участвовал во вторжении в Нормандию.

Одна из подводных лодок была выброшена на берег в Нуси-Анталикли, и экипаж двинулся вглубь суши к месту сбора возле мыса Эмбер. Когда они купили еду в деревне, жители сообщили о них властям, и через несколько дней они оба были убиты королевскими морскими пехотинцами. Вторая сверхмалая подводная лодка была потеряна в море, а тело одного из ее членов экипажа выбросило на берег днем ;;позже.

Истории подобного рода случались во многих флотах мира, не минула она и японский. Участники события - подводная лодка YU-3001 и транспорт "Идзу Мару". Лодка относилась к интересному классу этих кораблей - армейская транспортная подводная лодка. Торпедного вооружения они не имели вообще и строились с целью снабжения отдалённых островных гарнизонов, когда надводные суда уже практически не имели шансов выполнить эту задачу, ввиду полного господства противника на море и в воздухе.

Эти лодки строились на разных верфях и были практически одинаковы, отличаясь лишь обводами рубки и разным набором зенитного вооружения. Лодки производства Japan Steel Works имели номера, начинающиеся с 1001, Ando Iron Works обозначало свою продукцию номерами с 2001, а корейский Chosen Kikan Seisakujo Jinsen Kojo Seizotai (Корейский машиностроительный завод по производству лодок в Инчхоне)начинал отсчёт с 3001, так что наша героиня была первым детищем этой фирмы.

Но именно снимков этой серии лодок я не нашёл, впрочем, их было изготовлено только 3 единицы, может, поэтому и не попали в объективы, да и судьба их была незавидна. Лодки совсем небольшие, могли доставлять всего лишь 40 тонн груза на расстояние 1500 миль.

Итак, 2 августа 1944 года YU-3001 была официально передана японской армии, а 9 августа направилась в Японию, на главную базу транспортных лодок в Иё-Мисима, префектура Эхимэ на берегу Внутреннего моря. Префектура эта исстари славилась своими пиратами, так что место было насиженное.

Путь лежал на юг вдоль западного побережья Корейского полуострова. С наступлением тёмного времени суток командир лодки старший лейтенант Тошихико Дегучи приказал бросить якорь у небольшого острова близ Кунсана, пора было и отдохнуть от трудов ратных.

Меж тем, к этой точке приближался небольшой (валовой вместимостью 882 брутто-тонны) японский транспорт "Идзу-Мару", построенный в 1943 году. Его капитан, Сейношин Хияма был настороже, поскольку в Жёлтом море уже бесчинствовали американские подводные лодки, да и вражеская авиация досаждала. А посему капитан действовал как раз наоборот, днём отстаивался у какого-нибудь островка, а по ночам пробирался к назначенной цели.

При лунном свете около полуночи наблюдатель на квартердеке "Идзу-Мару"обнаружил в бинокль подозрительный силуэт. Он выглядел как подводная лодка с боевой рубкой и палубной пушкой на расстоянии около 1500 метров недалеко от острова. После доклада вахтенного капитан сухогруза сверился с альбомом по распознаванию боевых кораблей и подводных лодок. Ни на одну японскую лодку таинственный силуэт не походил, да и неудивительно, ведь это была первая лодка нового проекта, в альбомах её ещё не было. Но откуда же было знать об этом бравому капитану "Идзу-Мару"?

Как истинный самурай, он решил не трусливо скрыться во мраке, а вступить в бой. Но поскольку пароход был не вооружён, принял решение таранить супостата. Кэп сыграл боевую тревогу и приказал стармеху развить максимальный ход. Тоширо Курашиге и его кочегары не подвели, судно быстро разгонялось. Надо сказать, что на лодке верхняя вахта не дремала. Приближающееся небольшое грузовое судно было замечено, но кто же думал, что оно собралось идти на таран?

Когда на лодке поняли, что дело добром не кончится, предпринимать что-либо было поздно. "Идзу-Мару" врезался в левый борт лодки, проделал большую пробоину в цистерне главного балласта №4. От удара спящих подводников повыкидывало из коек, отключилось электричество. Но главной бедой было то, что в прочном корпусе образовалась трещина.

Из персонала лодки пострадал лишь один человек и это был представитель штаба капитан Канадзава. Он получил ожог лица расплескавшимся едким натром. Уж как флагманский штурман нашёл эту жидкость, пояснений нет.

Транспорт дал задний ход, чтобы повторить атаку и тут на его палубе услышали отчаянные вопли с лодки на чистейшем японском языке: "Свои, свои!!!". Добавляли ли подводники что-либо покрепче, история умалчивает.

Капитан Хияма тут же отдал команду спускать спасательные шлюпки и идти на помощь пострадавшим. Когда на месте со всем этим безобразием разобрались, "Идзу-Мару" направился в Кунсан, где ему вырезали изувеченную часть форштевня и произвели необходимый ремонт. Капитана судна допрашивали военная полиция и представитель штаба ВМФ. Было установлено, что в сложившихся обстоятельствах Хияма проявил похвальное мужество! Капитана Кавадзаки отвезли в госпиталь, где он провалялся до декабря. А лодку направили для ремонта в Пусан.

На этом её приключения не закончились. Когда она приблизилась к южному побережью полуострова, неожиданно рядом упал в воду самолёт морской авиации. Подводники взяли выжившего пилота на борт. И тут он узнал, каково находиться на лодке во время артиллерийского обстрела. Дело в том, что со стороны приблизившегося конвоя открыли пальбу по не имевшей возможности погрузиться субмарине. На лодке скакали и размахивали всем, что возможно, подавая сигналы. И это помогло. Стрельба прекратилась, конвой проследовал мимо.

До Пусана лодка добралась только 18 сентября. И тут выяснилось, что капитально устранить повреждение прочного корпуса не удастся и лодка по назначению использована быть не может. Так она и дожила до конца войны в Мисиме в качестве учебной. Вообще, этому проекту не повезло, YU-3002 утонула во время шторма, а все заложенные, начиная с YU-3004 так и не были достроены.

А что же с "Идзу-Мару"? Тут такая штука, чем подобные исследования и интересны. Согласно книге Крессман, Р.Дж. , "Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне", судно было потоплено 9 августа 1945 года во время налёта авиации на порт Сиогама.

А когда я во время написания этой статьи зашёл на сайт Vessel Tracking, где отслеживается положение судов на данный момент, то по запросу "Идзу-Мару" получил ответ, фрагмент которого привожу ниже:
IZU MARU (IMO: 4050778) is a General Cargo registered and sailing under the flag of Japan. Her gross tonnage is 873 and deadweight is 1582. IZU MARU was built in 1943.
Назначение, валовая вместимость и год постройки совпадают. Значит, жив, курилка? Могли ведь поднять и восстановить после войны, не так ли? Чего только не бывает.

А причём тут хрен, спросит придирчивый читатель. Просто я хотел найти, что означает слово Идзу и вот что узнал. Это название полуострова, славящегося по всей Японии не только как курортное место, но и как крупнейший производитель васаби, растения, которое называют японским хреном, без приправы из которого японскую кухню представить невозможно. Чтоб вы знали, килограмм этого корня стоит порядка 200 евро, поэтому в подавляющем большинстве ресторанов за пределами Японии используют имитацию васаби на основе обычного хрена, специй и пищевых красителей. Есть французский фильм с Жаном Рено в главной роли под названием «Васаби», в котором герой ест эту японскую приправу и не морщится.

Настоящий же васаби настолько едок, что группа японских учёных в 2008 году разработала на его основе пожарную сигнализацию для глухих или спящих людей. Прототипы новой бесшумной дымовой пожарной сигнализации, которая распыляла консервированный экстракт васаби в комнату, сумели разбудить 13 из 14 испытуемых в течение 2 минут. Один субъект, который на самом деле глухой, проснулся всего через 10 секунд после распыления эссенции васаби.

По словам доцента Макото Имаи из Университета медицинских наук Японии Сига, «эксперимент был полезен для того, чтобы гарантировать, что новое устройство позволит людям с нарушениями слуха спастись во время чрезвычайной ситуации».
Не знаю, почему, но японские учёные за эту разработку были удостоены в 2011 году Шнобелевской премии.

Окончание следует.


Рецензии