Хорошо в деревне летом... Сенокос

Из цикла "Из истории нашей семьи"   
                «Лето, ах лето,               
                лето звездное звонче пой...»

               
Сегодня зима. Здесь «у нас метели и пурга, скоро ожидаем снегопада»* , а мне почему-то вдруг вспомнилось лето...Лето из далёкого детства. Я родом из Советского Союза. А тогда было принято приезжать на каникулы или в отпуск домой в деревню , чтоб хоть как-то помочь родителям, ну и отдохнуть от городской суеты и шума.
    А работы в сельской местности всегда хоть отбавляй...У нашей мамы было так...С рассветом (а светает летом рано- в 4 часа) начинается дойка коров, потом надо отогнать в стадо, потом готовить , потом огород, потом стирать, мыть,  выбоину в печке замазать , потом забелить эту замазку, потом... потом...и так до вечера , когда загнать корову после стада, подоить...и скорей бы лечь, даже и есть уже сил не хватает. 
        Хорошо тому, кто не замечает всю эту работу и спокойно  спит , пока мама  крутится как юла...Я тогда , по молодости, тоже не всё замечал, и спал...
А ещё есть пора сенокоса...Скосить , согрести, привезти , разложить просушить недельку и сложить в копну... Романтика... незабываемые впечатления...
       Я участвовал в этом не раз , ездили и в поля и по оврагам , но всегда в неудобные места, там где колхозу было не с «руки», тяжело и невыгодно. Папа наш был невысокого роста , чуть сутуловатый , но шустрый, немного суетливый , бывший фронтовик-артиллерист. В войну свою сорокапятку возил на конном передке — передняя пара колёс, за которую цепляли орудие.
      А соседский дед был высокий , статный, чёткий - с зычным командным голосом- ну «настоящий полковник». В войну был стрелочником на железной дороге, поэтому не воевал.
И давали тогда железнодорожникам такое право, как косить сено вдоль полотна. Но это была ещё и обязанность , надо было этот выделенный участок очистить и от мусора и старой травы. Участки  выделяли по пикетам (100 метров полотна дороги).
     Соседские отношения были как и везде в деревнях, более менее ровные... в чём-то помогают, потом надуются — не разговаривают , потом кинут друг другу в огород по паре лопат «навоза» и опять мир и дружба...
       Предложил как-то сосед сделку -  покосить сено на его пикетах. И сена себе накосишь и мне подсобишь... А что — нормально, нам то негде косить, а ему столько не надо, а очистить пикет надо...                Поехали... Правда не столько сена досталось , сколько очистки придорожного полотна от старой травы и мусора, при этом сосед четко проверял качество работы...И было это рутинно и неинтересно. Но приходилось , потому что косить-то негде было.
    Но иногда , правда меньше , чем хотелось бы, папе удавалось взять ордер на сено в лесу. Вот это было классно, интересно и красиво...
Напрямик недалеко 6 км , но через небольшой перевальчик, вроде и не горы , а холмы серьёзные. Доно - Медведицкая гряда называется. А для лошадей, да с большим грузом, проблема  бывает  , и едут тогда в объезд, там ровнее намного , но по расстоянию уже около 17 км.
      Приехали , начали косить... лошадей распрягли. Так им легче со всякими кровососами справляться. Кто это проходил , тот хорошо знает , что такое в лесу комары, оводы и прочая мошкара — это ужас и даже не тихий, особенно под вечер , когда ветер стихает...
Пока старшие косили и согребали сено , дети вроде как и отдыхали, собирали ягоды, ловили жуков, бабочек , собирали всякие травы и цветы для гербария, ну по мере сил и желания в чём то помогали.
     Это был настоящий лес, заповедник... На подъезде к лесу, в низине был пруд - хороший большой , с зарослями камыша и травы. Там водились утки — разные , и в том числе огари. Огарь - земляная утка - была у нас редкостью. И увидеть их было большой удачей и там мы их частенько видели . А выше пруда начиналось поле. Огромное. И почему-то летом земля там была вся в огромных трещинах...я это хорошо запомнил...такие  трещины , что детская нога могла и провалиться, и папа побаивался меня туда пускать.
         Посевы там были какие-то низкие и редкие , и вот там я видел дрофу и гонялся за ней...и мне кажется не один раз... Но папа опять-таки не особо разрешал к ней приближаться :
   -смотри, а то развернётся да в глаз клюнет...она вон какая здоровая...
Скорей всего где-то там у неё было гнездо, а так бы она вряд ли держалась в одном месте.
       Поездок в этот лес , а называли это почему-то  - «за кордон», было много , и разных встреч с разными зверями и птицами было много и  в какой раз что было, трудно вспомнить. Но какие-то эпизоды всплывают...
 Один раз приехали в этот лес , папа начал косить , мама подгребать валки , а я почему-то один взял эмалированную мисочку и пошел собирать землянику. Ягод было много , но не очень крупные.  И я выбирал покрупней в миску, а все остальные - в рот...Как-то увлёкся и зашел далеко от нашего стана. Не заблудился — место было знакомое — просто далековато , для моего возраста. А было это от силы лет в семь — восемь.
       На полях , пока ехали, было очень жарко, а в лесу благодать — такой приятный ветерок, такая прохлада, да еще всякие травяные запахи, буйная зелень, море цветов... ну рай на земле... Но вот чего нет в лесу летом — то это тишины... Летом в лесу стоит можно сказать — гвалт.  Пищат, свистят, чирикают разные птички, квакают — заливаются лягушки в пруду, стоит гул от мошкары, кузнечиков,  пчёл и ос, шмели и оводы так пролетают, что аж вздрагиваешь и голову втягиваешь, вороны своё вещают, витютени тянут свои заунывные песни — какая там тишина...
       И вот так я навстречу ветерку и шел по лесу, приятно так лицо охлаждает...
Собираю ягоды и вдруг среди всех этих звуков заметил, как сорока начала как-то особенно назойливо крутиться и стрекотать... Ягоды были на полянке , а вокруг плотные заросли и чаща... Спрятался я за какой-то куст и стал присматриваться, где она есть, и что её так надирает... Вроде тихо и нет никого... Эх а это кто?! Крыльями машет...в кустах.
     Стал приглядываться и разглядел голову лося. Башка была здоровая , мне показалось с полметра , и уши огромные , как у голубя крылья, и он всё время этой башкой дёргал и ушами махал... это вот теперь я думаю , что он просто от мошкары отмахивался.  Но ростом он был какой-то маленький , прям ниже меня. Хоть и было у нас хорошее отношение к лосям , я даже помню , как с папой ездили посмотреть на лося в село Перещепное , он там свободно ходил по деревне , это был лосёнок, и его там даже кормили, но в этот раз , да ещё в лесу , я , мягко скажем , испугался... Думаю:
надо его напугать и он убежит.
Съел все ягоды из миски, перевернул её начал палочкой постукивать.   А ему хоть бы что... мотает башкой и машет своими лопухами. Было до него шагов тридцать, может сорок... Я стал сильней стучать, а он нулём, а вот когда я  что-то сказал или крикнул , тут он дёрнулся... И я понял , что он лежал. А когда он встал на ноги , то передо мной как гора выросла — он был огромный. Точнее это была лосиха наверное, во всяком случае без рогов... Но в замкнутом пространстве леса мне показалось, что это гигант  и рост такой, что в хате бы не уместился.
       Тут я окончательно перепугался , схватил свою миску и так рванул , что все нормы ГТО наверно вдвое перекрыл... Я не слышал топота копыт убегающего лося, а вот топот своих сандалей и бешеный стук сердца слышно было наверно за версту... Опомнился только возле стана. Первой увидел маму и с глазами по «шесть копеек» стал взахлёб рассказывать , что видел... Она послушала и говорит:
  - А ходим подывымся, хто там.
Мама взяла хворостину и мы пошли смотреть. Тут уж я осмелел, а чо -с мамой да с хворостиной- совсем другое дело... Сначала я шел за спиной , а потом совсем осмелел и пошел впереди, дорогу показывал... Пришли , там пусто.
  -Це може тэби показалось? Со страху.
 Но я уже тогда чувствовал себя охотником и следопытом... и я нашел следы — и от копыт на земле , и специфические лосиные , и место где лосиха лежала на траве. Жаль что тогда полиэтиленовых пакетов не было, как сейчас, а то бы набрал следов лосиных для доказательства, как я его испугал. Видно сильно я её напугал, раз столько следов осталось... хорошо что от меня следов не осталось...
      Вот теперь я думаю , что просто против ветра подошел незаметно к ней, а может она и вообще меня не посчитала за опасность.
А вообще в лесу , а тем более там в заповеднике , было много чего интересного... Хотя-бы цветы — каких только нет. И обычные лепестковые , и как колокольчики разные , и петушки и львиные зевики , и всякие кисти и грозди , и какие-то наподобии гранёных рюмочек , мы их выдёргивали и ели — сладковатые такие были , сиреневого цвета, а основание белое.
    А всякие интересные растения типа ковыля - шелковые метёлки так красиво на ветерке развеваются , или шишки хмеля , а их были целые заросли — не продерёшься... Даже колючки интересные — тот же лопух — мы из них «снежки» лепили и бросались.
 А на пруду своё буйство водных растений — лилии и кувшинки , рогозы и всякая всячина... А раз шли с Витей то-ли вдоль речки , то-ли вдоль болота какого-то, я носился от радости , как собачка , которую после долгого сидения на цепи отпустили на волю... и вижу ровная полянка вся зеленой травкой поросшая — я туда — хорошо , что Витя вовремя остановил — это была ряска на воде. Но такая плотная и ровная , что я даже не понял, что там вода.
    А всякие ящерицы, ежи , лягушки , тушканчики... Ох сколько всего интересного в детстве... было.
А когда надо было к вечеру грузиться , у нас появлялось очень ответственное задание  –  защищать лошадей от гнусов и кровососов. Наш папа нам доходчиво объяснил , что свободная лошадь сама хорошо справляется с ними – хвост, ноги и голова  отражают все нападки, а вот в упряжке это ей трудно. И бывали случаи , по его рассказам , когда настолько доводили и впивались кровососы , что лошади не выдерживали , срывались и начинали носиться по лесу, по кустам чтоб сбить об ветки  ненавистную мошкару и оводов.
     В лучшем случае кончалось тем, что телега благополучно застревала между деревьями, а были печальные истории , когда лошадь возвращалась с одними оглоблями, а телегу разбивала в щепки. Вот мы наламывали веники из веток и бегали вокруг лошади и гоняли, молотили всех кусающих и грызущих тварей.
      Наш папа с конем всегда  беседовал, подбадривал и между делом хлопал огромных оводов, которые грызли коня.

Самое страшное был подъём. Мы бежали рядом, тащили с собой по полену или по чурбачку , которые по команде  подкладывали под колёса , чтоб назад не скатиться , когда конь уставал и не мог уже тащить тяжёлую телегу в гору . Во время остановки мы хватали веники и бросались на защиту коня. Он спокойно мог отдохнуть—телега не тащила, а гнус мы дружно отгоняли. И так короткими перебежками мы продвигались в подъём , каждый старался подтолкнуть, помочь хоть это и была мелочь—килограммы против тонн. У папы был кнут—х о р о ш и й , плетёный, но пользовался он им своеобразно – захлестывал его за оглоблю и просто тянул, помогал...А вот коня постоянно подбадривал
Ну  дружок , ну давай тягни, ну не подкачай, трохи осталось...
  И так дотягивали до верха подъёма , а потом спуск под горку от  Серпокрылова.
Быстро докатывали до дома, уже в темноте разгружались, раскидывали сено на просушку , и спать , как говорили «без задних ног», даже есть не хотелось.
   А утром , часа в четыре , мама будила — приносила молоко парное — кружка хорошая такая была...пол-литра точно , а как-бы и не литр...Выпил и опять спать.  Вспомнили???   И-эх...как было...
А утром начинались другие дела с сеном... Раскидывали тонким слоем, чтоб быстрей высохло, потом переворачивали, и так до сухого состояния... А когда вдруг налетали тучи и дело шло к дождю то все бегом собирали это сено в копны, накрывали и чем нибудь прижимали , чтоб ветром не разнесло.
        Но иногда не угадывали — сложим всё, накроем — а дождь стороной пройдёт. И так раз , два , на третий не складываем — а... не будет опять... А он как врежет — и все зелененькое сенцо становится непривлекательно тёмно-серым, да ещё и возни с ним больше.
Вот такая она сельская жизнь — вся в делах и заботах... поехать отдохнуть в деревню... ага.
А всё равно хорошо, а как здорово спать на сене...блаженство.
С сенокосом много интересного было. И грибы попадались, и лосиные рога находили, боевые, с отломанными отростками. У меня один такой хранится до сих пор...Саша с Витей привезли из леса в тот раз, когда Сашу руку об косу порезал...он сам обещал рассказать...




   *--это не мои слова , цитата, спасибо Владимиру Высоцкому.

                2020г.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/11/30/1252 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   23.12.2022 10:28     Заявить о нарушении