На концертах

Что за концерты были во второй половине восьмидесятых в Большом Зале Консерватории в Москве!  И в прочих других залах - в малом ,в зале имени Чайковского, Гнесинском.

Мы часто ходили на концерты,особенно любили Большой Зал Московской Консерватории. Несколько вечеров в неделю мы проводили там. А ведь это была эпоха звёзд - такие таланты выступали ежедневно - один лучше другого.

Попытаюсь вспомнить хотя бы частично тогдашний  мир музыки .
Кого мы слушали ?

  Это были Дмитрий Башкиров,  Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов- великолепные пианисты .

Григорий Соколов- на концерт которого мы попали ,пройдя пешком от Каширской  - в центр Москвы до консерватории .Длинная пешая прогулка увенчалась концертом  замечательного пианиста  .

 Слушали Александра Слободяника, Виктора Ересько. Они вскоре уехали из страны. Ересько играл Листа,а Слободяника слушали не раз ,и репертуар был разным .

Татьяна Николаева , пианистка,которую  я видела на вечере посвященному памяти Константина Игумнова.

Она должна была играть ,но тут по ошибке включили запись фортепианного произведения  в исполнении Игумнова , и Татьяна Николаева лишь поклонилась его  творчеству  ,но  сама играть, к сожалению, воздержалась .


Педагоги пианисты, зашедшие лишь на часть  концерта -   Лев Власенко, Алексей Наседкин и другие.

Приезжали на гастроли и иностранные музыканты ,оркестры.


Играл  в Большом Зале Консерватории американский пианист Даниэль Поллак- абсолютный гений!

 Он покорил меня интерпретацией Баха. Его полифоническое произведение шло первым ,и музыка буквально заворожила . И потом остальная программа прошла на одном дыхании.

На бис же пианист  исполнил аж девять произведений! Поллак соученик знаменитого  Вана Клиберна .



А Олег Каган,скрипач рано ушедший из жизни?! Как же он играл концерт Шостаковича ! Для меня скрипка Кагана одна из лучших!

Прекрасная виолончель его супруги Натальи Гутман - до сих пор памятен мне ее виолончельный Бах!

Перехожу на скрипачей.

Очень любила концерты Сергея Стадлера - превосходный скрипач,он к тому же и замечательный рассказчик .

  А какова Лиана Исакадзе , скрипачка из Грузии ?

Нравилось скрипка Максима Федотова

Квартет имени Бетховена,квартет имени Бородина  и имени Шостаковича- теперь это легенда !
У нас были на квартеты  абонементы .

Любили послушать виолончелиста Ивана Монигетти, застали Михаила Хомицера, на его концерте,а он был виолончелист , -  длинные рукава его белой рубашки,сильно вылезали из-под фрака ,мешая играть на инструменте.

 Виолончелист нервничал , засучивал на паузах рукава,но тем не менее  эта неприятность не препятствовала  ему прекрасно играть на виолончели.

В ту пору к нам домой приходил иногда настройщик ,он учился вместе с Хомицером- тоже был виолончелистом.

А друг нашей семьи ,бывший в свое время консулом в  Польше ,по первому своему образованию был скрипач ,он учился с Эдуардом Грачем . 

  В те годы мы часто слушали скрипачей Эдуарда Грача ,Олега Крысу- забавные фамилии! Был ещё концертмейстер оркестра у Дмитрия Китаенко по фамилии Жук.

Нравился нам когда дирижировал Китаенко. Мама говорила ,что он похож на моего деда, её отца. А у нас  не сохранилось дедовой  фотографии - так что я заодно ,слушая музыку,смотрела на"деда", представляя каким был тот.


Моя подружка , тогда ещё школьница ,- которой я прожжужала все уши своей любовью к музыке.- да я и сама была в то время совсем юной,- как то в разговоре с каким-то подвыпившим дядькой на остановке сказала ,что мы недавно на концерте  слушали Крысу,на что тот понимающе  заулыбался :

- А- а... Крис Кельми?!

Не написала ещё про Виктора Третьякова,Владимира Спивакова.
И скрипачи они,и дирижёры- можно долго говорить об их оркестрах!


...Возвращаемся с мамой с концертов поздно,но сестра ещё не спит. Заходим и начинаем все-все пересказывать. Эмоции зашкаливают


 Сестра нас флегматично выслушивает - она не такой заядлый меломан как мы,хотя иногда тоже ходит с нами в консерваторию да и дома играет на фортепиано и сама пишет музыку


Больше всех конечно понимает меня бабушка.Галя сама пианистка,и тоже слушала ,видела гениальных музыкантов на сцене.
Ну,она  всегда только "за", Галя полностью разделяет мое увлечение музыкой !

Наш папа часто в отъезде , но для него, как для художника - музыка  тоже художественная сфера, также своего рода работа ума,души.Музыка не развлечение для него,а она подпитывает творческую душу отца и помогает в создании живописных полотен.



Теперь об органистах.

Александр Фисейский и Гарри Гродберг  нет цены этим органистам,-так я люблю органное творчество  Баха!
  Была на концерте Сергея Дижура- это музыкант маленького роста , и его не было видно из-за орга;на - гудел мощный звук баховских токкат и,казалось,орга;н волшебный- играет сам.



Памятны были также московские музыкальные фестивали. Помнится их было три.Русская зима, Московские звезды Московская осень.

Особенно запомнился фестиваль Московская осень !

В его рамках звучала музыка современных композиторов. После ее исполнения на сцену поднимались сами мэтры - Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Мечислав Вайнберг, Эдисон Денисов и другие !С восторгом смотрела Я на композиторов - такие невзрачные дяденьки,а сколько музыки умещается в их душах!


...Реквием Дашкевича на стихи Ахматовой-  того кто написал музыку к Шерлоку Холмсу.Была на премьере.

  Поёт Елена Камбурова,а в потом на сцену выходит сам Лев  Гумилев  !



  Олег Янченко с "Мадригалом" с его архаичным репертуаром "- кому за восемьсот".
.
Как то перед Новым Годом был заключительный номер концерта,вышел весь ансамбль- и вдруг бабах- Янченко открыл бутылку шампанского,разлил по бокалам и  участники Мадригала подняли бокалы ,выпили и поздравили всех с наступающим!


Памятны были предновогодние концерты ,которые оканчивались в десятом часу вечера - и бегом на метро домой встречать Новый год!

 
А у нас от метро до дома - целина.... Выпал снег ,и ползешь в гору ,утопая  ,и рискуя встретить Новый год в сугробах

На этих концертах звучал преимущественно Иоганн Штраус.


А какие голоса можно было услышать в те годы-  Алибека Днишева,Эрика Курмангалиева?!( его мы отпевали у нас в церкви)

Александр Ведерников ,бас и бас  Борис  Штоколов,тот уже в другом зале пел, но нельзя его не упомянуть .
 
  Часто на концертах присутствовал наш великий тенор  Иван  Семёнович Козловский .Он  был стариком,уже не пел, а присутствовал на концертах как зритель.


Из  той же ложи глядели в зал мальчики Максим Венгеров, Вадим Репин ,одаренные скрипачи.Тоже приехали в Москву и пошли в БЗК.

 
... А какой славный концерт когда дирижирует великий Геннадий Рождественский?

Часто в консерватории видела Альфреда Шнитке ,в музыку которого я влюбилась с девяти лет , гений которого сыграл огромнейшую роль в моей жизни!


А прекрасные концерты оркестра ЦТ и ВР , впоследствии этот коллектив был  называн оркестром имени Чайковского,- под управлением Владимира Федосеева ! Кажется,не пропускали ни одного его концерта .


Плетнёв играет третий концерт  Бетховена, или в другой раз звучит иной  репертуар - и мы видим на сцене живого классика ,самого  композитора Георгия Свиридова!

Когда уже в год смерти Свиридова этот оркестр играл на сцене  знаменитый его вальс из "Метели",то музыканты плакали.

Концертная музыкальная жизнь восьмидесятых....
Это не только сама музыка и исполнительское искусство ,это и неожиданные встречи.

Например,пришли мы как то в зал имени Чайковского на концерт Плетнева,а там в зале где-то в верхних рядах  в спортивном костюме сидит Евгений Светланов и слушает Плетнева.

А немного поближе маэстро дирижёр Владимир Федосеев с супругой Ольгой Доброхотовои; , музыковедом,пришли послушать этого прославленного  пианиста.

 В другой раз на одном из концертов встречаешь знаменитого  кинорежиссера Михаила Швейцера с супругой Софьей Милькинои;,его сорежиссером ,она к тому же и сама была музыкантом ,

Вдруг появится режиссер Александр Митта,и с ним в фойе так запросто беседует супруга Альфреда Шнитке.

Рядом где-то сам композитор Альфред Шнитке разговаривает с иностранными музыкантами на немецком языке.


А уж знаменитый режиссер Юрий Любимов был завсегдатай концертов- очень часто мы видели его в разных залах среди публики- "смотри,опять Любимов идёт."

...На похоронах Кабалевского видели Кобзона,  Пахмутову и Добронравова.

Сбивчиво я пишу,перескакиваю. Музыкальные моменты,образы и музыка всплывают у меня одновременно. Не хочется составлять план записи ,и вот,пишу на едином порыве.

Юрия Башмета  слушали часто ,он только-  только начал восходить к славе; в консерватории же ,в Большом Зале,Башмет встречался  иногда на концертах друзей,а потом запросто в буфете среди всех  пил плохо заваренный чай...

 А оперы на сцене Большого Зала ?!
Признаться ,очень люблю оперы в концертном исполнении

Во-первых очень запомнилась опера "Пиковая дама" в концертном исполнении
Дирижёр Владимир Федосеев.


Пели наши прославленные оперные певцы. Фамилии некоторых солистов уже выскочили из памяти ,ну да сохранились программки можно восстановить,- уточню только что графиню пела сама Ирина Архипова,Елецкого - Дмитрий   Xворостовскии;. Мы сидели на первом ряду партера.


  Пел там также детский хор мальчиков - зайчиков из Свешниковского - потому что начало открывалось именно хором что для меня было удивительно- я   раньше слышала пиковую даму по радио ,но опера так не начиналась.

  Когда мы по окончанию оперы уже отправились домой,то куранты на красной площади били полночь - так долго шёл этот концерт ,а мы ещё ходили в артистическую высказать свое восхищение артистам  - раньше это было свободно ,никакого кордона.

  Многие концерты я посещала в возрасте  четырнадцати - восемнадцати лет. Билеты ещё были дешёвыми ,также было множество абонементов.
Если пропустил концерт по абонементу,то по нему же можешь пойти на любой другой абонементный концерт ,если места в зале не заняты.

Как-то наша подруга - армянка отдала мне кучу своих абонементов - она не смогла посещать концерты- сидела дома с мамой.
И мы ещё чаще стали за ходить в консерваторию, даже брали с собой друзей .

   Ещё запомнилась мне опера Рахманинова  "Алеко" тоже в концертном исполнении. Старого цыгана пел Артур Эйзен,а дирижировал Евгений Светланов.
Также на концерте  прозвучали симфонические танцы,которые я могу всю жизнь слушать нон стоп.


  И нельзя не упомянуть дипломный спектакль оперного факультета  Московской консерватории- это опера "Дон Жуан " Моцарта.

Концерт этот был совсем бесплатным . Исполняли великолепно,там развеселил нас следующий случай: в середине оперы на балкончик ,где стоят софиты ,зашли какие-то лысоватые мужики в  домашней одежде.

 Я решила что это какие-то работяги,которые тихонечко зашли к друзьям немного посмотреть  "Дона Жуана"

  И каково было моё удивление когда мужики вдруг запели,причем профессионально !!!-  оказывается это был хор,но не консерваторскии;,а вероятно приглашенный из какого-то  другого певческого коллектива.

   Ещё памятно мне окончание оперы криком Дон Жуана. Нам аж страшно стало. Но спет был этот крик суперски !
   Потом был исполнен первый акт из Евгения Онегина. Но уже в костюмах как в театре на сцене.



 Однажды и я чуть было не выступила  в Зале имени Чайковского с оркестром в прямом эфире.

  Мы выступали в числе прочих на Детском Хоровом  Фестивале . Наши дети стояли в общем хоре .

 Пока перед концертом я бегала по сцене  смотрела как там наши юные певцы?,- оказалось меня ищут ,так как выяснилось ,что из всех концертмейстеров  я одна играла исполняемое произведение в разных тональностях .


Дело в том  что нам сначала дали ноты в одной тональности - мы уже выучили,а потом велели играть в другой. Мы тоже выучили.

А на сцене ,сказали,что оркестр  станет играть первый вариант ,прочие музыкальные  руководители только руками развели .


  Конечно я немного перепугалась - как так сходу в прямом эфире ?!

Пошла объяснять местному концертмейстеру,растерянного вида  девушке в очках , что там надо в нотах изменить, вижу- она поняла. Ну,я - уффф и затесалась среди коллег и прочих детских коллективов!


... Вообще музыка и концерты последних десятилетий двадцатого века это очень большая и развернутая тема, одной страницей записи моих воспоминаний ограничиться невозможно.


Написала кратко что вспомнила  ,а на самом деле хочется более развернутого масштаба- не "Листка из альбома" ,а целой партитуры .

Пусть  всегда звучит музыка!
Лучше дать ей слово !


Рецензии
Добрый день, Лада.
Прочел ваши воспоминания с нескрываемым удовольствием.
Сколько замечательных имен, список которых можно дополнять и дополнять и мастерством которых посчастливилось насладиться в свое, уже давнее время.
Скрипач и дирижер Лиана Исакадзе, чье исполнение "Времен года" А.Вивальди признано эталонным.
Великолепнейший дирижер Вероника Дударова...
А непревзойденный трубач Тимофей Докшицер!
Единственное замечание: все же попробуйте материализовать музыку и рожденное ею настроение или образы в литературное слово, яркое и сочное.
Уверен, что у Вас должно это получиться.
Тому есть удачные примеры.
Ставлю вам "5", но пока без плюса.
С почтением пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   27.12.2022 13:03     Заявить о нарушении
Спасибо)

Петрова Лада   27.12.2022 15:03   Заявить о нарушении