На концертах
Мы часто ходили на концерты,особенно любили Большой Зал Московской Консерватории. Несколько вечеров в неделю мы проводили там. А ведь это была эпоха звёзд - такие таланты выступали ежедневно - один лучше другого.
Попытаюсь вспомнить хотя бы частично тогдашний мир музыки .
Кого мы слушали ?
Это были Дмитрий Башкиров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов- великолепные пианисты .
Григорий Соколов- на концерт которого мы попали ,пройдя пешком от Каширской - в центр Москвы до консерватории .Длинная пешая прогулка увенчалась концертом замечательного пианиста .
Слушали Александра Слободяника, Виктора Ересько. Они вскоре уехали из страны. Ересько играл Листа,а Слободяника слушали не раз ,и репертуар был разным .
Татьяна Николаева , пианистка,которую я видела на вечере посвященному памяти Константина Игумнова.
Она должна была играть ,но тут по ошибке включили запись фортепианного произведения в исполнении Игумнова , и Татьяна Николаева лишь поклонилась его творчеству ,но сама играть, к сожалению, воздержалась .
Педагоги пианисты, зашедшие лишь на часть концерта - Лев Власенко, Алексей Наседкин и другие.
Приезжали на гастроли и иностранные музыканты ,оркестры.
Играл в Большом Зале Консерватории американский пианист Даниэль Поллак- абсолютный гений!
Он покорил меня интерпретацией Баха. Его полифоническое произведение шло первым ,и музыка буквально заворожила . И потом остальная программа прошла на одном дыхании.
На бис же пианист исполнил аж девять произведений! Поллак соученик знаменитого Вана Клиберна .
А Олег Каган,скрипач рано ушедший из жизни?! Как же он играл концерт Шостаковича ! Для меня скрипка Кагана одна из лучших!
Прекрасная виолончель его супруги Натальи Гутман - до сих пор памятен мне ее виолончельный Бах!
Перехожу на скрипачей.
Очень любила концерты Сергея Стадлера - превосходный скрипач,он к тому же и замечательный рассказчик .
А какова Лиана Исакадзе , скрипачка из Грузии ?
Нравилось скрипка Максима Федотова
Квартет имени Бетховена,квартет имени Бородина и имени Шостаковича- теперь это легенда !
У нас были на квартеты абонементы .
Любили послушать виолончелиста Ивана Монигетти, застали Михаила Хомицера, на его концерте,а он был виолончелист , - длинные рукава его белой рубашки,сильно вылезали из-под фрака ,мешая играть на инструменте.
Виолончелист нервничал , засучивал на паузах рукава,но тем не менее эта неприятность не препятствовала ему прекрасно играть на виолончели.
В ту пору к нам домой приходил иногда настройщик ,он учился вместе с Хомицером- тоже был виолончелистом.
А друг нашей семьи ,бывший в свое время консулом в Польше ,по первому своему образованию был скрипач ,он учился с Эдуардом Грачем .
В те годы мы часто слушали скрипачей Эдуарда Грача ,Олега Крысу- забавные фамилии! Был ещё концертмейстер оркестра у Дмитрия Китаенко по фамилии Жук.
Нравился нам когда дирижировал Китаенко. Мама говорила ,что он похож на моего деда, её отца. А у нас не сохранилось дедовой фотографии - так что я заодно ,слушая музыку,смотрела на"деда", представляя каким был тот.
Моя подружка , тогда ещё школьница ,- которой я прожжужала все уши своей любовью к музыке.- да я и сама была в то время совсем юной,- как то в разговоре с каким-то подвыпившим дядькой на остановке сказала ,что мы недавно на концерте слушали Крысу,на что тот понимающе заулыбался :
- А- а... Крис Кельми?!
Не написала ещё про Виктора Третьякова,Владимира Спивакова.
И скрипачи они,и дирижёры- можно долго говорить об их оркестрах!
...Возвращаемся с мамой с концертов поздно,но сестра ещё не спит. Заходим и начинаем все-все пересказывать. Эмоции зашкаливают
Сестра нас флегматично выслушивает - она не такой заядлый меломан как мы,хотя иногда тоже ходит с нами в консерваторию да и дома играет на фортепиано и сама пишет музыку
Больше всех конечно понимает меня бабушка.Галя сама пианистка,и тоже слушала ,видела гениальных музыкантов на сцене.
Ну,она всегда только "за", Галя полностью разделяет мое увлечение музыкой !
Наш папа часто в отъезде , но для него, как для художника - музыка тоже художественная сфера, также своего рода работа ума,души.Музыка не развлечение для него,а она подпитывает творческую душу отца и помогает в создании живописных полотен.
Теперь об органистах.
Александр Фисейский и Гарри Гродберг нет цены этим органистам,-так я люблю органное творчество Баха!
Была на концерте Сергея Дижура- это музыкант маленького роста , и его не было видно из-за орга;на - гудел мощный звук баховских токкат и,казалось,орга;н волшебный- играет сам.
Памятны были также московские музыкальные фестивали. Помнится их было три.Русская зима, Московские звезды Московская осень.
Особенно запомнился фестиваль Московская осень !
В его рамках звучала музыка современных композиторов. После ее исполнения на сцену поднимались сами мэтры - Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Мечислав Вайнберг, Эдисон Денисов и другие !С восторгом смотрела Я на композиторов - такие невзрачные дяденьки,а сколько музыки умещается в их душах!
...Реквием Дашкевича на стихи Ахматовой- того кто написал музыку к Шерлоку Холмсу.Была на премьере.
Поёт Елена Камбурова,а в потом на сцену выходит сам Лев Гумилев !
Олег Янченко с "Мадригалом" с его архаичным репертуаром "- кому за восемьсот".
.
Как то перед Новым Годом был заключительный номер концерта,вышел весь ансамбль- и вдруг бабах- Янченко открыл бутылку шампанского,разлил по бокалам и участники Мадригала подняли бокалы ,выпили и поздравили всех с наступающим!
Памятны были предновогодние концерты ,которые оканчивались в десятом часу вечера - и бегом на метро домой встречать Новый год!
А у нас от метро до дома - целина.... Выпал снег ,и ползешь в гору ,утопая ,и рискуя встретить Новый год в сугробах
На этих концертах звучал преимущественно Иоганн Штраус.
А какие голоса можно было услышать в те годы- Алибека Днишева,Эрика Курмангалиева?!( его мы отпевали у нас в церкви)
Александр Ведерников ,бас и бас Борис Штоколов,тот уже в другом зале пел, но нельзя его не упомянуть .
Часто на концертах присутствовал наш великий тенор Иван Семёнович Козловский .Он был стариком,уже не пел, а присутствовал на концертах как зритель.
Из той же ложи глядели в зал мальчики Максим Венгеров, Вадим Репин ,одаренные скрипачи.Тоже приехали в Москву и пошли в БЗК.
... А какой славный концерт когда дирижирует великий Геннадий Рождественский?
Часто в консерватории видела Альфреда Шнитке ,в музыку которого я влюбилась с девяти лет , гений которого сыграл огромнейшую роль в моей жизни!
А прекрасные концерты оркестра ЦТ и ВР , впоследствии этот коллектив был называн оркестром имени Чайковского,- под управлением Владимира Федосеева ! Кажется,не пропускали ни одного его концерта .
Плетнёв играет третий концерт Бетховена, или в другой раз звучит иной репертуар - и мы видим на сцене живого классика ,самого композитора Георгия Свиридова!
Когда уже в год смерти Свиридова этот оркестр играл на сцене знаменитый его вальс из "Метели",то музыканты плакали.
Концертная музыкальная жизнь восьмидесятых....
Это не только сама музыка и исполнительское искусство ,это и неожиданные встречи.
Например,пришли мы как то в зал имени Чайковского на концерт Плетнева,а там в зале где-то в верхних рядах в спортивном костюме сидит Евгений Светланов и слушает Плетнева.
А немного поближе маэстро дирижёр Владимир Федосеев с супругой Ольгой Доброхотовои; , музыковедом,пришли послушать этого прославленного пианиста.
В другой раз на одном из концертов встречаешь знаменитого кинорежиссера Михаила Швейцера с супругой Софьей Милькинои;,его сорежиссером ,она к тому же и сама была музыкантом ,
Вдруг появится режиссер Александр Митта,и с ним в фойе так запросто беседует супруга Альфреда Шнитке.
Рядом где-то сам композитор Альфред Шнитке разговаривает с иностранными музыкантами на немецком языке.
А уж знаменитый режиссер Юрий Любимов был завсегдатай концертов- очень часто мы видели его в разных залах среди публики- "смотри,опять Любимов идёт."
...На похоронах Кабалевского видели Кобзона, Пахмутову и Добронравова.
Сбивчиво я пишу,перескакиваю. Музыкальные моменты,образы и музыка всплывают у меня одновременно. Не хочется составлять план записи ,и вот,пишу на едином порыве.
Юрия Башмета слушали часто ,он только- только начал восходить к славе; в консерватории же ,в Большом Зале,Башмет встречался иногда на концертах друзей,а потом запросто в буфете среди всех пил плохо заваренный чай...
А оперы на сцене Большого Зала ?!
Признаться ,очень люблю оперы в концертном исполнении
Во-первых очень запомнилась опера "Пиковая дама" в концертном исполнении
Дирижёр Владимир Федосеев.
Пели наши прославленные оперные певцы. Фамилии некоторых солистов уже выскочили из памяти ,ну да сохранились программки можно восстановить,- уточню только что графиню пела сама Ирина Архипова,Елецкого - Дмитрий Xворостовскии;. Мы сидели на первом ряду партера.
Пел там также детский хор мальчиков - зайчиков из Свешниковского - потому что начало открывалось именно хором что для меня было удивительно- я раньше слышала пиковую даму по радио ,но опера так не начиналась.
Когда мы по окончанию оперы уже отправились домой,то куранты на красной площади били полночь - так долго шёл этот концерт ,а мы ещё ходили в артистическую высказать свое восхищение артистам - раньше это было свободно ,никакого кордона.
Многие концерты я посещала в возрасте четырнадцати - восемнадцати лет. Билеты ещё были дешёвыми ,также было множество абонементов.
Если пропустил концерт по абонементу,то по нему же можешь пойти на любой другой абонементный концерт ,если места в зале не заняты.
Как-то наша подруга - армянка отдала мне кучу своих абонементов - она не смогла посещать концерты- сидела дома с мамой.
И мы ещё чаще стали за ходить в консерваторию, даже брали с собой друзей .
Ещё запомнилась мне опера Рахманинова "Алеко" тоже в концертном исполнении. Старого цыгана пел Артур Эйзен,а дирижировал Евгений Светланов.
Также на концерте прозвучали симфонические танцы,которые я могу всю жизнь слушать нон стоп.
И нельзя не упомянуть дипломный спектакль оперного факультета Московской консерватории- это опера "Дон Жуан " Моцарта.
Концерт этот был совсем бесплатным . Исполняли великолепно,там развеселил нас следующий случай: в середине оперы на балкончик ,где стоят софиты ,зашли какие-то лысоватые мужики в домашней одежде.
Я решила что это какие-то работяги,которые тихонечко зашли к друзьям немного посмотреть "Дона Жуана"
И каково было моё удивление когда мужики вдруг запели,причем профессионально !!!- оказывается это был хор,но не консерваторскии;,а вероятно приглашенный из какого-то другого певческого коллектива.
Ещё памятно мне окончание оперы криком Дон Жуана. Нам аж страшно стало. Но спет был этот крик суперски !
Потом был исполнен первый акт из Евгения Онегина. Но уже в костюмах как в театре на сцене.
Однажды и я чуть было не выступила в Зале имени Чайковского с оркестром в прямом эфире.
Мы выступали в числе прочих на Детском Хоровом Фестивале . Наши дети стояли в общем хоре .
Пока перед концертом я бегала по сцене смотрела как там наши юные певцы?,- оказалось меня ищут ,так как выяснилось ,что из всех концертмейстеров я одна играла исполняемое произведение в разных тональностях .
Дело в том что нам сначала дали ноты в одной тональности - мы уже выучили,а потом велели играть в другой. Мы тоже выучили.
А на сцене ,сказали,что оркестр станет играть первый вариант ,прочие музыкальные руководители только руками развели .
Конечно я немного перепугалась - как так сходу в прямом эфире ?!
Пошла объяснять местному концертмейстеру,растерянного вида девушке в очках , что там надо в нотах изменить, вижу- она поняла. Ну,я - уффф и затесалась среди коллег и прочих детских коллективов!
... Вообще музыка и концерты последних десятилетий двадцатого века это очень большая и развернутая тема, одной страницей записи моих воспоминаний ограничиться невозможно.
Написала кратко что вспомнила ,а на самом деле хочется более развернутого масштаба- не "Листка из альбома" ,а целой партитуры .
Пусть всегда звучит музыка!
Лучше дать ей слово !
Свидетельство о публикации №222122300049
Прочел ваши воспоминания с нескрываемым удовольствием.
Сколько замечательных имен, список которых можно дополнять и дополнять и мастерством которых посчастливилось насладиться в свое, уже давнее время.
Скрипач и дирижер Лиана Исакадзе, чье исполнение "Времен года" А.Вивальди признано эталонным.
Великолепнейший дирижер Вероника Дударова...
А непревзойденный трубач Тимофей Докшицер!
Единственное замечание: все же попробуйте материализовать музыку и рожденное ею настроение или образы в литературное слово, яркое и сочное.
Уверен, что у Вас должно это получиться.
Тому есть удачные примеры.
Ставлю вам "5", но пока без плюса.
С почтением пан Тадэуш
Тадэуш Мотас 27.12.2022 13:03 Заявить о нарушении