Стадия - прощание

                «Я прожил 31 ноябрь. 32 я запомню навсегда…»
                «Я прожила 25 ноябрей. 26 я похоронила».


          Холодный ноябрьский вечер. Люди, одетые совсем по-зимнему, спешат на остановку, чтобы успеть на автобус; бегут к любимому автомобилю, чтобы поскорее согреться; толпятся в кофейнях, чтобы получить заряд бодрости на остаток дня и просто отдохнуть. Все суетятся, копошатся, не замечают друг друга, думают о будущем и прошлом, упуская настоящее. Вот женщина в чёрной норковой шубе обсуждает по телефону планы на следующий год, в другой части улицы дети в перепачканных резиновых сапожках слоняются рядом с обнажёнными сухими деревьями, пытаясь спастись от скуки, а там пожилая пара сидит на скамейке и вспоминает, как прекрасна была их молодость. «Какой же это вздор: думать о прошлом или грезить о будущем!» - пронеслось в голове у мужчины, наблюдавшего за происходящим с самой дальней скамейки.
          Мужчина, что созерцал окружающий мир, к слову, был очень хорош собой: гладко выбрит,  одет по последней моде: в чёрную фетровую шляпу, из-под которой торчали русые, чуть кудрявые волосы, и такое же чёрное шерстяное пальто. Его длинные музыкальные пальцы перебирали ключи от нового автомобиля, с лица не сходила ухмылка, выдающая в нём человека уверенного в себе и довольного жизнью. Безукоризненный образ был омрачён лишь потухшим, отсутствующим взглядом, которым он окидывал каждого прохожего. Он смотрел на всех, кто мелькал перед его глазами, но ни на ком не задерживался более пяти секунд. Скучающий и утомлённый мужчина собирался уйти, как вдруг почувствовал, что кто-то знакомый находится рядом с ним. Он метнул взгляд на пешеходный переход и увидел стройную женщину в бежевом пальто и чёрных сапожках. С виду обычная женщина, коих он видел бесчисленное множество, но стоило ей повернуть голову влево, как сердце его затрепетало. На границе шеи и лица была родинка, едва выглядывавшая из-под серого шарфа. «Не может быть…» - подумал мужчина и бросился к объекту своего внимания. «Зачем? Что я скажу, что сделаю? Но ведь ещё пара секунд, и она уйдёт. Нельзя…» - мысли сменяли друг друга, путаясь и перемешиваясь. Светофор загорелся зелёным.

-Простите… - неуверенно произнёс мужчина, протягивая руку к женскому плечу, но сразу же одёрнул вспотевшую ладонь.

          Женщина обернулась. Да что там, какая женщина! Это была ещё совсем юная девушка. Такая, какой он её помнил: с той же родинкой на левой щеке, бездонными серыми глазами и русыми длинными волосами с медным отливом. Да, это была она. Девушка недоумевающе смотрела на него, пытаясь вспомнить. И тут смиренное, чуть опечаленное выражение лица сменилось на удивлённое и напуганное. Девушка прижала чуть посиневшую маленькую ладошку к груди, и мужчина заметил, как сильно стали дрожать её изящные пальчики с ярким маникюром. Всё так же, как и тогда…!

-Ты?...Вы?... – чуть слышно произнесла девушка, вглядываясь в смутно знакомые черты. – Поверить не могу! Спустя столько лет!
-Я так рад Вас…то есть тебя видеть. Спешишь? – смущённо спросил мужчина, опустив глаза на грязную уличную плитку – Может, если у тебя есть свободная минутка, мы могли бы…
-Да…Да, конечно! – машинально ответила девушка и начала искать свободную скамейку. Мужчина галантным жестом пригласил собеседницу туда, где недавно наблюдал за потоком прохожих. Она уверенной походкой подошла к лавочке и изящно опустилась на неё, ровно держа спину. «Боже, что за осанка, что за шаг!» - подумал он и плюхнулся рядом с давней знакомой.
-Что ж…
-Итак…

          Неловкая пауза. Обоим было неуютно, неописуемо жутко. Хотелось спрятаться, убежать. Они пожалели, что не прошли мимо. Два взрослых человека прятали друг от друга глаза, нервно кусали губы. Стыд!

-Расскажи, как ты? Как твоя работа? Достиг того, о чём мечтал? – начала девушка. Неуверенности в её голосе как не бывало.
 
          Мужчине стало спокойнее: говорят о нём. Он оправился, прокашлялся и постарался стать тем решительным человеком, которым всегда казался.

-Карьера идёт в гору! Бесконечные выступления, тексты, примерки костюмов, репетиции - всё, о чём я мечтал с детства. И гонорар прекрасный! На днях купил себе новую машину, - сказал он и ловко покрутил блестящие ключи на указательном пальце. Она не обратила на это никакого внимания. – А ещё иногда по телевизору показывают. Редко, но после каждого моего появления на экранах предложения не перестают приходить неделями, а то и месяцами. Не жизнь, а сказка! А ведь я не так давно окончил институт!  – тараторил мужчина, забыв обо всех правилах риторики, которые он так старательно отрабатывал каждый день.
-Я рада, что у тебя всё хорошо. Но зачем ты здесь?  - равнодушно произнесла девушка, не замечая того, как он рисуется перед ней.
-Работа, работа, ничего кроме работы! Кастинги, фотосессии, всё внезапно оказалось тут. Однако я завтра утром уезжаю, выступление вечером. Будем играть новую пьесу.
-Чудесно.

Мужчина посмотрел на собеседницу. Нет, это совершенно не тот человек, которого он знал! Нужно разговорить её, раззадорить.

-А как твоя жизнь? Всё так же учишься и ведёшь активную жизнь?

Она вскинула голову, волосы небрежно легли  на её плечи.

-Увы, но нет. Я год назад окончила университет, но ты прав, жизнь такая же насыщенная. Работаю в прекрасном месте, получаю новую профессию, занимаюсь творчеством и многое-многое другое. Не купаюсь в золоте, но вполне довольна своим существованием. – Говорила она размеренно, с блеском в глазах. Он не видел ничего, кроме этого сияния.

          И вновь тишина. Столько лет разлуки, а им даже не о чём говорить! Вернее, было о чём. Просто ни тот ни другая не хотели касаться этой довольно интимной темы. Она волновала обоих, но они словно боялись вспоминать дела давно минувших дней, поэтому заполняли пустоту разговорами о природе,  погоде,  литературе. Девушка рассуждала обо всём с такой страстью и упоением, словно это были самые любимые её темы, а он обменивался с ней сухими фактами, зевал,  показывая, что его абсолютно не интересует приближающаяся зима и выход очередной бессмысленной книжки. Мысли были о другом. О том, что произошло много лет назад.
 
-Да чёрт возьми, прекрати нести всякую околесицу! – крикнул он, привлекая внимание прохожих. Девушка вздрогнула, словно только вышла из оцепенения, в которое погрузили её глупые разговоры. – Неужели ты не думаешь о том, что было тогда? – простонал он, роняя голову на грудь.

          Она посмотрела на завитки его волос, колышущиеся от ветерка, выдавила из себя улыбку, но так и не ответила. Мужчина сделала глубокий тяжёлый вздох.
-Знаешь…мне 31 год, а я до сих пор не создал семью, - начал он. - У меня нет жены,  нет детей, даже любовницы…да что там любовницы, даже собаки! Я так мечтал сделать карьеру и стать известным, что забыл о более возвышенных ценностях. А ведь я постоянно вспоминал о тебе, - усмехнулся он. – Знаешь…я всегда замечал тебя. Трудно не заметить человека, который приходит на каждое твоё выступление, но я не предавал этому значение. Лишь спустя несколько месяцев после окончания института я начал понимать, что в жизни чего-то недостаёт. И я вспомнил о тебе. О  твоём взгляде. – На минуту он замолчал. Слова давались невероятно тяжело – Знаешь…такого взгляда – взгляда, полного восхищения, покорности и благоговения я не видел ни у одного человека. Ты смотрела на меня как на что-то важное и ценное, как будто я центр твоей вселенной, как будто я и есть твоя вселенная.  Тогда я не мог понять, как человек может смотреть так  на кого-либо, как этот кто-либо может стать для него всем.  Тогда я не мог этого понять, но потом, когда я начал работать в других местах, ко мне пришло осознание, что это было самое глубокое и сильное чувство, которое я когда-либо видел. Да, на меня смотрели сотни глаз, не раз я слышал слова восхищения, принимал комплименты. У меня было множество поклонниц, но ни у одной из них не было такого мягкого, наполненного нежностью, любовью и обожанием, но не глупым слепым фанатизмом взгляда, как у тебя.  Ты смотрела на меня так, словно я был лучшим не только в твоей жизни, но и во всём мире. И чем чаще я вспоминал об этом, тем больше  впадал в меланхолию. Я постоянно спрашивал себя: а что если бы всё сложилось по-другому? Если бы мы тогда не побоялись и сделали шаг навстречу друг другу, что было бы тогда? 
Тишина.  Через минуту он продолжил:

- Я понимаю, что уже не могу ничего исправить, но мысль о том, что мы могли бы быть вместе, до сих пор преследует меня во снах. Глупо мужчине говорить о таком, да? – усмехнулся он. – Но я не стыжусь. Просто осознание того, что кто-то смотрел на меня с таким обожанием,  поражает до глубины души. Ах! Если бы могли быть вместе….
-Знаешь, - она перебила его, не стесняясь. – Мне сейчас столько же лет, сколько было и тебе, когда мы впервые встретились. Удивительно, как быстро летит время, да?
-Сколько же времени прошло, сколько ошибок мы совершили! Особенно я – сетовал он. – А ты ничуть не изменилась. Всё такая же нежная, кроткая, самоуверенная, прекрасная…
-Я выхожу замуж, - отрезала она.

          Мужчина замер. Казалось, что его сердце в это самое мгновение перестало биться. Он посмотрел на её руку, на тонкие пальчики с ярким маникюром, и увидел помолвочное кольцо. Новое золотое украшение с маленьким бриллиантом сверкало подобно солнцу и делало её руки ещё прекраснее, ещё желаннее, а неоново-розовые ногти так напоминали о той девушке, которую он видел в театре. «Она не изменяет своим привычкам», - подумал он. Действительно, когда они впервые встретились, у неё был точно такой же маникюр. И мужчина всегда замечал это. С тех пор, как она появилась в его жизни, он обращал внимание на это.

-Ты…выходишь замуж? – переспросил он.
-Да, - мечтательно ответила она, положив ногу на ногу и откинув голову назад, наслаждаясь осенней прохладой. – Я хотела выйти замуж в 25 лет и наконец это случится! – улыбнулась она.
-Ты его любишь? – дрожащим голосом спросил мужчина, заламывая пальцы.
Она с недоумением посмотрела на него.
-Конечно! Я люблю его и готова на всё ради этого человека.

          Девушка опустила взгляд. Мужчина проследил за её яркими, похожими на радугу зрачками, и увидел, как она смотрела на своё кольцо. По его телу прошла судорога. «Раньше она смотрела так на меня» - пронеслось в голове. Все его мечты рухнули в одночасье. Их воссоединение не случится, ведь она почти замужем. У неё появятся дети, внуки,  дом с камином, собака, супруг. Она будет жить счастливо, а он так и останется холостым, потому что упустил девушку, которая когда-то давным-давно любила его больше самой себя, больше собственного существования.  Всё потеряно.
          Они растеряно смотрели на ладони друг друга. Самые желанные когда-то руки резко стали чужими, незнакомыми.  Им хотелось дотронуться хотя бы кончиками пальцев до человека, который много лет назад был для них всем, но не смогли. Снова испугались, не рискнули. Пошёл дождь.

-Прости, мне пора – еле слышно сказала она и встала, слегка покачиваясь. Мужчина резко поднялся со скамейки.
-Позволь проводить тебя. Прошу… - прошептал он.  Она коротко кивнула.  Мужчина раскрыл зонтик, но ни он, ни она не сдвинулись с места. Они стояли под одним зонтом. Из-за его широкой спины и высокого роста это было крайне неудобно, капли попадали на её одежду. Он позвал девушку поближе. Их взгляды пересеклись. Они жаждали прикоснуться друг к другу: мужчина грезил о том, как смахнёт с её лица выпавшую ресничку, а она мечтала зарыться руками в его кудрявые волосы, вдыхать их аромат и никогда не отпускать. Но каждый понимал, что одним касанием они разрушат всё, что пытались построить на протяжении 6 лет: её свадьба, его карьера – всё станет бессмысленным. Они осознавали, что не могут быть вместе и, дотронувшись друг до друга, не смогут этого забыть и погубят себя. Страстно влюблённые мужчина и женщина так и стояли, не отводя взгляд. Они не говорили, просто наслаждались друг другом, рассматривали своё отражение в глазах напротив. Девушка видела в них то же, что и много лет назад.

          И вот он глубоко вздохнул, расправил плечи и принял самое тяжёлое решение в своей жизни.

-Я вызову тебе такси.

          Пара дождалась автомобиля, который как назло приехал слишком быстро. Мужчина помог девушке сесть в машину, стараясь не касаться её, но всё-таки задел край её платья. Она не заметила этого и уехала, даже не оглянувшись, а он смотрел на свои пальцы, которые только что почувствовали ткань её наряда. Он понял, что никогда не забудет эту девушку. Да, пусть она выйдет замуж, пусть у неё будут дети от другого мужчины, но она всё равно останется его самой глубокой и искренней любовью, которую он так и не смог испытать в полной мере.
          А что же она? Как только мужчина отвернулся, девушка посмотрела на человека, которого, вероятно, больше никогда не увидит. Всё: отношения, свадьба, стали для неё сущим адом. А потом она вспомнила всё, что было: как она не спала из-за него ночами; как нервно дёргались её руки, когда она чувствовала его присутствие рядом с собой, и поняла, что пора отпустить. Последний мимолётный взгляд, брошенный в его сторону, и на этом конец. Конец истории, длиною в 6 лет. 


Рецензии