Свами Сивананда. Хатха-Йога 1-20

(Текст к рисунку): "Работа аэропорта была парализована почти на сутки. Все из-за мужчины, показавшего свой паспорт с отметкой о возрасте. 
      Странный инцидент произошел в аэропорту Абу-Даби совсем недавно, в октябре 2020 года. Путешественник из Индии предъявил паспорт, согласно которому он родился аж в 1896 году. 
      Сотрудникам аэропорта понадобилась масса времени, чтобы разобраться. Еще бы, ведь если верить паспорту, то в 2019 году индийцу стукнуло уже 123 года!
      Удивительно, но пассажир (он оказался индийским йогом Свами Шивананда) доказал полиции подлинность паспорта. Он и в самом деле родился в 1896 году и его долголетие результат дисциплины и постоянной тренировки".


Хатха-Йога (1-20)


  (Лицевая страница обложки)   - 4 -

          Шри Свами Шивананда


                ХАТХА-ЙОГА
 

 Индия, родина Бхишмы, Бхимы, Арджуны, Дроны, Ашваттамана, Кришны,
 Парасурани и бесчисленного множества славных воинов, земля
 многих и многих вождей Раджпутов, отличавшихся неустрашимой
 смелостью в сочетании с рыцарскими качествами и необычайной
 силой, кишит ныне изнеженными, слабосильными людишками. Дети
 порождают детей. Законы здоровья игнорируются и пренебрегаются.
 Нация страдает и вымирает. Миру требуется неисчислимое множество
 мужественных воинов, снаряженных пятью добродетелями – Ахимсой,
 Сатьей, Астейей, Брахмачарьей и Апариграхой. Здоровые и сильные,
 наделенные пятью вышеназванными добродетелями, достигшие само-
 познания, являются истинной поддержкой миру.
Хорошее здоровье – это величайшее благо. Без него вы едва
 ли можете рассчитывать на успех в любой профессии. Хорошее здо-
 ровье является предпосылкой даже для духовных поисков. Не будучи
 здоровым, вы не в состоянии проникнуть в сокровенные глубины
 обширного океана жизни и достигнуть конечного блаженства. Не
 обладая хорошим здоровьем, невозможно бороться с беспокойными чувст-
 вами и неистовым разумом.
      Питьем чистой воды, питанием чистой здоровой пищей, соблюде-
 нием законов здоровья и гигиены, по утрам регулярным упражнениям
 и принятием холодной ванны, практикой Джапы и медитации, правиль-
 ным мышлением, правильным действием и поведением, соблюдением
 Брахмачарьи, ежедневным пребыванием в течение некоторого времени
 на открытом воздухе и на солнце, вы можете приобрести чудесное
 здоровье, силу и жизнеспособность.
      Саттвическая Ахара – полезная здоровая пища, богатая витами-
 нами, т.е. гармоничное (уравновешенное) питание, систематическое
 занятие йоговскими упражнениями, правильный образ жизни, правиль-
 ное мышление и простая жизнь абсолютно необходимы для сохранения

   (Продолжение лицевой страницы)    - 5 -

 здоровья и достижения высокого уровня энергии и жизнеспособности.
 Это высокие принципы, в согласии с которыми Риши и Йоги давным-
 давно жили долго и спокойно. Это важные правила, послужившие им
 основанием для создания системы йогов, ведущей к идеальному
 здоровью тела и разума. На них должна опираться гибнущая нация,
 если она желает вернуть утраченную славу и былой блеск.
     Регулярное занятие йоговскими упражнениями даже по 15 минут
 в день будет поддерживать ваше здоровье, укрепит и ободрит вас.
 Вы обретете энергию в избытке, мускульную и нервную силу, личное
 обаяние и долголетие.

  (Задняя страница обложки)   - 6 -

 В настоящее время существует много систем физических упражнений,
 Хатха-Йога, которой занимались древние Риши и мудрецы, не имеет
 себе равных в мире и является уникальной среди всех систем. Это
 самая совершенная система. Мозг, мускулы, нервы, органы, ткани
 тонизируются и заряжаются энергией. Все хронические болезни искоре-
 няются. В результате занятий Хатха-Йогой вы можете оздоровить тело
 и разум, а также приобрести духовный опыт.
       Предметом Хатха-Йоги является систематизированный курс упра-
 жнений. Он включает в себя: Шат Кармы, Асаны, Пранаямы, Мудры,
 Бандхи и упражнения в концентрации и медитации.
 
       Асаны имеют отношение к физическому телу. Благодаря им тело
 становится крепким и устойчивым, а болезни искореняются. Бандхи
 имеют отношение к Пране, Бандха – это то, что перевязывает. Они
 не дают Пране подниматься, а Апане опускаться. Они связывают и
 объединяют Прану с Апаной, посылая объединенную Пранаяму вдоль
 Сушумна Нади. Мудры имеют отношение к разуму. Это печати. Мудра
 значит печать. Они опечатывают разум душой, Атмой. Не позволяя
 разуму устремляться к внешним объектам, они направляют этот об-
 леченный в конкретную форму разум к Атма в палаты сердца и фик-
 сируют его там. Необходимо сочетание этих упражнений.
       В первой главе этой книги рассматриваются основные упражне-
 ния – Асаны, позы. Я привел около 20 упражнений для здоровья и
 силы. Они разделены на 8 групп в соответствии с природой Асан и
 результатами каждой из них. В восьмой группе описана техника вы-
 полнения четырех Асан, в высшей степени удобных для медитации.
      Во второй главе приведены упражнения в Пранаяме. Занятие
 Пранаямой развивает легкие, улучшает кровообращение и очищает
 Нади и нервы.
      В третьей главе вы найдете описания многих Мудр и Бандх. В
 конце я привел важные статьи о Кундалини, методах ее пробуждения,
 о концентрации, о здоровье и долголетии. Я дал также в этой книге

   (Продолжение задней страницы)    - 7 -

 цикл упражнений, необходимых для повседневных занятий. Выберите
 из каждой группы одно-два упражнения, учитывая свой темперамент,
 способности и время, которым вы располагаете. Если даже вы выбе-
 рете из каждой группы по одному упражнению и посвятите занятиям по
 15 минут в день, вы сможете всесторонне развить свое тело.
       Да обретете вы доброе здоровье, долгую жизнь и высокий уро-
 вень энергии и жизнеспособности, занимаясь йоговскими упражнени-
 ями с благословения Ришей.





Ананда Кутир – Ришикеш

                Свами Сивананда.

- 1 -

          Шри Свами Шивананда


                ХАТХА-ЙОГА

 Надежный путь к идеальному здоровью, долголетию и телесному
 совершенству через пробуждение Кундалини Шакти.
 
 Йоговские упражнения для мужчин и женщин с иллюстрациями

III издание дополненное и исправленное
I издание – 1939 год.
II издание – 1944 год.

Перевод с английского
Р. Сергачева

Лесной Университет Веданта-Йоги
Ришикеш (Гималаи)

1950 год.



- 2 -
                1 января 1944 года

                Дорогие Садхаки!

Хатха-Йога является благословением для достижения успеха
 на любом поприще. Тело и разум суть инструменты, здоровье, си-
 ла и энергия которых поддерживаются практикой в Хатха-Йоге.
Это единственное в своем роде средство защиты в борьбе
 противоположностей в материальной и духовной сфере. Занимаясь
 ею, вы сможете бороться с Вьядхи, достичь лучезарного здоровья
 и самопознания.
Становитесь героем, исполненным физических, психических и
 духовных сил.



                Сивананда.


- 3 -

                ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

       Два первых издания этой книги встретили очень тёплый прием
 у Садхак всего мира. Непрерывно поступали настоятельные требо-
 вания её переиздания. Реальным отражением этих настоятельных
 требований явилось всё большее и большее расширение круга изу-
 чающих Йогу под руководством Шри Свами Сивананда.
     В Хатха-Йоге можно упражняться с помощью практического ру-
 ководства наподобие этой книги, что в числе прочих доказали
 два юных энтузиаста - Шри Свами Вишнудевананда, Сурьянамаскара
 и другие позв которого включены в эту книгу, и Шри Сомеренвар
 из Музаффарпурв, стоящий на снимке рядом с махараджей Шри Свами.
 Они овладели некоторыми из труднейших Крайя исключительно по
 книгам Шри Свами Сивананда ("Кундалини Йога", Йоговские асагны",
 "Йоговские домашние упражнения", "Хатха-Йога" и "Учение о Пра-
 наяме").
        Шри К.С. Венкатарамани, Тагор Южной Индии, заметил недавно,
 что "ценнейшим вкладом для современного юношества является рас-
 крытие Шри Свами Сиванандой древних методов физического, психи-
 ческого и духовного возрождения, т. е. "йоговского пути". Строгие
 учителя современного Запада, из которых выделяются Йогараджа
 Шри Луи Бринкфорт из Копенгагена, Йогараджа Шримати Эдит Энна,
 Йогараджа Шри Гарри Дикман из Германии и Йогираджа Шри Борис
 Сахаров, целиком и полностью обязаны своим йоговским развитием
 обучениям по письмам и книгам Махараджи Шри Свами.
      В этой книге мы сделали чрезвычайно ценные дополнения, осо-
 бенно важным из которых является техника Сурьянамаскара с соот-
 ветствующими иллюстрациями.
      Да озарит Ваши сердца эта драгоценная жемчужина!
                ИЗДАТЕЛИ
 Ананда Кутир, 8 сентября 1950 года.




- 8 -

                ВВЕДЕНИЕ

     Вся вселенная от громадного Солнца до мельчайшего атома
 подчинена законообразности. Повсюду существует абсолютный по-
 рядок. Солнце исключительно точно выполняет свои обязанности.
 Оно восходит и заходит в надлежащее время. Движение звезд и пла-
 нет подчинено определенному порядку. Закон управляет ими. Су-
 ществуют законы в сфере мысли; законы физические, астрономичес-
 кие и математические. Существуют также законы гигиены и здоровья,
 которые управляют самим нашим существом. В обширной вселенной
 только человек нарушает и преступает все правила и законы. Он
 единственный пример беспорядочности и дисгармонии. Он упорно
 пренебрегает законами здоровья, ведет беспутную жизнь, а потом
 страдает тяжкими заболеваниями, неизлечимыми болезнями.
     Благодаря какому богатству, жизнь становится стоящей вещью?
 Только благодаря здоровью.
    "                «Для достижения цели человеческого сущест-
 вования, тело важнее всего», – замечает Чарак Махариши в своей Сам-
 хите:
 – «Здоровье – вот лучшее основание добродетели, богатства, стрем-
 лений и освобождения, в нем благословение жизни. Болезни – это
 нарушение здоровья. Законы сохранения здоровья должны занимать
 Вас в первую очередь. Законы здоровья – законы природы. Их нельзя
 преступить безнаказанно. Кто пренебрегает этими законами, стано-
 вится жертвой неизлечимых болезней и влачит жалкое существование».
      Здоровье – это богатство. Оно поистине является тем достоя-
 нием, обладать которым все жаждут. Здоровье представляет ценность
 для всех и вся. Необходимо обладать и физическим, и психическим
 здоровьем. Не будучи вполне здоровым, вы не добьетесь успеха ни
 на каком жизненном поприще.


- 9 -

      Здоровье – это такое состояние, при котором человек хорошо
 спит, благополучно переваривает пищу, вообще спокоен и не
 страдает никакими болезнями или недомоганиями. Когда вы совер-
 шенно здоровы, все ваши органы, как то сердце, легкие, мозг,
 почки,  печень и кишечник согласно и гармонично работают и вы-
 полняют свои функции нормально. Ритм пульса и дыхания в полном
 порядке, температура тела нормальная, кишечник легко освобождает-
 ся каждый день.
     Здоровый человек смеется и радуется, он весел и счастлив.
 Ему легко и удобно выполнять свой повседневный долг. Здоровый
 человек в состоянии трудиться в течение долгого времени без
 всяких признаков утомления. Его умственная и физическая произ-
 водительность очень велика.
     Здоровый человек – вовсе не обязательно сильный человек,
 сильный же отнюдь не всегда бывает здоровым. Чрезвычайно силь-
 ный человек может страдать всевозможными болезнями. Человек и
 здоровый и сильный обладает значительной притягательной силой.
 Он излучает здоровье и силу на всех людей, с которыми вступает
 в контакт.
      Сила и объем не всегда одно и то же. Худой человек, жилист-
 ый и тяжеловес, все могут быть сильными. Не только мышцы, но и
 нервы ваши должны отличаться силой. Сила бывает всякая. Кто
 поднимает тяжести, кто быстро бегает на большие расстояния, кто
 прыгает высоко. Одни отличаются выносливостью и им не страшны
 ни жар, ни холод, другие могут сутками поститься. Некоторым не-
 страшна какая угодно боль, иные в состоянии выносить обиды и
 оскорбления. Есть люди способные останавливать экипажи и раз-
 рывать цепи, другие проплывают длинные дистанции.

- 10 -

        Многие, обладая изрядной физической силой, не отличаются силой
 духовной, одно неприятное слово выводит их из душевного равновесия.
 Многие люди, обладающие огромной физической силой, не в состоянии пере-
 носить боль, во время болезни они кричат, как дети. Им недостает духов-
 ной силы. Некоторые, будучи физически сильными, тем не менее, страшатся
 критики общественности.
      Идеальный человек обладает физической, психической, моральной
 и духовной силой. Моральная сила выше физической, обладать ею труд-
 но. Высшая сила на земле – сила духовная. Святой или йог, обладающий
 духовной силой, может двигать миром. Он личность динамическая. Сила
 Ганди – сила моральная. Он достиг силы практикой в Ахимсе, Сатьяне и
 Брахмачарье. Ганди не обладает физической силой, он обладает силой
 психической и моральной. Могучий дух может пребывать в худом жилис-
 том теле.
      Миру нужны здоровые матери, здоровые сильные мальчики и девочки.
 А что мы видим в наши дни, в Индии?

             Значение Хатха-Йоги
     «Вновь и вновь изучая и тщательно взвешивая все Шастры, Йога
 Шастру находим высшим учением».
                Шива Самхита

     «1.4. Нет оков, подобных Майи (иллюзии); нет силы подобной той,
 что проистекает от Йоги; нет лучшего друга, чем Жнана; нет врага
 страшнее Азамкары (эгоизма)».
                Гхеранда Самхита.

     Тем, кто блуждает во мраке враждебных друг другу сект, не имея
 возможности достичь Раджа-Йоги, милосерднейший йог Сватмарама и
 предлагает свет Хатха-Видьи.
     «Хатха-Видья» – прибежище для сжигаемых тремя Тапа (страданиями)
 Для всех, занимающихся йогой, Хатха-Йога подобна Черепахе, поддержи-
 вающей мир.
               
- 11 -

      «Всякий человек, усиленно упражняющийся в йоге, становится
 Сиддхой, будь он юным, старым, даже очень старым, болезненным или
 слабым».
                Хатха-йога Прадипика


                I  таблица
      Йоговские упражнения для всестороннего развития тела

1.   Позы с перевернутым положением тела: Сиршасана, Урдхва, Пад-
  масана, Вриксашана

2.   Сгибающие вперед: Пашимоттанасана, Халасана, Падахастасана,
     Йога-Мудра, Маха-Мудра.

3.   Сгибающие назад: Дханурасана, Чакрасана, Матсиасана,
     Бхуджангасана, Суптаваджрасана.

4.   Скручивание спины:  Ардха-Матсиендрасана.

5.   Упражнения для брюшной полости:  Майюрасана, Салабхасана, Наули
     Крийя, Уддиана-Бандха

6.   Грудная клетка и лёгкие:  Бхуджангасана,  упражнения Пранаямы.

7.   Сгибание в стороны:    Триконасана, Тадасана.

8.   Расслабление:          Савасана


                II таблица
Группа      Анга (часть тела)                Асаны
1.   Голова, мозг, уши, глаза, нос:   Сиршасана, Сарвангасана, Урдхва,
                Падмасана, Нэти, Калабхасана,
                Пранаяма, Уджайи.
2.   Шея, плечи                Сарвангасана, Халасана, Матсьясана,
                Джаландхара-Бандха
3.   Грудная клетка, лёгкие, сердце   Салабхасана, Бхуджангасана,
                Дханурасана, упражнения Пранаямы

- 12 -

4.  Внутренности  брюшной полости,    Пашимоттанасана, Майюрасана,
    желудок, поджелудочная железа,    Дханурасана, Наули, Уддиана
    кишечник                Йога-Мудра, Маха-Мудра

5.  Конечности - руки и ноги          Триконасана, Падахастхасана, Лоласана,
                Маха-Мудра, Майюрасана, Уттида, Падмасана

6.  Расслабление                Савасана


                Специальные указания
1.  В соответствии со своим темпераментом, данными и имеющимся в
 вашем распоряжении времени, выберите одно-два любых упражнения
 из каждой группы I или таблицы II. Если вы посвятите этим упражне-
 ниям хотя бы несколько минут в день вы всесторонне разовьёте
 своё тело. Можете выполнять все упражнения из I и II таблиц.
 Вполне разберитесь в технике выполнения упражнений. Затем не
 спеша, принимайтесь за их выполнение. Следует быть исключитель-
 но постоянным в упражнении. Только в этом случае можно извлечь
 максимальную пользу.
2.  В таблицах I и II я привожу важнейшие упражнения, которыми
 можно без всякого опасения заниматься всем. Можно делать и другие
 упражнения, указанные в этой книге. Изучайте Пранаяму Мурча, Кеча-
 ри Мудру, Ваджроли Мудру и другие трудные Бандхи и упражнения под
 руководством Гуру.

3.  Будьте постоянны и систематичны в своих занятиях. Ни в коем
 случае не пропускайте ни одного дня. Прекращайте занятия при
 недомогании.

      4.  Ранее утро между 4 и 5 часами – лучшее время для Джапы,
 сосредоточения и медитации (размышления). Вставши с постели, може-
 те делать Сиршасану и несколько Пранаям, чтобы разогнать сон. Затем
       садитесь и принимайтесь за Джапу и Медитацию. Если вы зани-
 маетесь Пранаямой перед Джапой и размышлением, вы достигаете глубо-
 кой сосредоточенности. По окончании медитации отдохните 15 минут
 и приступайте к Асанам. Сначала выполните Асаны, затем Тадан-

- 13 -

 Крийю, Асвини-Мудру, Шакти Чалан, Маха Мудру, Маха Бандху и Маха Ведху.
 Выстукивание Канда пятками – другой вариант Тадан Крийи. У вас должен
 быть определенный режим и своя последовательность в связи с вашими
 условиями и временем.

5.  Занятие Пранаямой приведет вас к левитации. Если вы строго
 соблюдаете Брахмачарью, правила диеты и сосредотачиваетесь,
 вы можете достигнуть левитации через несколько месяцев регулярного
 упражнения в Пранаяме. Левитацией нельзя заниматься в пещере. Упражня-
 ющийся может удариться о её потолок головой. Следует заниматься Пранаямой
 в специально отведенной для этого комнате. Левитация происходит лишь
 после очищения Надей.

6.  Сначала в течение нескольких дней считайте число Пранаям и
 наблюдайте собственный прогресс. По мере продвижения вперед, вам
 уже не нужно будет отвлекать ум счетом. Не занимайтесь Пранаямой
 до утомления. Не принимайте ванны сразу после йоговских упражне-
 ний. Отдохните полчаса.

7.  Отбросьте колебания. Не дожидайтесь, пока у вас будет Гуру,
 который сидел бы рядом с вами и ежедневно подолгу наблюдал за
 вами. Если вы искренни, постоянны и следуете указаниям, данным в
 этой книге, вам нечего бояться. Вы сможете достигнуть удивитель-
 ных успехов.

               Мантра
О Мати, о Змеиная Кундалини Шакти,
Обитательница наших сердец,
Ты дремлешь в Муладхара Чакре,
Свернувшись в три с половиной кольца.
Ты – Сакар и Ниракар,
Ты – Саргун и Ниргун,

- 14 -

Ты  – Источник и Опора,
Веды поют о Тебе.
Ты предмет созерцания мудрецов,
Йоги размышляют о Тебе,
Бхакты поклоняются Тебе.
Ты – необъяснима!
Ты – непостижима!
Ты – непоколебима!
Ты – невообразима!
Дай нашим глазам узреть Тебя!
Позволь нашим языкам восхвалять Тебя!
Дай нашим рукам трудиться для Тебя!
Позволь умам нашим сосредоточиться на Тебе!
Позволь нам побыть в Сахасраре.
Дай нам открыть Сушумну.
Дай мне вкусить нектар Хатха-Йоги.
Дай мне достичь Самадхи,
Соединить Прану с Апаной.
Дай мне добиться Кевала Кумбхак,
 И позволь мне стать единым с тобой!

Великолепие Хатха-Йоги

О, братья! Достигайте хорошего здоровья,
Как же жить вам без здоровья?
Как заработать себе на хлеб без здоровья?
Можете ли вы иметь успех без здоровья?
Оздоравливайтесь при помощи Хатхи,
Соединяйте Ха с Тха,
Соединяйте Луну с Солнцем,
Соединяйте Прану с Апаной,

- 15 -

Пейте нектар Сахасрары
И живите, пребывая в Бессмертии!
Хатха и Раджа неразделимы,
Где кончается Хатха,
Начинается Раджа.
Хатха-Йога готовит
К Нирвикальпа Самадхи.
Нет Хатха-Йоги – нет успеха,
Нет Хатха-Йоги – нет Самадхи,
Нет Хатха-Йоги – нет здоровья,
Нет Хатха-Йоги – нет Вирья,
Нет Хатха-Йоги – нет красоты,
Нет Хатха-Йоги – нет долгой жизни.
Приветствуйте Ганапати прежде, чем начать.
Практикуйте Сиршу – царицу Асан
И устраняйте все болезни.
Совершенствуйте щитовидную железу Сарвангой,
И улучшайте пищеварение Пашимоттанасаной,
Майур поможет переварить даже яд.
Ардха Матсиендра сделает эластичным позвоночник.
Бхуджанга, Салаб и Дханур отрегулируют кишечник
И уничтожат запор.
Сохраняйте Вирья при помощи Сирш-Сарванг.
И устраняйте ночное недержание мочи.
Расслабляйте мышцы в Савасане.
Сочетайте упражнения для сгибания вперед и назад.
Ни в коем случае не пренебрегайте скручиванием позвоночника,
Если хотите всесторонне развить тело.
Жировые отложения уменьшит Пашимоттана.
Позвоночник сделает гибким и эластичным Хала.
Сонливость надежно прогоняет Ваджра.

- 16 -

Эффект Сарванги усилит Матсья.
Пранаяма уничтожит все болезни
И увеличит желудочный огонь.
Небольшая Кумбхака принесет вам долголетие,
Силу, энергию и жизнеспособность
И пробудит Кундалини в Муладхаре.
Ситали охладит мозг и тело и очистит кровь.
Бхастрика устранит астму и туберкулез легких.
Бандха Трайя сделает вас красивым.
Лучше всего занимайтесь утром.
Сначала проделайте Асаны,
Затем Пранаяму.
Пожертвуйте 15 минут в день
на занятия Асаной и Пранаямой.
Этого будет достаточно
Для поддержания здоровья.
Занимайтесь регулярно.
Выпивайте по окончанию стакан молока,
Через час принимайте ванну.
Откажитесь от горячих блюд,
Приправленных кэрри,
Лука и чеснока.
Занимайтесь йоговскими упражнениями
На пустой желудок.

- 17 -

                Хатха-Йога
       Йога стремится к управлению разумом и его видоизменениями.
 Практика Йоги освобождает Дживу от пут феноменального мира
 чувственных объектов. Дживатма становится тождественной с Па-
 раматма. Такое единение Параматма является целью человеческого
 существования. Западные философы Платон, Эмерсон, Шопенгауэр,
 Спиноза, Декарт и профессора Поль Мюллер и Поль Дюссен высоко цени-
 ли учение йоги.
     Существуют всевозможные разновидности Йоги. Они согласуют-
 ся с темпераментом занимающегося. Йога в широком смысле отсы-
 лает нас к Карма-Йоге, Бхакти-Йоге, Раджа-Йоге, Жнана-Йоге и
 Хатха-Йоге. В тесном смысле она представлена в Раджа-Йоге.
 Хатха-Йога неотделима от Раджа-Йоги. Хатха-Йога значит йога
 единения Ха и Тха. Ха означает – Солнце, Тха – Луна. Прана из-
 вестна как одно из имен Солнца, Апана – Луны. Поэтому Хатха-Йога –
 это соединение Праны с Апаной. Хатха-Йога подготавливает изучаю-
 щего к Раджа-Йоге. Она только помощник Раджа-Йоги.
    Йога – это идеальная практическая система саморазвития.
 Занимаясь Йогой, вы можете достичь гармоничного развития
 интеллектуального и духовного. Это точная наука. Вы можете при-
 обрести полную власть над всей природой путем практики в Йоге.
 Она способствует достижению нравственного совершенства и иде-
 ального умственного сосредоточения, а также раскрытию всевоз-
 можных физических и психических сил. Она учит прикладной пси-
 хологии. Она помогает занимающемуся войти в сознательное обще-
 ние с космическим разумом через Самадхи, отделить себя от трех
 Гун и, наконец, достигнуть Кайвальи – независимости.

- 18 -

    Йога – это уведение разума от объективного мира и сосре-
 доточение его внутри себя. Йога – это вечная внутренняя ду-
 ховная жизнь. Йога делает человека богом. Йога приносит надеж-
 ду несчастным, радость печальным, силу слабым и, значит, пребы-
 вающим в неведении. Йога – это секретная отмычка, открывающая
 сферы вечного блаженства и постоянного глубокого покоя.
    Раджа-Йога – точная наука. Она имеет дело с разумом, по-
 давляя все его видоизменения. Упразднение разума, в конечном
 счете, приведет занимающегося Йогой к высшей цели Ассампраджната
 Самадхи, при котором йог пребывает в полном покое, соединившись
 с высшей реальностью. Поэтому она называется Раджа-Йогой –
 царской йогой, т.е. царицей всех систем йоги.
     Изучающие йогу подразделяются на три степени или класса.
 Кто взобрался на вершину хребта йоги, называется Йогарудхой.
 Йогарудха – это Йога-Бхрашта, отпавший от йоги. Он закончил
 все подготовительные занятия Ямой, Ниямой, Асаной, Пранаямой
 и Пратьяхарой в предшествующих воплощениях. В этом рождении
 он сразу приступил к медитации (созерцанию). Он утвердился в
 высшем Асампраджната Самадхи. Он принадлежит к первому классу.
 Садашива Брахман из Неруда в южной Индии и Гьяна Дев из Алади
 близ Пуны принадлежали к этому классу йогов. Йунджана – это
 тот, кто серьезно занят изучением йоги. Он относится ко вто-
 рому классу. Арурукшу пытается подняться по ступеням Йоги.
 Он относится к третьему классу.
Ревностное занятие йогой требует от изучающего избытка
 энергии и нервной силы. Обладать избытком энергии и нервной
 силы может лишь тот, кто сохраняет половую энергию. Поэтому
 Брахмачарья является делом первостепенной важности для того,
 кто желает заниматься йогой и быстро достичь высшей цели
 йоги.

- 19 -

       Если заниматься нерадиво и нерегулярно, порыв страсти или
 мирского может свести на нет те небольшие успехи, которых до-
 бился занимающийся йогой, и кому будет очень трудно вновь
 подняться до утраченных высот. Исходя из этого следует энер-
 гично заниматься йогой до тех пор, пока вы не утвердитесь в выс-
 шей Самадхи. Йог, который в течение нескольких лет управлял
 своим разумом благодаря ревностной практике в йоге, будет в
 состоянии познать неизменную реальность, существующую позади
 этого эмпирического существования – мира имен и форм. Поэтому
 и Патанджали Махариши говорит: «Упражнение становится устойчи-
 вым и твёрдым, когда упражняющийся долгое время без всякого пе-
 рерыва, полностью посвятит себя упражнению».
    Сознательный, искусный и высокобдительный йог всегда готов
 поразить своей стрелой блуждающий, непослушный, беспокойный
 разум. Он достигает нравственного совершенства, дисциплинирует
 чувства и разум, укрепляет тело, регулирует дыхание, выбирает
 соответствующее питание, управляет семенем и, наконец, прямо
 поражает разум. Тогда он входит в глубокое Асампраджата Самадхи.
 В Мундака Упанишаде вы найдете: «Пранава «ОМ» – это лук, низшее
 «я» – стрела, а Брахман – цель, мишень. Метко стреляющий в цель
 становится единым с нею».
       Как охотник ловит оленя, расставляя силки, так и изучающий
 Йогу ловит разум при помощи силков Нада, звуков Анахаты, слы-
 шимых в правом ухе. Нада сладкие мелодичные звуки, слышимые в
 ухе, сначала привлекают разум. Затем, они связывают его и, в конце
 концов, подавляют. Разум поглощается Надой и растворяется в ней.

- 20 -

 Связывание разума означает приобретение им абсолютной устой-
 чивости. Поразить (подавить) разум, значит поглотить его зву-
 ком. Тогда он не в состоянии устремляться к внешним объектам.
    Если вы сосредоточитесь на кончике носа, вы ощутите сверх-
 физический запах, сосредоточившись на кончике языка, вы по-
 чувствуете сверхфизический вкус, на середине языка – сверхфи-
 зическое осязание, на корне языка – сверхфизический звук, на
 нёбе – сверхфизический цвет. Сверхчувственные ощущения обод-
 рят вас и укрепят вашу связь с истинами йоги. Они будут побуж-
 дать вас к выполнению суровых йоговских тренировок для дости-
 жения высшего познания.
      Строгость, изучение священных книг и Джапа Мантры посвя-
 щение или преданность Космическому Разуму, согласно Патанджали
 Махариши составляют, Крийя-Йогу – Йогу Действия (Саханапада,
 гл. II, сутра I). Это Йога дисциплины. Практика Крийя-Йоги
 подготавливает изучающего йогу к вхождению в Самадхи (сверх-
 сознательное состояние).
   Она очищает сердце и рассеивает 5 страданий – Авидью, Асмиту,
 Рагу, Двешу и Абхинивешу (неведение, эгоизм, любовь, ненависть
 и привязанность к земной жизни). Только чистоты и несебялюбия
 будет вполне достаточно для того, чтобы узреть свет Бесконеч-
 ности и испить нектар бессмертия. Вышеупомянутая дисциплина яв-
 ляется методом достижения йоги. Это – безусловно высшая форма
 дисциплины. Изучающий йогу должен упражняться в этой предвари-
 тельной йоге от всего сердца и прямодушно посвятить себя ей.
 Метод этот столь же важен, как и его цель. Если вы, пренебре-
 гая этой практикой, сразу приметесь за медитацию в надежде
 быстро достигнуть Самадхи, ваши старания не увенчаются ус-
 пехом. В духовном  развитии не должно быть отлагательств. Важен
 каждый шаг в йоге. Нужно в совершенстве овладеть им.


Рецензии