О происхождении скифов Евразии
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!» –утверждал Александр Блок в своем знаменитом стихотворении «Скифы». Поэт не определил этнической принадлежности обитателей степей, которых селили еще античные историки в Северном Причерноморье вплоть до Прикаспия и далее к востоку. Название их взято у греков и, в частности, у Геродота, писавшего о скифах. Эллины называли скифов также сарматами-савроматами, явно намекая на то, что те жили в землянках, а не в привычных для греков домах (корень CAYP мы видим в слове «завр/заур», от которого пошло название дино- и другие завры). «Скиф» же означал острое режущее оружие, например косу. В этом нет ничего удивительного. Оседлые в окрестностях греческих колоний скифы выращивали зерновые. А рассказы о свирепых налетах степняков на полисы были либо преувеличенными, либо связаны с тем, что городскую стражу в Афинах несли скифские наемники.
Учёные из Университете штата Мичиган в г. Энн-Арбор (США), а также их коллеги из немецких университетов Киля и Йены,
свою статью о скифах в журнале PLOS авторы начали со свидетельств античных источников.
Сотрудники Института науки и истории человека в Йене, которым помогали ученые из Института общей генетики и цитологии Алма-Аты, общими усилиями «прочитали» ДНК, выделенные из костных остатков 111 обитателей евразийских степей (скифов и нескифов). Были выделены два источника их геномов – восточноалтайский и западноуральский. Судя по результатам анализов одного из восточных захоронений людей с конями, можно сделать вывод, что восточные скифы были предками гуннов-сианьбей (Hun-Xianbei – Xi по-китайски «запад», bei – «север»). Закат скифов, по мнению авторов, был вызван образованием на востоке мощных конфедераций, а также движением на север выходцев из Персии.
Между эллинами и скифами происходил интенсивный взаимообмен. Кстати, это отчасти отражено в трехуровневой пекторали, украшающей коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Вместк тем генетики решили проследить также происхождение восточных славян.
Историю, как известно, изучают по летописям, археологическим находкам, литературным и архитектурным памятникам. А у генетиков свой метод. Они предлагают проследить историю этноса по анализу ДНК митохондрий, как называют особые части клетки, обеспечивающие организм энергией. С помощью такого анализа корни русского народа попытались проследить в Институте общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, чье исследование, по данным ИнформНауки, поддерживается федеральной программой приоритетных направлений науки и техники, а также программами Российской академии наук "Динамика генофондов растений, животных и человека" и "Фундаментальные науки - медицине".
За последние 500 лет предки современных русских расселились на довольно обширной территории, но московские генетики обратили особое внимание на Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Ивановскую и Вологодскую области. Ученые генетики попытались выяснить где и когда начали складываться славянские племена.
Для полной ясности исследователи провели сравнительный анализ. Они брали ДНК из образцов крови коренного русского населения, которые хранятся в лаборатории генетики человека Института общей генетики РАН, и использовали данные о разнообразии ДНК митохондрий у народов разных языковых культур. Таких, в частности, как славянская (украинцы, болгары, боснийцы, словенцы и поляки), балтская (литовцы), финно-угорская (венгры, финны, мордва, коми-пермяки, комизыряне, марийцы, удмурты), тюркская (башкиры, татары, чуваши), германская (шведы, немцы) и иранская (осетины).
Многие из них ассимилировались в древнерусском государстве, сформировавшемся в результате объединения восточнославянских племен. А потому неудивительно, что анализ показал генетическое родство русских людей с другими славянскими народами, а также с венграми, финнами, литовцами, осетинами, татарами, немцами. Но еще более любопытно то, как разнятся сами русские!
Тут генетики выделяют несколько групп. Ближе всех к среднему генетическому типу русского человека население центральных областей - Ивановской и Рязанской, а на севере это Вологодская область. В первых двух заметна близость к венграм, а вологжане генетически более связаны с финно-угорским народом. Такая близость, говорят ученые, восходит скорее всего к I тысячелетию до нашей эры, когда южные угры (предки современных венгров) переселялись на запад и оседали на средней Оке. Примерно в то же время древние славяне пришли на территорию современной Вологодской области. Понятно, что тут не избежать родственных связей с местным населением, а оно было представлено коми-пермяками. Не исключаются и более поздние пересечения с этими народами, относящиеся к XV веку.
Генетический анализ обнаружил у жителей Рязанской области и литовские корни, появившиеся, по всей вероятности, в результате связей с балтскими племенами, проживавшими в бассейне рек Протвы и Угры. Любопытно, что литовский "след" обнаруживается и в Орловской области, тогда как генетическое различие с украинцами, несмотря на территориальную близость, там достаточно велико. Общие генетические корни с украинцами неожиданно обнаружились у жителей Тамбовской области. Это, полагают ученые, может быть результатом повторного освоения южнорусских степей, опустошенных монгольским нашествием. Тем не менее в Тамбовской и Орловской областях в большей степени сохранили генетическое своеобразие, чего нельзя сказать об Ивановской и Рязанской областях, где в стародавние времена, по мере продвижения славянских племен с запада на восток, активно смешивались с местным населением.
Генетики не исключают, что славяне вообще не имеют единого корня и принадлежат к двум различным ветвям - антам и венедам. Но это лишь гипотеза, для подтверждения (или опровержения) которой необходимо обследовать более широкий круг русского населения, сочетая данные генетики с изысканиями в области других наук - в частности, археологии, антропологии, лингвистики.
По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a, субклад R1a-Z2123 (причём как европейские скифы, так и сибирские скифы).
Первоначально родиной скифов считалась западная Евразия (степи Северного Причерноморья), но последние исследования мтДНК 96 кочевников железного века из Южного Урала, Казахстана и Северного Причерноморья (VIII—III века до н.э.), по материальной культуре сходных с культурой скифов, показывают мультирегиональный вариант их происхождения и раннее присутствие скифов в Восточной Азии (на территории современного Восточного Казахстана и Тувы). Их можно охарактеризовать, как смесь предков тюркских народов Ямной культуры и восточноазиатского компонента. Моделирование показывает независимое происхождение восточных и западных групп скифов, с последующим ростом населения в этих группах и генным потоком между ними, объясняя единообразие их материальной культуры. Это предполагает значительные миграции групп скифов как с запада на восток, так и с востока на запад, с указанием асимметричного потока генов от западных к восточным группам, а не наоборот.
Современные популяции, связанные с западными скифами железного века, могут быть найдены среди тюркских групп на Кавказе и в степях Евразии (Центральная Азия), тогда как популяции с генетическим сходством с восточными скифскими группами встречаются почти исключительно среди носителей тюркских языков (тюрки Сибири).
Последняя работа на эту тему опубликована в 2021 г.. В ней участвовали археологи, антропологи и генетики из 6 стран: Германии, России, Казахстана, Узбекистана, Венгрии и Южной Кореи.
И что же узнали ученые из этого исследования?
Скифы были множеством кочевых культур конных воинов, населявших евразийские степи в первом тысячелетии до нашей эры. Из-за отсутствия письменных источников из первых рук мало что известно о происхождении и отношениях между различными культурами. Чтобы ответить на эти вопросы, мы получили полногеномные данные 111 древних людей, извлеченные из 39 археологических памятников первого тысячелетия до н.э. и н.э. в степях Центральной Азии. Были обнаружены основные примесные явления в эпоху поздней бронзы, образующие генетический субстрат для двух основных генофондов железного века, возникших вокруг Алтая и Урала соответственно. Их кончина отразилась в новых генетических изменениях, связанных с распространением восточных империй кочевников в первые века нашей эры.
Американский журнал «Достижения науки» (Science Advances) о генетическом исследовании скифов:
Скифы представляли множество древних популяций, основанных на конной культуре, которые правили евразийской степью в железный век и играли важную роль в истории Евразии. Скифы оказали большое влияние на культуру своих могущественных соседей, распространяя новые технологии, например, седла и другие усовершенствования для верховой езды. Древние греческая, римская, персидская и китайская империи оставили множество источников, описывающих традиции и обычаи страшных конных воинов, пришедших из внутренних земель Евразии. Однако об истории происхождения и этногенезе скифов известно немного.
В мире обсуждаются три конкурирующие гипотезы о происхождении скифов:
1) понтийско-каспийское происхождение, подтвержденное их предполагаемыми иранскими языками,
2) казахское (тюркское -Гумбатов Гахрам ан)степное происхождение, подтвержденное археологическими находками,
3) множественное независимое происхождение от генетически различных групп, которые приняли общие культурные черты.
Представленные в статье генетические данные не подтверждают происхождение скифов от западных культур понтийско-каспийских степей, об этом свидетельствуют и последние историко-археологические исследования. Гипотеза тюркского степного происхождения скифской культуры лучше согласуется с результатами по полногеномному анализу 111 древних людей, представляющих 39 археологических памятников первого тысячелетия до н.э. и н.э. из Великой Центрально-Евразийской Степи (территория современного Казахстана, прилежащие территории России и Кыргызстана) в числе которых объекты сакской элиты из некрополя Елеке Сазы (Восточно-Казахстанская обл.), объекты пазырыкской культуры и хунно-ксяньбийского пластов некрополя Берел (Восточно-Казахстанская обл.), «золотой» человек гуннского периода из некрополя Курайлы (Актюбинская обл.), объекты из «царских курганов» раннего железного века (Центральный Казахстан), объекты из городища Коныр-тобе (Отрарский оазис) и др.
Результаты исследования показывают, что существенные генетические изменения были связаны с упадком оседлых групп бронзового века и подъемом культур кочевников железного века. На рубеже первого тысячелетия до нашей эры относительно однородный генофонд степных популяций обогащается притоками с востока, запада и юга в Центрально-Евразийскую Степь, что приводит к формированию новых смешанных генофондов. Но тем не менее, происхождение скифской культуры нельзя связывать только с казахскими степями, поскольку были найдены доказательства существования, как минимум двух независимых генных потоков, которые распространялись и смешивались с другими кочевыми популяциями в ходе множества исторических событий I тысячелетия нашей эры. Восточный источник, вероятно, связан с горным Алтаем, где обнаружены самые ранние скифские захоронения. Популяции горного Алтая в течение железного века распространялись на запад и юг, смешиваясь по мере продвижения и соединяя различные культуры, например, такие как пазырыкская и тасмолинская. Другой одновременный и постоянный генный приток связан с западным Уралом, с характерными ранними савроматско-сарматских культурами, которые распространились до понтийско-каспийских степей. В переходный период после железного века происходит упадок скифских культур, выявляя новые генные потоки и смешения генофондов. Здесь четко определяется новый приток генов от дальневосточных евразийцев, возможно, связанный с распространением кочевых империй восточных степей в первых веках нашей эры, например, таких как хунно-сяньбэйский пласт Береля. Ancient genomic time-transect from the Central Asian Steppe unravels the history of the Scythians
Science Advances DOI: 10.1126/sciadv.abe4414
Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале:
- Группа археологов, антропологов и генетиков из Германии, России, Казахастана, Узбекистана, Венгрии и Южной Кореи под руководством Йоханнеса Краузе из Института Макса Планка представила результаты изучения 111 древних геномов из 39 археологических памятников, расположенных в степи на территории России, Киргизии и Казахстана. Они смогли проследить, когда произошли существенные изменения в генофонде скифов и их оседлых соседей, и установить источники притока нового населения Евразии в раннем железном веке (начало I тысячелетия до нашей эры) — в период, когда доминирование в регионе перешло от оседлых пастухов эпохи бронзы к воинственным кочевым племенам.
Набор данных, полученных в результате исследования, охватывает временной промежуток от VIII века до нашей эры до IV века нашей эры. Он позволил определить два основных источника влияния на генетический фонд скифов. Один из них располагался в горном Алтае, где находятся самые древние (IX век до нашей эры) захоронения железного века, связанные с кочевниками. Этот восточный компонент распространялся в западном и южном направлениях вместе с миграциями населения. К самым ранним основным археологическим культурам кочевых воинов относится тасмолинская, представители которой обитали в центральном и северном Казахстане в VIII-VI веках до нашей эры. Затем (с VI до II века до нашей эры) в юго-восточном Казахстане и горах Тянь-Шаня появляются сакские культуры, а в горах Алтая — знаменитая пазырыкская культура (V-I века до нашей эры).
Не меньшее влияние на биологическую историю скифов оказали и древние популяции, жившие на Урале. Из этого, одновременного первому, источника кочевники также мигрировали на запад и юг, заселив степи Прикаспия и Причерноморья. Именно этот — западный — компонент обнаружен в геномах представителей ранних сарматских культур. Исследователи также отметили, что последние генетически довольно однородны, несмотря на рассеянность по довольно большой территории и широкий временной диапазон существования.
Также специалисты обнаружили еще один генетический след в изученных скифских геномах — он ведет в южные регионы Кавк Каза (Аран, Южный Кавказ- Гумбатов Гахраман) и Ирана или в Туран (так называют географическую область на юге Средней Азии). Пропорции этого вклада в геномах скифов увеличиваются с течением времени и с востока на запад.
Результаты этого исследования по-новому освещают до сих пор дискуссионный вопрос происхождения скифских культур. Гипотеза о понтийско-каспийском происхождении не находит здесь поддержки совсем. В то же время работа доказывает, что и предположение о единственном источнике, сформировавшем генофонд скифов, несостоятельно. Кочевые популяции евразийских степей железного века (то есть, конца I тысячелетия до нашей эры) имели минимум два независимых генетических источника, расположенных довольно далеко друг от друга.
К рубежу тысячелетий восточно-скифские культуры пришли в упадок. Его связывают с усилением активности в регионе племен хунну.
Исследователи отмечают, что решение вопроса о происхождении скифов невозможно на основании одного генетического проекта, но полученные результаты демонстрируют, как менялся генофонд евразийских популяций с течением времени, и лягут в основу будущих работ по изучению генетических связей между народами Евразии и их вкладу в современные популяции.
Ученые из Института цитологии и генетики; СО РАН вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.
Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).
Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов(тюрки Сибири).
Свидетельство о публикации №222122300530