Наше настоящее Очерк

НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ
ОЧЕРК

    Мы всегда живем настоящим. И не можем жить иначе по определению.
     Прошлое, живущее в нашем сознании и в наших воспоминаниях воскресающее - для нас то же настоящее нашей жизни, только каким-то  непостижимым для нас образом отнесенное объективным бегом времени   в прошлое.
       Я помню, что немало вспоминал в прежние годы одного из первых своих товарищей по походам и экспедициям, которых было множество в моей молодости и которые я тогда так преданно любил…
        Давно это было. Но воспоминания о наших с ним вечерах у костра и скитаниях по лесам  Новгородчины были живы в моем сознании - как будто это только вчера и происходило…
               И вот однажды встретил я того прежнего товарища своего реально на одном из шумных приятельских вечеров. Он не просто изменился (как и я сам наверняка изменился за прошедшие годы) - он стал совсем другим. Спился. Потускнел. Ничем не интересовался. Стал ко всему безразличен - кроме обильной и беспорядочной выпивки.
                С тех тор образ его угас в моих воспоминаниях. И поблекли и угасли для меня и сами эти воспоминания о моих первых походах - они вдруг стали для меня мертвым и далеким прошлым. Раз и навсегда.
               Лучше бы я этого своего прежнего товарища и вообще не встречал в поздние годы! Это действительно так.
                Тогда бы славное прошлое наше продолжало жить в моем сознании и дальше - и таинственно согревать мне временами душу. Оно бы не потеряло тогда для меня духовных качеств настоящего.
                А так… Я мог после этого случая изредка живо вспомнить мои первые походы только исключая из них образ моего бывшего товарища, ставший для меня уже образом «со знаком минус», призванным прошлое только похоронить.
                И подобное чаще всего и случается при встречах с бывшими друзьями, товарищами и добрыми знакомыми через много лет.
                Такие встречи только разочаровывают в прежней дружбе и окончательно ее хоронят. Теперь уже безвозвратно и навсегда.
                Помню, что ученики моего класса средней школы встретились по инициативе нашей бывшей классной руководительницы, эту встречу и организовавшей. Ровно через десять после окончания нами школы и после нашего расставания на выпускном школьном вечере.
                Живы еще были у меня воспоминания о школьных годах, проведенных вместе с этими ребятами и девчатами. Часто оживали для меня эти добрые воспоминания. И мне очень хотелось, честно говоря, первонача льно побывать на этой встрече бывших школьных товарищей.
                Но когда я на эту встречу реально пришел - я встретил там совсем других людей чем те ребята и девчата которых я так живо помнил.
                Я бы их узнал скорее всего и при случайной встрече - в транспорте, на улице… Или где угодно еще.
                Но все таки это были совсем другие уже люди! Они прошли возраст возмужания и окончательного взросления. Стали молодыми мужчинами  и женщинами.
                И я с ошеломлением заметил что в этом своем новом и более зрелом облике - они мне уже не близки.
                Теперь это чужие для меня молодые люди
                Это не значит конечно, что на том вечере бывших товарищей по классу я вел себя отчужденно и замкнуто. Вовсе нет!
                Я пытался вместе с другим вспоминать со смехом наше общее школьное прошлое. Пробовал даже начинать кое с кем (с кем был по человечески ближе когда-то) задушевные разговоры…
                Но поддерживали мои прежние товарищи эти мои задушевные разговоры скорее из вежливости, без огонька в глазах, без большой душевной заинтересованности. Как будто они реально жили теперь в неких других мирах, доступа в которые я не имел и о которых не знал и не мог ничего знать.
                И так ведь и было на самом деле! Эти люди пришли на общий вечер на несколько часов из неведомых миров. И вскоре в эти миры и вернутся. Забудут вскоре, что вот были на таком вечере.  И не сумеют даже и рассказать, что же на вечере этом в сущности произошло.
                Потому что ничего на том вечере в действительности и не произошло. Как будто бы его вообще не было. Или как будто бы на нем присутствовали только молчаливые привидения из далекого и невозвратимого уже прошлого.
                Со всеми кто был на том вечере я впоследствии уже ни разу не виделся. И не обменялся ни единым словом. Не пришлось.
                А до встречи этой мне казалось, что я чуть ли ни чудесно вернусь в славное прошлое повстречав вновь былых школьных друзей…
                И тогда я ясно понял - прошлое можно сохранить живым только в своем сознании.
                Да. Это прошлое можно красочно воспроизвести как живое в своих письменных воспоминаниях (в мемуарах, очерках и так далее)… Но только опираясь при этом на то, что живет в твоем личном сознании из образов и событий прежней жизни, что не стало прошлым для тебя самого. Хотя умом и рассудком ты и понимаешь что вот сейчас «в настоящем времени» (в таком-то году и в такой-то день) этого прошлого уже не существует среди реалий окружающей действительности.
                А вот когда ты реально вновь встретишь тех кто как и ты сам вышел из этого общего прошлого ты увидишь, что прошлое умерло.
                И тогда ты не сможешь уже его  вернуть в жизнь даже в своем сознании.
                В наших сокровенных отношениях с прошлым есть несколько периодов и этапов.
                Поначалу когда дорогие тебе люди и события уходят в прошлое - тебе очень больно.
                Я помню как через несколько лет после довольно ранней (в возрасте шестидесяти лет) и совершенно неожиданной для близких смерти моего отца (от разрыва сердца), которая в семье нашей тяжело переживалась всеми, я стал ездить в наше некогда родное Лимузи на рыбалку со своим приятелем – и  как мне было грустно и больно вновь и вновь видеть эти милые семье нашей места!
                Поскольку мы и раньше, снимая тридцать лет дачу в Лимузи, имели там свою деревянную лодку и постоянно ездили на рыбалку в близкой к Лимузи части Финского залива - я прекрасно знал как и где в районе Лимузи ловить рыбу.  Где места особо рыбные, на какой глубине бывает клев и какая именно для ловли рыбы нужна снасть. И так далее.
                Поэтому по моей же инициативе мы с приятелем моим ездили на рыбалку на надувной резиновой лодке именно в Лимузи. И уловы у нас были обычно очень хорошие.  И ловили мы намного больше чем даже рыбаки-соседи рядом с нами.
                Все это было прекрасно.
                Но порой когда наша лодочка мирно покачивалась в тихих водах Залива вечером на довольно незначительном (до полутора километров)  расстоянии от высокой Лимузинской горы, нависавшей полукругом в отдалении над низким берегом Финского залива - как мне становилось пронзительно грустно и больно!
                Ведь в моем сознании живы были тогда картины повторявшиеся много лет в мои детские годы - мы с моим отцом сидим вот так же на рыбалке вечером в нашей старой доброй лодке и напротив нас за низким берегом залива вот это же высокая Лимузинская гора…
                Только отца моего ведь нет уже в живых. И прошлое это невозвратимо!
                А однажды когда я шел по прибрежной тропинке недалеко от нашего Лимузи в те же годы встретился мне вдруг наш интеллигентный сосед по Лимузи, ученый из Института Телевидения, купивший в Лимузи старый деревенский дом.
                Меня он не узнал - я ведь вырос и сильно изменился, а прежде был для него просто соседским мальчишкой.               
                Но я-то его конечно узнал. Он шел держа за руки двух своих внуков и выглядел немолодым уже, но бодрым мужчиной, живущим достойной и счастливой жизнью.
                А моего отца уже так давно нет в живых!
                И как мне вдруг стало тогда безотчетно пронзительно больно! Много лет назад произошел этот эпизод. Но ведь я его отчетливо помню до сих пор - и буду помнить уже всю мою жизнь.
                С Лимузи правда дело и в том, что этому чудесному  раю моих детских и отроческих  лет который я подробно описал в своих мемуарных очерках «Острова ушедшей жизни»  в моей жизни так и не нашлось достойной замены.
                Больше в таком живописном месте рядом с морем  ( Финский залив у Кронштадта - тоже море! Не нужно излишнего скепсиса!) никогда подолгу и не жил. Не доводилось.
                И поэтому Лимузи прежних времен так и осталось в моем памяти светлым и волшебным островком поэзии и красоты живой северной природы.
                А другим дорогим мне в моей жизни местам, с которыми тоже приходилось мне поневоле расставаться, я все таки находил затем в своей жизни достойную и любезную моему сердцу замену.
                Любил я конечно и отцовскую квартиру у парка Сосновка на улице Жака Дюкло рядом с бывшим песчаным карьером превращенным в оборудованный для купания песчаный пляж Ольгинские воды.
                Я недалеко уехал от этих мест при  переезде на новую квартиру - в самом начале Ланского шоссе, невдалеке от проспекта Энгельса и от расположенной рядом дачи Ланских с прудом и парком (ныне восстановленной или, точнее, построенной заново по прежних чертежам).
                Я прижился на новом месте где проживаю с августа 1994 года.
 Полюбился мне и весь район рядом со станцией Ланская, раскинувшийся вокруг.
                Но летом я все равно нередко приезжал на Ольгинские воды - загорать и купаться.
                Проехать нужно было от моего нынешнего дома всего несколько остановок на автобусе. И мне нравилось в летние дни и немного прокатиться по городу и побывать на пляже, искупаться и позагорать.
                В первые мои приезды на Ольгинские воды мне становилось и грустно.
                Я отчетливо помню это - вдалеке справа от пляжа за выросшими уже деревьями  виднелся мой  родительский дом, где провел я многие в целом славные годы.  Вспоминалось как мы с моим отцом и с моей мамой гуляли вечерами вокруг этого нашего водоема…. Вообще вспоминалось прошлое.
                Но постепенно я привык приезжать на прежнее место своего жительства невдалеке от песчаного карьера Ольгинские воды.
                И щемящее чувство от встречи с моим прошлым исчезло.
                Мне не о чем стало жалеть и вспоминать с болезненной ностальгией.
                Я стал жить новой полноценной и одухотворенной полной творчества жизнью. И нечего мне стало жалеть об утраченном наивном прошлом моем на улице Жака Д.юкло.
                Когда я сейчас пишу все это - я ощушаю, что невольно возвращаюсь к мотивам отраженным в «Поисках утраченного времени» Пруста, которые я некогда так трепетно любил. 
                Эта знаменитая вещь буквально околдовывала меня духовно в годы моей молодости. И теперь я понимаю почему - Пруст реально приблизился к тайне времени, к которой можн реально приблизиться только художественно (а не сугубо философски и не при  опоре на религию и ее постулаты и догмы).
                Дело в том, что прошлое, строго говоря в нас самих  никогда не умирает - пока мы живы.
                Оно исчезает вместе с нами, после нашей смерти. Если мы не успели или не сумели или не захотели об этом прошлом рассказать ни устно ни письменно во время  нашей жизни.
                А пока мы живы прошлое - в нас самих - не стареет, не становится мертвым прошлым, но остается втайне равнозначным настоящему. Тому что могло происходить и сегодня… или тому что произошло только вчера.
                Пока в нас - в нашем сознании, в нашей памяти, в нашем воображении - живет прошлое …Мы им и наполнены, им и одухотворенно существуем.  И можем и не признавать тогда иной жизни, игнорировать реальное настоящее вокруг нас.
                Сознание человека как бы параллельно материальной реальности. Оно эту материальную реальность не повторяет и не всегда воспроизводит.
                Тут наши грубые материалисты всегда грубо ошибались.
                Реальная проблема сознания человека как отдельно взятой личности в том, что человек смертен.
                Вместе со смертью человека исчезает и все внутреннее богатство его личного сознания - все то, что он накануне еще так живо помнил, так ярко мог представить… и то о чем мог замечательно рассказать и выразительно написать.
                Смерть прекращает деятельность индивидуального сознания,  грубо и навсегда обрывает ее. И то что не успел написать Пушкин или Бетховен - уже никто за них никогда не напишет.
                Напишут другое и тоже выдающееся. Но то что могли написать эти ушедшие из жизни гении - не напишет никто. Во все времена.   -
                Пока ты жив и находишься в здравом уме и доброй памяти - ты можешь чувствовать, что весь мир в тебе самом.
                Я вот помню и сейчас даже то как я вышел из самолета в Лондоне и ждал что меня кто-то там встретит как и должен был встретить. Но встречавшая меня дама так и не появлялась… Хотя пассажиры нашего рейса Москва - Лондон давно разошлись. И те кого встречали давно были благополучно встречены.
                А я все стоял у выхода на аэровокзал и ждал что же будет дальше… Потом я услышал объявление на английском языке (и слава Богу, я хорошо знал английский), что встречающая господина Носова госпожа Джил Андреев  будет ждать его в вестибюле там-то и там-то (то есть там где я и стоял).
                И вот потом я увидел немолодую женщину, которая металась рядом и видимо искала именно меня.
                Почему же она не могла спросить меня я ли тот самый Носов которого она ищет? Ведь она должна была понимать, что я писавший ей о дружбе моего отца с ее покойным мужем - молодой же все таки пока еще человек.
                Все эти картинки из моего прошлого так же живы для меня как и тридцать и более лет назад.
                Но они живы для меня пока жив я сам.
                А без меня не будет и этих «картинок» или воспоминаний. Если я не перенесу их на какие-то надежные носители информации.
                Раньше это были книги и журналы на бумаге.
                А теперь - неизвестно что.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2  (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http


               
               
               


Рецензии