Плач о Франции

На днях посмотрели мы, вместе с доброй половиной мира, финал чемпионата этого самого мира по футболу. Матч вышел драматическим! С лихим сюжетом. Под стать вывеске: «Аргентина – Франция»! До последнего не знали, за кого будем болеть. Вроде бы надо было болеть за Аргентину. Ведь спорт – это политика, что бы ни говорили. А Франция, как ведущая страна Евросоюза, враждует ныне с Россией. С Аргентиной, напротив, дела обстоят хорошо. Недавно в центре Москвы открыли сквер Аргентинской Республики. В Буэнос-Айресе назвали площадь в честь России. Аргентина не присоединилась к антироссийским санкциям. Владимир Владимирович после победы в финале позвонил и поздравил президента Аргентины. Синьор Альберто, когда у него в телефоне заиграли «Подмосковные вечера», едва не расплескал, волнуясь, свой фернет. Не знал, чему больше радоваться: победе сборной или звонку Путина.
Аргентина нам симпатична с 1986 года, когда в её составе чудеса творил Диего Марадона, лучший игрок всех времён и народов! (После Феди, понятно!)
Единственным аргументом против Аргентины была ревность по Марадоне. Вдруг кто, не от большого кругозора, посчитает, что Месси, став, наконец, чемпионом, сравняется в величии с Диего Армандо.

Но первая любовь, есть первая любовь! А первой любовью у большой части нашего поколения начинающих болельщиков восьмидесятых, была Франция!
Полуфинал ЧМ 1982 г. Франция – ФРГ, наверное, лучшее, что мы увидели в футболе! Французы уступили в серии пенальти, но победили в наших сердцах!

Помню, вышли мы на разминку перед игрой с соседним пионерским лагерем в небрежно спущенных гетрах и футболках поверх трусов. На футболках этих зубной пастой, через трафарет был выведено русскими буками: Жиресс, Тигана, Баттистон. Платини не было ни у кого, так как из-за него все переругались, чуть даже не передрались, и решили не использовать это святое имя всуе! Мы немного разозлились на нашего тренера - физрука, когда он, построив нас в одну шеренгу заставил натянуть гетры и заправить футболки, приговаривая: «Иш, разошлись, французы!» Сам он болел за немцев. А по-настоящему разозлились мы, когда наши соперники вышли на поле и перед нами предстали целых десять Платини!

Спустя два года, в 1984 – м, и вовсе начались чудеса! На домашнем Евро, французы продемонстрировали невероятный, романтический футбол. В центре французских построений творил волшебство магический квадрат из «четырёх мушкетёров»: Луиса Фернандеса,  Жана Тиганы, Алена Жиресса и Мишеля Платини. Конечно, французы победили! Ведь у сказки должен быть счастливый конец.

Помнится, купил я в киоске «Союзпечать» зарубежный спортивный журнал, польский или гедээровский, теперь уже не вспомню точно. Я покупал эти журналы в основном из-за фото спортсменок. Особенно мне нравились гимнастки и пловчихи. Немки были страшными, но у них были  потрясающие фигуры. В тот же раз я был потрясён по-настоящему! На развороте журнала в полном составе красовалась сборная Франции! Я сразу поинтересовался, нет ли ещё номера? Но, счастье, приходит лишь однажды! Тот разворот много лет украшал стену моей комнаты. Девятнадцать белых длинноволосых французов и один коротко стриженный кучерявый чернокожий Тигана.

С тех пор прошло немало лет.

И вот, морозным зимним вечером, привычным больше для хоккея, прильнули мы к голубому экрану, наблюдая футбольный финал Аргентина – Франция. Если бы я проспал  все эти годы в летаргическом сне, то, проснувшись, увидел бы, что Аргентина себе не изменила. Также ни одного чёрного игрока в составе, и, как и прежде, в роли звёзд, сплошь итальянцы!
 С Францией же произошли фантастические перемены! Большинство стартового состава – это африканцы! А в конце основного времени, при счёте 2 : 2, когда тренер французов Дидье Дешам сделал замены, на поле в футболках Франции оказалось сразу десять негров!
Нет, я не расист! Упаси Бог! Но в этот момент я понял, что моя прекрасная Франция осталась в прошлом! И, судя по всему, она больше никогда не вернётся!

И тут речь уже не только о футболе!

Чем была Франция для нас, советских молодых людей? Это был целый восхитительный мир!

Мушкетёры, вытирающие батистовыми платочками окровавленные шпаги, таинственный граф Монте-Кристо, корчащий рожи Луи дэ Фюнес, Ален Делон отказавшийся от одеколона и спасающий тов. Сталина, дневная красавица Катрин Денёв, шервудские зонтики, мелодия  шервудских зонтиков, укол зонтиком, лифт на эшафот, налево от лифта, Бурвиль, разбушевавшейся Фантомас, Пьер Ришар то в чёрном, то в жёлтом ботинке, малышка Мирей Матье, Джо Дасен, Анжелика, то с королём, то в гневе, озабоченная Эманнуэль, Жан Поль Бельмондо, чемпион Ален Прост,  неудачник Жан Алези, живущий под водой Кусто, «Воспитание чувств», Дидье Моруани и «Спейс», «Нормандия – Неман», мечта поэта Марина Влади, Патрисия Каас, Зорро, рисующий повсюду Z,  Жан-Мишель Жарр, Матис, Гоген, футболка с крокодильчиком Лакост (25 руб. у спекулянтов),  Дебюсси, Ролан Гаррос, тур де Франс, Жанна дАрк, и,  наконец, Наполеон – торт,  император и коньяк!

Французский триколор ассоциировался у меня с таким видением: под Синим небом родины, пьют Белые французы, Красное вино.

У «Роллингов» есть песня «Окрась всё в чёрное». Мрачноватая такая, гениальная вещь. Когда я начинал своё  этнографическое исследование состава сборной Франции она, не переставая, крутилась у меня в голове.

Вот, что я накопал.

Фамилия  – родина предков в двух ближайших поколениях.

Стартовый состав сб. Франции на финал:
 
 Уго Льорис (белый) – Каталония (це Испания),
Жюль Кунде – Бенин,
Рафаэль Варан – о. Мартиника,
Дайо Упомекано – Гвинея-Бисао,
Тео Эрнандес (белый) – Испания,
Орельен Чуамени – Камерун,
Адриен Рабьо (белый) – француз!!!
Усман Дембеле – Мали/Мавритания,
Антуан Гризман (белый) – Португалия/Германия,
Килиан Мбапе – Камерун/Алжир,
Оливье Жиру (белый) – француз!!!

Замены:

Рандаль Коло Муани – Конго,
Маркус Тюрам – сын Лилиана Тюрама, который родом с Гваделупы,
Кингсли Коман – родители с Гваделупы,
Эдуарду Камавинга – родился в Анголе,
Юссуф Фофана – родители из Мали,
Ибраима Конате – Мали,
Аксель Дессаси – Конго.

Тенденция, однако…

Теперь о президенте Франции. Он помелькал изрядно в этот вечер на экране. Пятая республика знала разных президентов. Но нынешний, видимо, самый жалкий. Болтался по полю после матча, пиарился на народном горе. Когда Макрон поднимал с газона, сидящего без сил Мбапе, ни у кого во Франции не было сомнений, кто больше сделал для страны. Аргентинцы, по-моему, и вовсе не догадывались, что это за мужик в костюме затесался на награждении. Представить в роли этого клоуна Миттерана или Помпиду, просто невозможно. Уж я молчу о генерале де Голле.

Тенденция налицо.

И вся вот эта наличная тенденция, она, ведь, не только про Францию!
Она про Европу! Про её будущее.

В перерывах заседаний Европейского совета соберутся у окон настоящие и будущие Макроны, и будут наблюдать, как на фоне чёрного закатного неба согнулась над Европой неприличная радуга!

Такой вот финал!


Рецензии