036 Пещерные храмы Аджанты и Эллоры Индия

036 Пещерные храмы Аджанты и Эллоры (Индия)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?


036 Пещерные храмы Аджанты и Эллоры (Индия)

Два самых известных в Индии комплекса пещерных храмов находятся в округе Аурангабад (штат Махараштра). Первый — возле деревни Аджанта у реки Вагхоры в подковообразном утесе Декканского плато. На 50-метровой высоте вырублены 29 пещер протяженностью 500 м, в которых из черного вулканического базальта высечены монастыри и храмы. Второй комплекс расположен рядом с деревней Эллора в горе Чаранандри. В гранитной террасе высотой 40 м выбиты 34 пещеры протяженностью 2,4 км с 12 буддийскими, 17 индуистскими и 5 джайнискими храмами. Скальный утес пересекают четыре реки. В 1983 г. обе системы пещерных храмов были внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Издревле пещерные храмы Индии служили убежищами, местами отшельничества, центрами поклонения и обучения для последователей индуизма, буддизма и джайнизма. В западном штате Махараштра сосредоточено 1000 из 1200 рукотворных пещер страны. В Аджанте пещеры и храмы в них высекались с III в. до н.э. по VII в., а в Эллоре с VI в. по XIV в. Караванные пути, связывавшие север Индии с побережьем Аравийского моря, пролегали сначала через Аджанту, а позднее через Эллору. Останавливаясь в монастырских обителях, купцы жертвовали немалые суммы на храмы, строительство и отделка которых долгое время велась под патронажем и на средства монархов, начиная с правителя империи Мауриев — Ашоки (III в. до н.э.) и до императора династии брахманов Вакатака — Харишена (V в.). С закатом эры буддизма духовный центр из Аджанты переместился в Эллору. После захвата территории войсками Делийского султаната в 1317 г. святилища подверглись нападению мусульман, но большая часть памятников всё же уцелела — не так-то просто было рушить базальт. Монахи из Эллоры ушли, в пещерах продолжали обитать отшельники, к ним присоседились местные жители, а Аджанта к тому времени уже была заброшена и основательно забыта людьми. Ее случайно обнаружил во время охоты в 1819 г. британский офицер Дж. Смит. В 1843 г. от английского археолога Дж. Фергюссона, детально изучившего комплекс Аджанты, о храмах узнали в Европе. В 1928 г. итальянские учёные сделали фотоснимки фресок, по которым наскальная живопись Аджанты была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Эллора же всегда была известна Западу, и ее изучали ученые, посещали туристы и художники. Так, в 1874 г. в ней побывал русский живописец В.В. Верещагин. Со временем оба пещерных комплекса стали для индологов и туристов фактически одним памятником древней истории Индии. Их одновременно внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, во многих энциклопедиях о них сообщает одна статья. И мы последуем сложившейся традиции — не станем разлучать их.

Технология создания пещерных храмов проста, но чрезвычайно трудоемка. Вначале на фасад скалы наносили габаритные размеры будущего сооружения. Затем каменотесы, прорубив кайлом дыру (будущее окно храма), через нее углублялись в монолит, расширяя пещеру до нужных размеров и вынося наружу отбитые куски. Согласно замыслу, на дне пещеры оставляли гранитные глыбы, которые скульпторы обрабатывали долотом и молотком, превращая их в ступы, статуи, колонны, молитвенные фризы, барельефы, горельефы и проч. Затем на стены, колонны и потолок залов и келий профессиональные художники наносили краски. Каждая пещера имела спуск к реке и водоотвод для ливневых потоков.

Аджанта славится своей необыкновенной живописью (1 тыс. кв. м в каждом подземном зале), повествующей о богах, Будде, бодхисатвах, светской и повседневной жизни Индии. Эллора — это сокровищница уникальных барельефов, посвященных пантеону индийских богов и индийской мифологии. Внутренние поверхности храмов Эллоры тоже были покрыты фресками, но, в отличие от Аджанты, они не сохранились — люди, вода, плющ и время были безжалостны к ним. В Аджанте входы в пещеры заросли лесом, создавшим в подземельях благоприятный для фресок микроклимат, и они до середины XIX в. сохранились практически в первозданном виде. За минувшие полтора столетия они тоже начали тускнеть и разрушаться, сегодня только в 13 пещерах сохранились фрагменты, и реставраторы не решаются восстанавливать краски, чтобы не ускорить процесс деградации.

Пещеры Аджанты пронумерованы. Подземные постройки делятся на два вида: чайтья — помещения для молитв и вихары — монашеские обители. Исследователи отмечают реализм, с которым на фресках изображена жизнь Индии середины I тыс. Центром скульптурных композиций является Будда в окружении бодхисатв, богов, демонов, прекрасных дев и животных. Есть в храмах и огромные звучащие ступы, возле которых пели мантры. Надпись в одной из пещер гласит, что «человек должен возводить памятники — долговечные, как Солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем». (Семира и В. Веташ).

Пещеры Эллоры славятся храмами, хотя здесь можно встретить двух- и трехэтажные монашеские вихары, рассчитанные на 100 и более отшельников. Соседство святилищ буддизма, индуизма и джайнизма, в которых всегда мирно сосуществовали монашеские братии и паства, прекрасно иллюстрирует дух терпимости, характерный для Древней Индии.

Самым знаменитым сооружением Эллоры является храм «Кайласанатха» («Кайлаш»), созданный в пещере № 16 (в этом комплексе также принята нумерация пещер) по образу и подобию священной горы Кайлас, где, по преданию, обитает Шива. Храм также посвящен этому богу.

В отличие от других храмов, Кайлаш находится не полностью в базальтовой полости, а наполовину — часть гранитного свода пещеры убрана; вглубь скалы он уходит на 33 м. Храм высекался в глыбе сверху вниз, без использования строительных лесов. Самое большое в мире монолитное резное строение воздвигли за 150 лет. Строительством занимались 7000 рабочих. Сначала вырыли три траншеи вокруг монолитной скалы под будущий храм. В глыбе базальта прорубили отверстия, которые затем превратились в галереи и залы. По подсчетам, из скалы было выбито свыше 200 тыс. т гранита (называют и 400 тыс. т). Службы в нем начались во 2-й половине VIII в. Поначалу он назывался Ранга Махал. (Храм и поныне действующий).

Кайлаш по площади равен Парфенону, но в два раза выше его. Размеры святилища: 61 х 33 м. высота 33 м. Находится он в каменной чаше размером 84 х 47 м с выбитыми по сторонам двух- и трехэтажными святилищами и обителями. Нижняя часть — цоколь высотой 8 м, по центру которого находятся изваяния гигантских слонов и львов, служащие основанием храма. Комплекс состоит из нескольких зданий и по форме и структуре напоминает колесницу. Во дворе его — две квадратные 17-метровые колонны. Сверху донизу храм покрыт искусной каменной резьбой. Там, в частности, есть колоссальные статуи Шивы, Вишну, Брахмы, Ганеши, Парвати, Лакшми, Кали, Раваны и др. богов и демонов. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с заснеженной горой Кайлас. Сегодня сохранились остатки штукатурки.

Само сооружение этого храма таит немало загадок. Как можно было создать столь грандиозное сооружение, не имея чертежей и современного оборудования? Ведь даже «гипотетически, если подобный храм строили сегодня, то понадобилось бы, по крайней мере, 10 крупнейших горнопроходческих 10-тонных машин JCB... Точность, с которой можно было бы совершать подобную обработку камня, недостижима даже при современных технологиях». (https://kulturologia.ru/blogs/290316/28980/) Как зодчие и художники, работая в полутьме, в неверном свете факелов и лампад, умудрились в таких условиях создать подлинные шедевры скульптуры и живописи? Какой состав был у их светящихся красок?

Есть тут место и мистике. Например, многие индусы верят в то, что пещеры Аджанты прокляты. Это нашло подтверждение в XIX в. Британский художник Р. Гилл 30 лет делал великолепные копии фресок, которые затем выставлял в лондонских музеях и дворцах. Трижды эти выставки горели, много полотен было уничтожено. Сам художник, говорят, подхватил в пещерах болезни, от которых не смог оправиться. Эта история продолжилась и в наши дни. В музее Виктории и Альберта (Лондон) точно так же сгорели картины бомбейских художников, копировавших фрески Аджанты. При этом сам музей не пострадал.


Фото из Интернета
Пещерные храмы Аджанты (Индия).


Рецензии
Вот бы снят фильм, в котором покащать всю эту красоту...а в конце его демонстрации, устроить секс, о, сколько ьы родилось гениев, которые не жаждали войны...летописец, донбасс

Валентин Стронин   20.02.2023 10:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.