Юношеству о батальной живописи

         Юношеству о батальной живописи на примере творчества А.С.Чагадаева

         Мир, окружающий человека полон парадоксов. Один из них касается нашего восприятия событий, происходящих в мире и стране. Человек полагает, что он хорошо ориентируется в современных ему событиях и всё ему понятно. Но судьба дарует шанс узреть смысл происходящего в нашей современной жизни немногим. Чаще всего мы смотрим на многие события глазами других людей: журналистов, учёных, политиков, каждый из которых может находится во власти своих заблуждений. А если это события из далёкого прошлого- то через призму мнений многих людей. Но есть способ представить прошлое иным образом - через искусство. Мнение художника всегда предвзятое. Его роль в общении прошлого с современностью неоценима. И от того, с какой ответственностью и мастерством подойдёт автор к изложению событий зависит, воспримет ли это событие современник, а если да, то с какими эмоциями и с какими выводами? Авторское слово широко известного мастера зачастую для большинства людей имеет больший вес, чем мнение множества исследователей. И ответственность художника в этом смысле необычайно велика. 

         Творчество Александра Чагадаева – один из редких примеров в современной русской батальной живописи по соответствию жанру. Пример вдумчивого, скрупулёзного подхода к работе над историческим произведением, серьёзностью выбора метода и сложностью характера его создания. Разрушительные процессы в российском обществе и государстве на рубеже 20-21-го веков лишили интереса к этому многотрудному жанру тех, от кого зависит путь нашего общества. Художник, работающий над историческими картинами, как бы сильно не переживал за свою отчизну и за своё прошлое, не в силах долго противостоять новым, ухудшимся условиям своего собственного существования и рано или поздно либо уходит в другие жанры, либо позволяет себе многие упрощения в работе над историческим полотном. Именно поэтому так важен пример исторической и батальной живописи А.С. Чагадаева, поскольку его метод работы и его опыт- один из последних надёжных мостов, связывающих историческое прошлое страны и её современников языком высокопрофессионального изобразительного искусства.

        Александр Сергеевич Чагадаев (род. 23.05.1956г.) широко известен своими батальными произведениями. Именно батальными, а не произведениями на батальные темы. Его полотна нашли достойное место в музеях "Бородинское поле", Малоярославецком военно-историческом музее 1812 года и Музее-панораме "Бородинская битва" благодаря решающим качествам и малозаметным мелочам, составляющим ткань живописного мастерства профессионального баталиста.

          Как же приходят к нам исторические произведения из под кисти московского живописца Александра Чагадаева? Юное поколение художников сейчас и не догадывается, что взяться за историческую живопись может далеко не каждый уверенный в своих силах художник. Путь баталиста – не для каждого мастера живописи, и даже не для каждого сильного мастера исторического или мифологического жанра. Проследим всего лишь один пример творческого процесса А.С.Чагадаева в теме Отечественной войны 1812 года, одной из любимых автором.

          В великой войне, какой была Отечественная война русского народа с наполеоновскими захватчиками в 1812 году, так много славных событий! Художник вправе взяться за любое, и каждый из эпизодов той жестокой войны достоин кисти и внимания мастера живописи. Чем не интересны первые часы войны, когда огромная Великая армия, собранная по всей Европе Наполеоном (470 тыс человек) именно для действий против России была встречена ружейными выстрелами казаков Орлова-Денисова при переправе через Неман? Минуты и часы самого начала грандиозной войны- разве не достойная тема для художника-баталиста? Но в творческом багаже А.Чагадаева уже есть подобное произведение –"Оборона брестского вокзала 22 июня 1941 года" (2013, х., м.). В этой картине как раз показаны самые первые минуты необъявленной войны. Мастер изобразил эпизод, когда сотрудники НКВД на путях железной дороги пистолетным огнём встречают рвущихся в город с польской стороны гитлеровцев. За этим боем- кровопролитнейшая из войн в мировой истории и драматизм момента, когда многие, даже находящиеся в здании вокзала воины Красной Армии ещё не подозревали о начавшейся грандиозной трагедии не может не увлекать. Художник вернул нам самое тревожное начало тяжелейший из войн.

         Но повторы, пусть и в новой теме, не всегда уместны. Большой художник ищет новых событий. Новых и по содержанию, и по форме.

         Может быть тогда взяться за другое событие- беспримерный марш VI корпуса генерала Дохтурова из Лиды, когда войскам приходилось под проливным дождём преодолевать по 42 версты в день? Будни войны, пусть и не самая эффектная, но тоже достойная и привлекательная тема. В графике другого московского художника литографии "Знаменосцы" изображение рутинных переходов римских легионеров со всей тяжёлой амуницией и оружием заставляет нас, зрителей вдвойне уважать римских воинов, сотворивших не только силой оружия, но и потом своим, своей тренированной выносливостью самую могущественную империю прошлого.

        Нет, это тоже повтор и пусть тема Древнего Рима захватывающе интересна, но пафос таких произведений всё же пафос чужой жизни и чужой истории. Учиться нам нужно у своей истории и учиться на событиях значительных, определивших ход войны, а если удастся, то по тем событиям, которые наши современники потеряли из виду. Поэтому ни "Совет в Филях" Кившенко, ни эффектныее эрмитажные "Бородинское сражение 26 августа 1812 года" и "Переправа через Березину" (обе -Петера фон Хесса)–наиболее известные картины на тему войны 1812 года, не могут дать пищу для поиска интересной идеи картины.

        Какие же события, какие личности могут быть интересны не только для баталиста, но и для зрителя, а может даже для историков? Подвиг под Салтановкой генерала Раевского, лично возглавившего атаку и бросившего в бой в первой шеренге Смоленского полка своих, совсем юных детей был хорошо известен прежним поколениям. Другой эпизод начального этапа войны- неуклюжая попытка военного окружения из свиты императора Александра I увлечь Наполеона в район Дрисского лагеря не может быть ни интересной, ни значительной как тема.

        А может, показать неприятеля злым и решительным? И тем ощутимее будет наша победа в войне над грозным завоевателем. Ведь маршал Даву наступал стремительно и к решительной схватке был готов с первых же дней вторжения. Нет, ни эта решимость неприятеля, ни грабежи "доблестных и цивилизованных" воинов Европы не должны отвлекать от серьёзной цели настоящего мастера исторического жанра!

         Так, перебирая все известные и малоизвестные страницы далёкой войны, автор постепенно пришёл к теме своей новой картины- "Кобринский бой". Именно бой за Кобрин 15 июля 1812 года (здесь и далее- по старому стилю) был первой серьёзной победой русского оружия над неприятелем в этой войне, если не считать стычек казаков атамана Платова с поляками у Мирского замка. Ведь именно в честь этой победы с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге и началась традиция салютовать нашим победителям! И именно это событие было торжественно отмечено в Слободском дворце в Москве, старой столице, пребывавшей до этого, как и Петербург, долгие дни в тревоге.

         И какие славные имена: генералы Ламберт и Чаплиц, главнокомандующий Западной армией Тормасов! Разве известно современным студентам и школьникам, что француз на русской службе граф Карл Осипович Ламберт громил и французов, и саксонцев, и австрийцев, что это он освободил Минск, был ранен в Борисове у вод самой Березины? Ни в Беларуси, в Борисове, где он был тяжело ранен, но не оставил своих войск до окончания сражения, ни в Минске, который он освободил со своими отрядами (4 ноября 1812, прим. автора), нет ни улицы, ни знака этому достойнейшему воину России. Советская история обделила его- подвёл графский титул, а деятелям национального строительства нового государства старые герои, да ещё французского происхождения и вовсе неинтересны.

        Нет, имя героя должно воскреснуть! И бой за Кобрин действительно интересная тема! Но как проявил себя Ламберт в этой славной, обнадёжившей население России победе? Какие эпизоды сражения и какие имена ещё следовало бы подчеркнуть? И как совместить самые разные эпизоды его?

        Художник-баталист обращается к холсту только после долгой и кропотливой работы с источниками. Ни Википедия, ни Всеобщая история войн не могут питать воображение настоящего мастера жанра. Баталист - это прежде всего исследователь. Он должен не только знать мундиры и штандарты воинов, скажем, Павлоградского или Сумского полков на протяжение всего периода их существования или какой масти были лошади Конногвардейского или Лейб-Гвардии Гусарского полков, их славных командиров и рядовых героев, знать историю и боевой путь этих полков и других частей. Художник-баталист всегда соперничает с учёными- историками и проигрывать им битву за выбранную тему ещё до работы с холстом не вправе. Поэтому его источники знаний должны быть серьёзными и ценными, чтобы сведения, почёркнутые в них как можно дольше оставались актуальными.

       День за днём Александр Чагадаев листает в библиотеках и архивах бесценные книги и рукописи, справляется у знатоков-музейщиков о важных деталях, при случае ездит на места сражений изучить пейзаж на месте событий. Так, постепенно среди прочих источников обнаруживаются интересные материалы:

"Война 1812 года от Немана до Смоленска" В.Харкевича ,Вильна, 1901;

"Изображение военных действий .1812 год" Барклая де Толли, СПБ, 1912.

"Отечественная война, описание войны 1812-1813гг." А.И.Михайло-Данилевского, СПб, 1899.

"История Отечественной войны 1812 года. По достоверным источникам" М.И.Богдановича, СПб, 1859;

"Русский календарь А.С.Суворина. Двенадцатый год. Хроника событий по месяцам и числам"

1812 год. Отступление армии в 1812 году до Дриссы и Несвижа.Кавалерийские бои под Миром" составителя В.А.Мирного, М.1912.

        Эти и многие прочие материалы не раз и не два исследовались автором.. После работы над источниками становится ясно, что внимания заслуживают не только Ламберт, но и другие герои - генерал майор Чаплиц, полковник Медынцов, гусары Павлоградского полка и другие части. Кого же выделить из участников? Ведь и конница Ламберта, оторвавшись от пехоты выманивала перестрелкой противника в открытое поле, желая недопустить жертв среди городского населения и завязать бой вне города и князь Мадатов с 2-мя эскадронами Александрийских гусар, преодолевший вброд Мухавец и загнавший саксонцев в город и воины Ефима Чаплица, отбившие атаку и сами на плечах противника ворвавшиеся в город, захватив во время контратаки орудия все достойны внимания художника? Или майора Стародубовского драгунского полка Деева, который спешил свой эскадрон и пешим порядком гнал неприятеля в город? А разве можно не увидеть подвиг воинов 13-го егерского полка, особо отмеченных в рапорте на имя генерала Каменского? Кому же отдать предпочтение? Чей подвиг должен быть отражён в произведении?

        Как ни для какого другого жанра, для батального очень важен выбор композиции. Размещение войск и отдельных персонажей, придание им поз и ракурсов, соответствующей эпизоду динамики посредством жестов и изображения движения, выбор панорамного принципа построения композиции или иного зависит и от воли художника, и от глубокого знания им события или целой группы событий. Александр Чагадаев, изучив движение войск по Дивинской дороге и действия саксонского военачальника Кленгеля, войска которого занимали Кобрин. Приступ русских войск обязательно должен быть показан и мастер выбирает для этого несколько действующих лиц, изобразив небольшие фигуры солдат и офицеров. Но показать приступ со всех сторон, как это имело место невыгодно даже для панорамного изображения- уж слишком мелкими должны быть многочисленные фигуры. Зато естественную водную преграду- реку Мухавец, которую вброд под выстрелами ружей и артиллерии саксонцев преодолевали русские показать надо обязательно. Как и отчаянное сопротивление неприятеля (бой продолжался с 5 часов утра до 10 часов вечера, со стороны русских убитыми было 27 человек и 182 ранеными) за оградой монастыря и у подъёмного моста. Конечно, необходимо представить и попытку саксонцев вырваться по антопольской или пружанской дорогам.

        Художник приступает к наброскам на бумаге, лёгкими штрихами начиная работу непосредственно по построению изображению. Перебрав много возможных комбинаций по размещению и размеру фигур и предметов, останавливается на одной из композиций. После тщательной подготовки холста, начинает работу над этюдом. В этюдной работе всё должно быть как в настоящем произведении, поэтому автор приступает уже с созревшим вариантом композиции. Слегка прорисовывая на светлом грунте силуэты фигур, сооружений, орудий художник Александр Чагадаев начинает сначала медленно, потом, увереннее наносить краску на холст. В искусстве батальной живописи колорит также играет важную роль. Многие западные художники прошлого часто представляли бой как нарядное событие, почти праздник. Разноцветные мундиры генералов, яркие цвета ментиков и чакчир гусар, лоснящиеся крупы лошадей и блеск орудийных стволов делают такие произведения очень зрелищными. Но у Чагадаева колорит строится на неброских тонах, чтобы уравновесить картину и не отвлечь взгляд зрителя от сути происходящего. Поэтому его произведения всегда приглушённые по цвету, но зато ровные во всех частях и от этого кажется, что мы, зрители, со стороны наблюдаем сразу несколько эпизодов сражения одновременно. Мелкими мазками (автор редко пользует пастозные мазки), иногда точечными ударами кистью, будто дробью, дополняет фрагменты оружия и военных костюмов участников события. В некоторых случаях записывает фигуры, перемещает их, если они не вписываются в элементы композиции переднего и заднего планов, строя изображение по законам линейной перспективы.

         Ещё в процессе работы над этюдом становится ясно, что пропорции полотна нужно изменить и поменять местами отдельные строения и группы сражающихся для усиления динамики боя. Тем не менее художник дописывает этюд и готовит вопросы для второго этюда. И второй и третий этюды не приносят удовлетворения автору и он вновь обращается к рисункам на бумаге. И только после многих попыток Александр Чагадаев приступает к работе над окончательным вариантом самой картины уже в большом формате. Так, помимо сюжета на крыльце монастырского здания с передачей шпаги генералом Кленгелем русскому Главнокомандующему Западной армией А.П.Тормасову появляется и группа раненых у подвесного моста, только что захваченному русскими. Окровавленных русских воинов перевязывает полковой доктор Кунлейн и тут же находятся перевязанные им саксонские офицеры. Это ли не подвиг русского человека, способного понять страдания даже врага!?

         Персонажи внутри каждой группы логически связаны, а в целом- соединены и все события на картине, несмотря на то, что проходили они в разные моменты боя.

         Произведение закончено, но мастер не бросает её. Ведь нужно закрепить красочный слой. Если не сделать этого, то со временем от различных условий картина может потрескаться и на ней образуется неприятный кракелюр в виде паутины, а то и того хуже. И последние действия по нанесению лака являются последними при работе с холстом. Осталось "одеть" картину в раму и дать ей название. Так рождается батальное произведение "Кобринский бой".

        Всего неприятель потерял в этом бою 4 знамени, 8 орудий, были пленены сам генерал-майор Кленгель, 9 его штаб-офицеров и 57 обер-офицеров, а также 2234 рядовых. Победа эта очень напугала французов и помогавших им поляков, настолько, что глубоко в тылу, в Польше началась паника. Всё это помогало победе в других сражениях и в войне в целом.

        Но ещё важнее, что после предшествующих поражений в Европе русская армия воспряла духом и многим стало ясно, что и Великая армия Наполеона может быть разбита.

        Александр Сергеевич Чагадаев работает и над другими темами. В выставках "Товарищества передвижных художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург)" выставлялись произведения "Ермолов на Кавказе" (2000, картон, темпера) , "Стычка в горах" (1999, картон, темпера) "Павел I на параде в Гатчине" (бум., акварель). Во всех них заметно внимательное отношение к пейзажу, который по мысли автора играет очень важную роль в историческом произведении. Не приходится говорить о том, что знание военного костюма, оружия и доспехов, поведения и анатомии лошадей, важнейших событий конкретной войны и истории в целом- непременное условие для работы над батальной картиной. Но главное в картине всё же не это, а задача отобразить обстановку важного исторического события и убедить зрителя в значимости происходящего, заставить перенестись во времени на место действия и взглянуть их глазами на всё происходящее. И с этой задачей справиться может только очень ответственный и к истории, и к мастерству живописца художник. Александр Чагадаев- один из них.
                ***
Санкт-Петербург, январь 2015 г.

Фото картины А.С. Чагадаева "Стычка в горах"


Рецензии
Мне тоже очень нравится живопись Александра. Особенно поражает его преданность теме. Я точно помню момент, когда у него зародился интерес к ней. Ему мама купила большой набор спичек с этикетками солдат русской армии 1812 года. Мы с ним были большие друзья в детстве. До такой степени, что мое детство, можно сказать, проходило в его квартире, а его – в моей. У нас были общие интересы. Так получилось, что лет тридцать назад наша связь совершенно прервалась. Он шел своим путем, я – своим. Я продвигался по литературной стезе. За плечами у меня был филфак. Но про рисование не забывал. Был иллюстратором в мелких провинциальных издательствах (тогда кооперативных). Но в основном я писатель. У меня больше двадцати изданных книг, преимущественно в Москве. Пять книг издано в Америке. О публикациях в журналах уж не говорю. Книги мои хранятся в десятках библиотек. В интернете у меня 70 тыс. читателей (на нескольких лит-порталах). Книги свои иллюстрирую сам. Должно быть, основываясь на просмотре моих иллюстраций, меня пригласили участвовать в Ньюеркской выставке художников-реалистов. Но пришлось не участвовать, ибо десяти нужных работ станковой живописи должного уровня у меня попросту нет. Остро ощутил ностальгию по безвозвратно ушедшему детству, когда появилась возможность приходить в его бывшую квартиру: сейчас там офис фирмы. Ступеньки ведут в нее прямо с тротуара. Захожу туда и, к удивлению работников фирмы, с ненасытностью оглядываю ставшие мне родными стены этой квартиры. Думаю, что придет время и эта квартира будет переоборудована в музей Александра Чагадаева.

Петр Гордеев 2   23.07.2023 17:58     Заявить о нарушении
Ваши строки, полагаю, обрадуют Александра Сергеевича. Непременно сообщу ему...

Валерий Выборжанин   23.07.2023 18:27   Заявить о нарушении
Валерий, передайте ему, пожалуйста, от меня привет и скажите, что сейчас, когда я уже подвожу итоги прожитой жизни, я пришел к выводу, что именно он был моим самым близким, самым любимым и интересным другом. Возможность бывать в его бывшей квартире вызвала во мне живые воспоминания, сильные ностальгические чувства. Хочу добавить, что Александр был необычайно красив, одевался достаточно скромно и в то же время с чувством вкуса и соответственно молодежной моде того времени. Когда он изредка наведывался из Москвы в наш провинциальный городок, где прошли несколько лет его детства, ему достаточно было пройти по улицам, чтобы его потом засыпали звонками девушки. Кроме того, он обладает поразительным чувством такта и проявлявшейся уже в детстве интеллегентностью, привитой прекрасным воспитанием. У нас с ним были всегда только хорошие отношения. Связь прервалась по причине того, что я каким-то непонятным образом утратил данные о его местонахождении, в том числе телефон: у меня были два переезда и один ремонт, а скорей всего куда-то положил, да не могу найти в своем бардаке - это у меня бывает (а потом нахожу то, что не мог найти, через несколько лет случайно и не могу понять, почему раньше не мог найти). Пожелайте ему от меня крепкого здоровья, долгих лет жизни, творческих успехов. Если можете, сбросьте эти строки ему на телефон.

Петр Гордеев 2   27.07.2023 20:22   Заявить о нарушении
Именно благодаря Александру я стал патриотом. Помнится, еще в пятом классе, когда я, начитавшийся Вальтера Скотта, однажды сказал ему: «Не хочу я быть русским, давай будем шотландцами, он мне сказал: «Нет, я буду только русским» - и тут же добавил: «Но в душе – я шотландец». Это, чтобы не обидеть меня (опять сказалась его интеллигентная тактичность). Когда Александр,уже старшеклассником, приезжал на каникулах к нам в город, то он пил за Россию, стоя, что для тех времен было, вообще, очень смело. Можно сказать, что он стал первым в нашем городе, кто занялся созданием исторических клубов. Так, на турбазу мы отправлялись в белогвардейской форме, что по тем временам, да еще в таком городе, как наш, было особенно смело.

Петр Гордеев 2   28.12.2023 21:49   Заявить о нарушении
Я всё это передам ему. А нет ли Ваших контактов, чтобы он мог связаться с Вами? Художники не любят писать. Но позвонить могут.

Валерий Выборжанин   28.12.2023 22:02   Заявить о нарушении
Телефон все тот же, по которому он мне звонил последний раз лет тридцать назад:
6-53-49. Есть еще мобильный, но мой смартфон любит заносить нужные мне звонки в спамы. Я из-за этого лишился некоторых хороших предложений из издательств. Живу опять по-прежнему адресу: ул. Шевченко, д.20 кв. 14.

Петр Гордеев 2   31.12.2023 12:03   Заявить о нарушении
Еще несколько штрихов к портрету Александра. Он родился в Москве, но часть детства провел в нашем городе. Как он попал в этот город, мне рассказал его отец, ну, конечно, за стаканом самой содержательной влаги. Однажды он прогуливался в Москве по какой-то улице. Заметил, что в одну дверь часто заходят люди, интеллигентного вида. Решил полюбопытствовать. В комнате, в которую зашел, сидели за столом не кто-нибудь, а бериевские соколы (именно Берия занимался тогда созданием закрытых городов). Они его спросили: «Ты кто такой?». Он ответил: «Князь». Они спрашивают: «Какая специальность?» Он отвечает: «Учитель музыки». Они говорят: «Такие нам тоже нужны». В закрытые города тогда ехали охотно, потому что там было очень хорошее снабжение. Сергея Александровича связывала большая дружба с моим отцом. Они часто встречались за стаканом самой содержательной влаги (из-за любви к ней мой отец, офицер советской жандармерии, долго проходил в капитанах – лишь за пять лет до дембеля получил майора. Удивительно то, что на телеэкраны страны вышел замечательный сериал под названием «Капитан Гордеев», а начинается он так, как будто снят про моего отца). Причудливым образом сложилось так, что в увлекательных детских забавах окрепла дружба потомка рода князей и потомка великого русского артиста Михаила Семеновича Щепкина (его именем названо театральное училище в Москве. Правда, законным оформлением союза моей прабабушки и внука Щепкина похвастать не могу. У него было пять детей от законной жены, все дочки, и четыре сына от моей прабабушки. Он сражался в авангарде армии Скобелева, в качестве добровольца- вольноопределяющегося, в турецкую войну 1876 года. Ему обязана Москва появлением в ней трамвайного транспорта. Профессор Бондарский выпустил великолепную книгу о роде Щепкиных, но о нашем ответвлении в этом роду упомянул только вскользь). Александр – необычайно обаятельная личность. Отпечаток его талантливости и благородного происхождения выражается буквально во всем – и в красивой внешности, и в интеллигентной манере держаться, и в степенно-значительной тихой речи. Надеюсь, что с тех пор, когда мне запомнился этот прекрасный образ, он не сильно изменился.

Петр Гордеев 2   31.12.2023 12:06   Заявить о нарушении
С наступающим Вас! Всех благ и писаиельского здоровья! Александр Сергеевич хотел бы Вам позвонить, но у него нет Вашего номера.

Валерий Выборжанин   31.12.2023 12:37   Заявить о нарушении