Область принятия гипотезы

                Начало http://proza.ru/2022/12/22/1553

1***
ТЫСЯЧА ВТОРАЯ НОЧЬ
http://proza.ru/2008/01/07/641

Ритти разволновала не только себя этим своим участием к древнему РобоТу! Давно его пора было отправить на реконструкцию из её «Тленки», - так попросту называли лабораторию диагностики, где работала Ритти. Чуть более двух с половиной лет назад, она, со своим вечным вниманием к мелочам, задержала отправку этого робота на реконструкцию, расшифровав по информации датчиков синтетического мозга непонятные слова, среди которых слово Шахеризада. Давно, она что-то похожее слышала от прапра...бабушки, рождённой ещё на Земле. Прапра...бабушка не имела номерной добавки к имени, в отличие от современных людей. Вот и у Ритти была эта добавка – 7532. Первые три цифры означали планеты рождения родителей, а двоечка - это от планеты З-2, где родилась она сама. «Пра» - так она попросту звала прапра...бабушку-землянку, её воспитала, потому что, родители-исследователи в поисках решения проблем построения гармоничного мира, не вернулись из экспедиции, в которую отправились очень давно... Ритти помнит отца – большого и бородатого, он подбрасывал её к потолку, смеялся вместе с ней, когда она падала в большие и тёплые его руки. Он говорил что-то о счастье - это Ритти хорошо запомнила. Мамины глаза и запах она ощущала всякий раз когда думала о родителях. Пра... рассказывала о Земле, о своей жизни разные удивительные истории, читала бумажные книжки, каких не было у её подруг и говорила о том, что если родителей ждать, то они обязательно вернутся. Ритти ждала, бегала на работу, обсуждала с Пра дела свои – она работала со старыми роботами, возвращаемыми из разных экспедиций, и где-то в глубине души надеялась, что информация, полученная от какого-либо робота, расскажет что-нибудь о родителях. Поэтому о РобоТе-1002322 сначала от неё узнала Пра, затем – Рэш, - Главный управляющий объединением диагностических и реконструкторских центров робототехники города. Ритти так горячо умаляла Рэша распорядиться о задержке РобоТа старенького, выдававшего каждый вечер новую информацию, будто читающего чьи-то сны или книгу, на 1001 ночь в диагностическом центре. Рэш, уважающий прежде всего план, всё же не смог отказать Ритти, возможно, потому, что в необычных и тёплых глазах её зеленовато-золотистого оттенка не было синтетической примеси холодноватого фиолетового цвета, характерной для большинства жителей планеты – счастливого общества, не знающего страданий, печалей, болезней, - любой больной орган заменялся на более совершенный – здоровый, но... искусственный. Страданий, войн планета давно не знала... Люди жили долго, благополучно, если только не пропадали в многочисленных вселенских экспедициях.


Рэш заходил частенько в дежурство Ритти послушать отчёт о состоянии информации, фиксируемой ей, и даже себе наедине не мог ответить, что его более привлекало в лабораторию – информация, или удивительные глаза сотрудницы. Вот сегодня минул 1001 день, - Рэшу напомнил об этом календарь, и перед уходом домой он заглянул к Ритти на рабочее место.
Девушка сидела у кушетки безжизненного синтетического человека, тонкие пальчики её, сжимающие флешку для Пра, дрожали, в уголках глаз и на ресницах вспыхивали радужные огоньки, - всё это отметил Рэш с мыслью: «Она нездорова...», но спросил не о том:
-Завтра отправляем?
-Можно ещё одну ночь? – не поднимая глаз, попросила Ритти.
-Хорошо! Завтра последний день, и на реконструкцию. Послужил достаточно. Пусть оживёт по современным чертежам...
И Вас обследовать необходимо, вид очень нездоровый...
Рэш ушёл, Ритти задумалась о последней информации. Она уже давно поняла, что о родителях сведений нет. Но то, что она расшифровывала с помощью Пра, так непонятно тревожило её... А Пра строчила, фиксировала все истории ... со своими комментариями, читала вслух, - Ритти слушала чью-то земную жизнь, и жизнь синтетического саморазвивающего человека, запланированного вначале обычным манипулятором, но находившегося рядом с людьми долгое время, научившегося в этом общении улыбаться, шутить, любить и плакать... Что такое – ПЛАКАТЬ, Ритти собиралась сегодня спросить у Пра...

***
Рэш зашёл в лабораторию, забыв, что отправил Ритти на обследование; теперь, когда старенький РобоТ находился на восстановлении, он понимал, что видеть ЕЁ ему просто необходимо. Другая сотрудница, равнодушно пробежав фиолетовыми глазами по лицу Рэша, спокойно сообщила:
-Результаты обследования показали, что Ритти необходимо заменить органы зрения и сердце – необычная необъяснимая слезоточивость и нарушение сердечных ритмов, (нельзя допустить, чтобы дошло до параксизма мерцательной аритмии)... Всё необходимое к операции есть в наличии, решили не откладывать...
Комок подкатил к горлу Рэша, заставил его рвануть ворот рубашки и ринуться в хирургическое отделение больницы, находящейся рядом с объединением.
В то же время, Пра, получив сообщение о предстоящей операции прапра...внучки, бежала к клинике с одной мыслью:
-Нельзя делать операцию. Девочке нужно просто поплакать! Люди забыли, что так бывает...
Ритти лежала на операционном столе, сердце её стучало как будто в мозгу, наполненном последней непонятной совершенно информацией РобоТа, зафиксированной в две тысяча вторую ночь. Содержанием информации были повторяющиеся слова:

- Я не успел передать её отчёт:
"Он знает. Только сомневается. Вечность – это не обязательно далеко или близко. Это – когда для другого – всё... Как Любовь"

Солёная влага из глаз Ритти скатывалась на простынь, ощущалась во рту. Изредка к её глазам прикасалась салфеткой сестричка с фиолетовыми глазами.

Ритти выдела сон... Чужой

2***
НА ВЫСОКИХ УРОВНЯХ ДОВЕРИЯ
http://proza.ru/2007/07/02-15

  «Область принятия гипотезы торжествовала на высоких уровнях доверия...» - этой фразой Майя закончила письмо в НИИ, собралась написать адрес... и проснулась. За окном лил дождь. Непонятная тревога, сопровождаемая впечатлениями из сна, не оставляла её. Сон был продолжением дневных событий, а что же означала написанная фраза, оставшаяся в сознании?
-О, это наверняка мои остаточные знания по теории вероятностей, помноженные на отсутствие всякого режима, – спать ложиться нужно до 12 часов, - порадовалась Майя найденному объяснению и тому, что никакого письма отправить не успела. Хоть это был и сон...

 Майя споткнулась, поэтому зашла в букинистический магазин. Если бы не споткнулась – прошла мимо, денег на покупку книг – не было.
-Только посмотрю, - оправдываясь перед собой и, слегка прихрамывая, поднималась она по ступенькам. Продавец улыбнулся, приветствуя её – он, занимающийся книжным бизнесом, имел университетское образование, и снисходительно относился к тому, что Майя, не имея возможности что-то купить, стояла и читала иногда прямо в магазине. Вот и сегодня, он сразу понял, что на покупателя она не похожа. Однако, протянул Майе небольшого формата книжечку, сказав:
-Возьмите. Деньги можно потом. Или просто книгу принесёте – должно понравиться, аспирант «балуется» - занятно, на грани фантастики.
 Мороженое, купленное по дороге, осталось таять в тарелочке на кухонном столе, а Майя увлеклась чтением, устроившись на диване и забыв обо всем на свете. Конечно, она не оторвалась от книги, пока не дочитала.
На последней странице книги прочла вопросы анкеты и приглашение принять участие в эксперименте – далее был приложен адрес НИИ... Предлагалось закодировать свои впечатления, полученные в процессе чтения по приведенной шкале. Непроизвольно Майя начала это кодирование, но... почему-то мороз пробежал по коже. Майя бросила взгляд на часы – было около трех, и быстро забралась под одеяло. Уснула не сразу. Сначала вспомнила, что мороженое растаяло, пришлось подняться. Вместе с блюдцем отправила его в морозилку на повторную заморозку.
 Потом вспомнила, как первый раз поделилась с братом тем, что с ней иногда происходят непонятные вещи. Приснился билет перед выпускным школьным экзаменом по физике. Были и другие мелочи раньше, но билет...
Брат – студент третьего курса мехмата спокойно и уверенно ответил:
-Совпадение. Все можно объяснить с помощью логики. Иногда недостаёт информации. Да и логика не всегда бинарна.
Майа улыбнулась - хоть и ничего не поняла, но на всю жизнь запомнила. Брат знал всё, как ей казалось. Внимать его словам было тепло и хорошо. Но в это же лето она сдавала экзамены в пединститут, и после письменного экзамена по математике, увидела во сне страничку учебника, указывающую на ошибку в работе. Это она с братом обсуждать не стала. Зачем? Ведь все дело в недостающей информации...
 Полученная четвёрка и общая сумма набранных баллов не помешали ей стать студенткой физмата, но после второго курса она перевелась на факультет дошкольного воспитания, удивив всех, даже брата, радовавшегося вместе с ней её оценкам. На молчаливый вопрос брата, наблюдавшего за её многочисленными экзаменами и зачётами по ликвидации разницы в программах, Майя сказала:
-Ты знаешь, я математику очень люблю. Именно благодаря ей я поняла, что информации мне всегда будет недоставать. Разве она может что-то добавить к тому что есть? Или к тому, что было?
Брат, вначале удивленно, а затем с некоторым восторгом смотрел на неё:
-Ну сестра! Дерзаешь мыслить трансцендентно! Хорошо, ты у нас будешь самым мудрым консультантом по воспитанию!
 Но консультантом она не стала. Вообще советы давать у неё никогда не получалось. А в садике, куда она пришла после окончания института, приняла среднюю группу. Обыкновенный воспитатель... Незаметно сон прокрался в комнату – Майя уснула.

 И вот утром монотонный шум дождя разбудил ее, напомнив о вчерашнем (или сегодняшнем событии) мудрёной фразой из не отправленного письма... И почему-то казалось, что письмо всё же отправилось каким-то иным каналом связи. Думать об этом было тревожно.
 
 Майя переключилась на сегодняшний субботний день. Усмехнулась, отметив -25 числа исполняется 25 лет... Праздновать свой день рождения приглашена к брату – вечером. В гости никто не придёт – можно ещё поваляться в постели. Она взяла книжку в руки, почему-то избегая заглядывать на последнюю страничку, и задумалась. Вспомнила первый год работы, Максима – мальчика из группы, которому всем хотелось прочесть нотацию. Но именно в общении с ним Майя поняла, что с детьми можно разговаривать на ином уровне. Как это объяснить, когда говоришь о пустяках, но получается разговор ОБО ВСЕМ. С кем она так могла общаться? Ну с братом... А Максим - это мальчик не совсем обычный. Как-то на прогулке он спросил:
-Майя Михайловна, а если я буду космонавтом, то смогу долететь до такого места, где нет ничего...Вообще ничего?
Майя очень удивилась вопросу – в голове промчался весь космический мир с его черными дырами, известный из астрономии; кривые движения в зависимости от космических скоростей из физики, ... она едва не сказала: «Нет», но что-то не позволило сорваться этому слову, заменило неуверенным:
-Возможно...
А Максим уже бежал на соседний участок в старшую группу, к эрудиту Андрею:
-Вот, и Майя Михайловна говорит...
Тут впервые воспитатели на соседних участках услышали громкий, хорошо поставленный голос Майи:
-Максим! Я ничего не смыслю в том, о чем ты спрашиваешь! Я даже не знаю, где об этом можно прочитать. Но... мне кажется, что об этом мог думать кто-нибудь ещё...
 На следующий день заведующая объясняла Майе, что не следует перед каждым расписываться в своей беспомощности, Что она возлагала большие надежды на специалиста с высшим образованием, что должность методиста держала для неё...
Но о карьерном росте Майя не думала.
 Вспомнилось прощание. Максим сказал, что больше не придет в детский сад, уезжает в другой город, к другой бабушке.(Родители мальчика работали за границей, воспитанием мальчика занимались бабушки и няни)
Чёрный чубчик нависал над глазами, он смотрел себе под ноги. Майя хотела ободрить его:
-Ты любишь путешествовать. Это здорово, что тебе представляется такая возможность.
Максим поднял голову:
-У вас прическа как у принцессы.
У Майи слёзы подступили близко, можно было ничего не говорить больше, но она всё же произнесла:
-Максим! Это обыкновенная «кичка»! А ты помни, что всегда есть кто-нибудь, кто тебя понимает... Только он иногда бывает далеко...
Максим уже школьник. Майя вздохнула, представив, что и в школе мальчику непросто. Хорошо, что жизнерадостность его помогает не ожесточаться...
 Воспоминания прервал стук в дверь. Гостем оказался мальчик из соседнего двора, часто встречающийся ей по дороге на работу, кажется, его звали Денисом. Он держал цветы! Ромашки огромные - такие росли у бабушки в саду. И этот мальчик в замызганной курточке, в мокрых сандаликах на босу ногу улыбался щербатым ртом:
-Это вам!
-Мне? – Майя присела:
От кого?
-Мальчик торжественно проговорил:
-От космонавта!
Майя рассмеялась:
-Почему от космонавта?
-Он был в шлеме. И на мотоцикле...
-И что сказал космонавт на мотоцикле?
-Передать инопланетянке...
-А почему ты решил, что инопланетянка – это я? – Майю однажды инопланетянкой называл Вася Иванов – одноклассник, когда она к школьному вечеру «сделала легкий макияж» - подвела глаза, навела в уголках глаз стрелки. И прямо у входа Вася привлёк всеобщее внимание к её внешности восклицанием: «Полная гармония – инопланетянка!» - демонстративно переводя взгляд с её косы на украшенное макияжем лицо. Больше Майя не пыталась украсить себя подобным образом – итог Васиного восклицания. Надо сказать, что Вася был самым способным в классе – первым видел путь решения любой задачи, быстро производил вычислительные операции в уме, но мог и запутать вопросами молодого учителя математики, доказывающего теорему по стереометрии, потом, выходя к доске успокаивал: «Все очень просто, Александра Васильевна, не волнуйтесь...» - и чётко и строго доказывал теорему так, что было понятно всем. Потом делал клоунское лицо, а Александра Васильевна слегка дрожащей рукой выводила в журнале пятёрку. Кто-то рассказывал Майе, что на вступительных экзаменах в политех Вася «выкинул» подобную шутку на экзамене по физике, рассердив преподавателя, а потом сделал свою клоунскую мину. Преподаватель рассмеялся, поставил трояк. По конкурсу Вася не прошёл. Майя сторонилась его в школе – пугал он её своими выходками, и не знала ничего о нём.
 Все это пронеслось в голове, пока мальчик растерянно моргал, сжимая дрожащими ручками букет. Майя, пристально глядя на мальчонку заметила, что дрожат у него не только ручки: « Да он... продрог до мозга костей. Боже, да что он делал в дождь на улице?» В одно мгновенье она узнала о нём очень много...
И уже решительно взяв букет, сказала:
-Денис, ты сделал все правильно! Спасибо! У меня день рождения сегодня, это цветы из бабушкиного сада, я их жду. И ты, наверное, немножко тоже инопланетянин, иначе бы меня не нашел. И, наверное, не успел позавтракать, так как очень торопился... Будешь моим гостем. Идём мыть руки! Сейчас приготовлю кашу. Правда же, овсянка и чай с мороженым будут для двух голодных инопланетян «царским» завтраком?
 Дениска доверчиво улыбался, кивая головой.
 Пока мальчик старательно мыл руки, Майя поставила цветы в вазу, затем взяла книгу аспиранта, «балующегося» космическими кодами, открыла на последней страничке. Тревожное чувство ушло, и свет радости, переполняя сердце, разливался по комнате.
-Ну, что же, Космос! - думала Майя, ставя книгу на полку, - как можно не доверять тебе! Кто может до конца разобраться в твоих знаках? И что может добавить недостающая информация к ощущению счастья?


Рецензии