Повторники

Снова тема “Курсантские годы”. Не грех вспомнить и тех, кто не доучился или доучился, но взял этот рубеж не сразу. Таких было немало. Взять, к примеру, 21-й выпуск МВИМУ. Всего одна рота штурманов вышла из стен мореходки в 85-м году, хотя шестью годами ранее, в 79-м, набирали две, как положено. Что ж такое произошло, куда девалась половина? — А случилось так, что по некой причине половина их курса не сдала какой-то экзамен. Теоретическую механику или какой другой? — Не вспомнить, да и не существенно. Но проредили их здорово — так уж вышло. Преподаватели озверели, или другой какой резон, но скандал дошёл до Министерства рыбного хозяйства.

Из тех, кто не сдал, часть отчислили. Они пошли служить. Как раз Афган заварился… А другую часть… помиловали. В училище придумали такую фенечку — повторный срок обучения. Их не отчислили. Просто дали переждать год в стенах училища. Отвели им несколько кубриков в “клоповнике”, распределили по хозработам: кто-то в столярке, кто-то в слесарке и т.п.

Второгодники-повторники остались на довольствии, подчинялись дежурному офицеру и коменданту корпуса госпоже Ручкиной Марии Семёновне (оказывается, была и такая должность в училище). Стипендию им не платили. В общем, «Дикая дивизия» на территории училища. Зато избежали службы в армии, и по прошествии года человек по двадцать или больше влились в дружные ряды рот капитанов третьего ранга Завгороднего и Моисеева младше их на год. Пришли повторники в начале второго семестра на втором курсе учиться по новой. Ничуть не уступая своим новым сокурсникам в знаниях, заканчивали уже вместе. За оставшиеся годы до окончания училища граница между “понедельниками и повторниками” вообще стёрлась. Вот такая история приключилась.

От общего к частному, как говорят, методом дедукции, плавно переходим к конкретному субъекту. Повторники, повторюсь, были задействованы на хозработах, на кафедрах помогали; шабашили, где придётся. “Партизаны в кадровых частях” — словом.

Был в их рядах такой деятель — Лёша Пелих. Личность колоритная, известная в мореходке. Представьте типаж артиста Михаила Пуговкина: невысокого роста, коренастый с чубчиком, балагур и весельчак. Лёша умел всё: играл на гитаре, пел, бил чечётку, т.е. степ; мог зажигать, в том числе и спички из коробка одной рукой; играл в карты, отнюдь не на интерес; ну и выпивал. А как же иначе?

Как-то раз пришел с гулянки со шрамом на лбу; то ли ломом ему перепало, то ли арматурой. Прямо Гуляка-Vadinho — герой Жоржи Амаду. Только вот учёба была не для него. Ходили слухи, что его отец — то ли главный врач в Москве, то ли главный хирург там же. Может оба сразу, не важно, доподлинно ведь всё равно неизвестно. Он поступил через Юношескую морскую школу, подшефную МВИМУ. Так и учился в режиме подопечного, в мореходке его держали.

А вот показательный пример из учебной жизни. Перед экзаменом по физике, когда все зубрили конспекты, Лёша где-то гулял и накануне экзамена приставал ко всем с вопросом: ”Что нужно знать, чтобы была железная «тройка»?”. Достал всех. Кто-то для смеха дал ему совет: “А ты, Лёша, скажи, что знаешь Основной закон физики — при ударе двух тел их заряд меняется на противоположный”. Лёша повторил это раза три, может даже четыре. Так, постигнув "квинтэссенцию" всей физики, довольный лёг спать.

Экзамен принимал Панков Арнольд Михайлович, маститый и неординарный преподаватель. Наряду с преподавательской деятельностью, он вёл научные разработки в области диагностики дизелей по данным анализа состава продуктов выхлопа. Даже запатентовал данный метод.

Лекции Арнольда Михайловича любили, он умел преподнести материал ярко и выразительно. Читая, он часто делал экскурсы в другие темы. Например, раздел “Электрический ток”. Лектор начинает чертить график на доске. Особые борзописцы из числа отличников сразу переносят его в конспект. А Арнольд Михайлович после паузы заявляет, что это график повышения рождаемости в Мурманской области в зависимости от отключений электричества. Данный график, дескать, иллюстрирует важность текущей темы…, в конспект заносить его не нужно, хотя знать не возбраняется. Приводил много интересных фактов из истории и литературы. До сих пор помнится, как он на лекции процитировал Владимира Маяковского: “Если хочешь быть сухим в самом мокром месте — покупай презерватив в «ГлавРезинПромТресте»”. Читатель согласится, что упомянутые эпизоды не самым тривиальным образом поясняют суть физических явлений и природных закономерностей.

Но вернёмся к Пелиху. На экзамене он, конечно, поплыл. На горизонте — два балла со всеми вытекающими. И в отчаянии он произносит заветную фразу про Основной закон физики и смену зарядов. Очки у преподавателя полезли на лоб. Экзаменатор подвёл Лёшу к лабораторному вольтметру. Коробочка со шкалой и клеммы: плюс красный, минус чёрный.

— Ну-с, Пелих, какие тут заряды?

На, что Лёша ответил:

— Тут же написано… Это плюс, это минус.

После чего преподаватель шлёпнул линейкой по вольтметру и спросил:

— А сейчас?

Скорый ответ его ошарашил:

— Теперь наоборот здесь «+», а здесь «-».

Повисла пауза.

— Ну а сейчас? — и преподаватель несколько раз ударил линейкой по вольтметру. Лёшу это не смутило. Он в уме посчитал удары, поводил рукой туда-сюда и ответил:

— Дак всё ясно… Теперь тут «-», а тут «+».

После этого последовали ещё попытки. Преподаватель в исступлении бил линейкой по прибору, а Лёша, как китайский болванчик, кивал головой туда-сюда, подсчитывая удары. Публика неистовствовала, после чего курсант Пелих был изгнан вон с экзамена. В общем, учился Лёша долго: лет десять, может одиннадцать. Повтор, отчисление, восстановление, опять отчисление и снова в строй. Поступил в 1979 году, а выпустился году в 90-м.

“Я встретил Пелиха как-то на мосту, на пути к центральной проходной в Рыбный порт. Тот мост, что от железнодорожного вокзала, через пути…” — рассказывает Владимир Шашков, один из его многочисленных однокашников. “В форме и фуражке. Обнялись, облобызались, поговорили. Лёша одолжил у меня немного денег. Типа, пока устраивается в «Промразведку». На том и разошлись.”

Потом стало известно, что у него был подхват в центральной диспетчерской, и он узнавал дни прихода судов с однокашниками. “Невзначай” сталкивался с былыми товарищами у проходной и раскручивал тех на деньги, правда небольшие, кто сколько даст. После рейса, известно, все же добрые.

Последнее, что о нем было слышно — это то, как, стоя на вахте в порту у причала, он, приняв на грудь горячительного, подключил стереоколонки к судовой трансляции; и сбацал на гитаре “Yesterday”! Добавил до кучи шансона, отнюдь не французского. Работницы рыбокомбината и грузчики собрались на причале и аплодировали. На этом его морская карьера закончилась.

К вопросу о ротациях курсантского состава в Системе. Вот пример курса Владимира Шашкова. Поступило на судоводителей в 1980 году 183 человека. На первом курсе было семь групп. Выпустились в 1986 году 132 человека. Это с учётом добавленных повторников и других восстановившихся по ходу учёбы. Процент «боевых» потерь легко вычислить. Полная аналогия с задачей о том памятном ещё с античных времён бассейне, в который по одной трубе вода поступает, а по другой вытекает. Правда, истины ради, арифметических решений этой задачи не существует в принципе, и решается она только посредством методов высшей математики. Функция процесса, понимаешь, не линейная; проинтегрировать её не худо…

А “высшая математика” оказалась тут, к слову, неслучайно. Ибо для многих аккурат этот предмет предстал неприступным бастионом, о чём непременно ещё стоит написать отдельно.

13.12.2022 год.


Рецензии