Даръ Валдая

"И колокольчик  Дар Валдая  звенит уныло под дугой". Есть у меня такой старинный колокольчик – Даръ на нём написано с твёрдым знаком. И вот этот колокольчик едва не уплыл из моей квартиры, и вовсе не "под дугой", а совсем иначе. Итак,  мне приятель предложил  подработку – поработать  натурщицей - позировать его знакомому скульптору, за один час 2,5 руб. Ну я подумала, часа три попозирую, это будет больше, чем мне платят на работе за 8-часовой рабочий день, зарплата была 150 руб/мес. Мастерская скульптора находилась на Сретенке, в "Доме России", в подвале. Он в то время ваял "железного Феликса" по государственному заказу. Оказывается, позировать надо было обнажённой, но в мастерской было тепло, так что всё нормально. Я разделась, он меня усадил в некоей причудливой и неудобной позе, и я замерла. Хотя в течение часа и были небольшие перерывы для отдыха, но всё равно сидеть, не шевелясь, в одной позе было не просто тяжело, а очень тяжело. Я с трудом осилила два часа, а устала так, будто всю неделю пахала. Не вышло из меня натурщицы. Я даже идти не могла, все мышцы затекли, мне надо было ещё некоторое время сидеть отдыхать. Во время отдыха я просмотрела  двухтомный справочник с членами "Союза художников СССР", даже нашла там своего однофамильца – в Новосибирске был художник Бачевский, уже пожилой дядечка. Ещё на одной из полок я увидела старинные колокольчики, стоящие по ранжиру, точь в точь такой же колокольчик был у меня дома. А у него именно колокольчика такого размера не хватало. Я так скульптору и сказала, он оживился – Если он тебе не нужен, может ты мне его продашь? Продавать я не буду, но могла бы обменять на фирменные джинсы, например американские "Монтана". Хорошо, договорились – сказал он. У меня 46 размер. Я понял, но хотел бы на него посмотреть, может, сейчас поедем и посмотрим? Поехали. А у тебя дома есть что-нибудь съедобное? Я ответила – Курица, но …… Он меня даже не дослушал – Поехали! Пойдём, что же ты сидишь? Я устала, отдыхаю. Может, пойдём полежим вместе? Хорошо, 10 руб. плюс 5 руб. за позирование - итого с тебя 15 руб., деньги вперёд, и протянула ладошку для денег. Он тут же забыл о своём предложении. Даже удивительно, склероз у такого молодого мужчины. Но свои заработанные 5 руб. я всё таки жду. Ну сумма небольшая, давай ты ко мне несколько раз ещё придёшь, и я тебе отдам всё сразу, договорились? У тебя нет что ли этих денег? Есть. Так давай мне их, мне сейчас деньги нужны. То, что я к нему не собиралась больше приходить (работа очень тяжёлая, никакой подработки не захочешь), я не сказала, и правильно сделала. Человек этот был уж слишком хитроумный, и скорее всего деньги за позирование он вообще не собирался отдавать. Так мне показалось. Но ему нужен был мой колокольчик, т.е. мне эта ситуация была выгоднее, чем ему – вот и пришлось ему расстаться с пятью рублями. Вышли на улицу, я сразу подумала, что он будет ловить такси, ехать ко мне далеко, почти до МКАД, метро здесь тогда ещё не было. Но он уверенно повёл меня к метро, а уж в метро мы везде бежали – и по эскалатору, и по платформе. Приехали ко мне. Колокольчик я ему показала прямо в прихожей.  Где твоя курица? В морозилке, я не успела это сказать, ты меня перебил, очень шустрым оказался. А кофе есть? Да. А сгущёнка? Есть. И он, как бешеный, набросился на сгущёнку, чуть всю банку не сожрал, я с трудом вырвала её у него из рук.  Ну я пошёл. Иди.  Пока я мыла чашки, он одевался в прихожей. А колокольчик висел в прихожей, с самого края антресоли, на крючке. И вдруг я слышу – колокольчик звякнул, т.е. он снял его с крючка. Я немедленно рванулась в прихожую, где скульптор уже укладывал мой колокольчик в пакет. Что ты делаешь? Я тебе его не отдавала. Но мы же договорились за джинсы. Но джинсов то ещё нет. Я достану. Вот тогда и возьмёшь колокольчик. Я достану джинсы, почему ты не веришь? Можно подумать, что ты всем веришь. Зачем нам  эта философия? Ты мне джинсы, я тебе колокольчик – обменяемся без слов. Я крепко держала колокольчик, когда он уходил. На прощанье я сказала – Поскольку следующее наше свидание зависит исключительно от тебя, я жду твоего звонка. Конечно, он больше не позвонил, и позировать не пригласил, он действительно не собирался вообще платить мне за работу. Теперь я на 100% была в этом уверена. Я ещё подозреваю, что его отношение ко мне определил мой вопрос, который я задала ему перед тем, как раздеться. А оплата зависит от обнажённого позирования или в одежде? Никак не зависит. Я и сама так думала, но на всякий случай спросила, и этим вопросом я себя обозначила, как отсталую деревенскую тётку, которой можно вешать любую лапшу на уши, она всё скушает. Так он и делал, а за более заманчивые обещания могла бы и сама привезти ему колокольчик. Вот так невинный, казалось бы, вопрос опустил и унизил меня в глазах творческой верхушки нашего общества. Вот что это было?  Мне по жизни встречались всякие мужчины, у некоторых не хватало денег на билеты в кино, на бутылку вина, приходилось добавлять. Конечно, второго свидания уже не было с таким кавалером – сначала накопи два руб., а потом уж с девушкой встречайся. Ещё вспомнила один жизненный эпизод. Собрались мы как-то с малознакомым мужчиной в кино, времени до фильма оставалось около часа, на улице было прохладно, и он предложил зайти к нему домой погреться и кофе попить. Я о нём знала только то, что он разведён, живёт один в коммуналке, платит алименты. Пришли к нему в комнату, обстановка более, чем убогая. Я присела на стул и стала ждать кофе. Потом выяснилось, что банка растворимого кофе была единственным, что было у него из продуктов ( тогда растворимый кофе был дефицитом). Холодильника вообще не было. Он принёс из кухни чайник с кипятком, поставил на стол. Только извини, говорит, но сахара у меня нет, а воровать я не пойду. Я такого за всю жизнь ещё не слышала. А попросить у соседей? У нас это не принято. Да, я тебя понимаю, я тоже ничего не прошу у соседей, я лучше обойдусь, а вот они, все три квартиры на площадке постоянно что-нибудь у меня просят. Я всегда их выручаю, ведь они все семейные, и без яйца или морковки не смогут приготовить семейный ужин. Так мы и попили с мужичком кофе без сахара. А через несколько дней он позвонил и пригласил меня в гости, сказал, что купил пачку сахара. Я отказалась. Но скульптор всех переплюнул – член "Союза художников", огромная мастерская в центре Москвы, одет шикарно, весь в коже, выглядел он просто замечательно. А в душе – жалкий вор и голодный мошенник. Но и это надо пережить, неплохо быть в курсе, что встречаются такие экземпляры, и далеко не рядом с помойкой, хотя там этому скульптору самое место.

P.S. Эта история случилась в начале 80-х в СССР.  И можно предположить, что сейчас таких  эксплуататоров даже прибавилось – капитализм всё таки. Теперь о жанровой сценке в моей прихожей. Скульптор собирался взглянуть на колокольчик, что вполне логично, но увидев его, решил тайно его похитить, т.е. украсть. Что он и сделал, но тут, как назло, колокольчик его  выдал, я вбежала в прихожую,  схватилась за колокольчик, пытаясь его отобрать, но скульптор крепко его держал, не выпускал из рук. И уже эти его действия можно квалифицировать, как грабёж. Немного ему оставалось до  того, чтобы шарахнуть меня по башке, и это было бы уже разбойное нападение. Вначале он показался мне человеком духовно богатым и морально устойчивым, а в конце проявил свой криминальный талант – кража, грабёж, но перед  разбоем он тормознул, а  скорее всего, желание у него такое было. Я в этом уверена потому, что он больше  не позвонил, а значит, он не собирался доставать мне джинсы, а собирался в этот раз уехать от меня с колокольчиком. Вот и получается - ну нельзя оценивать людей, что они глупее тебя, лучше всё таки считать их умнее, тогда таких обломов не будет, как с моим колокольчиком.


Рецензии
На вашем колокольчике - "ер". Если вы возьмётесь читать в подленниках древнерусскую литературу, обязательно с ним встретитесь. "Справедливости ради, стоит заметить, что «Еръ» окончательно покинул русский алфавит только после прихода к власти большевиков, а именно в 1918 году. «Ъ» исчез не только из окончания слова, но и из других его частей. Там, где мы теперь ставим твердый знак, появился апостроф – запятая: с’езд. Однако просуществовал он недолго и вскоре был заменен привычным нам и нашим предшественникам знаком - «ъ»."- это первая попавшая цитата после прогугливания.

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.02.2023 02:17     Заявить о нарушении