Глава 136. Решение об отъезде

Положение становилось невыносимым. Когда приезжала в монастырь мама, мы стали переправлять с ней вещи на родину в Подмосковье. Запаковывали ноты, одежду, иконы, на душе было очень горько. Такой бесславный конец замаячил на горизонте. Нам не оставили выбора. Батя стал приходить в мастерскую и даже разговаривать с нами, что-то спрашивал. Я даже коротко отвечала на его вопросы, но разговаривать с ним не было уже никакого желания.


Чтобы нас уничтожить окончательно, батя решил постричь наших сестёр Евгению и Анну в мантию. Они обрадовались, как будто им предложили должность в Кремле. Об обязательствах после пострига они даже думать не хотели. Всё-таки батя обладал талантом охмурять людей тогда, когда ему это было нужно. Расчёт его был поссорить нас между собой. Чтобы, если мы уедем, они были не на нашей стороне. И не уехали вслед за нами. Думаю, он допускал возможность нашего отъезда и даже хотел довести ситуацию до этого. А потом выкрутиться. Мы, в принципе, были рады за сестёр, всё-таки постриг бывает один раз в жизни. И если отец А хотел его испортить, у него не получилось.

 
Отец А достал для них мантии, параманы. (Параман - элемент монашеского облачения, маленькая квадратная вышивка, носимая монахом на нижней сорочке в пришнурованном к спине виде, означает язвы Христа.) Но Анька сказала, что одного парамана ей мало, тем более что отец А дал ей напечатанный, а она хотела вышитый. Я решила ей вышить параман. Я уже к тому времени вышила несколько параманов из белого льна с золотым крестом и буквами для отца А под белый летний подрясник. (Он сам такие попросил.)

 
Так вот, когда батя застал меня в мастерской за вышивкой парамана, он орал как ошпаренный. Я не ожидала, что в нём сидит такая злоба и зависть из-за наших хороших отношений с сёстрами. Он затеял постриг только ради того, чтобы нас поссорить друг с другом. Он кричал, чтоб я не лезла не в своё дело. Я заметила ему, что это моё дело, потому как это наши сёстры. Он даже начал задыхаться, такой гнев его охватил. Во мне ничто даже не шелохнулось.

 
Я видела, что он не прав, его истерические доводы расходятся с правилами нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе!» А если ты не имеешь нравственности, ты никогда не постигнешь духовность. Подобно тому, как нельзя поступить в академию, не имея среднего образования.

 
Мне стало видно, как он примитивен, как его душат страсти, с которыми он, якобы, боролся всю жизнь. И вот зачем жить в монастыре, если невозможно победить страсти в такой обстановке. Мы не видели ни одного человека, кто бы их победил в нашем окружении. Даже баба Валя, в прошлом жена священника, знакомая с заповедями и со Священным Писанием, так ужасно себя вела. Было непонятно, как же тогда жить, чтобы не превратиться в такой овощ, ругающийся матом.

 
Мы пришли в монастырь лучше, чем стали в конце. Страсти заразительны. Ты учишься у других завидовать, орать, капризничать, жадничать и так далее до бесконечности. Почему-то у святых отцов ничего об этом не говорится. А ведь в Псалтири написано: «С преподобным преподобен будеши, с неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися».

 
Ни о какой молитве и монашеском житии не было и речи. Все напоминало какие-то игры в монашество, без участия сердца и без искренности. Добрых плодов, кроме построенных храмов, корпусов и клумб не было. Братия понятия не имели о чести, совести, великодушии, сострадании. Несмотря на ежедневные службы, причащение Святых Таин, чтение поучений святых отцов за трапезой. Отец Герасим причащался чаще всех. Но злопамятнее и мстительнее брата я не видела.


Сначала батя постриг Рыжего в мантию. На постриге я не была. Но очевидцы рассказывали, что батя произнес проповедь о монашестве, главным врагом которого были женщины. Не свои дурные привычки и страсти, а женщины.


Потом батя, встретив меня на улице, при всех братьях очень грубо наорал на меня: «Будете петь постриг Анны и Евгении? А нет, так мы сами споём!» Я коротко ответила ему, что споём.

 
Постриг проходил в Введенском храме 5 апреля. Был четверг. Батя заставил дать сестёр все обеты, включая два этих: «Пребудеши ли в монастыре сем и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?» и «Храниши ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?» Странность была в том, что батя никогда прежде не задавал такие вопросы женскому полу при постриге. Ведь как женщина может пообещать остаться в мужском монастыре даже до смерти? Монахини, живущие в этом монастыре, не были в штате епархии. Если бы они захотели, они могли уехать теоретически. А теперь Анну и Евгению связали обетами.

 
После пострига они ночевали в храме и читали Псалтырь. А потом причащались три дня подряд. Помню, что они были очень счастливы.


   Фото из личного архива. Монашеский постриг Анны и Евгении. Ин.Елена смотрит в пол.
 


Рецензии
Вечера доброго Вам, Надежда!

Да уж, могу представить, каково находится в такой атмосфере, где тебя готовы, образно говоря, с потрохами слопать.
Знаете, создается впечатление, что вся эта кутерьма с женщинами-монахинями в мужском монастыре была затеяна исключительно ради того, чтобы потешить собственное самолюбие. Такое ощущение, что никакой иной цели, чтобы там не декларировалось публично, у этого мероприятия не было.
Сплошная показуха, густо замешанная на эксплуатации бесправных, по сути своей, людей, плюс бесконечное потакание собственным слабостям, коих налицо немало.
Очень верно Вы подметили - скорее напоминает этакую игру в монашество, но игру, что ведется по правилам одного человека, правилам, наиболее удобным для него.
И ведь продолжалось это приличный, насколько понимаю, отрезок времени.
Получается, все вокруг было все равно? Никто ничего не замечал или не желал замечать?
Вот это последнее и горше всего.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   25.07.2025 19:06     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Спасибо большое Вам за сочувствие! Оно еще более ценно на фоне высказываний верующих кумушек(в рецензиях), что мы должны были смиряться, а не доводить настоятеля до такой скорби, что "пришлось" нас воспитывать несколько месяцев.

Мы с сестрами прожили плечом к плечу больше десятка лет и не научились любить друг друга. Мать Евгения искренне радовалась, когда спустя какие-то полтора года, мы все же уехали из обители. Даже не хочется никак себе это объяснять. Чем живут такие люди, мне непонятно. Но насильно мил не будешь. Невозможно бегать друг за другом и умолять понять, объяснять им, как с нами несправедливо поступили и что мы ни в чем не виноваты. Раз не видели этого сестры, значит и не хотели видеть. И они обрадовались, что к ним батя благосклонен. Это меня тоже поразило до глубины души. Ведь когда он выгнал Варьку, я бы тоже могла обрадоваться и сказать "меньше народу, больше кислороду" или "сама виновата". Но я плакала месяц наверное, приняв Варькино изгнание как свое собственное. Хотя симпатии у меня к ней не было. Но эмпатия была. А сестры, ставшие неожиданно монахинями, не только не задумались о нечистоплотности батиного решения, но еще и легко продались за постриг, дав перед алтарем обеты, которые не собирались выполнять. Мать Евгения потом долго и пафосно рассуждала на кухне о том, что уехать она имеет право, так как он имел ввиду не именно этот монастырь, а чтоб она не ушла из монашества в целом. А удержать ее в мужском монастыре никто не сможет, если ей понадобится. Да и другие лукавые отговорки пыталась придумать, на что мы только охали. Мать Анна же уехала вскоре тайно. Сейчас она проживает в Марфо-Мариинской обители в Москве. И там ей придумали какую-то историю для досье, чтобы скрыть постриг в Болдино. Кажется, ей написали, что ее постриг был в Санкт-Петербурге на Карповке. Вот такой ложью теперь необходимо сопровождать жизнь монашествующего. А чему тогда вообще верить, если жизнь монаха начинается со лжи? С обетов, которые сразу знаешь, что не собираешься выполнять. И это ужасное лицемерие.

С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   25.07.2025 23:57   Заявить о нарушении