Под сусальной оболочкой

Название главки навеяно фрагментом характеристики Макса Нордау:
 
«Его сионизм был сионизм сотой пробы... Ни разу не поддался он искушению облегченных или упрощенных суррогатов, вроде «возрождения земли предков» или «духовного центра». ... О духовном центре будет время подумать после того, как мы выстроим центр вещественный, где найдется место для всех, кто страдает и не хочет сдаться. Он умел, как никто, одним метким словом, сорвать с суррогата маску и показать, что под ее сусальной оболочкой кроется только новая форма ассимиляции и гетто». (Википедия)

Еще из Википедии: «Общепринятое определение гетто - это общины, принадлежащие к однородной расе или этнической группе.

Мне видится специфическая этническая группа - Израильская Еврейская Масса.

====   Метафора прикрытых смыслов создания и существования ИЕМ

Совокупные экономические и социальные силы в гетто уступают место социальной, политической и экономической изоляции и неравенству.

===   Социальная изоляция определяется тем, что интеллектуальные слои, осмысляющие мир, в среде ИЕМ находятся на существенно более низком уровне, чем «Запад» и анти-«Запад». Это сформировано и поддерживается политически: Америка, перехватившая после 2МВ в конкуренции с Советским Союзом формирование государства Израиль и влияние на его развитие, имея принципиально более обширный и качественно более развитой интеллектуальный истеблишмент, системой мер и мероприятий поддерживает ментальный уровень израильтян в пределах способности к эффективному поведению на предполагаемом узкорегиональном театре военных действий.

Мои фрагментарные исследования иллюстрируют этот фактор глобальной стратегической картины. Например:

- сборник «Образование как жизнеспасительный ресурс», главки «Экзистенциальная обусловленность образования», «Формирование жизнеспособных субъектов», «Генеральский политический корпус», «Проблемность израильского образования», …

- сборник «Обучающий опыт жертв Холокоста», «Призрачная защищенность Израиля» и др. в частности главки «Рефлексия состоявшегося обучения в ЯдваШем», «Холодильник для еврейского мяса» и др.

- главки «Гибельный хаос израильской государственности», «Экзистенциальная обреченность обрезанных яиц», «Стратегический маневр в контексте», «Цели еврейских сообществ Америки» и др.

Ментальная слабость ИЕМ в сравнении с интеллектуальной силой Америки существенным образом сохраняет традиционную ущербность еврейского общинного менталитета (главка «Hitler rightly called the Jews doomed», «Стратегический брачный контракт», «Нынешний премьер Израиля», «2. конкретизация портрета Нетанияху» и др.) и, вместе с этим, является продуктом коллективных действий, предпринятых различными звеньями американского общества и государственности.

«…не менее семидесяти процентов сторонников правящей партии США хотели бы видеть отход от близкого сотрудничества с Израилем. Правда, в Республиканской партии все наоборот. Но в Белом Доме, в Конгрессе и Сенате правят сейчас демократы. … большинство американских евреев демонстрирует по сей день тяготение к Демократической партии». … Израиль - это бремя для США, дорогостоящее бремя. … нет никакого морального и стратегического оправдания союзническим отношениям с Иерусалимом. Декларативно это мотивируется тем, что союз с Израилем мешает Вашингтону сохранять моральное верховенство на мировой арене, нужное для развития  противоборства с Китаем и Россией». (израильский политолог Авигдор Эскин, https://regnum.ru/news/3318942.html)

Поддержка концентрации в ближневосточном регионе выжившей в Холокосте еврейской массы с образованием государства Израиля  объясняется исполнением морального долга и этим объяснением прикрываются дальновидные интересы Америки в конкретике послевоенных 1940-х. («The reason for America victory in the Cold War», «The deadly game of four», «Will Exodus-XX1 succeed?», «In field of various brain trusts», « Мрачная американская перспектива», «Эскиз социологической структуры Америки», «Обреченность современного Израиля» и др.)

Превосходство Америки над ИЕМассой в сфере интеллектуальной состоятельности - «мозговые тресты», их влияния, контекст формирования - дает возможность использовать стратегию «управление хаосом» и через поддержку конкретных звеньев в общественной структуре Израиля существенным образом влиять на происходящее в Израиле («Israeli Jews - Palestinians - Americans», «Призрачная защищенность Израиля», «Цели еврейских сообществ Америки» и др.)

Приглашение/допуск израильтян к мероприятиям, проводимым в Америке или проводимых в других местах под тем или иным влиянием Америки, к образовательным программам высокого уровня типа подготовки кадров для «мозговых центров» госуправления и управления корпорациями, …является средством подбора и продвижения людей, которые своими проявлениями в хаосе внутриизраильской общественной и политической жизни образуют ПОДСИСТЕМУ, НАПРАВЛЯЮЩУЮ ПОВЕДЕНИЕ  ИЕМассы в соответствии с метастратегией когдатошнего дальновидного создателя израильской еврейской государственности.

Запрограммированное поведение ИЕМ - быть сконцентрированной в рамках израильской государственности в ожидании вероятного наката анти-«Запада» на «Запад» через Израиль с некоторой задержкой и потерей некоторой энергии последовательным «перемалыванием» двух заградительных эшелонов:

1. военной силы израильтян и романтически настроенных волонтёров из других стран;
2. гражданского населения, ввергаемого в традиционную вакханалию изощренного изведения.
 
Таким образом, ИЕМ в целом является элементом СИСТЕМЫ, обслуживающей метастратегию Америки, и часть ИЕМ исполняет роль проводника стратегического задания.

Эта структура взаимоотношений, с учетом предназначенности концентрации ЕМассы, подобна социально-политическим структурам с гетто. И израильские евреи, участвующие в ПОДСИСТЕМЕ, НАПРАВЛЯЮЩЕЙ такое поведение ИЕМассы, в ролевом аспекте подобны, сознают они это или нет, повторяют функцию юденрата в гитлеровских концлагерях.
 
Повседневная жизнь гетто управлялась назначенным фашистами еврейским советом (юденратом) и еврейской полицией, от которых гитлеровцы требовали поддерживать порядок в гетто и содействовать депортациям в лагеря смерти.
Гетто не только и не столько специфическая административная единица - с Польши первой половины XX века понятие «гетто»  стало функционировать как метафора стереотипов о специфическом жизненном укладе и культуре еврейского народа. Тогда в Польше, в отличие от многих европейских стран, не существовало отдельных кварталов для евреев - даже там, где они составляли большую часть населения, кроме них, проживали исповедавшие христианство этнические поляки. А  местные антисемиты говорили о подобных районах как о грязных и кишащих разными болезнями клоаках, куда следовало бы переселить всех евреев, чтобы они существовали отдельно от остального населения.

Именно этот стереотип послужил ориентиром для немецких оккупантов при поиске пути «освобождения» от евреев Германии и оккупированных стран. На одном из первых совещаний нацистских руководителей по этой проблеме, ноябрь 1938, Герман Геринг заявил - «дальнейшее исключение евреев из германского общества возможно только путем возведения оцепленных гетто в качестве временной меры». В сентябре 1939-го начальник Главного управления имперской безопасности Гейдрих развил эту идею -  евреев сгонять в ограниченные пространства и оставлять там, чтобы последовательно депортировать с западных польских территорий на восток.

При актуализации этой «проектной идеи» проявилась жуткая эффективность нацистской бюрократической машины, нацеленной на то, чтобы надежно подготовить огромное количество людей к запрограммированной гибели и затратить на это как можно меньше усилий.

Существенным звеном в этом «проекте» была «еврейская администрация гетто - юденраты» с функцией - обеспечивать порядок в экономической жизни, снабжении продовольствием, использовании рабочей силы, медицинское обеспечение, полиция.
 
Вступившие в еврейскую полицию жители гетто оказались в двойственном положении: некоторые товарищи по несчастью обвиняли их в пособничестве нацистам, хотя сами они часто считали такое содействие единственным шансом дать своим семьям хотя бы минимальную надежду на спасение. (примеры обеспечения детям жизнеспасительной перспективы в нынешней ситуации ИЕМ – обустроенность в североамериканском истеблишменте детей каббалиста Михаеля Лайтмана; проведение своего сына через хай-тек в Америку депутатом в городском нетанийском самоуправлении то от одной партии, то от другой Гиршом (Григорием) Фишманом, см. «Явные признаки аферы» в сборнике «Афера в среде русскоязычных израильтян»).

Существенным фактором гетто было социальное неравенство: депортированные из других районов города или из соседних поселений оказывались в заведомо проигрышном положении по сравнению с теми, кто изначально жил в районе гетто, поскольку последние могли взять с собой больше вещей и ценностей.
В Варшавском гетто обеспеченные евреи или те, кто обладал специфическими навыками, имели возможность покупать продукты, которые «контрабандисты» доставали из внешнего мира, несмотря на строгие запреты и возможное наказание.
Нацистов внутренние конфликты в гетто вполне устраивали – в борьбе между собой за последний кусок хлеба еврейская масса продвигалась к акту уничтожения.

Летом 1940, после голодных бунтов в Лодзинском гетто, нацисты, используя юденрат, увеличили рациональность механизма гетто - председателю юденрата выделили три миллиона рейхсмарок из денег, прежде «конфискованных» у евреев, для создания мастерских. У обитателей гетто появилась возможность показать, что они «полезны» нацистам; переход на систему самообеспечения усилил дисциплину продвижения к акту уничтожения.

До середины 1942-го, пока нацисты еще не начали масштабные депортации, узники гетто, несмотря на кошмарные условия, изо всех сил старались вести настолько нормальную жизнь, насколько это было возможно. Соседи брали на воспитание сирот, неравнодушные люди организовывали полевые кухни, где старались даже те крохи, которые они получали, делить, чтобы каждый получил хоть немного. Многие дети посещали нелегальные школы - оккупационные власти резко выступали против образования для неарийцев, поэтому в случае обнаружения расправы грозили и ученикам, и педагогам.
Жители гетто организовывали хоровые пения, кабаре и концерты, образованные евреи читали лекции по своей специальности. Такая активность, в значительной степени,  объяснялась попытками людей наполнить свое существование смыслом в условиях, когда было легко впасть в отчаяние и отказаться от борьбы за жизнь. Энтузиасты обучали  желающих умениям и хобби: от готовки из тех скудных продуктов, что оставались в их распоряжении, до создания бумажных цветов.

Юденраты - подельники режима из среды его жертв определяются исследователями Холокоста как «Серая зона» в структуре отношений «нацисты, освобождающие населенчество от евреев, - евреи, обреченные к скорому уничтожению».
Как «одной из самых страшных речей в истории XX века» определяется в публикациях обращение главы юденрата Лодзинского гетто Хаим Румковский к обессилевшим от голода, болезней и ужасных условий жителям гетто с просьбой выдать нацистам всех детей младше 10 лет. Было уже понятно, что их вывезут на уничтожение. Румковский  считал себя защитником евреев, а среди них, в тех условиях, считался то ли монархом, то ли диктатором.
Споры о той речи ведутся до сих пор. Многие считают Румковского коллаборационистом и пособником преступников, некоторые уверены, что именно его сотрудничество с оккупантами позволило гетто в Лодзи просуществовать дольше всех остальных и помогло спасти немало жизней.

Румковский знал, что ни ему, ни семьям его приближенных преследования не грозят - по крайней мере, на тот момент. На следующий день, когда под руководством  офицеров СС начали операцию - жителям запретили покидать дома, а немцы с помощниками стучали по дверям и забирали детей, этими помощниками были добровольцы из евреев, которым пообещали за участие хлеб, колбасу и сахар.

Внедряя еврейскую администрацию как промежуточное звено между собой и своими жертвами, оккупационные власти поддерживали иллюзию законности и сводили к минимуму риск масштабных недовольств. Испуганные люди, сконцентрированные в гетто, лучше соблюдали установленный порядок, когда приказы исходили от представителей своего народа.

Как писал бывший узник Освенцима и исследователь холокоста Примо Леви, глава юденрата разъезжал по гетто в коляске, запряженной худющей лошадью, одетый в подобие королевской мантии и в сопровождении эскорта подхалимов и убийц. В своих  речах он усвоил наигранно-вдохновенную технику Муссолини и Гитлера. Как и все диктаторы, он делал вид, что презирает политику, любит порядок и защищает тех, кто ему предан.

Характерной чертой «правления» Румковского стала жесткая борьба с несогласными. Глава юденрата цензурировал почту и следил за содержанием материалов в местной газете.

Самым мощным рычагом влияния главы юденрата на «подданных» стало право лично распределять рационы, устанавливать цены на продукты и назначать людей на должности, в зависимости от которых их шансы не умереть от нищеты и голода уменьшались или увеличивались.

Безоговорочная власть Румковского среди жителей гетто резко контрастировала с его положением среди нацистов: в их иерархии даже самые мелкие служащие СС располагались выше «императора гетто». Для них он был обычным евреем, для удобства наделенным полномочиями командовать другими евреями.

«Серая зона», юденрат и прильнувшие к ним, - это пространство, где размываются этические ориентиры, где границы между преступниками и жертвами истончаются и становятся нечеткими, а моральные установки, привычные для независимых общин, больше не действуют.

Исследователь Холокоста отмечает, что жители гетто и лагерей смерти далеко не всегда вписывались в бинарные оппозиции: свои и чужие, жертвы и мучители. Узники часто противостояли не только надзирателям, но и друг другу. Между ними не было чувства товарищества. Они соперничали за минимальные удобства и привилегии, а старожилы завидовали новичкам, еще совсем недавно находившимся на свободе.

Личность Румковского Леви предлагает интерпретировать не только как подельника нацистов, но и как человека, которого созданная нацистами система взаимоотношений (система интересов, приманок и угроз) вовлекла в преступления. Глава Лодзинского гетто, в какой-то степени, убедил себя в том, что действует в интересах евреев и что если он не будет выполнять свои обязанности, то его заменит кто-то другой, более жестокий и корыстный. Наряду с этим, вероятно, было и ощущение/сознавание, что он имеет моральное право и обязанность - в меру своих более весомых способностей - спасать себя и семью.

Социологический анализ гетто в ситуации Холокоста показал, что привилегированные узники, сотрудничавшие с немецким административным аппаратом, это - «побочный эффект» таких международных отношений, когда некое государство или объединение государств целенаправленно подводит определенную человеческую массу к уничтожению. Для этого осуществляется деморализация человека, размываются представления о хорошем и плохом, одновременно наделяют полномочиями и ставят даже в большую зависимость, чем обычных заключенных.

Леви не оправдывает пособников нацистов, но считает, что анализировать разные оттенки коллаборационизма намного продуктивнее, чем констатировать, что некоторые люди сотрудничали с преступными режимами, а другие - страдали от этих режимов.
Чем сильнее угнетение, тем больше готовность угнетенных сотрудничать с властью. В этом  явлении множество оттенков и мотиваций: террор, идеологические заблуждения, подобострастное подражание победителям, слепая жажда власти, пусть до смешного мизерной и кратковременной, трусость и много другое вплоть до трезвого расчета, позволяющего уклоняться от исполнения приказов и обходить установленные порядки.
В совокупности этих мотивационных и поведенческих вариантов членов сообщества гетто может присутствовать потенциал зарождения лидерской группы жизнеспасительного маневрирования в условиях гибельной угрозы от сильных/сверхсильных контекстных соседей.

«Запад», реализуя, в опоре на ориентиры «мозговых центров», метастратегию работы с «управляемым хаосом», - строит свою работу по использованию ресурса «ИЕМ».

Вывод

Израильская Лидерская группа жизнеспасительного маневрирования должна оказаться ментально сильнее комплекса «мозговые центры - аппарат исполнения ориентиров от мозговых  центров - располагаемые и доступные ресурсы» у «Запада» и вариантов анти-«Запада».


Рецензии