Варлаам и Спиридон. Человек, власть, государство
- Ну что – улыбнулся Варлаам, - опять – о справедливости?
- И не только о ней – сказал Спиридон. - Я понимаю, что, в сущности, всё ещё остаюсь анархистом и экстремистом. Но то, как проявляет себя власть в истории любого народа, нередко отвращает не только анархиста, но и любого нормального человека.
- Видишь ли – произнёс Варлаам, - когда законы общественного развития собирают большое количество очень разных людей, которые без принуждения не уживутся вместе, возникает государство – аппарат насилия.
Государство – историческая форма существования народа.
Государство оказалось самой устойчивой формой социума.
Может быть, потому, что в этой форме было достигнуто оптимальное соотношение между обязательствами, принимаемыми властью, и почти невозможностью заставить отвечать людей, не выполняющих эти обязательства.
В небольшом социуме ответственность за невыполнение обязательств возникает очень быстро, поэтому такой социум становится неустойчивым.
- Понятно – сказал Спиридон. – Но меня волнует не столько форма социума, сколько смысл власти, поддерживающей эту форму.
Власть в человеческом социуме - реликт образа жизни стайных животных – сказал Варлаам, - но в социуме она более жёстка, чем в стае, потому что люди отличаются друг от друга больше, чем стайные животные.
Власть устанавливается силой. Существует дни, месяцы, годы, века.
Легитимизируется: привычкой, обычаем, законами. Со временем меняется: из дикого зверя превращается в домашнего. Но остаётся зверем. Зверь ниже человека: он проще по «устройству» и менее разнообразен в проявлениях. Но человек зависит от этого зверя.
Социум необходимо организовывать и управлять им.
Власть нужна для управления социумом.
В сущности, власть – всего лишь монополия на насилие.
В структурах попроще социума, например, в специализированных организациях, управляющий наделён властью, но чем лучше отлажена работа, тем меньше необходимость применения власти.
Если бы каждый член социума был генетически запрограммирован на исполнение своих обязанностей, в таком социуме власть была бы не нужна.
Например, в муравейнике власти нет. Анархии - тоже.
И нет развития: муравьи живут на Земле сотню миллионов лет без принципиальных изменений. Правда, в приспособляемости им не откажешь.
- Власть осуществляют конкретные люди – сказал Спиридон. – Чувствуют ли они себя лишь исполнителями социальных законов, которые выше них, или полагают, что сами создают эти законы?
- Человеческие законы пишут субъекты и, как правило, в своих интересах – сказал Варлаам. - Но действие законов объективно, потому что основано на объективных свойствах субъектов: тех, кто пишет законы, и тех, кто согласен им подчиняться.
При этом, у законов есть замечательное свойство: если закон противоречит чему-то естественному, его невозможно неукоснительно исполнять – происходят многочисленные нарушения, если закон естественен, ему невозможно не подчиняться.
Власть конкретных людей – явление исключительно эфемерное, существует только в изменчивом сознании людей, и становится очень неустойчивым, стоит только возникнуть вопросу: «А что это ты тут раскомандовался?» Выразительный пример - сУдьбы большинства римских императоров.
Сегодня защитная «социальная скорлупа» власти, конечно, гораздо крепче, чем в античности, но психологическая основа - столь же эфемерна, что и в древности.
Когда исчезает представление о сакральности власти, любой правитель – как субъект власти – остаётся голым. Потому что, объективно, прав на власть у него не больше, чем у любого другого человека. А дальше, как говорил Паскаль, люди не смогли сделать так, чтобы справедливость была сильна, поэтому решили, что сила справедлива.
Власть прикидывается естественным проявлением объективных законов: ни один король не приказывает Солнцу вставать вечером и заходить утром.
Но тот же король считает возможным приказать человеку умереть за него.
Сегодня законы обязывают человека отдать жизнь уже не за короля – характер и взаимоотношения государств обязывают к этому.
Но, всё-таки, жизнь даётся человеку для того, чтобы он её прожил.
Значит, в характере и во взаимоотношениях сегодняшних (и вчерашних) социумов содержится нечто такое, что направлено против исполнения человеком главной обязанности – прожить свою жизнь.
- Но каков же этот человек - жаждущий власти и, к несчастью своему, достигший её? – спросил Спиридон.
Люди, кроме соматических и психических заболеваний, подвержены ещё и социальным психозам – сказал Варлаам. - К счастью – не все.
Жажда власти - опасный социальный психоз.
Организация жизни общества – сложнейшая работа, требующая выдающихся способностей у людей, взявшихся за это дело. Обычно, со способностями возникает «недобор», поскольку гении выбирают иные сферы деятельности: на то они и гении, чтобы не браться за дела совершенно безнадёжные - хороший специалист не возьмётся за дело, если знает, что не сделает его хорошо.
Политик берётся. Обычно, не представляя, на что он, собственно, способен.
Само стремление к власти – это стремление к неестественному положению среди людей и, в общем-то – стремление к несчастью. Это стремление чуждо нормальному человеку. Поэтому у власти оказываются совсем другие люди, и история, нередко, напоминает сумасшедший дом.
К примеру, кажется невероятным, чтобы христианские правители Средневековья, безусловно, будучи людьми верующими, могли так самозабвенно попирать все заповеди Божьи.
Достижение власти ставит человека в совершенно неестественное и поэтому опасное положение. Он – не Бог, но вынужден прикидываться Им.
Длительное пребывание в этом неестественном положении неизбежно вызывает растущее недоумение людей.
Недоумение усиливает неизбежно возрастающая социальная безответственность замкнутой властной «элиты», привыкающей считать все свои решения правильными.
При этом, человек, длительно пребывающий у власти, уже не мыслит себя в иной роли.
- Да – согласился Спиридон. - Нет ничего более трагичного, чем самому поверить, что ты, сам – такой обыкновенный – не самый умный, не самый сильный, не самый добрый - имеешь хоть какое-то право решать судьбы миллионов людей.
А ведь, некоторые верят.
- В любом длительно идущем процессе начинают работать компенсаторные «механизмы» - сказал Варлаам. - Во власти, недостаток личных способностей компенсируется гипертрофированными социальными возможностями.
Но недостаток личных способностей, имеющийся у каждого человека, всегда опасен для социума.
Характерно, что у правителей очень редко заметно проявляются какие-либо иные способности, делающие человека более интересным, как человека. Возможно – из-за социального «перегруза».
- Всё-таки, в сегодняшнем мире такие понятия, как «правитель», звучат явно архаично и, вряд ли имеют прежнее значение – предположил Спиридон.
- Конечно, сегодняшний мир сложен, и власть в нём менее персонифицирована, чем прежде – согласился Варлаам. - Но, всё равно, она остаётся в распоряжении небольшой группы людей, определяющих судьбы подавляющего большинства любого народа.
Этим людям нравится считать себя «элитой» - понятием тоже довольно архаичным в условиях заметно повысившегося культурного уровня практически всех слоёв населения.
«Элита» безнадёжно пытается обезопасить свою жизнь властью и гипертрофированными материальными возможностями.
Это создаёт временную защиту, но безопасность – никогда.
Пока в обществе каждый член общества не чувствует себя знАчимым и не способен влиять на происходящие в нём процессы, это общество не может быть безопасным ни для кого.
- Зябко – сказал Спиридон. – Действительно, я не чувствую себя знАчимым членом общества. Видимо, отсюда мои социальные комплексы и запросы.
Я чувствую себя единицей недифференцированной народной «массы», пребывающей в состоянии социальной некомпетентности и, значит - безответственности, а безответственные обитатели социума, конечно, не должны влиять на происходящие в нём процессы.
А раз я - «тёмен и дик», то представляю постоянную опасность для «элиты», потому что её же, традиционными, методами воздействия, меня, в составе «массы», можно направить в любую сторону. Тут всё зависит от мастерства манипулятора.
И, ведь, такая структура общества, по существу, не меняется тысячелетия, несмотря на то, что из-за этого гибли все цивилизации.
- Мы все – и «массы», и «элита» - принадлежим к одному и тому же социально-биологическому виду, авансом называемому «Homo sapiens» - улыбнулся Варлаам. – В «массе» мы очень разнообразны - и экстремальные альтруисты и те, кто без принуждения и людьми-то прикидываться не будут.
Кажется, что «правители» обладают наибольшей свободой в социуме. Но, по бОльшей части, оказывается, что все их «повеления» находятся в такой зависимости от реальных действий «управляемых», что о свободе говорить не приходится.
Очень важно то, что «массы» не страдают недугом жажды власти. Поэтому более здорОвы и обладают бОльшей свободой. И, значит – более правильным пониманием мира вокруг себя. И, значит – бОльшими возможностями ощутить себя счастливыми.
При этом, сегодня, люди, входящие во властные структуры, в такой степени становятся частью государственного механизма, функционирующего по своим древним законам, что, по-видимому, не могут не утратить каких-то качеств, делающих человека человеком. Во всяком случае – хорошим человеком. Поэтому, обычно, не видят необходимости что-то менять в социальном устройстве. А когда видят, то не могут придти к правильным решениям. Отсюда – все социальные катастрофы.
- И всё-таки, социум должен перестать быть иерархическим государством – заключил Спиридон. - Чем меньше в нас животного, тем меньше мы – стая.
Чем больше мы - люди, тем меньше роль власти в обществе. Тем менее естественно стремление возвыситься над другими людьми.
Даже эгоистически, я заинтересован быть окружённым доброжелательными, сильными и свободными людьми.
И сам должен быть таким же.
В идеале - ближний должен быть сильнее меня, чтобы я мог опереться на него, а не он - на меня.
Но этого можно достичь только при нашем сознательном стремлении к такому состоянию человека и общества.
Это стремление не может быть только индивидуальным. Отдельные такие люди были всегда. И после себя не оставили ничего, кроме добрых воспоминаний. Впрочем, и это не так уж мало.
Необходимо, чтобы вся жизнь социума была пронизана мыслью и чувством, что для человека нет ничего ценнее человека, потому что он такой – единственный во Вселенной. И без других, равнозначных нам людей, ни один из нас не имеет ни значения, ни смысла. Даже для себя.
Пока в существующих социумах реально господствует другая шкала ценностей.
Но, Человек растёт.
Любой социум, в общем-то, противится этому, потому что, при осознании обществом действительной ценности Человека, общество не сможет оставаться в господствующей сегодня архаической форме, а меняться, как человеку, так и социуму, очень нелегко.
- Понятно – улыбнулся Варлаам. – Поэтому всегда были противники воздвижения Царствия Божия на Земле.
- Даже исходя из религиозных посылок – серьёзно сказал Спиридон, - если на Человеке – Образ Божий, то мир Человека должен быть, по крайней мере, отражением Царствия Божия. И никак не меньше.
Свидетельство о публикации №222122401621
=======================================
:) Ну да. Стройными рядами биороботы шлёпали бы на исполнение своих обязанностей запрограммированных кукловодом. Свабода и щастя запрограммированы тоже? Никакой власти нет! Это я вам точно говорю... в программе у меня об этом ничего нет:)
Вы прямо нынешнее демократически-либеральное общество изобразили. Вот уже эксперименты с ДНК успешные провели. Лет черз десяток, а то и раньше только генетически запрограммированные в утробе и будут. Никаких войн не будет, все будут счастливы и спокойны. Служить! Дай лапу! На...
///////////////////////////////////////
Например, в муравейнике власти нет. Анархии - тоже.
И нет развития: муравьи живут на Земле сотню миллионов лет без принципиальных изменений. Правда, в приспособляемости им не откажешь.
=======================================
А муравьи должны были эволюционировать в бегемотов?:) Какие принципиальные изменения не случились у муравьёв? Обидно за мурашей... щастя свово не знают... :)
///////////////////////////////////////
Жажда власти - опасный социальный психоз... Само стремление к власти – это стремление к неестественному положению среди людей и, в общем-то – стремление к несчастью. Это стремление чуждо нормальному человеку.
=======================================
Да. Человеку, как высшему из творений, доверено властвовать в Мироздании. Над видимым и познанным. И стремится распространить эту власть познавая непознанное и невидимое. Но если человек теряет Достоинство-власть над СОБОЙ, он "автоматически" теряют власть над Мирозданием.
Имея врождённое понимание своей глобальной роли в Мироздании, потерявший власть над собою стремится компенсировать эту "потерю" локальной властью над ближним. Любыми средствами.
Ну хоть над собачкой: "сидет!, лежать!, дай лапу!" :)
///////////////////////////////////////
Этим людям нравится считать себя «элитой» - понятием тоже довольно архаичным в условиях заметно повысившегося культурного уровня практически всех слоёв населения.
=======================================
"заметно повысившегося культурного уровня" - давно так не смеялся. Чем Вы там мерили этот уровень? Свободным доступом к любой информации? Так тут ключевое слово ЛЮБОЙ, а не СВОБОДНОЙ. :)
Элита по апостолу Павлу определяется так: =Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.=
А кому там нравится себе кем считать, так считалочки они с детства популярны у оставшихся на уровне детей умом...
//////////////////////////////////////
Пока в обществе каждый член общества не чувствует себя знАчимым и не способен влиять на происходящие в нём процессы, это общество не может быть безопасным ни для кого.
======================================
Это попахивает призывом к "демократии":) И такое же бестолковое, но красивое. Ах как звучит. Хоть сразу в лозунг и на крышу...
Да наплевать мне на "общество", на "происходящие в нём процессы", ничего это общество отнять у меня не может, кроме "хлеба", "власти" и "чуда". Ну ещё жизни. А мне пофиг...
Я даю ПЛОДЫ из любви к Мирозданию и ближнему по нему. Тачаю сапоги не ради сверхдоходов и победы в конкурентной борьбе с сапожниками, а чтобы ближнего ногам было тепло и сухо. И таблетки смешиваю не для того чтобы боротся с симптомами и множить причины, а вместе с ними и количество потребителей моих таблеток, а чтобы устранять причины хворей. И пусть мировые рынки зависят от меня, а я от них не завишу... Никакое общество, никогда не сделает человека свободным. Только свободные люди создадут свободное общество.
////////////////////////////////////
И, ведь, такая структура общества, по существу, не меняется тысячелетия, несмотря на то, что из-за этого гибли все цивилизации.
===================================
Вот. А Вы говорите, что муравьи живут без принципиальных изменений. Им-то что нужно изменять?:) А тут цивилизации гибнут одна за другой, а "принципиальных" изменений всё нет. И нынешняя туда же... муравьи то останутся, хоть и мутируют под воздействием говна, которое "чилавек разумный" разбросает по всей планете... Разумный ли? По делам?
////////////////////////////////////
Чем больше мы - люди, тем меньше роль власти в обществе. Тем менее естественно стремление возвыситься над другими людьми.
===================================
Да. Достоинство Человека-это власть над СОБОЮ.
///////////////////////////////////
В идеале - ближний должен быть сильнее меня, чтобы я мог опереться на него, а не он - на меня.
===================================
:) Исус так и говорит:=Больший из вас, да будет вам слуга=
«Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь». –Старец Силуан Афонский.
///////////////////////////////////
И без других, равнозначных нам людей, ни один из нас не имеет ни значения, ни смысла. Даже для себя.
===================================
Да. Цивилизация-единая Картина из паззлов. Картина "отвергающая некоторые паззлы" является ущербной... Паззл, представляющий себя Картиной, по меньшей мере комичен... Ещё одно сравнение даёт "образ" нашего тела для "подобия" цивилизации. Каждый из нас-клетки единого организма, "кровь", объединяющая нас в "плоть"-коммуникация единичных сознаний в сознание цивилизации.
////////////////////////////////////
- Даже исходя из религиозных посылок – серьёзно сказал Спиридон, - если на Человеке – Образ Божий, то мир Человека должен быть, по крайней мере, отражением Царствия Божия. И никак не меньше.
====================================
Вот и Вы настолько одурачены "религиозными предпосылками", что Спиридон Ваш не понимает, что "Образ Божий" - это состояние Человека, каков он в замысле Законов Мироздания. Интуитивно или сознательно Человек этот Образ понимает, а вот подобие требует точного понимания неизбежности этого подобия и усилий к достижению. ("Жертвы собою" ради Мировоззрения).
Религия-одна из разновидностей идеологии, с той же направленностью на манипулирование массовым сознанием "паствы" в своих властных и финансовых интересах. Ничего более в религии нет. Как не было после Моисея, так нет и после Исуса. "Первосвященники" обратили Их Мировоззрение Жизни в источник своей "избранности"... и только.
В результате мы утилизировали величайшие события в истории человечества в "культ" и отделяем Жизнь "от государства" и защищаем права "верующих" от "неверующих", "защищая" очередную лукавую цивилизацию от Жизни. Увы...
Здоровья нам.
Ваня Сталкер 26.12.2022 22:25 Заявить о нарушении
Маленькое примечание: автор и его персонажи - не одно и то же.
С уважением
Александр Гаврилов 7 26.12.2022 23:02 Заявить о нарушении
Простите за провокационный тон. Это тоже не связано с автором. Персонаж такой :)
Обнимаю.
Здоровья нам.
Ваня Сталкер 26.12.2022 23:05 Заявить о нарушении