Экзамен

                Экзамен
     А еще , мои друзья, я хотел бы рассказать один случай , которого я был свидетелем ,  но не участником, произведенный на меня шокирующее впечатление , но который помог мне в дальнейшей жизни понимать людей и смелее обращаться с ними ,понимая их мотивацию, помог мне смотреть на людей ,как бы изнутри, и , по возможности влиять на них , особенно если вы когда ни будь станете преподавателем. Вы , наверное , помните сколько нервов, истерии , неведомого страха стоит сдать любой экзамен; и , я думаю, врут те которые никогда не испытывали страха перед сдачей экзаменов, ведь даже любой отличник , уверенный в своих знаниях, уверен , что он наверняка чего то не знает , и это с самого первого класса , особенно , когда хочется быть первым , а вдруг незадача , сложный вопрос или просто преподаватель сочтет вас непригодным к пониманию предмета, хотя вы везде получаете только круглые отличные оценки. Ведь очень многое , вы даже не представляете , как многое зависит от преподавателя; ведь даже вы видите , что заведомого неграмотным, по вашему мнению, двоечникам препод ставит пятерки и отлично . Нет, понять душу преподавателя может только тот человек , который сам преподаватель и который ошибался и признавал свои ошибок, или вы думаете , что преподаватель не ошибается  ?   -ошибается, да еще как и чаще чем вы думаете , но за этими ошибками судьбы человека. Он ,как тот хирург или судья решает судьбу человека .Хорошо если он сознает свои ошибки , а если нет , и так идет по своей профессии годами коверкая судьбы учеников в угоду руководсвующему составу, целью которых, может случится ,только личное благополучие…
     Может, это только в кино про Республику ШКИД везет с творческими , радеющими за дело, учителями, а в жизни , особенно в настоящее время, только зарплата , деньги, определяют тягу к преподавательской деятельности; а где творчество, эксперимент, где страдания жаждущих научить чему ни будь детей , где творческие люди, которые были на заре нашего прошлого столетия, народники, революционеры идей, которые бросались на борьбу с беспризорниками, с безграмотностью , или это только в кино ? А разве у нас сейчас , именно в настоящее время не безграмотность , ученики, студенты не знают своей истории, не знают для чего и как жить, на улице слышишь один мат и видишь лишь цинизм в отношениях; почему с этим не хотят бороться или некому, перевелись на Руси « богатыри» мысли и усердия..?   
 Сколько времени уходит на подготовку к экзамену? А страх провалиться , особенно, при поступлении , даже в школе при переходе в старшие классы, ведь не всех переводили в 9-й , после экзаменов в 8-м, была ведь система отбора , и также ошибались , которых бы стоило перевести  и некоторых и не стоило, только время в дальнейшем рассудило , но все это происходило не без помощи преподавателя. Я не буду во всех грехах винить учителей , но часть того , что настоящие дети стали такими какие они есть, есть и  вина учителя , а вернее системы, расхолаживающей темперамент начинающего учителя…
   Так вот, пришлось мне сдавать экзамен , сейчас даже и не вспомню какой конкретно, да это и не важно , только время было такое , что многие преподаватели брали определенную таксу за нужную оценку в дипломе, что греха таить было , есть и, наверное, будет такая система; ведь ни для кого не секрет , что преподаватель вынужден делиться с завкафедрой, а тот с проректором, а тот с ректором, а тот с министерством, чтобы получить индульгенцию, т.е лицензию на право преподавания ВУЗа в течении 1 или 2-х лет , но не более , а следующий раз, через года снова заносите , впрочем,  как , наверное, и во всех государственных учреждениях? А вы мои наивные читатели думали , что движет наукой и образование бескорыстие и тщеславие , в хорошем смысле, увы …Везде деньги, и  как нам не верить ,если все газеты пишут ,что больше всего коррупции  в системе образования , а уж потом  в полиции, администрациях и тд. Но , я не об этом, про это писано переписано , но одним страхом , что человек будет наказан за « самовозблагодарение», как сказали бы 200 лет назад во времена Н.С. Лескова, дела не исправить; ведь сам студент видит и учится, как надо брать взятки, кому давать и сколько, и что самое главное не ошибиться  с тем  с кем этой взяткой поделиться. Вот так! А вы спрашиваете нас откуда у нас такая коррупция ?  От туда…
   А готовились мы к экзамену обычно ночами, днем ,как обычно ,своих дел хватает, а страх рядом, завалить сессию, пересдавать , особенно, если лекции ты особо не посещал, учился по чужим конспектам, в библиотеке нахватаешь учебников, которые тебе достались и зубришь до утра, а если у тебя еще заниженная самооценка , то страх  у тебя  усиливается вдвойне, а ты его не показываешь, только в глазах у своего товарища читаешь, такого ,как ты трусишки ; самое главное тут не заистерить , а то  забудешь все, что знал, а вот если в наглую попробовать , глаза сделать умные, то может и пронесет или с вопросом повезет... Кто ходил на лекции те , конечно поувереннее себя ведут, особенно отличники или у кого мама с папой работают в институте или родственники или знакомые, и вообще, местным легче сдавать , а мы из деревни- что мы знаем о людях, кроме своих односельчан и родителей, и не знакомы ни с кем.
 Вызвали меня к преподавателю , дали билет , усадили на свободный стул рядом со  стулом , куда садится экзаменуемый, готовлюсь, а краем уха все слушаю- вдруг , что полезного для своего ответа услышу и вижу присаживается рядом самый у нас на курсе «деловой» и «блатной» студент, и так ему в наглую передает конверт , а препод оставил его на столе и сам слушает внимательно наглеца , а тот внаглую на него смотрит , мол , о чем тут разговаривать и так все ясно . Стал ему препод задавать вопросы , а тот никак на них ответить не может , стал еще спрашивать наводящие вопросы , и такие простые , что я бы давно ответил, а тот мычит и только краснеет, стало все ясно;  взял препод конверт, раскрыл не стесняясь , пересчитал , вынул оттуда сто долларов , а остальной конверт ему возвращает и в зачетку ставит неуд, вот так просто и в глаза ему спокойно смотрит, мол, проваливай , придешь после сессии на пересдачу . Вот это был номер!  А затем меня приглашает, и билет мой берет в руки, я тут начал нести все , что знаю по вопросу , а он меня слушает, а сам улыбается… Ответил я кое как на все вопросы, а он мне говорит :
- Вы, наверное, удивлены моим поведением , так это так и нужно делать хорошему учителю , а вы если будете преподавать когда ни будь, то учитесь. Ведь мы, учителя, про вас все знаем , у нас есть на каждого студента сопроводительный лист, где указаны ваши способности и черты характера, да и на лекциях мы вас примечаем, как вы себя ведете, как относитесь к предмету, понимаете ли вы его  , или только для проформы заучиваете все наизусть , а так нельзя, нужно  самое главное понимать суть предмета , что, как, почему , ну ,не можете вы хорошо выразить свои мысли , но мы же все видим, способны ли вы или нет, талант ведь к вам придет; у каждого все в свое время, и говорить будете внятно и мысли выражать доступно, только все в свое время, только нужно обязательно собой заниматься постоянно, вплоть до самых последних дней своей жизни .
   И все это мне он объяснил за несколько минут, и мне все стало ясно , я все понял  , пропал страх…
 - А с этим студентом,- продолжает препод ,- пускай завкафедрой решает , ведь я его просто проучил , чтобы он понял , что не все определяется деньгами , и как высокооплачиваемый учитель взял деньги за занятие , ведь берут деньги учителя, занимаясь на дому с учениками , так и я с него взял, разве я его не научил, что так делать нельзя , и если честно, то к нашей профессии инженера-механика он вообще не подходит, ему бы куда ни будь в торговый вуз или в театральное училище , ведь ,как я его понял, он хочет быстро со своей профессии « срубить» бабки , или просто ему нужен диплом лишь для корочки и чужое место зря занял в рядах студентов , а настоящий инженер- мыслитель остался за бортом… Видите, в вашем листе есть запись, что вы способный, но малоактивный и я все таки поставлю вам отлично и дам вам список специальной литературы в надежде , что вы станете хорошим инженером , а может и талантливым изобретателем.
И вот я стал инженером , у меня семья, дети и также стал преподавателем, но в училище, и в первые мои годы преподавания забыл заповедь моего учителя и на выпускном экзамене своей студентке за мой курс лекций выставил неуд , который не давал права ей получить диплом специалиста , лишь только после пересдачи предмета через год. Конечно , я удивил всех своей настойчивостью; я был молод, принципиален, я был уверен , что такой студентке не место в нашей профессии. На следующий год студентка не пришла на пересдачу, может, замуж вышла, все забыто , но вдруг я ее случайно встречаю на рынке, торгующей жаренные семечки- я ее узнал и она меня узнала и мне , вдруг, стало стыдно – ведь это я виноват , что она здесь торгует в холод и жару семечки , а не поступи я принципиально, ее судьба сложилась бы иначе, получила бы специальность, устроилась на работу, научили бы ее , ведь и «медведей учат ездить на велосипеде», это я виноват , что не научил ее понимать мой предмет, ведь каждому нужен определенный подход, «разжевать», заинтересовать специальностью , я виноват в ее судьбе…Осознав все это , я ,конечно, не долго занимался самобичеванием , но никогда больше так не поступал, выделял неуспевающих и больше уделял им внимание , а неудов никогда в жизни уже не ставил.
                24.12.2022.


Рецензии