Большой, Меньшой и Малыш

                Глава из повести  "Чемпион"
                http://proza.ru/2015/01/30/180

      Моего младшего брата Мама ласково называла Малышом. Так прилипло и во дворе. Так его продолжали называть, когда он, через несколько лет после меня пришел на берег Великой и сел в каноэ. Он стал третьим каноистом по фамилии Васильев. С лёгкой руки одноклассника Валерки  Васильева меня стали звать Большим, его - Меньшим. Малыш остался до поры Малышом.

     Брат Коля, почти на четыре года младше меня. Но на тренировки вслед за мной он стал ходить по возрасту намного раньше, чем я. Чуть-чуть, сантиметра на два,  пониже. Более уличный,  меньше комплексов и конфликтов со средой. Более развитый физически, он и на воде быстрее освоился. Уверенно занял место в юношеской сборной. А потом, на областных соревнованиях как-то даже и меня наказал. Не зевай.

     Всё складывалось ровненько. Но в десятом классе, на длительной лыжной тренировке брат неосторожно попил воды из родника на берегу Козляевки, что разделяет Корытовский лес на ближний и дальний. Двустороннее воспаление лёгких отбросило его назад на пару лет. Восстанавливался он долго и тяжело. В армию, спецназ в Промежицах, ушел кандидатом в мастера спорта. За два года армейской службы брат окреп и вошёл в форму. В школе безнадёжный троечник, но это не помешало ему во время службы, - Оказывается, я умный, и за что мне только двойки в школе ставили? - основательно подготовиться и через пол года после армии успешно сдать экзамены в Высшую Следовательскую школу в Волгограде. Там, совмещая учебу, тренировки, сборы и выступления в соревнованиях, уже за сборную Волгограда, он добился большего, чем я. Школа много значит.  В Волгоградский институт физкультуры, да и не только, охотно брали наших ребят. Оценки оценками, но, как говорил зав. кафедрой гребли и главный тренер сборной Волгограда и России Шубин,  тренер должен прежде всего знать, что такое весло.
Будущий тренер по каноэ Пскович Володя Лудилин и стал Волгоградским напарником брата, будущего следователя. Псковская двойка принесла немало медалей и призовых очков и сборной Волгограда и команде России.

     В сорок седьмой железнодорожной школе, где я учился с пятого класса, а брат с первого, тогда всё, и хорошее и не очень, делалось хором. В седьмом классе все ринулись в дом пионеров, в фехтование. Рапиру, шпагу, эспадрон - саблю я освоил. У меня получалось хуже, чем у развитых уличных ребят. Но ходил. Я был выше своих одноклассников, в фехтовании высокий рост при прочих равных качествах -  тоже преимущество. Тренер, Валерий Борисович, видя мои малоуспешные старания, несколько раз оставлял меня после тренировок, показывал специальные упражнения, развивающие реакцию и точность.
    Как то в школе, перед контрольной по математике, собрался классный «военный совет». Тон тогда в классе задавали уличные, ребята в общем то неплохие и интересные, но с математикой не в ладах. Решили прогулять, да ещё и все вместе. Я - против, о чем и сказал одноклассникам. Но большинство,… промолчало. Массового исхода не получилось. Контрольная состоялась, прогульщики получили заслуженные двойки. От меня как от «штрейкбрехера» отвернулись. Отвернулись не все. Большинство? От большинства ничего не зависит. Как правило, правит маленькая кучка. И если это спаянная кучка негодяев... Слово вроде бы грубое, а ведь перевод его "на русский" очень прост: делающие негодное.  Бойкот. После тренировки иду домой. Один. Товарищи приотстали. Догоняет Валерка: «Вася, постой». Неужели не один? Оглядываюсь. И по зубам. Не сильно, не больно, но от Валерки? Парень думающий, справедливый. Не ожидал.  Обидно.   Шагах в десяти от нас они, остальные мои одноклассники. Ждут, что будет. Отвечать не стал.  Утёрся. Ожидаемая драка не состоялась.

               Трудно у меня было тогда с этим делом. В раннем детстве, лет до трёх, я рос почти без ровесников, в детский сад не ходил. Может от этого и некоммуникабельность, застенчивость. После смерти отца в шестидесятом, наша семья - мама, я, и младший брат, он тогда только собирался идти в первый класс, переехала, точнее, вернулась из районного Острова в областной центр. Поближе к бабушке и сёстрам маминым. Мама переживала за нас, боялась конфликтов: «Пусть вас обижают, только вы никого не трогайте», - не раз повторяла она нам. Своеобразное психо-лингвистическое программирование. Сейчас это иногда называют и «зомбированием». Но без конфликтов в школе и во дворе не получалось, вынуждали и драться. Как это было страшно для меня. Боялся не боли, боялся нарушать «табу», запрет.

     И во дворе и в школе существовал, как, впрочем, и везде, определенный круг подстрекателей. Позднее, прочитав «Маугли» Киплинга, я про себя стал звать их шакалами. Они сами были и невзрачны, как-то мелки, если не ростом, то характером, слабы физически и ничего по жизни всерьёз не могли. Их почему-то никто никогда и не трогал: «На пустое место и собака не лает». Но они, как будто получали огромное удовольствие, «подрастали» в собственных глазах, когда удавалось поссорить, стравить друг с другом, в общем-то, нормальных, могущих  ребят.   
     В фехтование ходить  я перестал, да и кружок наш распался. Вскоре ребята, забросив фехтование, ненадолго увлеклись боксом. Потом настала очередь гребли. Позднее класса с девятого сменились неформальные лидеры класса. Мальчишки частью отсеялись, ушли кто в другие школы, кто в ПТУ. В классе стали цениться и сообразительность и неплохая учеба, да и я, может благодаря постоянным тренировкам,  выровнялся и окреп. Пусть грудь и осталась такой же рахитичной и впалой, но раздались плечи, изменилась осанка. Даже кличку от девчонок получил "Квадратный Вова".
     Тренер, Валентин Михайлович, до службы и в армии был боксёром - перворазрядником. Был даже Чемпионом группы Советских войск в Германии. Занятия боксом и выступления на ринге ему пришлось прекратить из-за ухудшающегося зрения. Зимой на тренировки в зале он иногда приносил боксёрские перчатки и немного учил нас азам боксерской науки. Так, что, безнаказанно ударить меня было уже нельзя. Валеркин удар запомнил. Обиды не было. Наоборот. Я сознавал его некоторую подневольность. Он, наверное, тоже помнил. Пока жизнь не развела нас по разным дорогам, Валерка, до поры соперник в спорте, по жизни всегда был мне верный, настоящий товарищ.

     «Тимохин клуб» Спортивный лагерь. Славик Новиков. Близняшки Худевичи, Танечка и Людочка. Оглобля. Возвращённый долг. И урок на всю жизнь.  Я по жизни  не имею права быть трусом. (Эти эпизоды так пока и не написаны,)

     Год зимней Олимпиады в Гренобле. Сборы в Тарту на школьных весенних каникулах. Я на денёк задержался, сдавал зачет в институте. Поезд Москва - Таллин, в четыре утра во Пскове, рано утром уже в Тарту. В плацкартном вагоне почти пусто. Спать не хочется, присел с книжкой у окна. Уже на эстонской стороне в вагон вошла молодая компания, человек пять. Присели рядом. Эстонцы.  Обменивались между собой редкими фразами не по-русски - народ неразговорчивый, но, увидев стоящее рядом с моей сумкой весло, спросили: - Спортсмен? Как вас Швеция, всего восемь миллионов, а причесала. - Вас тоже. Мы живём в одной стране. - Оно и плохо. - Слово за слово, дошло до обидного. Вижу, проводница в третий раз мимо проходит и что-то показывает мне знаками. Потом подошла: - Ваша остановка. - Вроде бы рановато. - Но взял весло, сумку и за проводницей на выход. Посадила она меня в служебное купе: - Вот так на прошлой неделе у меня пассажира зарезали. Тоже всё с разговора началось.
     Через полчаса поезд остановился на вокзале в Тарту. Поблагодарил, пожелал доброму человеку счастливого пути. Иду по перрону, под впечатлением вагонного разговора. Утро, но пока темно. Морозец, снежок. Вдруг из-за киоска кто-то выскакивает. В одной руке у меня тяжелая сумка, в другой весло с подушкой под колено.  Я, отшатнувшись, поскользнулся, чуть на зад не сел. А это Валерка, не поленился, меня встречать пришел.


     Весенние областные сборы в Тарту на быстрой Эмайыге (по русски Мать - река).  Первые после открытия сезона соревнования на кубок Эмайыги, потом товарищеская встреча в Таллине - занимали постоянное место в спортивном календаре псковских гребцов, считай, традиция.  То ли дружба, то ли ревнивое соперничество. В Тарту была сильная команда каноистов. Калашникову - Ветерану удавалось выиграть в одиночке. Мы с Витей в двойке чаще проигрывали. Тем дороже были победы. Зато в Таллине на загородном озере даже на открытом первенстве Эстонии спортивное счастье чаще улыбалось нам.

    На сборах в Тарту жили обычно в русскоязычной школе. Раскладушки стояли прямо  в спортивном зале, каникулы. Местные ребята и на каникулах не забывали школу. Запомнились школьные вечера отдыха. Раскладушки мы убирали и, начиналось. Сначала волейбольный или баскетбольный матч, или что-нибудь, называемое сегодня капустником, потом вечер танцев под школьный эстрадный оркестр. Оркестр играл без перерывов весь вечер. Одни ребята сменяли других, казалось, вся школа владеет музыкальными инструментами. Мы, приезжие, ребятам совсем не мешали. Пусть возрастом постарше, но девчонок, как почти везде, в школе было больше, чем мальчишек.
      Не знаю, кому пришла в голову идея о товарищеской встрече по волейболу. Хотели встретиться со сборной школы, но учитель физкультуры посоветовал начать с восьмиклассников. Они де тоже горят желанием. Полный зал. Построились. Представили школьную команду. В команде и эстонские имена Хейно, Тыну…, есть и русские.  Восьмой класс, седьмой класс, кто-то даже из шестого. Представили и нас. Сборная гребцов псковской области. Перворазрядники, кандидаты, мастера спорта и Ветеран - МСМК. Аплодисменты.
      Свисток судьи и, началось. Мы подавали, принимали, разыгрывали, пытались бить. Но руки, привыкшие к тяжелой работе на воде, не очень-то хорошо чувствовали лёгкий мяч.  Мальчишки, напротив, как-то незаметно перемещались, закрывая всё пространство на площадке, всё время оказывались под мячом в нужный момент и в нужном месте, принимали, иногда кувыркаясь, разыгрывали и посылали мяч, отыскивая пустые места на нашей стороне площадки. Из десятки нас не выпустили ни в одной из трех игр. После игры умылись переоделись и, танцы. О нашем «позорном» проигрыше, о встрече со сборной школы  хозяева тактично не упоминали.


Рецензии
Согласен, спорт здорово помогал стать крепче и сильнее. И Вы это здОрово показали в этой главе. Я был деревенским пацаном, до школы 5 км, ездил на велосипеде, всегда торопился домой. Те спортивные кружки, которые были в школе, прошли мимо меня. Поэтому физически не развился, но сильно вырос. Такие дела,..

С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   27.12.2022 19:25     Заявить о нарушении
Иван Васильевич! Спасибо за отзыв. Деревенский образ жизни,
плюс физическая работа - это не меньше, чем спорт.
Другое дело - привычка к регулярным
физическим нагрузкам.

Василий Овчинников   27.12.2022 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.