Шестнадцать черных лебедей

               
         Учебный вылет на военно-транспортном самолете Ан-26 из Красноводска в Сухуми совпал с предновогодней подготовкой к празднику. В самолете находились шестнадцать человек, четыре экипажа, из них: четыре командира, четыре вторых пилота, бортинженеры, радиомеханики и «зайцы», решившие затариться в Сухуми мандаринами для детей и родственников.

Один экипаж летел из Красноводска до Сухуми, второй экипаж должен лететь от Сухуми до Ростова.
 В Сухуми загрузили мандарин детворе для подарков, но милиция потребовала выгрузить, так как вывоз цитрусовых из Сухуми был запрещен. Пока разбирались, прошло более двух часов. Прилетели в Ростов, аэродром перегружен и непогода, снова потеряли время. 
 
В тот вечер в донской столице погода была отвратительная: ветер и туман. Самолет задержали на два часа из-за метеоусловий, а также перегрузкой аэропорта, который находился тогда в черте города. Аэропорт был не такой большой в то время, и задержка двухчасовая рейса из Сухуми потребовала от сотрудников изрядных усилий и это стало еще одним кирпичиком в ряду фатальных случайностей, которые привели к трагедии.

 Наконец наступил просвет и транзитникам разрешили вылет. Из аэропорта военный транспортный самолет Ан-26 стартовал только в двадцать часов сорок минут с новым учебным экипажем по маршруту Ростов – Красноводск.   
Перед вылетом из Ростова с ним была проведена предполетная подготовка в полном объеме, но повторной метеоконсультации после задержки с вылетом, экипаж не проходил.

При запуске возникла проблема со вспомогательным двигателем. Но экипаж от полета не отказался и на свой риск решил взлететь. В итоге «взлетная масса превысила расчетную около одной тонны (943 кг.). Разбег и взлет прошли нормально, но на высоте семидесяти метров началось плавное уклонение влево от линии пути из-за бокового ветра и неточного выдерживания экипажем курса.

 Беда в том, что пилоты этого не заметили – скорее всего из-за темноты и тумана, ведь это было двадцать третьего декабря, когда быстро темнеет, а в момент их вылета, это уже чуть ли не ночная темень. Вертикальная видимость,  составляла шестьдесят метров, горизонтальная семьсот двадцать метров. На высоте ста семидесяти метров убрали закрылки. И здесь свою роль сыграла особенность военного транспортника Ан-26, у которого закрылки убираются быстрее, чем у других самолетов. Это требует от пилотов быстрой реакции, но в этот раз они не справились, пропустили момент проседания самолета, слишком поздно потянули на себя штурвал.

 Самолет стал снижаться и закрылками зацепил верхушки деревьев, а затем на скорости четыреста пять километров в час врезался в деревья. У него отвалилась правая часть крыла, а через семьдесят пять метров он ударился о землю правым двигателем и хвостом. Все, кто находился в самолете от страшно прогремевшего на всю округу взрыва, мгновенно погибли. Время полета составило одну минуту сорок секунд.

Комиссия дала заключение: «Причиной катастрофы явились недостаточные и несвоевременные действия экипажа по балансировке самолета в процессе уборки закрылков после взлета и столкновения с препятствиями в сложных метеоусловиях».

       После этого крушения в РЛЭ внесли изменения по порядку уборки закрылков, чтобы не допускать перегруза.

Шарову Геннадию Лукичу было - тридцать три года, Сухомлинову Андрею Валентиновичу -  двадцать два года, Ткаченко Виктору – двадцать один год, Дашлиеву Юрию - тридцать лет, Дементьеву Ивану -  двадцать три года, Гетманову Николаю - двадцать девять лет, Левада Сергею Акимовичу - двадцать девять лет, Каплину Владимиру Александровичу -  двадцать шесть лет, Бабкину Николаю - двадцать четыре года, Глекову Михаилу Егоровичу - тридцать шесть лет, Ишметову Млдаману - тридцать лет, Алексеенко Станиславу - тридцать лет, Бигееву Равилю - тридцать пять лет, Устюгову Владиславу - двадцать семь лет, Андрееву Виктору Васильевичу тридцать лет.
 
Все летчики были похоронены на одной аллее кладбища в Красноводске. На авиационном предприятии города им установили памятную Стеллу. В небо поднялись шестнадцать черных лебедей.


Рецензии